СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2001 года по МПК F02D31/00 F02D35/02 

Описание патента на изобретение RU2168647C1

Изобретение касается способа регулирования частоты вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, например дизель-генераторной силовой установки магистральных тепловозов.

Известны способы регулирования частоты вращения, когда за определенный, строго фиксированный отрезок времени, подсчитывают количество импульсов датчика, интегрируют их, полученное напряжение сравнивают с напряжением задатчика и по результатам сравнения формируют управляющее воздействие на топливозадающий орган двигателя [1].

Известны также способы регулирования, когда в качестве регулируемой величины используют промежуток времени между импульсами датчика, сравнивают эту величину с заданной и по результатам сравнения вырабатывают управляющее воздействие [2].

Особенностью этих способов является низкая точность поддержания заданной частоты вращения двигателя на малых оборотах.

Целью изобретения является повышение точности поддержания скоростного режима дизеля как на малых оборотах, так и на номинале.

На чертеже представлена схема реализации способа.

В ПЗУ Программ 15 с помощью программатора 16 заносят массив чисел, соответствующий пятнадцати позициям контроллера пульта управления 4. В момент начала работы информация из ПЗУ переписывается в ОЗУ 9. Датчик 1, установленный на двигателе, например, на зубчатом венце маховика, вырабатывает импульсы, частота следования которых пропорциональна частоте вращения коленчатого вала дизеля. Через компаратор 2 эти импульсы поступают в буфер 7 микроконтроллера и одновременно на счетчик импульсов в арифметико-логическом устройстве 8.

Интервал счета импульсов задают с помощью генератора 3, делителя частоты 10 и управляемого счетчика 6 и представляют в буфере 7 в виде числа, соответствующего определенному времени счета. Для дизелей с различным скоростным диапазоном и различным числом зубьев маховика этот интервал можно выбирать в пределах от 5 до 60 мс, что осуществляется с помощью программатора 16.

Скорость прохождения каждого импульса датчика также представляют в буфере 7 в виде чисел, которые суммируются нарастающим итогом до тех пор, пока их сумма не станет равной, или больше того числа, которое соответствует заданному времени счета импульсов. Таким образом, время счета заканчивается только при прохождении целого числа импульсов и поэтому не является строго фиксированным, т.е. может изменяться в пределах длительности прохождения одного импульса. Это позволяет избежать ошибок в подсчете количества импульсов и, следовательно, повысить точность измерения скоростного режима. После этого счетчик 6 сбрасывается и со следующего импульса начинают отсчет нового временного интервала счета, а информация буфера 7 переписывается в арифметико-логическое устройство 8.

В этом устройстве на основании информации буфера и счетчика количества импульсов датчика вычисляется средняя частота вращения коленчатого вала дизеля за период счета

где С - постоянный коэффициент,
Z - количество импульсов, подсчитанное за период счета,
Δt* - - фактически полученный интервал счета для количества импульсов Z.

Полученное значение средней частоты вращения за период Δt* сравнивают с заданным значением частоты вращения, которое выбирают из ОЗУ 9 микроконтроллера путем активизации нужной части массива чисел управляющим воздействием с пульта управления 4.

По результатам сравнения вырабатывают регулирующее воздействие, которое с помощью широтно-импульсного модулятора 11 управляет работой ключевого усилителя мощности 13 и исполнительного устройства 14 регулятора подачи топлива.

Длительность периода расчета средней частоты вращения, сравнения результатов и выработки управляющего воздействия выбирается значительно меньше минимальной величины интервала счета импульсов (т.е. около 1,5 мс).

Это позволяет снизить фазовое запаздывание в системе регулирования и повысить ее динамическую точность.

Источники информации
1. В.В. Бондаренко, Г.В. Мельник, А.Н. Руденко. Электронные системы регулирования ДВС за рубежом: Обзор. - М.: ЦНИИТЭНтяжмаш, 1988. - 28 с., ил. - (Двигатели внутреннего сгорания. Сер. 4. Вып. 3).

2. Б.П. Колосов, В.Ф. Руденко, В.И. Харитонов. - Способ автоматического регулирования частоты вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления. - Авторское свидетельство СССР N 1474307, кл. F 02 D 41/00, 1989 г.

Похожие патенты RU2168647C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Фурман В.В.
  • Кирьянов А.Н.
  • Лобанов С.В.
  • Коссов Е.Е.
RU2182086C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАПАЛЬНОЙ ДОЗЫ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА В ДИЗЕЛЯХ, РАБОТАЮЩИХ ПО ГАЗОДИЗЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Протасов Д.Б.
RU2182249C2
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Фурман В.В.
  • Чертов С.Н.
RU2179253C2
ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТОПЛИВОПОДАЧЕЙ ДИЗЕЛЯ 2000
  • Фурман В.В.
  • Кирьянов А.Н.
  • Панов С.В.
  • Иванов В.А.
  • Лобанов С.В.
RU2199676C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОТОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ЧАСТОТЕ ВРАЩЕНИЯ И ПОЛОЖЕНИИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДЛЯ СИСТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ МНОГОЦИЛИНДРОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Трюбер Сергей Сергеевич
RU2390745C2
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОПЛИВОПОДАЧИ В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВПРЫСКОМ ТОПЛИВА ВО ВПУСКНОЙ ТРАКТ 1997
  • Гирявец А.К.
  • Муравлев В.В.
RU2117798C1
СПОСОБ ПИТАНИЯ ГАЗОДИЗЕЛЯ 2001
  • Фурман В.В.
  • Коссов Е.Е.
RU2207441C2
Способ автоматической настройки ПИД-регулятора для управления дизельным двигателем в составе электроагрегатов и электростанций 2016
  • Хрящев Юрий Евгеньевич
  • Епанешников Дмитрий Андреевич
  • Овчинников Сергей Владимирович
RU2653938C2
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО С КРЕСТООБРАЗНЫМ ПРУЖИННЫМ ШАРНИРОМ 2008
  • Фурман Виктор Владимирович
  • Иванов Виктор Алексеевич
RU2390817C2
МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Жуков Ю.Н.
RU2011853C1

Реферат патента 2001 года СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к системам регулирования двигателей внутреннего сгорания. В дискретные отрезки времени измеряют регулируемую величину, сравнивают ее с заданным значением, по результатам сравнения вырабатывают управляющее воздействие и передают его на орган дозирования подачи топлива. Для расширения сферы применения способа по типам дизелей и условиям их работы дискретные отрезки времени измерения регулируемой величины варьируют по длительности. Для повышения стабильности процесса измерения регулируемой величины, начало каждого дискретного отрезка времени измерения синхронизируют по переднему фронту импульсов датчика частоты вращения. Для минимизации погрешностей измерения регулируемой величины в дискретные отрезки времени включают только целое число импульсов датчика частоты вращения, а следующий дискретный отрезок времени измерения начинают со следующего за ним импульса датчика. Технический результат заключается в повышении точности поддержания скоростного режима двигателя. 4 з.п.ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 168 647 C1

1. Способ автоматического регулирования частоты вращения вала двигателя внутреннего сгорания, при котором в дискретные отрезки времени измеряют регулируемую величину, сравнивают ее с заданным значением, по результатам сравнения вырабатывают управляющее воздействие и передают его на орган дозирования подачи топлива, отличающийся тем, что для расширения сферы применения способа по типам дизелей и условиям их работы дискретные отрезки времени измерения регулируемой величины варьируют по длительности. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что для повышения стабильности процесса измерения регулируемой величины начало каждого дискретного отрезка времени измерения синхронизируют по переднему фронту импульсов датчика частоты вращения. 3. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что для минимизации погрешностей измерения регулируемой величины в дискретные отрезки времени включают только целое число импульсов датчика частоты вращения, а следующий дискретный отрезок времени измерения начинают со следующего за ним импульса датчика. 4. Способ по пп. 1 - 3, отличающийся тем, что для повышения точности поддержания частоты вращения измерение регулируемой величины производят несколько раз за один оборот вала двигателя. 5. Способ по пп.1 - 4, отличающийся тем, что для минимизации фазового запаздывания в системе регулирования время расчета величины регулирующего воздействия выбирают меньше минимального дискретного отрезка времени измерения регулируемой величины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2168647C1

Способ автоматического регулирования частоты вращения вала двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления 1986
  • Колосов Борис Петрович
  • Руденко Владимир Федорович
  • Харитонов Владимир Иванович
SU1474307A1
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И СПОСОБ РЕГУЛИРОВКИ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 1995
  • Коттон Брайен Сэксон
  • Торнберг Кристофер Аллен
RU2142567C1
DE 3344585 A1, 13.06.1985
DE 3437324 A1, 10.10.1984
Клеверотерка 1934
  • Полетаев С.В.
SU42364A1
Электрическая лабораторная струйная печь 1958
  • Семенов С.Н.
SU121066A1

RU 2 168 647 C1

Авторы

Фурман В.В.

Лобанов С.В.

Протасов Д.Б.

Даты

2001-06-10Публикация

1999-12-14Подача