Изобретение относится к легкой промышленности, к приемам обучения с использованием демонстрационных средств.
Известен способ оценки знаний обучаемых, которым предоставляют демонстрационное средство с изображенными на нем словосочетаниями, в которых в части слов пропущены буквы. Обучаемые переписывают задание, вставляя в слова пропущенные буквы. Затем педагог проверяет правильность выполнения письменной самостоятельной работы (М.М.Разумовская и др. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1999, с. 27, упр. 68).
Однако в данном известном способе не решается задача быстрой проверки знаний обучаемых: сначала учащиеся полностью переписывают информацию с демонстрационного средства, вставляют пропущенные буквы, а затем преподаватель полностью прочитывает сделанные учащимися записи и дает оценку их правильности, что отнимает значительное время как на выполнение письменной работы учащимися, так и на проверку преподавателем правильности выполнения работы учащимися.
Известен способ оценки знаний обучаемых, включающий использование демонстрационных средств (Патент РФ N 2060559, кл. G 09 В 3/00, 1996) - прототип.
Данным известным способом предусмотрено использование специального устройства в качестве демонстрационного средства. Таким устройством располагают не все учебные заведения. Кроме того, пропускная способность у такого устройства низкая, так как на нем по очереди должен поработать индивидуально каждый ученик.
Ускоренная проверка знаний учащихся обеспечивает не только экономию времени, необходимого для выполнения проверки, но и, что самое важное, позволяет быстро проинформировать ученика о допущенной им ошибке. Как известно, чем раньше ученик осознанно исправляет ошибку после того момента, как он ее допустил, тем лучше он усваивает правильный вариант написанного. Если учитель проверяет тетради с самостоятельными работами учеников вне занятий, то сведения о допущенных ошибках ученики получают после большого перерыва. Опыт показывает, что такую информацию, полученную с большим перерывом, ученик практически не усваивает.
Кроме того, быстрая проверка самостоятельных работ во время занятия не позволяет ученикам успеть отвлечься от содержания информации, излагаемой им преподавателем.
Техническим результатом, достигаемым при реализации настоящего изобретения, является быстрая проверка знаний обучаемых, возможность выполнения ими нескольких самостоятельных работ на одном занятии при оперативном ознакомлении их с результатами выполнения работ.
Данный технический результат достигается тем, что в способе оценки знаний, включающем использование демонстрационных средств, отличительной особенностью является то, что при оценке правильности написания слов, и/или словосочетаний, и/или предложений используют два вида демонстрационных средств: средства первого типа с изображенными на них словами, и/или словосочетаниями, и/или предложениями с пропущенными в них элементами: буквами, и/или дефисом, и/или указанием ударного гласного, и/или знаками препинания и средства второго типа, на которых перечислены элементы, пропущенные в словах, и/или словосочетаниях, и/или предложениях, изображенных на средствах первого типа.
Указанный технический результат достигается также тем, что при выполнении письменных работ, подлежащих оценке, обучаемые используют демонстрационные средства первого типа в качестве задания и делают записи только пропущенных элементов, формируя при этом запись, тождественную информации, размещенной на средстве второго типа, а для оценки правильности записей их сопоставляют с соответствующим средством второго типа, причем сопоставление осуществляет преподаватель или сам обучаемый.
В конкретном исполнении средство второго типа может быть разбито на индивидуальные ячейки для каждого пропущенного элемента на соответствующем демонстрационном средстве первого типа.
Рекомендуется в средствах второго типа и в тождественных им записях обучаемых отделять элементы один от другого пробелом, или запятой, или точкой с запятой, или чертой.
При указании ударного гласного в записях обучаемых или в демонстрационных средствах второго типа целесообразно указывать порядковый номер, если данный гласный повторяется в проверяемом слове.
На фиг. 1-5 представлены демонстрационные средства первого типа.
На фиг. 1a-5a представлены соответствующие фиг. 1-5 демонстрационные средства второго типа.
Ниже приведены примеры реализации изобретения.
Пример 1. Индивидуальное средство первого типа (фиг. 1) было предоставлено каждому обучаемому (в группе обучалось 50 человек) для выполнения самостоятельной работы. Ученикам было предложено сделать запись букв, пропущенных в словах. Быстро записав буквы, ученики сформировали запись, тождественную той, которая представлена на средстве второго типа (фиг. 1a). Проверку правильности выполнения самостоятельной работы преподаватель или присутствующий на занятии ассистент преподавателя выполняли путем сопоставления сделанных учениками записей с содержанием демонстрационного средства второго типа (фиг. 1a). Выполнение самостоятельной работы группой учащихся из 50 человек и проверка правильности выполнения работы учащимися заняли в общей сложности не более 10 мин. Это позволило осуществить выполнение пяти самостоятельных работ за 2,5 часа занятий. Важно, что ученики быстро получали информацию о допущенных ими ошибках и, выполняя несколько самостоятельных работ на одном занятии, надежно усваивали новую информацию.
Пример 2. Получив индивидуальные демонстрационные средства первого типа (фиг. 2), школьники быстро выполнили самостоятельную работу. Задание состояло в необходимости показать наличие или отсутствие дефиса. Правильность выполнения работы ученики проверили самостоятельно, сопоставляя сделанные ими записи с содержанием индивидуального демонстрационного средства второго типа (фиг. 2a), которым был снабжен каждый ученик. Оперативная проверка правильности выполнения самостоятельной работы способствовала быстрому запоминанию учащимися правильности написания проверяемых слов.
Пример 3. На крупногабаритном демонстрационном средстве первого типа (фиг. 3), вывешенном перед группой учеников в 60 человек, были написаны слова с пропущенными согласными буквами. В тетрадях для самостоятельных работ ученики записывали только пропущенные буквы. Работа была выполнена за 3 мин. После этого учитель вывесил крупногабаритное средство второго типа (фиг. 3a), и ученики имели возможность самостоятельно проверить правильность выполнения ими задания.
Пример 4. Изложив правила чередования гласных И-Е в корнях слов БИР-БЕР, МИР-МЕР, СТИЛ-СТЕЛ, учитель раздал ученикам индивидуальные демонстрационные средства первого типа (фиг. 4). В группе занималось 45 человек. Задание было выполнено группой за 7 мин и проверено присутствовавшим на занятии ассистентом педагога за 10 мин путем сопоставления записей учеников с демонстрационным средством (фиг. 4a). Последующий беглый опрос показал, что все ученики, занимавшиеся в группе, надежно усвоили новое для них правило.
Пример 5. В группе из 57 человек была проведена самостоятельная работа с использованием индивидуальных демонстрационных средств первого типа (фиг. 5). Ученики записывали в тетрадях только пропущенные буквы, на что потребовалось 8 мин времени. За следующие 6 мин ученики самостоятельно проверили правильность выполнения ими самостоятельной работы, сопоставив свои записи с демонстрационным средством второго типа (фиг. 5a). Быстро получив результаты проверки, ученики с интересом выполняли следующие самостоятельные работы на этом же занятии.
Пример 6. На занятии продолжительностью 4,5 часа группа учеников от второго до одиннадцатого класса общеобразовательной школы выполнила все работы с демонстрационными средствами 1-5, что по содержанию соответствует программе шести классов общеобразовательной школы (кроме морфологии). При беглых опросах ученики надежно закрепили информацию, изложенную им на одном продолжительном занятии. Индивидуальные демонстрационные средства первого и второго типов (фиг. 1-5 и фиг. 1a-5a) были предоставлены ученикам после проведения занятий в группе, и они могли пользоваться ими в дальнейшем во время учебы в общеобразовательной школе, где учителя отмечали выраженные успехи этих учеников по сравнению с их учебой до занятий в группе.
Таким образом, способ согласно изобретению успешно решает задачу ускоренного выполнения проверки знаний обучаемых в группе, что положительно сказывается на качестве усвоения ими нового материала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ | 2000 |
|
RU2168770C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ | 2000 |
|
RU2171502C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ | 2000 |
|
RU2168772C1 |
СПОСОБ Т.В.ЗОТОВОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ГРУППЫ ОБУЧАЕМЫХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИХ ОПРОСА | 1998 |
|
RU2141688C1 |
СПОСОБ Т.В.ЗОТОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ | 2002 |
|
RU2216785C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАБЛЮДАЮЩИХСЯ У ПСИХИАТОРОВ, ПСИХОНЕВРОЛОГОВ И НЕВРОПАТОЛОГОВ | 2000 |
|
RU2203103C2 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РАЗДЕЛУ ЯЗЫКА - МОРФОЛОГИИ | 2000 |
|
RU2168769C1 |
СПОСОБ ЗОТОВОЙ Т.В. ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ОБУЧАЕМЫХ | 1998 |
|
RU2143747C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЕМЫХ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2000 |
|
RU2168773C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ | 2000 |
|
RU2171503C1 |
Изобретение предназначено для использования при обучении и позволяет повысить эффективность обучения. Обучаемых снабжают демонстрационными средствами первого типа, в которых представлены слова, словосочетания, предложения с пропущенными буквами, дефисом, указанием ударного гласного, знаками препинания. При выполнении работы школьники записывают только то, что пропущено в демонстрационных средствах первого типа. Результат выполнения работы проверяется путем сопоставления полученных записей с демонстрационными средствами второго типа, в которых перечислены только пропущенные элементы. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ | 1993 |
|
RU2060559C1 |
ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ | 1999 |
|
RU2142650C1 |
Полимерная композиция для линолеума | 1980 |
|
SU933678A1 |
СТАЛЬ | 2002 |
|
RU2223343C1 |
Соединение труб | 1989 |
|
SU1603129A1 |
US 4419080 A, 06.12.1983. |
Авторы
Даты
2001-06-10—Публикация
2000-06-21—Подача