Изобретение относится к лесосплавным работам и может быть использовано при подготовке леса в зимний сезон к последующему сплаву.
Известно устройство для сплава леса, включающее замкнутое ограждение для секционных плотов, состоящее из брустверов и продольного оплотника из бревен, стягиваемые бортовыми лежнями, поперечный оплотник, различные крепежные комплекты (Н. Г. Корчунов и др. Технология лесозаготовок и транспорт леса, Гослесбумиздат, М., 1962, с. 471-472).
Известно также устройство для сплава леса, включающее замкнутое ограждение для секционных плотов, состоящее из брустверов из хлыстов и продольного оплотника из бревен, стягиваемые бортовыми лежнями, поперечный оплотник, различные крепежные комплекты (Н.Г.Корчунов и др. Технология лесозаготовок и транспорт леса, Гослесбумиздат, М., 1962, с. 477- 488 - прототип).
Известные устройства имеют следующие недостатки:
- устройства позволяют формировать плоты только на воде, т. е. не круглый год,
- недостаточная сохранность груза:
- мал коэффициент плотности укладки сортиментов и хлыстов (0,45);
- слишком велики затраты на сполоточно-формировочные работы;
- необходимость в применении большого количества разнообразного оборудования;
- использование мощностей буксирного флота недостаточно эффективно.
Техническая задача изобретения состоит в увеличении объема древесины в одной транспортной единице и в плоту в целом за счет достижения плотности укладки до 0,65 - 0,72; обеспечении сохранности груза в пути следования, пунктах отстоя и переформирования плотов, в пунктах приплава в ожидании выгрузки древесины на берег; повышении эффективности использования буксирного флота; удешевлении сплоточных работ за счет исключения применения дорогостоящих элементов такелажа (сжимов, борткомплектов и др.); снижении трудоемкости сплоточно-формировочных работ и сокращении доли ручного труда; упрощении и уменьшении количества применяемого при сплотке оборудования; обеспечении возможности использовать для формирования плотов круглый год; исключении ремонтных работ в пути следования плотов и работ по сбору аварийной древесины; улучшении экологического состояния водных путей и обеспечении безопасности судоходства.
Поставленная задача достигается тем, что в устройстве для сплава леса, включающем замкнутое ограждение для размещения в нем леса, лежни и счалы, замкнутое ограждение выполнено жестким из металла в виде носового, кормового и боковых элементов, и снабжено днищем, при этом носовой, кормовой, боковые элементы и днище имеют рамную конструкцию и шарнирно соединены между собой, каждый из боковых элементов дополнительно снабжен закрепленной на нем сеткой, а лежни и счалы расположены на верхней поверхности сплавляемого леса; отверстия ячеек сеток меньше минимального диаметра сплавляемого леса.
Изобретение имеет следующие отличия от прототипа:
- замкнутое ограждение выполнено жестким из металла в виде носового, кормового и боковых элементов, и снабжено днищем;
- носовой, кормовой, боковые элементы и днище имеют рамную конструкцию и шарнирно соединены между собой;
- каждый из боковых элементов дополнительно снабжен закрепленной на нем сеткой;
- лежни и счалы расположены на верхней поверхности сплавляемого леса;
- отверстия ячеек сеток меньше минимального диаметра сплавляемого леса.
Это позволит увеличить объем древесины в одной транспортной единице и в плоту в целом за счет достижения плотности укладки до 0,65 - 0,72; обеспечить сохранность груза в пути следования, пунктах отстоя и переформирования плотов, в пунктах приплава в ожидании выгрузки древесины на берег; повысить эффективность использования буксирного флота; удешевить сплоточные работы за счет исключения применения дорогостоящих элементов такелажа (сжимов, борткомплектов и др.); снизить трудоемкость сплоточно-формировочных работ и сократить долю ручного труда; упростить и уменьшить количество применяемого при сплотке оборудования; обеспечить возможность использования для формирования плотов круглый год; исключить ремонтные работы в пути следования плотов и работы по сбору аварийной древесины; улучшить экологическое состояние водных путей и обеспечить безопасность судоходства.
В просмотренном нами патентно-информационном фонде не обнаружено аналогичных технических решений, а также технических решений с указанными отличиями.
На фиг. 1 изображена схема устройства для сплава леса, общий вид;
на фиг. 2 изображены лежни и счалы (полужесткие);
на фиг. 3 изображено замкнутое ограждение, общий вид (элементы ограждения условно разъединены);
на фиг. 4 изображено днище, вид сверху;
на фиг. 5 изображена схема разгрузки в пункте приплава.
Устройство для сплава леса включает замкнутое ограждение 1 для размещения в нем леса 2, лежни 3, счалы 4. Замкнутое ограждение 1 выполнено жестким из металла (из металлопроката) в виде носового 5, кормового 6 и боковых элементов 7 и 8 и снабжено днищем 9, при этом носовой 5, кормовой 6, боковые элементы 7 и 8, а также днище имеют рамную конструкцию и шарнирно соединены между собой, каждый из боковых элементов 7 и 8 дополнительно снабжен закрепленной на нем крупноячеистой сеткой 10, а лежни 3 и счалы 4 расположены на верхней поверхности сплавляемого леса. Отверстия ячеек 11 сеток 10 меньше минимального диаметра сплавляемого леса 2.
Для выгрузки древесины из воды в пунктах приплава имеется конструкция наплавного сооружения в виде катамарана из бонов 12 и 13, соединенных под водой тросами 14, которые крепятся с возможностью их удаления в случае необходимости.
Устройство применяется при зимней береговой сплотке и работает следующим образом.
Для изготовления и сборки заявленного устройства используют только передвижной сварочный аппарат. Изготавливают из металлопроката прямо на льду днище 9, носовой 5, кормовой 6 и боковые элементы 7 и 8 рамной конструкции, причем на боковые элементы 7 и 8 крепят сетки 10. Шарнирно соединяют все изготовленные элементы и закладывают в устройство плотно древесину, причем вершины и комли леса расположены около боковых элементов 7 и 8 с сетками 10. Выполнение ячеек отверстий 11 сеток 10 меньше минимального диаметра леса предохраняет устройство от потерь древесины при сплаве. После завершения закладки древесины в устройство поверх нее равномерно укладывают поперек счалы 4 и вдоль лежни 3, которые соединяют с элементами 5, 6, 7 и 8 ограждения 1 скобами и замками (на фиг. не показано). Поперечно-продольная укладка лежней 3 и счалов 4 обеспечивает целостность устройства и сохранение древесины от потерь.
В устройство можно закладывать поверх леса хвойного, т. е. с достаточной плавучестью, сортименты лиственные, т.е. с недостаточной плавучестью. Кроме того, возможно перевозить наверху другие грузы, например лесозаготовительную технику для капремонта.
С открытием водного сезона подготовленные зимой на льду устройства с заложенной в них древесиной всплывают и подвергаются сплаву. В пункте приплава устройство устанавливают в воде над тросами 14 и, освободив от лежней 3 и счалов 4, выгружают древесину. По окончании выгрузки устройство, которое расположено на тросах 14, зацепляют тяговым тросом трактора (на фиг. не показан) и после удаления тросов 14 вытаскивают на берег для резки его на элементы повторного использования. Отдельные элементы устройства из металлопроката могут быть компактно уложены для их транспортировки в место назначения и использованы многократно.
Изобретение позволит увеличить объем древесины в одной транспортной единице и в плоту в целом за счет достижения плотности укладки до 0,65 - 0,72; обеспечить сохранность груза в пути следования, пунктах отстоя и переформирования плотов, в пунктах приплава в ожидании выгрузки древесины на берег; повысить эффективность использования буксирного флота; удешевить сплоточные работы за счет исключения применения дорогостоящих элементов такелажа (сжимов, борткомплектов и др.); снизить трудоемкость сплоточно-формировочных работ и сократить долю ручного труда; упростить и уменьшить количество применяемого при сплотке оборудования; обеспечить возможность использования для формирования плотов круглый год; исключить ремонтные работы в пути следования плотов и работы по сбору аварийной древесины; улучшить экологическое состояние водных путей и обеспечить безопасность судоходства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛОТ | 2004 |
|
RU2290337C2 |
Способ формирования секционного плота без оплотника с продольной постановкой пучков в секции | 1986 |
|
SU1388372A1 |
Жесткий секционный плот | 1937 |
|
SU55870A1 |
Устройство для транспортирования измельченной древесины водным транспортом | 1981 |
|
SU969586A1 |
СПЛОТОЧНАЯ ЕДИНИЦА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ДРЕВЕСИНЫ | 2009 |
|
RU2409020C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПЛАВА ДРЕВЕСИНЫ С ОГРАНИЧЕННЫМ ЗАПАСОМ ПЛАВУЧЕСТИ И НЕ ИМЕЮЩЕЙ ЗАПАСА ПЛАВУЧЕСТИ | 2009 |
|
RU2409021C1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ СОРТИРОВКИ ПЛАВАЮЩЕЙ ДРЕВЕСИНЫ И ЕЕ СПЛОТКИ | 2011 |
|
RU2464201C2 |
Устройство для формирования плотов из пучков | 1986 |
|
SU1397387A1 |
Контейнер | 1980 |
|
SU921991A1 |
ТОПЛЯКОПОДЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ НА БАЗЕ КАТАМАРАНА | 2007 |
|
RU2336217C1 |
Изобретение относится к транспортировке лесоматериалов. Устройство для сплава леса содержит замкнутое ограждение для размещения в нем леса, лежни и счалы. Замкнутое ограждение выполнено жестким из металла в виде носового, кормового и бокового элементов и снабжено днищем, при этом носовой, кормовой, боковые элементы и днище имеют рамную конструкцию и шарнирно соединены между собой, каждый из боковых элементов дополнительно снабжен закрепленной на нем сеткой, а лежни и счалы расположены на верхней поверхности сплавляемого леса. Отверстия ячеек сеток выполняются меньше минимального диаметра сплавляемого леса. Изобретение обеспечивает увеличение объема древесины в одной транспортной единице, сохранность груза в пути, улучшение экологического состояния водных путей. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Способ непрерывного литья заготовок | 1988 |
|
SU1724422A1 |
US 1607169, A, 16.11.1926 | |||
0 |
|
SU381586A1 | |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДРЕВЕСИНЫ ПО ВОДНЫМ ПУТЯМ | 1992 |
|
RU2049017C1 |
Авторы
Даты
2001-08-20—Публикация
2000-06-29—Подача