МЕХАНИЗМ ОТВОДА СРЕДНЕГО ДИСКА СЦЕПЛЕНИЯ Российский патент 2001 года по МПК F16D13/52 F16D13/58 

Описание патента на изобретение RU2172875C1

Изобретение относится к узлам трансмиссии транспортных средств для выключения сцепления при переключении передач в коробке передач.

Известна конструкция механизма отвода среднего диска сцепления, состоящая из двуплечих рычагов с втулкой, установленных на торцах шипов среднего диска параллельно его основанию, поворачивающихся на осях и стремящихся занять положение, перпендикулярное основанию диска от усилия пружины, которая устанавливает диск в среднее положение (см. "Автомобили КАМАЗ. Руководство по эксплуатации 5320-3902001 РЭ", стр. 88, рис. 62. Москва, "Машиностроение". 1987 г.)
Недостатком данной конструкции является невысокая надежность, т.к. оси закреплены консольно и испытывают при этом значительные нагрузки на изгиб, к тому же шипы среднего диска укорочены на высоту, необходимую для размещения двуплечего рычага, что уменьшает активную площадь шипов, которая передает момент двигателя на ведомые диски сцепления, увеличивает давление на них, вызывая их смятие и преждевременный износ.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков является конструкция механизма отвода среднего диска сцепления, состоящая из узла отвода нажимного диска и пружины. Узел отвода нажимного диска состоит из жестко закрепленного в ступенчатом отверстии шипа среднего диска пальца. Ступенчатое отверстие шипа маховика и образует гнездо для размещения пружины. Палец узла отвода нажимного диска расположен соосно пружине. На палец насажены: разрезная фрикционная втулка, тарельчатая пружина и удерживающая ее планка (см. "Магистральные поезда Минского автомобильного завода", стр. 43, рис. 26, Москва, "Машиностроение", 1988 г.).

Данная конструкция достаточно сложная, содержит большое количество деталей.

Была поставлена задача упростить конструкцию механизма отвода среднего диска сцепления, не снижая его эксплуатационных качеств.

Поставленная задача решается за счет того, что механизм отвода среднего диска сцепления состоит из узла отвода нажимного диска, расположенного в отверстиях шипов среднего и нажимного дисков, причем отверстие среднего диска выполнено ступенчатым, образуя гнездо под пружину и пружины, узел отвода нажимного диска выполнен в виде цанги, размещенной с натягом в отверстии нажимного диска, а ее хвостовик размещен в отверстии среднего диска и на его конце закреплено стопорное кольцо, при этом в средней части хвостовика выполнен бурт, а пружина надета на хвостовик между стопорным кольцом и буртом и размещена в гнезде шипа среднего диска, кроме того ступенчатое отверстие шипа среднего диска выполнено с большим диаметром отверстия со стороны нажимного диска.

Проведенный анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации, позволил установить, что аналог, характеризующийся признаками, тождественными всем существенным признакам заявленного технического решения, не обнаружен.

Сопоставительный анализ предлагаемого технического решения и выбранного из выявленных аналогов прототипа позволил установить наличие отличительных признаков в заявляемом техническом решении, изложенных в формуле изобретения. Следовательно, заявленное техническое решение соответствует критерию "новизна".

Проверка соответствия заявляемого технического решения критерию "изобретательский уровень" показала, что из известного уровня техники не выявлено предписываемого предлагаемым техническим решением преобразования, характеризуемого отличительными от прототипа признаками, направленного на решение поставленной задачи: упрощение конструкции механизма отвода среднего диска сцепления, при сохранении его эксплуатационных качеств, т.е. происходит отвод среднего диска и обеспечивается гарантированный зазор между трущимися поверхностями ведомых дисков и ведущим средним диском, нажимным диском и маховиком.

Таким образом заявляемое техническое решение является неочевидным для квалифицированных специалистов в данной области и соответствует критерию "изобретательский уровень".

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами, где:
на фиг. 1 - изображен механизм отвода среднего диска сцепления (аналог);
на фиг. 2 - вид А на фиг. 1;
на фиг. 3 изображен механизм отвода среднего диска сцепления (ближайший аналог - прототип);
на фиг. 4 изображен заявляемый механизм отвода среднего диска сцепления.

Механизм отвода среднего диска 1 сцепления состоит из пружины 2 и цанги 3, установленной в отверстии шипа нажимного диска 4, и ступенчатом отверстии среднего диска 1 перпендикулярно их рабочим поверхностям.

Цанга 3 установлена в отверстии шипа нажимного диска 4 с натягом. Хвостовик 5 цанги 3 размещен в ступенчатом отверстии шипа среднего диска 1 и на конце хвостовика 5 закреплено стопорное кольцо 6. В средней части хвостовика 5 выполнен бурт 7.

Ступенчатое отверстие шипа среднего диска 1 имеет отверстие большего диаметра со стороны нажимного диска, образуя гнездо для размещения пружины 2. Пружина 2 надета на хвостовик 5 цанги 3 между стопорным кольцом и буртом 7 и размещена в гнезде шипа среднего диска 1. Средний и нажимной диски имеют по четыре шипа, расположенные по наружному диаметру дисков, в которых размещены механизмы отвода среднего диска.

Отвод среднего диска происходит следующим образом: при перемещении нажимного диска 4 в сторону кожуха 8 перемещаются цанги 3, освобождая на некоторую величину пружины 2, которые своим усилием перемещают средний диск 1 в сторону маховика 9 до упора в стопорное кольцо 6. При ходе нажимного диска 4, равному 3 мм, ход среднего диска 1 равен 1 мм, при этом обеспечивается необходимый зазор для ведомых дисков. Отталкивающие пружины 2 имеют усилие, меньшее силы трения между цангами 3 и нажимным диском 4, и не могут переместить их относительно друг друга, но по мере износа накладок ведомых дисков нажимной диск перемещается относительно цанг 3, преодолевая силу трения усилием силовых пружин (не показано).

Предлагаемая конструкция отвода среднего диска содержит минимальное количество деталей по сравнению с прототипом, не ухудшая его эксплуатационных качеств.

Заявляемое техническое решение соответствует требованиям промышленной применимости и может быть изготовлено на стандартном технологическом оборудовании с использованием современных технологий и материалов.

Похожие патенты RU2172875C1

название год авторы номер документа
Якорь 2002
  • Замараев А.Н.
  • Смороденков Ю.В.
  • Бакланова Е.Г.
RU2223382C1
ЭЛЕКТРОКОНТАКТНЫЙ СОЕДИНИТЕЛЬ 1999
  • Берин А.Д.
  • Шестун А.Н.
RU2158050C1
ПРЕСС ОТПУСКА ДВУХЪЯРУСНЫЙ 2000
  • Коженов С.В.
RU2196682C2
АВТОМАТ ДЛЯ СБОРКИ УЗЛОВ 1991
  • Давыдов А.И.
  • Кузнецов Ю.В.
RU2022752C1
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННОЙ МУФТОЙ 1998
  • Кальмансон Л.Д.
RU2148740C1
ЭЛЕКТРОКОНТАКТНЫЙ СОЕДИНИТЕЛЬ 2003
  • Шестун А.Н.
  • Берин А.Д.
RU2256986C2
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО ОЧИСТНОГО КОМБАЙНА 2000
  • Федоровский Ю.Д.
  • Кутья М.П.
  • Потапенко В.А.
  • Дубовский Ю.П.
  • Фишер Г.Г.
  • Зинин Г.Н.
RU2171892C1
ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ ЗУБЧАТЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ РЕДУКТОР 2000
  • Богданов В.О.
  • Конопкин А.Ф.
  • Мошкин В.С.
  • Оконьский А.Б.
  • Пырьев А.А.
  • Халиулин А.Г.
  • Чудинов К.А.
  • Ненашев Н.В.
  • Воронина Т.В.
RU2190137C2
СЦЕПЛЕНИЕ 1996
  • Озеров С.В.
  • Гладкий М.С.
  • Кизильбашев В.В.
RU2127379C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТИ КАТАНКИ ОТ ОКАЛИНЫ 1998
  • Есипов В.Д.
  • Гришенков В.М.
RU2149725C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 172 875 C1

Реферат патента 2001 года МЕХАНИЗМ ОТВОДА СРЕДНЕГО ДИСКА СЦЕПЛЕНИЯ

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для трансмиссий транспортных средств, а именно для выключения сцепления при переключении передач. Механизм отвода среднего диска сцепления состоит из узла отвода нажимного диска и пружины. Сущность изобретения заключается в том, что узел отвода выполнен в виде цанги, размещенной с натягом в отверстии нажимного диска. Хвостовик цанги размещен в ступенчатом отверстии среднего диска. На конце хвостовика закреплено стопорное кольцо, а в средней части хвостовика выполнен бурт. На хвостовике между стопорным кольцом и буртом установлена пружина, размещенная в ступенчатом отверстии среднего диска. Ступенчатое отверстие среднего диска выполнено с большим диаметром со стороны нажимного диска. Техническим результатом является упрощение конструкции при сохранении эксплуатационных качеств. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 172 875 C1

Механизм отвода среднего диска сцепления, состоящий из узла отвода нажимного диска, расположенного в отверстиях шипов среднего и нажимного дисков, причем отверстие среднего диска выполнено ступенчатым, образуя гнездо под пружину, и пружины, отличающийся тем, что узел отвода нажимного диска выполнен в виде цанги, размещенной с натягом в отверстии нажимного диска, а ее хвостовик размещен в отверстии шипа среднего диска и на его конце закреплено стопорное кольцо, при этом в средней части хвостовика выполнен бурт, а пружина надета на хвостовик между стопорным кольцом и буртом и размещена в гнезде шипа среднего диска, кроме того, ступенчатое отверстие шипа среднего диска выполнено с большим диаметром отверстия со стороны нажимного диска.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2172875C1

Механизм автоматической регулировки отхода среднего диска фрикционной муфты 1979
  • Николаев Геннадий Александрович
  • Кротов Вадим Михайлович
  • Зеленов Валериан Васильевич
  • Зайцев Валентин Михайлович
SU855277A2
Механизм автоматической регулировки отхода среднего диска фрикционной муфты 1973
  • Николаев Геннадий Александрович
  • Кротов Вадим Михайлович
SU477266A1
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТАBCrCiOiOSHAfl jf- ,-;«v .. -;,л fr^f*4lttf»JftJli.-.Ut'i I '..^1- г».Aiwt !НШшC.'ib/iiiOTgKA 1 0
  • С. А. Гратович, В. П. Черных П. А. Ворхо
SU285423A1
ХИМИЧЕСКИЙ ПОГЛОТИТЕЛЬ ДЛЯ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ ГАЗОВЫХ ВЫБРОСОВ И СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ЕГО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ 2009
  • Мазин Владимир Ильич
  • Мазин Евгений Владимирович
  • Мартынов Евгений Витальевич
RU2409418C2
Способ постройки судна из модульных блоков и устройство для его осуществления 1983
  • Атаров В.Т.
  • Горшков А.И.
  • Ильинский И.Н.
  • Косенков В.А.
  • Лазаревский Н.А.
  • Лапин В.С.
  • Логинов Н.Н.
  • Мельничук В.П.
  • Нартов Л.Г.
  • Ткачев А.Г.
  • Шайдеров В.А.
SU1125908A1
МЕХАНИЗМ ФИКСАЦИИ И БЛОКИРОВКИ ВЫКАТНОГО ЭЛЕМЕНТА КОМПЛЕКТНОГО РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО УСТРОЙСТВА 2000
  • Бушкин В.Н.
  • Душкин А.В.
  • Половинкин Е.П.
  • Рафиков А.Б.
RU2206163C2
US 4640399 A, 03.02.1987.

RU 2 172 875 C1

Авторы

Яушев Ш.Б.

Козадаев А.И.

Сергачев В.Ф.

Даты

2001-08-27Публикация

2000-05-26Подача