ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННОЙ МУФТОЙ Российский патент 2000 года по МПК F16D66/02 

Описание патента на изобретение RU2148740C1

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к фрикционным муфтам сцепления колесных транспортных средств.

Известен привод управления фрикционной муфтой, содержащий исполнительный гидроцилиндр с подпружиненным поршнем и педаль сцепления, связанную с передаточной рычажной системой выключения фрикционной муфты [1], [2].

Толкатель исполнительного гидроцилиндра выполнен ступенчатым, исходя из того, что при неизношенных фрикционных накладках кромка цилиндрической ступени большего диаметра располагается относительно торца исполнительного гидроцилиндра на величину, соответствующую предельно допустимому износу фрикционных накладок. При износе фрикционных накладок толкатель перемещается вовнутрь исполнительного гидроцилиндра и при достижении накладками предельного износа кромка ступени большего диаметра толкателя совпадает с торцом исполнительного гидроцилиндра.

Достижение фрикционными накладками предельного износа определяется периодическими проверками с помощью специального щупа, вставляемого в специальный паз на торце исполнительного гидроцилиндра, при этом торец щупа и торец исполнительного гидроцилиндра совпадают. Щуп содержит зев, размер которого позволяет ему проходить над меньшим диаметром толкателя (при этом метки на щупе оказываются утопленными в пазу на торце исполнительного гидроцилиндра), но не позволяет проходить над большим диаметром толкателя (при этом метки на щупе оказываются выступающими из паза на торце исполнительного гидроцилиндра). Выступание меток на щупе свидетельствует о том, что ступень толкателя меньшего диаметра утоплена за торец исполнительного гидроцилиндра и о достижении накладками предельно допустимого износа и необходимости их замены.

Недостатками данного устройства являются:
- необходимость периодических инструментальных проверок;
- необходимость в специальном щупе;
- необходимость в точном механически обработанном пазе на торце исполнительного гидроцилиндра;
- невозможность получения информации о степени износа фрикционных накладок на момент проверки (1/4? 1/2? 3/4?);
- крайне невысокая степень соответствия расположения торца ступени большего диаметра толкателя относительно торца исполнительного гидроцилиндра, что вызывается большим разбегом положения конца вилки выключения сцепления и, следовательно, недостаточно достоверная информация о необходимости смены фрикционных накладок.

Технический результат, достигаемый предлагаемым решением, заключается в улучшении эксплуатационных качеств путем обеспечения эффективного сигнала и получения достоверной информации о состоянии износа и необходимости замены фрикционных накладок, упрощение конструкции и повышение ее технологичности.

Указанный технический результат достигается тем, что на исполнительном гидроцилиндре так установлена регулируемая планка с зубом, ширина которого соответствует предельно допустимой конструктивно заданной величине износа фрикционных накладок, что при сборке наружная кромка зуба совпадает с кромкой вилки выключения сцепления.

Заявляемое техническое решение иллюстрируется чертежами, где:
фиг. 1 - привод управления фрикционной муфты;
фиг. 2 - установка регулируемой планки;
фиг. 3 - срабатывание сигнализатора о достижении предельного износа фрикционных накладок.

Привод управления фрикционной муфтой (фиг. 1) содержит педаль 1 управления сцеплением, оттяжную пружину 2, главный цилиндр 3, трубопровод 4 и исполнительный гидроцилиндр 5, внутри которого размещена пружина 6 и поршень 7, постоянно соединенный с передаточной рычажной системой выключения cцепления, состоящей из толкателя 8, вилки выключения 9 и муфты выключения сцепления с подшипником 10, постоянно поджатым к нижним концам оттяжных рычагов сцепления 11. Рычаги шарнирно закреплены на кожухе сцепления 12, а своими верхними концами шарнирно связаны с нажимным диском 13. Между кожухом, закрепленным на маховике 14, и нажимным диском располагаются нажимные пружины, зажимающие между маховиком и нажимным диском фрикционные накладки 15 ведомого диска сцепления.

На исполнительном цилиндре установлена регулируемая планка 17 с зубом B и с продольными пазами C (фиг. 2), позволяющими регулируемой планке перемещаться вдоль исполнительного цилиндра и фиксироваться в выбранном положении болтами 16, ввернутыми в исполнительный цилиндр. Ширина зуба И на регулируемой планке соответствует предельно допустимому износу фрикционных накладок и равна И=l•i, где l - величина предельно допустимого износа накладок, i - передаточное отношение перемещения наружного конца вилки выключения сцепления в зоне регулируемой планки и нажимного диска.

Работает привод следующим образом.

При нажатии оператором на педаль рабочая жидкость вытесняется из главного цилиндра по трубопроводу и перемещает поршень и толкатель, передавая усилие от педали на вилку выключения сцепления, подшипник, нижний конец оттяжных рычагов, которые, поворачиваясь вокруг закрепленных на кожухе опор, отводят диск от маховика, сжимая нажимные пружины и освобождая фрикционные накладки. При этом наружный конец вилки включения сцепления перемещается от маховика вдоль регулируемой планки (направление D, фиг. 1).

В процессе эксплуатации происходит износ фрикционных накладок и нажимной диск под действием нажимных пружин перемещается в сторону маховика на величину износа накладок. При этом концы оттяжных рычагов перемещаются в сторону от маховика и происходит перемещение наружного конца вилки выключения вдоль регулируемой планки к маховику (направление E).

При сборке (фиг. 2) монтажной регулировкой устанавливают регулируемую планку таким образом, чтобы наружная кромка зуба регулируемой планки совпадала с кромкой вилки выключения сцепления. При достижении фрикционными накладками предельного износа кромка вилки будет совпадать с внутренней кромкой зуба регулируемой планки (фиг. 3), что является сигналом о необходимости замены фрикционных накладок.

Использование предложенного привода позволяет получить надежную информацию о состоянии фрикционных накладок в процессе эксплуатации и достижении ими предельно допустимого износа, что способствует снижению затрат на обслуживание и ремонт сцепления.

Источники информации, принятые во внимание при составлении заявки:
1. Мерседес 200D 220D, 300D - инструкция по ремонту и эксплуатации. - М. : 1995, с. 54.

2. Мерседес Бенц 190. Корн. Дитер. Теперь я сам себе помогу. - Санкт-Петербург: Политехника, 1994, с. 118.

Похожие патенты RU2148740C1

название год авторы номер документа
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННОЙ МУФТЫ 1997
  • Кальмансон Л.Д.
RU2117833C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА ФРИКЦИОННЫХ НАКЛАДОК СЦЕПЛЕНИЯ 2020
  • Киреев Василий Константинович
  • Дмитриев Николай Владимирович
  • Максименко Анастасия Александровна
RU2755067C1
Привод управления фрикционной муфтой 1986
  • Кальмансон Леопольд Давидович
SU1388610A1
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ 2007
  • Козлов Юрий Михайлович
  • Яушев Шавкат Бакеевич
  • Мусолин Алексей Николаевич
RU2347695C1
Фрикционная муфта сцепления 1985
  • Колодий Юрий Константинович
  • Коломиец Сергей Никодимович
  • Шарипов Валерий Мирхитович
  • Игнатенко Владимир Николаевич
  • Наговицын Валентин Александрович
  • Ройфберг Евгений Маркович
  • Тейтельбаум Ханина Яковлевич
SU1288396A1
ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА 1993
  • Зайцев А.С.
  • Боос Е.А.
  • Мельников Ю.М.
  • Богучарский П.Ф.
RU2086835C1
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ 1993
  • Мезенцев М.С.
  • Котовсков А.В.
RU2091622C1
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ 1971
SU419652A1
МЕХАНИЗМ ОТВОДА СРЕДНЕГО ДИСКА СЦЕПЛЕНИЯ 2000
  • Яушев Ш.Б.
  • Козадаев А.И.
  • Сергачев В.Ф.
RU2172875C1
СЦЕПЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Федоров Б.М.
  • Федоров Г.Б.
RU2235229C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 148 740 C1

Реферат патента 2000 года ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННОЙ МУФТОЙ

Изобретение относится к устройствам для определения износа фрикционных накладок сцепления. Привод управления фрикционной муфтой содержит исполнительный гидроцилиндр. На этом гидроцилиндре установлена регулируемая планка с зубом. Ширина зуба соответствует предельно допустимой, конструктивно заданной величине износа фрикционных накладок. При сборке привода регулируемая планка устанавливается так, что наружная кромка зуба совпадает с кромкой вилки выключения сцепления. Наружный конец вилки перемещается от наружной кромки зуба при неизношенных накладках до внутренней кромки зуба по достижении накладками предельно допустимой величины износа. Предлагаемое техническое решение обеспечивает надежную информацию о состоянии фрикционных накладок в процессе эксплуатации и их предельно допустимом износе. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 148 740 C1

Привод управления фрикционной муфтой, содержащий исполнительный гидроцилиндр с подпружиненным поршнем для передачи усилия от педали сцепления на передаточную рычажную систему выключения фрикционной муфты, отличающийся тем, что на исполнительном гидроцилиндре так установлена регулируемая планка с зубом, ширина которого соответствует предельно допустимой конструктивно заданной величине износа фрикционных накладок, что при сборке наружная кромка зуба совпадает с кромкой вилки выключения сцепления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2148740C1

Привод управляемой фрикционной муфты 1976
  • Кальмансон Леопольд Давыдович
  • Бортовой Витольд Даниилович
SU601491A1
US 3982614 A, 28.09.76
US 5181593 A, 26.06.93
US 3702458 A, 20.09.71.

RU 2 148 740 C1

Авторы

Кальмансон Л.Д.

Даты

2000-05-10Публикация

1998-08-07Подача