Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к гусничным сельскохозяйственным тракторам общего назначения.
Известен современный гусеничный сельскохозяйственный трактор Т-250 (1).
Общая компоновка и навесоспособность этого трактора, с удлиненной носовой частью, обеспечивают удовлетворительное агрегатирование с орудиями на задней навесной системе в силу того, что "топливный бак установлен в межрамном пространстве на торсионных коробках ходового аппарата между двигателем и коробкой передач трансмиссии, причем центр тяжести топливного бака расположен между центром тяжести трактора и центром опорной поверхности, а кабина размещена по продольной оси над баком в габаритах его верхней панели". Однако развитость компоновки по длине, значительный свес капота двигателя за передний обвод ходовой системы снижают маневренность, конструктивно исключают переднее агрегатирование трактора, эшелонированную навеску орудий (одновременного работу с передней и задней навесными системами) и переход на энергосберегающую технологию земледелия. По этой же причине невозможна загрузка энергонасыщенного трактора вне сельскохозяйственного сезона, например, бульдозерным оборудованием на строительно-дорожных работах, что снижает его технико-экономические показатели.
Известен сельскохозяйственный трактор "Челленджер-65" (2), имеющий оригинальную компоновку топливного бака в виде двух объемов-крыльев над ходовым аппаратом со значительным выступанием капотной части, что не позволило создать компактную по длине машину, обеспечивающую эшелонированное агрегатирование - с высокими экологическими и экономическими показателями. Размещение объемов бака над гусеничным обводом обусловило подъем кабины и рост габарита трактора по высоте до 3400 мм.
Новые модели тракторов - "Челленджер 35/45/55" (3) имеют улучшенное компоновочное решение. Размещение топливного бака выполнено частично над дизелем перед кабиной. Однако добиться компактности по длине, полноценного переднего агрегатирования и оптимальной задней навесоспособности без применения балластных противовесов не удалось.
Задача изобретения - создание сельскохозяйственного трактора рациональной компоновки, обеспечивающей переднюю агрегатируемость, лучшую маневренность, повышенные показатели навесоспособности, годовой занятости и экологичности.
Поставленная задача достигается тем, что топливный бак выполнен в виде двух вытянутых емкостей, размещенных слева и справа на всю длину двигателя и радиаторной группы, при этом передние части емкостей бака закреплены шарнирно на защите радиаторной группы с возможностью откидывания емкостей бака вперед в стороны.
На фиг. 1 изображен предлагаемый трактор, вид сбоку; на фиг. 2 - вид спереди по сечению А-А на фиг. 1.
Трактор сельскохозяйственный содержит раму 1 с ходовой системой 2, переднюю навесную систему 3, защиту 4 радиаторной группы 5, двигатель 6, левую 7 и правую 8 емкости топливного бака, кабину 9 с постом управления 10, коробку перемены передач 11, заднюю навесную систему 12, кронштейны подвеса 13, заливную горловину 14, винтовые зажимы 15, стойку 16.
Сообщающиеся между собой емкости 7 и 8 топливного бака передними частями закреплены шарнирно на боковой защите 4 радиаторной группы 5 с помощью кронштейнов подвеса 13, а задние окончания зафиксированы винтовыми зажимами 15 на стойках 16 рамы 1. Габариты емкостей топливного бака по высоте и ширине выбраны с учетом обеспечения требуемой передней обзорности, начиная с 12-метровой зоны от оператора (граничная линия КС), а развитость по длине дизеля из условий получения нормативного объема топлива и эффективного экранирования шума дизеля. Предложенное размещение центра массы бака (Ц.М.Б.) заправленных емкостей (640 кг) и передней навесной системы (270 кг) с запасом компенсируют перенос массы двигателя к центру, что обеспечивает значительное смещение (140 мм) продольного центра массы трактора (Ц.М.Т.) вперед относительно центра опорной поверхности (Ц.О.П.) ходовой системы. При этом увеличение задней навесоспособности составляет свыше 470 кг.
Предложенная компоновка сельскохозяйственного трактора и его составляющих узлов позволяет переместить центр массы топливного бака (Ц.М.Б.) на расстояние около 2000 мм вперед и одновременно сместить двигатель 6 и радиаторную группу 5 назад в освободившийся объем, что значительно уменьшает длину трактора (свес рамы за гусеничный обвод). Достигнутое при этом функциональное размещение передней навесной системы 3, масса которой, суммируясь со смещенным вперед центром массы топливного бака, обеспечивает общий перенос вперед центра массы всего трактора (Ц.М.Т.) относительно центра опорной поверхности (Ц.О.П.), что улучшает его агрегатируемость, маневренность, навесоспособность и, как следствие, показатели годовой занятости и экологичности.
При эшелонированном агрегатировании трактора с тяжелыми задненавесными орудиями и вспомогательными спереди, например, измельчителем "гуза-паи" (куста хлопчатника), культиваторным рыхлителем или опрыскивателем химикатов, происходит выравнивание эпюры давления под опорной поверхностью, приводящее к сокращению энергозатрат на перемещение и буксование, горюче-смазочных материалов, а также к снижению экологической нагрузки - глубине уплотнения и разрушения структуры почвы по следу гусениц, количества проходов по полю, уменьшению объема выброса выхлопных газов в атмосферу и продолжительности нахождения оператора в неблагоприятной техногенной среде.
При агрегатировании трактора спереди бульдозерным отвалом и рыхлителем сзади, перегруз носовой части способствует эффективному заглублению ножа отвала и сцеплению гусениц с грунтом.
Переднее агрегатирование трактора позволяет увеличить среднюю годовую загрузку более чем на 30%, применить безреверсивный пост управления и укороченную кабину меньшей материалоемкости.
Сокращение длины рамы предлагаемого трактора в сравнении с известным (1) составляет 940 мм, а снижение внешнего шумоизлучения на 3-4 ДБ (А).
Откидывание емкостей топливного бака на 45 градусов вперед в стороны, обеспечивает оперативный доступ и контроль состояния двигателя, топливного и масляного насосов, трубопроводов, что значительно сокращает проливы и течи на почву. Взаимная близость емкостей 7, 8 топливного бака и двигателя 6 кроме повышения надежности обеспечивает аккумулирование тепловой энергии, подогрев топлива в зимний период, что снижает вероятность его перемерзания.
В целом предложенная компоновка трактора позволяет получить в сравнении с известными (1, 2, 3) новые качества:
- универсальность агрегатирования под энергосберегающие технологии и круглогодичную занятость;
- повышенную навесоспособность и маневренность;
- повышенные экологические и экономические показатели.
В настоящее время изготовлен опытный образец сельскохозяйственного трактора (Т500), который проходит заводские испытания.
Источники информации
1. SU 1252231 А1, кл. B 62 D 55/00 от 13.06.1984.
2. Сельскохозяйственный трактор "Челленджер 65", "Caterpiller", США, проспект 1989 г.
3. Сельскохозяйственные тракторы "Челленджер 35/45/55", Caterpiller", США, проспект 1998 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МАШИНА ЖИВОТНОВОДЧЕСКАЯ | 2010 |
|
RU2436701C1 |
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРАКТОР | 2013 |
|
RU2545216C1 |
НАВЕСНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАКТОРА | 1995 |
|
RU2134941C1 |
НАВЕСНОЕ УСТРОЙСТВО ТРЕЛЕВОЧНОГО ТРАКТОРА | 1994 |
|
RU2103854C1 |
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР | 2004 |
|
RU2267432C2 |
ХОДОВАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2178751C2 |
Трактор колесный сельскохозяйственный с электромеханической трансмиссией | 2022 |
|
RU2814696C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО МНОГОМАШИННОГО АГРЕГАТИРОВАНИЯ ТРАКТОРА | 2008 |
|
RU2465759C2 |
КОЛЕСНЫЙ ТРАКТОР | 2004 |
|
RU2303546C2 |
ПОГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ТРЕЛЕВОЧНОГО ТРАКТОРА | 1996 |
|
RU2142378C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гусеничным сельскохозяйственным тракторам общего назначения. Трактор содержит ходовой аппарат, раму, на которой смонтированы радиаторная группа, двигатель, кабина, топливный бак, трансмиссия и навесная система. Топливный бак выполнен в виде двух вытянутых емкостей, размещенных слева и справа на всю длину двигателя и радиаторной группы. Передние части емкостей бака закреплены шарнирно на защите радиаторной группы с возможностью откидывания емкостей бака вперед в стороны. Технической задачей данного изобретения является расширение агрегатируемости трактора, повышение его навесоспособности, маневренности, годовой занятости и экологичности. 2 ил.
Трактор сельскохозяйственный, содержащий ходовой аппарат, раму и смонтированные на ней радиаторную группу, двигатель, кабину, топливный бак, трансмиссию и навесную систему, отличающийся тем, что топливный бак выполнен в виде двух вытянутых емкостей, размещенных слева и справа на всю длину двигателя и радиаторной группы, при этом передние части емкостей бака закреплены шарнирно на защите радиаторной группы с возможностью откидывания емкостей бака вперед в стороны.
Трактор сельскохозяйственный | 1984 |
|
SU1252231A1 |
КРЫЛЬЯ-БАКИ МИНИ-ТРАКТОРА | 1993 |
|
RU2087334C1 |
Транспортное средство | 1990 |
|
SU1710369A1 |
Озерский А.С., Исаев Е.Г., Абашкин В.А | |||
Гусеничные тракторы | |||
Судно | 1925 |
|
SU1961A1 |
Способ укрепления под покрышкой пневматической шины предохранительного слоя или манжеты | 1917 |
|
SU185A1 |
Отечественные тракторы | |||
Справочник | |||
- М.: Машгиз, 1962 | |||
US 4288086, 08.09.1981 | |||
Устройство для контроля операций над полем общих данных | 1984 |
|
SU1254490A1 |
ЭХОЛОКАЦИОННЫЙ МЕТОД УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ ИЗДЕЛИЯ ПО ВСЕМУ СЕЧЕНИЮ | 2010 |
|
RU2442152C1 |
Интегральный инжекционный логический элемент | 1974 |
|
SU860315A1 |
Авторы
Даты
2001-11-27—Публикация
1999-02-09—Подача