Изобретение относится к средствам сбора первичной информации, характеризующей работу единицы подвижного состава на маршруте городского пассажирского транспорта, с помощью которой составляется маршрутное расписание движения. Известны устройства для автоматического учета перевозки пассажиров, содержащие датчики прохода, подключенные к анализаторам направления, счетчик входящих пассажиров и счетчи выходящих пассажиров fl и 2lj . Недостатки этих устройств - перевод вручную полученной информации на перфокарты (перфоленту) для последую щего ввода в ЭВМ. Наиболее 0лизким по технической сущности к предлагаемому является устройство для регистрации пассажиро потоков, содержащее датчики прохода, подключенные к анализаторам направле ния движения, первый переключатель, счетчики минут и часов, счетчик входящих пассажиров, счетчик выходящих пассажиров, счетчик остановок, индикатор, датчик открытия дверей, генератор импульсов, делитель частоты, блок управления, распределитель, вто рой, третий и четвертый переключатели, блок записи з. Недостаток данного устройства состоит в том, что оно фиксирует только время отправления единицы подвижного состава с остановки, в результате чего невозможно определить время движения и время простоя на остановке единицы подвижного состава, а также влияет субъективный фактор (водитель) на процесс регистрации информации при ручном управлении устройством.. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и повышение достоверности получаемой информации. Поставленная цель достигается за счет того, что в устройство для ав-. томатического сбора информации на пассажирском транспорте, содержащее датчики прохода пассажиров, соединенные со входами с111ализаторов направления, первый и второй выход которых соединен со входами первого и второго элементов ИЛИ, соответственно, датчик положения дверей, соединенный с первым формирователем импульсов, таймер, счетчик входящих пассажиров, счетчик выходящих пассажиров, блок управления и блок записи, введены блок формирования предва рительной информации, сдвиговые регистры, счетчик с переменным коэффициентом деления, счетчик времени, счетчик пути, формирователи импульсов, блок управления записью, блок формирования команд записи предварительной информации, выключатели, эле мент управления, датчик пути, элементы ИЛИ и элементы И, выходы перво го и второго элементов ИЛИ соединены с первыми входами первого и второго элементов И, вторые входы которых соединены с выходом первого формирователя импульсов, а выходы - со сче ными входами счетчика входящих пасса жиров и счетчика выходящих пассажиров, соответственно, выходы которых соединены с первым и вторым входами первого сдвигового регистра, первый выход таймера соединен со счетным входом счетчика времени, выход которого соединен с третьим входом пер вого сдвигового регистра, второй выход таймера соединен с первым входом блока управления,третий выход таймера соединен с первым входом второго сдвигового регистра, четвертый выход - с первым входом блока формирования команд записи предварительной информации, датчик пути соединен через второй формирователь импульсов со счетным входом счетчика пути, выход которого соединен с четвертым входом первого сдвигового регистра, первый выход блока управления соединен с пятым входом первого сдвигового регистра, выход которого соединен с первЕлм входом третьего элемента И, выход которого соединен с первым входом третьего элемента ИЛИ, выход которого соединен с первым входо четвертого элемента И,выход которого соединен через третий формирователь импульсов с первым входом четвертого элемента ИЛИ,первый выход которого соединен с первыг л входом блока записи,вто рой выход блока управления соединен с тактирующими входами первого и второго сдвиговых регистров, со вторым axoii O четвертого элемента И и через четвер тый формирователь импульсов со вторЕлм . входом четвертого элемента ИЛИ, первый выход блока формирования команд запи си предварительной информации соединен со вторым входом второго сдвигового регистра, остальные входы котор го соединены с выходами блока формирования предварительной информации,выход - с первым входом пятого элеме та И, выход которого соединен со вто рым входом третьего элемента ИЛИ, вт рой и третий выходы блока формирования команд записи предварительной ин формации соединены со вторыми входам третьего и пятого элементов И, соответств енно, четвертый выход - с первыми входами пятого и шестого элементов ИЛИ, пятый выход блока формировакия записи предварительной иифор1мации соединен со вторым входом блока управления, а шестой через выключатель с общей шиной, третий выход блока управления соединен со входом блока управления записью, первый выход которого соединен со вторым входом блока записи, второй выход - через второй выключатель с общей шиной, а третий - со вторым входом блока управления, выход шестого элемента ИЛИ соединен с первым входом элемента управления, выход которого соединен с первым входом шестого и седьмого элементов И, выход второго формирователя соединен со вторым входом шестого элемента И, выход которогС соединен со счетным входом счётчика с переменным коэффициентом деления выход которого через пятый формирователь импульсов соединен с вторым входом элемента управления и первым входом седьмого элемента ИЛИ, выход которого соединен с третьим входом блока управления, выход nepBOtO формирователя соединен со вторым входом седьмого элемента И, выход которого соединен со вторыми входами шестого и седьмого элементов ИЛИ, выход пятого элемента ИЛИ соединен со входа.ми установки нуля счетчика времениf счетчика входящих пассажиров, счетчика выходящих пассажиров и счетчика с пе-ременным коэффициентом деления. Кроме этого, в устройстве для автоматического сбора информации на пассажирском транспорте в блок формирования предварительной информации, содержащий переключатели, введены дешифраторы, входы которых соединены с выходами переключателей, а выходы с выходами блока формирования предварительной информации о На чертеже приведена блок-схема устройства. Устройство содержит датчики 1-1 1-п по числу потоков пассажиров, выходы которых подключены к анализаторам 2-1 - 2-п направлений. Первые выходы анализаторов направлений подключены через элемент ИЛИ 3 к одному из входов элемента И 4, выход которого подключен к входу счетчика 5 входящих пассажиров, а вторые выходы - через элемент ИЛИ 6 к одному из входов элемента И 7, выход которого подключен к счетчику 8 выходящих пассажиров , другие входы элементов И 4 и 7, соединены с выходом формирователя 9 импульсов. Устройство содержит датчик 10 положения двери, таймер 11, в состав которого входят кварцевый генератор 12, соединенный через делитель 13 со счетным входом счетчика 14, переключатели 15-1 - 15-4, соединенные через преобразователи 16-1 - 16-4 десятичного кода в двоичный с разрядными входами счетчика 14, индикатор 17 текущего времени, соединенный со счетчиком 14.
В состав устройства входит блок 18 формирования предварительной информации, содержащий переключатели 19-1 19-10, соединенные со входами дешифраторов 20-1 - 20-10. Дешифраторы 20-1 20-10 соединены с остальными параллельными входами первого сдвигового регистра 21. Устройство содержит датчик 22 пути и формирователь 23 импульсов, соединенных с входом счетчика 24 пути и входом элемента И 25, второй вход которого соединен с первым выходом элемента 26 управления, выполненного на триггере, а выход - с входом счетчика 27 с переменным коэффициентом деления и формирователем 28. Выход формирователя 28 подключен к одному из входов элемента ИЛИ 29 и к первому входу элемента 26 управления. Второй вход элемента 26 управления соединен с выходом элемента ИЛИ 30, один из входов которого соединен с выходом элемента И 31, первый вход которого соединен с прямым выходом триггера 26, а другой с выходом формирователя 9 импульсов датчика 10 положения двери. Выход элемента ИЛИ 2 соединен с входом блока 32 управления, выходы которого соединены с одним из входов элемента ИЛИ 33, с одним из входов блока 34 управления аппаратом магнитной записи, первьом и вторым сдвиговыми регистрами 21 и 35, элементом И 36 и формирователем импульсов 37.
Выходы счетчиков 5, 8, 38 и 24, на которых устанавливается параллельный двоичный код .записанной информации,соединены с параллельными входами второго сдвигового регистра 35, Выходы сдвиговых регистров 21 и 35 соединены с входами элементов И 39 и 40 выходы которых соединены через элемент ИЛИ 41 с одним из входов элемента И 36, выход которого соединен с входом формирователя 42. Выходы формирователей 37 и 42 через элемент ИЛИ 43 соединены с одним из входов блока 44 магнитной записи.
Схемы-35, 37, 42 и 43 составляют устройство кодирования информации.
Один из входов блока 32 управления соединен с одним из выходов блока 45 формирования команд записи предварительной постоянной инфоЕ мации, другие выходы которого соединены с первым счетчиком 14 времени, первым сдвиговым регистром 21, выходами элементов И 39 и 40 и элементов ИЛИ 30 и 39.
Вход блока 45 формирования команд записи предварительной информации соединен с кнопочным включателем 46. Второй вход схемы 34 управления аппаратом магнитной записи соединен с кнопочным включателем 47.
Выход схемы ИЛИ 33 соединен со входами установки О счетчиков 5, 8, 13, 24 и 27. Выходы блока 34 управления аппаратом магнитной записи соединены с входом управления блока 44 магнитной записи и с одним из входов блока 32 управления.
Устройство работает следующим образом.
Перед выходом из парка оператор включает электропитание устройства и на десятипозиционных переключателях 15-1 - 15-4 набирает текущее время часы и минуты, на десятипозиционных переключателях 19-1 и 19-10 устанавливает постоянную Предварительну информацию, такую как номер маршрута номер выпуска, табельный номер водителя, число и другую необходимую информацию (всего 14 десятичных знаков) Десятичный код переключателей 15 и 19 посредством дешифраторов 16 и 20 и двоичный код подаются на установочные входы первого счетчика 14 времени (электронные часы) и на входы параллельного занесения информации в первый сдвиговый регистр 21.
После набора постоянной информации (всего 14 десятичных знаков) оператор при необходимости управлет блоком 44 магнитной записи с помощью кнопки 47 и нажимает кнопку 46 Установка О, соединенную со входом блока 45 формирования команд записи предварительной постоянной информации и пломбирует устройство.
Блок 45 формирует сначала команду на запуск блока 44 записи через схему 34 управления аппаратом записи и команду установки О счетчиков и триггера 26, После разгона магнитофона блок 45 вырабатывает команду, по которой текущее время записывается в первый счетчик 14 времени, команду по которой предварительная постоянная информация с дешифраторов 20 и с первого счетчика 14 времени записывается в первый -сдвиговый регистр 21, запрещает считывание информации второго сдвигового регистра 35, закрыв схему И 40, и разрешает считывания с первого сдвигового регистра 21, открыв схему И 39. Также вырабатывается команда в блоке 32 управления на прохождение тактовых импульсов в регистры 21 и 35 на считывание и на элемент И 35 и формирователь 37 кодирукщего устройства. Информация сдвигового ре гистра 21 через схему И 39 и схему ИЛИ 41 поступает в кодирующее устройство на вход элемента И 36,на другой вход которого поступают тактовые импульсы со скважностью 2. Если ячейка регистра несет информацию О, то на выходе схемы И 36 также будет 0. Если выходная .ячейка регистра несет информацию 1, то на выходе И 36 сформируется импульс такой же длительности, как и тактовый. Формирователь 37 формирует короткий импульс с переднего фронта тактового импульса. Формирователь 42 формирует короткий импульс с заднего фронта информационного импульса. Поскольку во времени информационные и тактовые импульсы совпадают, то сформированные формирователями 37 и 42 импульсы разносятся на половину периода тактовых импульсов. Схема ИЛИ 43 сводит их в один канал и с ее выхода закоди рованная последовательность поступает на запись в блок 44 магнитной записи 4. Первым в этой последовательности всегда будет тактовый импульс, запись осуществляется способом ВН (с возвратом в О), После окончания считы вания текущего времени и постоянной предварительной информации с первого сдвигового регистра 21 схема И 39 закрывается, а схема И 40 открывается, разрешая в последующем считывание информации со сдвигового регистра 35. Генератор 12 соединен с входом делителя 13 частоты. Делитель 13 час тоты имеет три выхода. Первый (импульсы с интервалом в минуту) соединен с входом первого счетчика 14 времени, другой (импульсы интервалом в секунду) соединен с входом второго счетчика 38 времени, третий (тактовы импульсы) соединен с одним из входов блока 32 управления. После установки О триггер 26 на ходится в таком положении , что следующая команда на производство записи в схему 32 управления поступает только от датчика 22 пути через формирователь 23. После начала движения транспортно единицы команда на запись от датчика 22 пути поступает в зависимости от того, какой коэффициент деления уста новлен на счетчике с управляемым коэффициентом деления 27. Наличие этого счетчика обусловлено тем,что в часы пИк транспортная единица может начать движение при открытой двери и водитель может несколько раз пытаться закрыть дверь в начале движения. Коэффициент деления устанавливается с учетом особенности маршрута и его загрузки. Первая запись фиксирует время простоя единицы подвижного состава в .парке со времени включения устройства и записи текущего времени и постоянной предварительной информаци до выхода из парка. После производства записи от датч ка 22 пути импульс формирователя 28 устанавливает триггер 26 в положение разрешающее последующую запись только с датчика 10 двери. После выхода из парка счетчик 38 времени и счетчик 24 пройденного пут считают время и путь до остановки, где будет открыта дверь. Входы счетч ков вьшгедших 8 и вошедших 5 пассажир закрыты посредством схем И 4 и 7, на один из входов которых подается запи рающий потенциал от формирователя атчика положения двери 10, находяегося в положении все двери закрыты . По прибытию на начальный остановочный пункт маршрута/при открытии вери датчиком 10 положения двери и формирователем 9 вырабатывается команда на производство второй записи. Так как схема И 31 открыта для производства записи от датчика двери, то запускающий импульс от формирователя 9 проходит через схему ИЛИ 29 на вход схемы управления и на вход установки О триггера 26, через схему ИЛИ 30, устанавливая триггер в положение, разрешающее следующую запись информации только с датчика 22 пути. Блок 32 управления вырабатывает команду на запись информации со счетчиков 5, 8, 38 и 24 в регистр 35 сдвига, команду на считывание информации с регистра 35 и разрешает прохождение сфазированных тактовых импульсов на регистры 21 и 35 сдвига. Поскольку схема И 40 открыта, а И 39 закрыта, происходит считывание информации с регистра 35 сдвига и производится запись пути пройденного от парка до начального пункта и времени следования до него, со счетчиков пассажиров записываются нули. По окончании записи счетчики устанавливаются в О. Открываются входы счетчиков вошедших 5 и вышедших 8 пассажиров. Триггер 26 устанавливается в положение, разрешающее следующую запись с датчика 22 пути. На остановке производится подсчет вошедших (вышедших) пассажиров и время пребывания транспортной единицы на остановке. При закрытии двери блокируются входы счетчиков вошедших 5 и вышедших 8 пассажиров посредством схем И 4 и 7 и после начала движения производится запись от датчика 22 пути. Запись производится аналогично и содержит информацию о вошедших (вышедших) пассажирах и времени пребывания транспортной единицы на остановке. Таким образом, производится две записи по каждой остановке - по прибытию на остановку и по убытию с остановки. По окончании работы на маршруте предпоследняя запись производится по прибытию в парк. При открытии двери записывается путь, пройденный от конечного пункта до парка и время следования. Последняя запись производится оператором. После снятия пломб с устройства он нажимает кнопку 46 и записывает текущее время (время прибытия в парк) и постоянную предварительную информацию, набранную на десятипозиционных переключателях 15 и 19. Информацию, записанную на магнитную ленту, перезаписывают на стационарном устройстве на перфоленту. Так как устройство имеет разрешающую способность времени 1 с, пути 3,5 м, производит запись по прибы тию и убытию с остановки, то это позволяет оперативно получить практически полную первичную информацию о пассажиропотоках на маршруте, их изменении во времени и о графике движения транспортной единицы по маршру ту . Данные используются для оптимиза ции сети городского пассажирского транспорта и расчета пассажирских маршрутов на ЭВМ, что позволяет значительно повысить качество обслужива ния пассажиров и эффективность использования подвижного состава. Формула изобретения 1. Устройство для автоматического сбора информации на пассажирском тра спорте, содержащее датчики прохода пассажиров, соединенные со входами анализаторов направления, первый и второй выход которых соединен со входами первого и второго элементов ИЛИ соответственно, датчик положения два рей, соединенный с первым формирователем импульсов, таймер, -счетчик входящих пассажиров, счетчик выходящих пассажиров, блок управления и блок записи, отличающееся тем, что, с целью расширения функцио нальных возможностей и повышения достоверности получаемой информации, в устройство введены блок формирования предваЕ)ительной информации, сдвиговы регистры, счетчик времени, счетчик пути, счетчик с переменным коэффицие том деления, формирователи импульсов блок управления записью, блок формир вания команд записи предварительной информации, выключатели, элемент управления, датчик пути, элементы ИЛИ и элементы И, выходы первого и второ го элементов ИЛИ соединены с первыми входами первого и второго элементов И, вторые входы которых соединены с выходом первого формирователя импуль сов , а выходы - со счетными входами счетчика входящих пассажиров и счетчи ка выходящих пассажиров, соответствен но, выходы которых соединены с первым и вторым входами первого сдвигового регистра, первый выход таймера соединен со счетным входом счетчика времени, выход которого соединен с третьим входом первого сдвигового регистра, второй выход таймера соединен с первы входом блока управления, третий выход таймера соединен с первым входом второго сдвигового регистра, четвертый выход - с первым входом блока формирования команд записи предваритель.ной информации, датчик пути соединен через второй формирователь импульсов со счетным входом счетчика пути, выхо которого соединен с четвертым входом первого сдвигового регистра, первый выход блока управления соединен с пятым входом первого сдвигового регистра, выход которого соединен с первым входом третьего элемента И, выход которого соединен с первым входом третьего элемента ИЛИ, выход которого соединен с первым входом четвертого элемента И, выход которого соединен через третий формирователь импульсов с первым входом четвертого элемента ИЛИ, выход которого соединен с первым входом блока записи,второй выход блока управления соединен с тактирующими входами первого и второго сдвиговых регистров, со вторым входом четвертого элемента И и через четвертый формирователь импульсов со вторым входом четвертого элемента ИЛИ, первый выход блока формирования команд записи предварительной информации соединен со вторым входом второго сдвигового регистра, остальные входы которого соединены с выходами блока формирования предварительной информации, а выход - с первым входом пятого элемента И, выход которого соединен со вторым входом третьего элемента ИЛИ, второй и третий выходы блока формирования команд записи предварительной информации соединены со вторыми входами третьего и пятого элементов И, соответственно, четвертый выход - с первыми входами пятого и шестого элементов ИЛИ, пятый выход блока формирования команд записи предварительной информации соединен со вторым входом блика управления, а шестой - через первый выключатель с общей шиной,третий выход блока управления соединен со входом блока управления записью, первый выход которого соединен со вторьгм входом блока записи, второй выход - через второй выключатель с общей шиной, а третий - со вторым входом блока управления, выход шестого элемента ИЛИ соединен с первым входом элемента управления, выходы которого соединены с первым входом шестого и седь-. мого элементов И, выход второго формирователя соединен со вторым входом шестого элемента И, выход которого соединен со счетным входом счетчика с переменным коэффициентом деления, выход которого через пятый формирователь импульсов соединен со вторым входом элемента управления и первым входом седьмого элемента ИЛИ, выход которого соединен с третьим входом блока управления, выход первого формирователя соединен со вторым входом седьмого элемента И, выход которого соединен со вторыми входами шестого и седьмого элементов ИЛИ, выход пятого элемента ИЛИ соединен со входами установки нуля счетчика времени, счетчика входящих пассажиров, счетчика выходящих пассажиров и счетчика с переменным коэффициентом деления.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в блок формирования предварительной информации, содержащий переключатели, введены дешифраторы, входы которых соединены с соответствующими выходами переключателей, а выходы - с выходами блока формирования предварительной информации.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1,Авторское свидетельство СССР № 303639, кл. G 07 В 15/00, 1968.
2.Авторское свидетельство СССР № 489130, кл. G 07 В 15/02, 1973.
3.. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2566763/24, кл. G 07 В 15/00, 1978 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для регистрации цифровой информации | 1986 |
|
SU1386915A2 |
Запоминающее устройство | 1983 |
|
SU1116458A1 |
Устройство для учета работы транспортных средств | 1980 |
|
SU894762A1 |
Устройство для контроля микропроцессорных цифровых блоков | 1986 |
|
SU1383364A1 |
Вычислительная система "Антикон" для предотвращения столкновения судов | 1983 |
|
SU1136178A1 |
Устройство для редактирования | 1982 |
|
SU1117669A1 |
Устройство для программного управления | 1986 |
|
SU1397878A1 |
Устройство для ввода информации от двухпозиционных датчиков | 1985 |
|
SU1280640A1 |
Устройство для обработки информации датчиков | 1980 |
|
SU955093A1 |
Устройство для определения условного математического ожидания | 1981 |
|
SU1003097A1 |
Авторы
Даты
1981-06-23—Публикация
1979-10-18—Подача