ПОВОРОТНОЕ СИДЕНЬЕ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2002 года по МПК B60N2/14 B60N2/00 

Описание патента на изобретение RU2180624C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сиденьям транспортных средств, и может использоваться в легковых автомобилях для облегчения посадки и высадки инвалидов или тучных людей.

Известна конструкция поворотного сиденья для транспортного средства, состоящего из основания, размещаемого на кузове автомобиля, и поворотного основания с закрепленным на нем сиденьем, при этом поворотное основание установлено с возможностью вращения вокруг оси, закрепленной в основании и расположенной со смещением от центра поворотного основания, а также средства для фиксации положений поворотного основания (заявка Франции 2633882, кл. В 60 N 2/14, опублик. 08.07.88 г.)
Данное устройство имеет сложную конструкцию.

Известна также конструкция сиденья, в котором предусмотрена возможность изменения угла его поворота, содержащего неподвижное основание, закрепленное на полу салона транспортного средства, подвижное основание, на котором установлено сиденье, и блокирующий механизм. Подвижное основание состоит из двух консолей, в которых выполнены направляющие пазы с направляющими цапфами (заявка Германии 3920454, кл. В 60 N 2/02, опублик. 1991г.).

Наличие пазов и цапф позволяет осуществлять боковое перемещение сиденья и его вращение, но не позволяет подстраиваться к габаритам водителя.

Известна также конструкция поворотного сиденья для транспортного средства (авт. св. SU 1652125, кл. В 60 N 2/02, 1989 г.), содержащего подвижную часть с жестко закрепленным на ней каркасом сиденья, неподвижную часть, жестко смонтированную на основании, размещенном на механизме продольного перемещения, а также механизм для блокировки сиденья. Поворот сиденья осуществляется за счет выполнения подвижной и неподвижной частей в виде круговых секторов, между которыми размещены тела качения, разделенные ограничителями.

Устройство позволяет осуществлять вращение сиденья и его продольное перемещение. Однако данная конструкция является технологически сложной, требующей использования дорогостоящих подшипников, а для фиксации положений сиденья требуются отдельные механизмы.

Техническим результатом данного изобретения является упрощение и повышение надежности устройства за счет конструктивного совмещения механизмов фиксации продольного перемещения и вращения сиденья, а также упрощения конструкции механизма вращения.

Поставленная задача решается тем, что в поворотном сиденье для транспортного средства, содержащем основание, установленное на направляющих с возможностью продольного перемещения, поворотную платформу, на которой закреплена подушка сиденья, механизм поворота поворотной платформы, а также механизм фиксации перемещения основания, состоящий из подпружиненного рычага, установленного на основании, и пластины, которая закреплена на конце подпружиненного рычага с возможностью фиксации одного из ее краев в пазах, выполненных на одной из направляющих, согласно изобретению на боковой стороне поворотной платформы выполнен вырез, обеспечивающий зацепление поворотной платформы с другим краем пластины.

При этом поворотный механизм может быть выполнен в виде оси, один конец которой установлен в основании, а другой пропущен через отверстие в поворотной платформе, причем положение оси может быть смещено относительно центра основания к спинке поворотного сиденья или к спинке и одной из боковых сторон поворотного сиденья.

Кроме того, между поворотной платформой и основанием размещена проставка.

Поворотное сиденье может быть также дополнительно снабжено механизмом фиксации продольного перемещения основания, установленным с другой боковой стороны основания.

Наличие выреза на боковой стороне поворотной платформы, который входит в зацепление с одним из краев пластины, другой край которой входит в зацепление с пазами, выполненными в направляющей, позволяет осуществлять фиксацию поворота основания, используя механизм фиксации перемещения основания в продольном направлении.

Конструкция поворотного сиденья для транспортного средства поясняется чертежами.

На фиг. 1 приведена конструкция поворотного сиденья; на фиг.2 - вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.3 - вид по стрелке Б на фиг.1; на фиг.4 - угловые положения поворотной платформы; на фиг.5 - конструкция поворотного сиденья с дополнительным механизмом фиксации продольного перемещения основания.

Поворотное сиденье для транспортного средства содержит основание 1, установленное с возможностью продольного перемещения по направляющим 2 и 3, например, в виде салазок, закрепленных на полу автомобиля, поворотную платформу 4, на которой размещена подушка 5 сиденья, поворотный механизм, обеспечивающий возможность поворота поворотной платформы относительно основания и выполненный, например, в виде оси 6, один конец которой установлен в основании 1, а другой - пропущен через отверстие в поворотной платформе 4 и снабжен удерживающей шляпкой 16, причем ось 6 может быть смещена относительно центра основания 1 к спинке поворотного сиденья или (как показано на чертежах) - к спинке и к тому или иному боку поворотного сиденья, в зависимости от назначения поворотного сиденья - для водителя или пассажира. Механизм фиксации перемещения основания 1 состоит из подпружиненного рычага 7, который установлен на основании 1, и пластины 8, закрепленной на конце рычага 7 таким образом, что один из краев пластины 8 может фиксироваться в пазах 9, выполненных в направляющей 2; на одной из боковых сторон поворотной платформы 4 выполнен вырез 10, внутренние края 11 которого входят в зацепление с противоположным краем пластины 8; между поворотной платформой 4 и основанием 1 размещена проставка 12, не перекрывающая вырез 10. Поворотное сиденье может быть дополнительно снабжено механизмом фиксации продольного перемещения основания, установленным с другой боковой стороны основания 1 и состоящим, например, из подпружиненного рычага 13, установленного на основании 1, и пластины 14, закрепленной на конце рычага 13, при этом один край пластины может фиксироваться в пазах 15, выполненных в направляющей 3, как показано на фиг.5.

Работа устройства осуществляется следующим образом.

В обычном положении механизмы фиксации продольного перемещения основания 1 и вращения поворотной платформы 4 находятся в заблокированном состоянии: поворотная платформа 4 с установленной на ней подушкой 5 неподвижна относительно транспортного средства. Для изменения продольного положения сиденья необходимо разблокировать механизм фиксации перемещения основания 1 путем поворота рычага 7, что приведет к выходу из зацепления края пластины 8 с пазами 9. Приложив усилие, например оттолкнувшись от руля или подтянувшись к нему руками, можно осуществить продольное перемещение сиденья по направляющим 2 и 3. После завершения регулировки продольного положения сиденья необходимо зафиксировать его новое положение.

Для осуществления поворота подвижной платформы 4, например, с целью выхода из автомобиля необходимо разблокировать механизм, фиксирующий угловое положение поворотной платформы 4. Для этого с помощью рычага 7 выводят из зацепления другой край пластины 8 и вырез 10 в поворотной платформе 4, что дает возможность повернуть сиденье, приложив для этого небольшое усилие, например оттолкнувшись руками от руля в сторону. Фиксация углового положения поворотной платформы в промежуточных положениях и положении для выхода необязательна. После возврата в исходное положение сиденье фиксируется путем введения в зацепление выреза 10 и другого края пластины 8 с помощью рукоятки 7. Размещение оси 6 не по центру поворотной платформы 4, а со смещением к спинке поворотного сиденья или назад и вбок от центра поворотной платформы 4 позволяет сделать выход водителя или пассажира из автомобиля более удобным, т. к. при повороте сиденье выдвигается за пределы корпуса автомобиля на различные расстояния в зависимости от положения оси относительно центра поворотной платформы.

С целью обеспечения более надежного зацепления пластины 8 с вырезом 10 в поворотной платформе 4 один или оба края 11 выреза 10 могут быть выполнены отогнутыми вниз. Форма выреза 10 определяется технологическими возможностями используемой оснастки и может быть, например, Т-образной (как показано на чертежах), Г-образной, прямолинейной и др.

Для разнесения основания 1 и поворотной платформы 4 на расстояние, необходимое для размещения между ними подпружиненного рычага 7 с пластиной 8, а также подпружиненного рычага 13 с пластиной 14, целесообразно использовать проставку 12, не перекрывающую вырез 10 и выполненную из прочного материала. Размеры и конфигурация проставки 12 выбираются такими, чтобы они не перекрывали вырез 10 в поворотной платформе и тем самым обеспечивали возможность взаимодействия края пластины 8 с вырезом 10.

С целью повышения надежности конструкции иногда целесообразно разделить функции механизмов фиксации. Для этого с другой стороны сиденья дополнительно устанавливается механизм фиксации продольного перемещения основания, а механизм фиксации перемещения основания используют только для разблокировки и блокировки поворотного основания.

Для изменения продольного положения сиденья осуществляют разблокировку механизма фиксации продольного перемещения основания 1 с помощью рычага 13, при этом край пластины 14 выходит из зацепления с пазами 15. После регулировки продольного положения сиденья его новое положение фиксируется с помощью механизма фиксации продольного перемещения основания. Разблокировка поворотной платформы 4 с целью ее поворота осуществляется с помощью рычага 7 механизма фиксации перемещения основания. Установка того или другого механизма фиксации с той или другой стороны поворотного сиденья может быть осуществлена в зависимости от желания владельца автомобиля.

Таким образом, с помощью несложной технологической доработки уже имеющегося в автомобиле механизма, осуществляющего фиксацию продольного перемещения сиденья, обеспечивается возможность фиксации и углового положения сиденья.

Все детали устройства изготавливаются с помощью известных технологических приемов и оснастки из известных материалов.

Данная конструкция позволяет путем нетрудоемких доработок, даже в условиях ремонтных мастерских, имеющегося в некоторых марках автомобилей механизма фиксации продольного перемещения сиденья обеспечить возможность его углового поворота и фиксацию и тем самым сделать более удобным выход из транспортного средства, что особенно актуально для инвалидов, больных или тучных людей, причем как для водителей, так и для пассажиров.

Похожие патенты RU2180624C1

название год авторы номер документа
КРЕСЛО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ОПОРНО-ПОВОРОТНЫМ МЕХАНИЗМОМ 2020
  • Калачев Алексей Александрович
RU2752434C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ 2013
  • Кузнецов Борис Васильевич
RU2513859C1
КРЕСЛО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ОПОРНО-ПОВОРОТНЫМ МЕХАНИЗМОМ 2023
  • Харитонов Павел Валерьевич
RU2811204C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ 2014
  • Кузнецов Борис Васильевич
RU2552243C1
СИСТЕМА ОТКРЫВАНИЯ ЗАДНЕЙ БОКОВОЙ ДВЕРИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ПЕТЛЯ И ДОВОДЧИК ДВЕРИ 2023
  • Горячев Никита Сергеевич
  • Поваразднюк Игорь Валериевич
  • Бобровский Дмитрий Александрович
  • Барашкин Алексей Михайлович
RU2797470C1
СИЛОВОЙ ШЛАГБАУМ ДЛЯ ГАРАЖЕЙ 1991
  • Имянитов Михаил Григорьевич
RU2025553C1
ОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ПАССАЖИРСКОГО КРЕСЛА ПОВЫШЕННОЙ КОМФОРТНОСТИ 2007
  • Нафиков Ильгиз Юрисович
RU2384475C2
СПАРЕННАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ЗАПУСКА ЗЕНИТНЫХ РАКЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 1995
  • Гущин Н.И.
  • Фокин Р.В.
  • Гречищев Ю.Н.
  • Чванов Н.Ф.
  • Махонин Ю.Ю.
  • Гаврилов В.Н.
  • Графов Е.А.
RU2088877C1
СПОСОБ ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ПРОСТРАНСТВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И КРЕСЛО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТОГО СПОСОБА 2003
  • Сэн-Жальм Брюно
  • Резаг Андре
  • Занебони Жазон
RU2340477C2
СИДЕНЬЕ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, СНАБЖЕННОЕ ТАКИМ СИДЕНЬЕМ 2016
  • Декомб Франсуа
  • Иекер Жюльен
RU2720860C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 180 624 C1

Реферат патента 2002 года ПОВОРОТНОЕ СИДЕНЬЕ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в легковых автомобилях для облегчения посадки и высадки инвалидов или тучных людей. Поворотное сиденье для транспортного средства содержит основание, установленное на направляющих с возможностью продольного перемещения, поворотную платформу, на которой закреплена подушка сиденья, механизм поворота поворотной платформы и механизм фиксации перемещения основания, состоящий из подпружиненного рычага, установленного на основании, и пластины, закрепленной на конце подпружиненного рычага, установленного на основании, и пластины, закрепленной на конце подпружиненного рычага с возможностью фиксации одного из ее краев в пазах, которые выполнены в одной из направляющих, при этом на боковой стороне поворотной платформы выполнен вырез, обеспечивающий зацепление поворотной платформы с другим краем пластины. Механизм поворота поворотной платформы выполнен в виде оси, один конец которой закреплен на основании, а другой пропущен через отверстие в поворотной платформе, при этом ось смещена относительно центра основания к спинке поворотного сиденья или к спинке и одной из боковых сторон поворотного сиденья. Поворотное сиденье может быть дополнительно снабжено механизмом фиксации продольного перемещения основания, установленным с другой боковой стороны основания. Изобретение позволяет упростить и повысить надежность устройства за счет конструктивного совмещения механизмов фиксации продольного перемещения и вращения сиденья и упрощения конструкции механизма вращения. 5 з.п.ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 180 624 C1

1. Поворотное сиденье для транспортного средства, содержащее основание, установленное на направляющих с возможностью продольного перемещения, поворотную платформу, на которой закреплена подушка сиденья, механизм поворота поворотной платформы, а также механизм фиксации перемещения основания, состоящий из подпружиненного рычага, установленного на основании, и пластины, закрепленной на конце подпружиненного рычага с возможностью фиксации одного из ее краев в пазах, которые выполнены в одной из направляющих, отличающееся тем, что на боковой стороне поворотной платформы выполнен вырез, обеспечивающий зацепление поворотной платформы с другим краем пластины. 2. Поворотное сиденье для транспортного средства по п. 1, отличающееся тем, что поворотный механизм выполнен в виде оси, один конец которой установлен в основании, а другой пропущен через отверстие в поворотной платформе. 3. Поворотное сиденье для транспортного средства по п. 2, отличающееся тем, что ось смещена относительно центра основания к спинке поворотного сиденья. 4. Поворотное сиденье для транспортного средства по п. 2, отличающееся тем, что ось смещена относительно центра основания к спинке и одной из боковых сторон поворотного сиденья. 5. Поворотное сиденье для транспортного средства по п. 1, или 2, или 3, отличающееся тем, что между поворотной платформой и основанием размещена проставка. 6. Поворотное сиденье для транспортного средства по п. 1, или 2, или 3, или 4, или 5, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено механизмом фиксации продольного перемещения основания, установленным с другой боковой стороны основания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2180624C1

Поворотное сиденье транспортного средства 1989
  • Комин Леонид Андреевич
  • Козыряцкий Александр Федорович
SU1652125A1
DE 19730131 А1, 28.01.1999
Устройство для регулирования степени покрытия диэлектрической поверхности порошкообразным материалом 1980
  • Шихов Вадим Николаевич
  • Либерман Яков Львович
  • Еремина Наталья Вадимовна
  • Гусев Олег Александрович
SU972671A1
Сиденье транспортного средства 1988
  • Мензуллов Михаил Анварьевич
  • Миронов Владимир Андреевич
  • Шелестов Станислав Михайлович
  • Павлов Николай Анатольевич
SU1516391A1
RU 94029150 А1, 27.08.1996
КОРПУС СЖАТИЯ НА ОПОРНОЙ РАМЕ 2006
  • Залялов Валерий Адельзянович
  • Архипов Александр Иванович
RU2315207C1
GB 1426428 А, 25.02.1976
DE 3920454 А1, 24.01.1991
DE 4405396 А1, 24.08.1995.

RU 2 180 624 C1

Авторы

Клюев В.В.

Чернов М.Ю.

Дорофеев Д.Г.

Даты

2002-03-20Публикация

2001-05-22Подача