Изобретение относится к оборудованию для предотвращения и обнаружения, недозволенного использования или кражи транспортных средств.
Известны устройства для предотвращения недозволенного использования двигателя транспортного средства, в которых блокируется определяющее работоспособность двигателя устройство запуска, и/или питания и/или зажигания, при этом по теории эквивалентных признаков независимо от конкретного исполнения эти устройства можно представить как содержащие первую линию связи, обеспечивающую соединение между элементами устройства транспортного средства, воздействие на которые позволяет заблокировать данное (блокируемое) устройство и предотвратить использование двигателя транспортного средства, и исполнительными элементами, исполнительные элементы, физическое состояние которых определяет нахождение блокируемого устройства в заблокированном или рабочем состоянии, управляющие элементы, посредством которых изменяется физическое состояние исполнительных элементов, и вторую линию связи для подачи на управляющие элементы питания и сигналов управления.
Недостатком известных устройств является относительная простота восстановления работоспособности двигателя после доступа в подкапотное пространство транспортного средства, так как возможно, не раздумывая о конструкции примененного устройства для блокирования, просто отсоединить все провода от соответствующих элементов блокируемого устройства и с помощью нескольких проводов произвести известные электрические соединения, достаточные для восстановления работоспособности двигателя; кроме того, возможное срабатывание сигнализации в процессе восстановления работоспособности двигателя, как правило, не является достаточным для предотвращения недозволенного использования или кражи (угона) транспортного средства.
Такой недостаток присущ, например, устройствам /1, 2/, при этом в устройстве /1/ вообще достаточно "перекусить" только один провод.
Известны устройства, например, /3, 4/, построенные по описанной выше обобщенной схеме, в которых приняты дополнительные меры защиты против соединения напрямую дополнительными проводами аккумуляторной батареи с элементами системы зажигания и/или запуска двигателя, однако по-прежнему данным устройствам присущ указанный выше недостаток.
Известно принятое в качестве прототипа устройство /5/, в котором контроллер и исполнительные реле (управляющие и исполнительные элементы в терминологии настоящего описания) заключены в защитный корпус с механическим замком.
Недостатком данного устройства является возможность восстановления работоспособности двигателя путем замены заблокированного устройства на работоспособное устройство, кроме того, использование механического замка не является достаточной гарантией - почти на каждом современном транспортном средстве механическим замком зажигания блокируется рулевое управление, однако это не спасает от угона.
Технический результат изобретения состоит в усложнении процесса восстановления работоспособности двигателя транспортного средства, в котором установлено предлагаемое устройство.
Результат достигается тем, что в защитный корпус установлены и первая линия связи, и блокируемое устройство либо полностью, либо частично, при этом защитный корпус и блокируемое устройство, если в защитный корпус оно установлено частично, зафиксированы на местах их нахождения в транспортном средстве с использованием таких элементов и/или средств фиксации, которые не допускают снятие и защитного корпуса, и блокируемого устройства с мест их нахождения в транспортном средстве без проведения значительного объема механических и/или специальных работ, а вторая линия связи защищена от присоединения внешних устройств, кроме того, в частных случаях выполнения защитный корпус и блокируемое устройство, если в защитный корпус оно установлено частично, зафиксированы на местах их нахождения в транспортном средстве с использованием специальных элементов, преимущественно резьбовых с отрывной головкой, защитный корпус и блокируемое устройство, если в защитный корпус оно установлено частично, зафиксированы на местах их нахождения в транспортном средстве с использованием стандартных резьбовых элементов, у которых после затяжки резьбы место на головках под установочный инструмент в необходимых случаях высверлено, защитный корпус и блокируемое устройство, если в защитный корпус оно установлено частично, зафиксированы на местах их нахождения в транспортном средстве с использованием средств пайки, сварки, преимущественно точечной, защитный корпус и/или блокируемое устройство, если в защитный корпус оно установлено частично, зафиксирован(о) на месте его нахождения в транспортном средстве с использованием кодового, например электромеханического, замка, помещенного в защитный корпус, в частности, общий для устройства в целом или дополнительный, установленный с использованием указанных выше элементов и средств фиксации, сигналы управления на открытие электромеханического замка поданы по второй линии связи, защитный корпус выполнен как единая конструкция с корпусом блокируемого устройства, при нарушении второй линии связи и/или присоединении ко второй линии связи внешних устройств управляющие элементы блокируются от возможности перевода исполнительных элементов в физическое состояние, соответствующее работоспособному состоянию двигателя, а электромеханический замок (при наличии) блокируется от восприятия команды на его открытие, по второй линии связи постоянно подан условный сигнал, вторая линия связи установлена в защитную оболочку, вторая линия связи в части подачи сигналов управления выполнена волоконно-оптической, вторая линия связи в части подачи сигналов управления выполнена узконаправленной воздушно-оптической, преимущественно инфракрасного диапазона спектра, вторая линия связи в части подачи сигналов управления выполнена экранированной, если в защитный корпус блокируемое устройство установлено частично, то в соответствующих элементах блокируемого устройства выполнены отверстия, через которые первая линия связи выведена в огражденное защитным корпусом пространство, если в защитный корпус блокируемое устройство установлено частично, то в не огражденном защитным корпусом пространстве блокируемого устройства для предотвращения доступа к первой линии связи, месту ее соединения с элементом и самому элементу блокируемого устройства установлены защитные элементы.
На фиг. 1 изображена обобщенная функциональная схема устройства для предотвращения недозволенного использования двигателя транспортного средства, на фиг.2 - выполнение устройства на основе прерывателя-распределителя, на фиг.3 - то же, на основе датчика положения и скорости коленчатого вала, на фиг.4 - то же, на основе карбюратора.
На. фиг. 1 в статическом состоянии на транспортном средстве 1, имеющем салон (кабину) 2 с труднодоступной полостью 3, "внесалонное", в частности подкапотное, пространство 4 системы (зажигания, запуска, питания...) двигателя 5, конкретное устройство системы двигателя 5, определяющее работоспособность двигателя, например прерыватель-распределитель, блокирование которого предотвращает использование двигателя, и элементы, с помощью которых устройство 6 присоединено к другим элементам соответствующей системы транспортного средства 7, установлены: первая линия связи 8, исполнительные элементы 9, управляющие элементы 10, вторая линия связи 11, защитный корпус 12 и защитная оболочка 13, в которую установлена вторая линия связи 11, кроме того, элемент возможной установки устройства 6 на корпус транспортного средства в подкапотном пространстве 4 обозначен как 14, фиксация составных частей условно отображена "сварочными швами" 15, при этом известные технические средства для санкционированного доступа по каналу связи 16 обозначены как 17, 18, пути воздействия лица, недозволенно использующего или крадущего транспортное средство (угонщика), обозначены как 19...26, а применяемые угонщиком технические средства - как 27. На фиг.2: - 7...13 то же, что на фиг. 1, вал прерывателя-распределителя 28 с установочной пластиной 29 и нижним кольцом 30, крышка распределителя 31, подвижный контакт прерывателя 32 и соединительный проводник 33, корпус прерывателя-распределителя 34 с элементами крепления 35 к блоку цилиндров двигателя 36, в котором установлен фиксирующий элемент 37, защитный элемент 38 и защитный элемент 39. На фиг.3: - 7. ..13 то же, что на фиг.1, 36, 37 то же, что на фиг.2, зубчатый диск на коленчатом валу 40 и датчик положения и скорости коленчатого вала 41. На фиг. 4: - 5, 7. ..13 то же, что на фиг.1, 36, 37 то же, что на фиг.2 и 3, верхняя 42, нижняя 43 половины корпуса карбюратора, поплавок 44, ось вращения поплавка 45.
При постановке транспортного средства на охрану (см. фиг.1) с использованием канала связи 16 и известных технических средств для санкционированного доступа 17, 18 по второй линии связи 11 подается сигнал управления на управляющие элементы 10, которые переводят исполнительные элементы 9 в физическое состояние, при котором через первую линию связи 8 и элементы 7 блокируется устройство 6, чем предотвращается использование двигателя транспортного средства.
После доступа в подкапотное пространство транспортного средства, не оборудованного предлагаемым устройством для предотвращения недозволенного использования двигателя, угонщик с использованием технических средств 27 имеет возможность произвести деблокирование двигателя следующими путями: 19 - воздействием на место соединение элементов 7 с первой линией связи 8, первую линию связи 8, исполнительные 9 и управляющие 10 элементы; 20 - воздействием на вторую линию связи 11; 22 - снятием заблокированного устройства 6 с места его нахождения в транспортном средстве с заменой на работоспособное устройство.
После доступа в подкапотное пространство транспортного средства, оборудованного защитным корпусом 12 с механическим замком /5/, угонщик с использованием технических средств 27 имеет возможность произвести деблокирование двигателя транспортного средства следующими путями: 20 - воздействием на вторую линию связи 11; 21 - воздействием на место соединения элементов 7 с устройством 6, например (фиг.2), в прерывателе-распределителе, после снятия крышки распределителя 31 соединительный проводник 33 возможно пересоединить в нужное место электросхемы транспортного средства, минуя устройство для блокирования; 22 - снятием (например, подбором ключа, использованием отмычек, воздействием на штатное место крепления устройства 6 в транспортном средстве...) заблокированного устройства 6 с места его нахождения в транспортном средстве с заменой на работоспособное устройство.
После доступа в подкапотное пространство транспортного средства, оборудованного предлагаемым устройством для предотвращения недозволенного использования двигателя, угонщик имеет возможность произвести деблокирование двигателя только после проведения значительного объема механических и/или специальных работ по разрушению соответствующих элементов фиксации и/или защитных устройств путями 23, 24, при этом разрушение только защитной оболочки 13 не позволит произвести деблокирование двигателя, так как вторая линия связи защищена от присоединения внешних устройств; возможное деблокирование двигателя путем 25 - воздействием на вторую линию связи из труднодоступной полости 3 или 26 - воздействием на канал связи 16 и/или техническое средство для санкционированного доступа 18 является общим для известных устройств для предотвращения недозволенного использования или кражи транспортных средств, приведено для определенности и более не рассматривается.
Фиксация защитного корпуса и/или блокируемого устройства на местах их нахождения в транспортном средстве может быть выполнена с использованием специальных элементов, преимущественно резьбовых с отрывной головкой, с использованием стандартных резьбовых элементов, у которых после затяжки резьбы место на головках под установочный инструмент в необходимых случаях высверлено, с использованием средств пайки, сварки, преимущественно точечной.
При использовании перечисленных элементов и средств фиксации снятие и защитного корпуса, и блокируемого устройства с мест их нахождения в транспортном средстве становится невозможным без проведения значительного объема механических и/или специальных работ: удаление специальных элементов, преимущественно резьбовых с оторванной головкой, может быть произведено практически только после приваривания к оставшемуся металлу гайки; удаление описанных стандартных резьбовых элементов может быть произведено только после полного высверливания головки элемента с последующим удалением цилиндрических остатков; удаление элементов фиксации с использованием средств пайки, сварки, преимущественно точечной, - срубанием и/или высверливанием точек пайки, сварки.
Наиболее полная фиксация защитного корпуса может быть достигнута, когда защитный корпус выполнен как единая конструкция с корпусом блокируемого устройства.
Принципиально использование описанных элементов и средств фиксации достаточно для надежного фиксирования устройств на местах их нахождения в транспортном средстве, однако с учетом того, что в случае отказа в заблокированной системе вдали от средств технической помощи водителю придется самостоятельно решать задачу деблокирования двигателя посредством "проведения значительного объема механических и/или специальных работ", требуемая фиксация устройств может быть осуществлена с использованием кодового, например, электромеханического замка, помещенного в защитный корпус, в частности, общий для устройства в целом или дополнительный, установленный с использованием описанных элементов и средств фиксации, с подачей сигналов управления на открытие электромеханического замка по второй линии связи.
В части защиты второй линии связи от присоединения внешних устройств могут быть использованы, например, аппаратные средства, когда при нарушении второй линии связи и/или присоединении ко второй линии связи внешних устройств управляющие элементы блокируются от возможности перевода исполнительных элементов в физическое состояние, соответствующее работоспособному состоянию двигателя, а электромеханический замок (при наличии) блокируется от восприятия команды на его открытие, механические средства, когда вторая линия связи установлена в защитную оболочку, и комбинированные средства, когда вторая линия связи в части подачи сигналов управления выполнена экранированной, волоконно-оптической или узконаправленной воздушно-оптической, преимущественно инфракрасного диапазона спектра; в частном случае выполнения аппаратных средств по второй линии связи постоянно подан условный сигнал, например, сигнал установленной для устройства частоты, и/или сигнал балансировки постоянно находящегося под напряжением источника питания моста электрического четырехэлементного, три из которых (элемента) установлены в огражденном (см. фиг.1) защитным корпусом 12 пространстве, а один - в труднодоступной полости 3, и/или другие известные сигналы.
Использование механических средств, когда вторая линия связи установлена в защитную оболочку, пояснений не требует.
Использование комбинированных средств, когда вторая линия связи в части подачи сигналов управления выполнена: - экранированной, чем исключается возможность присоединения внешних устройств без разрушения экрана; - волоконно-оптической, к которой из-за полного внутреннего отражения практически невозможно присоединить внешние устройства, не разрушив линию связи; - узконаправленной воздушно-оптической, преимущественно инфракрасного диапазона спектра, к которой трудно присоединить внешние устройства, не перекрыв канал связи, что аппаратными средствами будет воспринято как "разрушение" второй линии связи.
Ниже приведены конкретные примеры возможного выполнения предлагаемого устройства.
При выполнении устройства на основе прерывателя-распределителя (фиг.2) в корпусе 34 и установочной пластине 29 выполнены отверстия непосредственно под подвижным контактом прерывателя 32, к последнему присоединена первая линия связи 8 и через названные отверстия выведена в огражденное защитным корпусом 12 пространство, для предотвращения после снятия крышки распределителя 31 возможности доступа к первой линии связи 8, месту ее соединения с подвижным контактом прерывателя 32 и самому подвижному контакту прерывателя 32 установлены защитные элементы 38, 39, например, с использованием пайки, развальцовки и тому подобного, защитный корпус 12 и защитная оболочка 13 зафиксированы на местах их нахождения соответствующими элементами (показаны условно "сварочными швами"), выше нижнего кольца 30 вала прерывателя-распределителя 28 в блоке цилиндров двигателя 36 выполнено отверстие, в котором установлен фиксирующий элемент 37, не позволяющий после снятия элементов крепления 35 демонтировать прерыватель-распределитель с места его нахождения на блоке цилиндров двигателя 36.
При выполнении устройства на основе датчика положения и скорости коленчатого вала (фиг.3) в корпус 12 установлен полностью датчик положения и скорости коленчатого вала 41, к элементам 7 датчика положения и скорости коленчатого вала 41 первая линия связи 8 присоединена в огражденном защитным корпусом 12 пространстве, корпус 12 зафиксирован на блоке цилиндров двигателя 36 фиксирующими элементами 37.
При выполнении устройства на основе карбюратора (фиг.4) верхняя 42 и нижняя 43 половины корпуса карбюратора зафиксированы между собой, а нижняя 43 половина корпуса карбюратора, кроме того, - на блоке цилиндров двигателя 36 фиксирующими элементами 37, при этом в нижней 43 половине корпуса карбюратора выполнено отверстие, через которое в огражденное защитным корпусом 12 пространство выведена первая линия связи 8 (такое название толкателя в соответствии с теорией эквивалентных признаков вполне правомочно, так как функционально толкатель обеспечивает соединение исполнительного элемента 9, сердечника электромагнита с элементом блокируемого устройства 7, игольчатым клапаном, при этом наличие промежуточных элементов - поплавка 44 и оси вращения поплавка 45 не является существенным для выполнения названной функции), исполнительные 9, управляющие 10 элементы и вторая линия связи 11 установлены в защитный корпус 12 и защитную оболочку 13, а защитный корпус 12 зафиксирован на нижней 43 половине корпуса карбюратора фиксирующими элементами 37; в состоянии охраны поплавок 44 поднимается вверх исполнительным элементом 9 (например, посредством пружины - не показана), в результате чего поплавок 44 поворачивается на оси вращения поплавка 45, запирает элемент 7, блокирует подачу топлива и предотвращает использование двигателя.
Литература
1. Патент РФ 1787121, кл. В 60 R 25/00. Противоугонное устройство для транспортного средства. 1993 г. Бюл. 1.
2. Патент РФ 2026214, кл. В 60 R 25/04. Противоугонное устройство для транспортного средства. 1995 г. Бюл. 1.
3. Патент РФ 2094260, кл. В 60 R 25/04. Автомобильное противоугонное устройство. 1997 г. Бюл. 30.
4. Патент РФ 2139205, кл. В 60 R 25/00. Способ предотвращения недозволенного запуска двигателя внутреннего сгорания и устройство для предотвращения недозволенного запуска двигателя внутреннего сгорания. 1999 г. Бюл. 28.
5. Патент РФ 2124992, кл. В 60 R 25/04. Противоугонное устройство транспортного средства. 1999 г. Бюл. 2 (прототип).
Изобретение относится к оборудованию для предотвращения недозволенного использования или кражи транспортных средств. Блокируемое устройство полностью или частично и блокирующие элементы установлены в защитный корпус и зафиксированы с использованием средств фиксации, не допускающих снятие их с мест нахождения в транспортном средстве без проведения работ по разрушению соответствующих устройств, а линия связи защищена от присоединения внешних устройств. В частных случаях выполнения применены элементы с отрывной головкой, с высверливанием мест под установочный инструмент, электромеханический замок. В качестве линии связи могут быть использованы волоконно-оптическая, узконаправленная воздушно-оптическая или экранированная линия связи, присоединение к которой внешних устройств блокирует возможность восстановления работоспособности двигателя. Изобретение позволяет усложнить процесс восстановления работоспособности заблокированного двигателя и, следовательно, повысить эффективность защиты транспортного средства. 13 з.п. ф-лы, 4 ил.
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2124992C1 |
ЗАЩИТНЫЙ КОЖУХ ИММОБИЛАЙЗЕРА АВТОМОБИЛЯ | 1998 |
|
RU2132788C1 |
DE 19527504 C1, 08.12.1994 | |||
US 4866296 A, 12.09.1989. |
Авторы
Даты
2002-05-20—Публикация
2000-01-05—Подача