Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для термических компенсации и компенсации вибраций, передаваемых от двигателя внутреннего сгорания системе выхлопа отработавших газов, снижения нагрузок, а также внутренних и внешних шумов.
В настоящее время используются различные конструкции компенсаторов, содержащих сильфон и расположенный в нем экран, которые применяются в различных областях машиностроения для механизмов и трубопроводов с газовой или жидкостной средой.
Известен компенсатор системы выхлопа отработавших газов, содержащий сильфон, выполненный с различными гофрами, цилиндрический экран, который установлен по ходу газов соосно внутри сильфона с зазором (1).
В этом компенсаторе гофры в средней части сильфона выполнены большего диаметра, чем крайние, но с одинаковой шириной, что позволяет несколько снизить нагрузки на крайние гофры при аксиальном воздействии.
Преимуществами такого компенсатора является простота конструкции. Его ограничениями являются: такой компенсатор не учитывает периодичность колебательных процессов струи выхлопного газа и не позволяет в достаточной мере компенсировать термоциклические нагрузки газовой струи; такое устройство не позволяет уменьшить резонансные колебания сильфона и эффективно погасить радиальные нагрузки от колебаний, передаваемых двигателем; конструкция обладает плохими шумовыми характеристиками.
Известно устройство для гибкого соединения трубопровода системы выпуска выхлопных газов, содержащее сильфон, стенки которого выполнены в виде колец, причем кольца сопряжены между собой выпуклыми поверхностями и вогнутыми поверхностями, соответственно, и, по меньшей мере, две упругие пластины, установленные снаружи сильфона (2).
Сильфон в этом техническом решении выполнен из двух гофрированных частей, соединенных отрезком трубопровода (площадкой), которая придает дополнительную жесткость устройству. Наличие цилиндрического экрана внутри сильфона в этом техническом решении не описывается. Преимуществами этой конструкции перед аналогичными является связь корпуса сильфона с внешней средой, что позволяет эффективно рассеивать тепловую энергию, а также осуществлять гашение радиальных колебаний.
Ограничениями являются: одностороннее действие сильфона, т.к. при осевых нагрузках тот может работать только на сжатие, и ограничение хода сильфона; отрезок трубопровода между двумя гофрированными частями увеличивает жесткость конструкции, что ухудшает восприятие нагрузки при радиальных колебаниях и приводит к неравномерной нагруженности гофр сильфона при осевых и радиальных циклических колебаниях; из-за жесткости крепления упругих пластин к фланцам с двух сторон сильфона устройство практически не воспринимает тангенциальные нагрузки, и при вращении входного и выходного патрубков сильфона происходит поломка упругих пластин и сокращение срока эксплуатации устройства в целом.
Наиболее близким является устройство для гибкого соединения трубопровода системы выпуска выхлопных газов, содержащее сильфон, стенки которого выполнены в виде колец, при этом кольца сопряжены между собой выпуклыми поверхностями и вогнутыми поверхностями, соответственно, ограничителя сильфона, установленного над внешней поверхностью сильфона и выполненного с опорными кольцами, демпфирующих элементов, расположенных вдоль продольной оси по обе стороны от сильфона и упруго связанных с опорными кольцами ограничителя сильфона (3).
Кроме того, устройство содержит проволочную оплетку, соединяющую концы сильфона, а демпфирующие элементы выполнены в виде подушек из спрессованной тонкой металлической проволоки.
Ограничениями устройства являются: использование проволочной оплетки приводит к тому, что сильфон не связан с внешней средой и под воздействием газов высокой температуры преждевременно выходит из строя, что приводит к недостаточно высокой надежности и сроку эксплуатации из-за значительной термической нагрузки на него также из-за отсутствия внутреннего экрана; проволочная оплетка ограничивает вибрационную компенсацию и функционирует односторонне - работает только на сжатие, а сильфон - на растяжение и сжатие; использование демпферных подушек из прессованной металлической проволоки резко уменьшает ход сильфона в осевом направлении, что не позволяет в достаточной мере использовать характеристики сильфона, как основного узла компенсации вибраций; применение демпферных подушек из прессованной металлической проволоки приводит к их постепенной усадке в процессе эксплуатации, что уменьшает надежность конструкции и время эксплуатации; конструкция является металлоемкой и обеспечивает только одностороннее восприятие прикладываемой нагрузки из-за расположения демпфирующих элементов только с внешних противоположных сторон опорных колец, что приводит к жесткости конструкции и ухудшению демпфирования; сильфон с одинаковыми гофрами имеет неодинаковую величину хода для каждого гофра и обычно третий по ходу газов гофр преждевременно разрушается, что приводит к снижению срока эксплуатации устройства; ход сильфона из-за использования металлической оплетки ограничен ее линейными размерами, что не позволяет в полной мере использовать полезные параметры сильфона, как основного узла компенсации вибрации.
Решаемая изобретением задача - повышение качества и надежности устройства, улучшение технико-эксплуатационных характеристик при его функционировании в условиях осевой, радиальной и тангенциальной неустойчивости и периодического воздействия выхлопных газов.
Технический результат, который может быть получен при выполнении устройства, - повышение долговечности и снижение шумовых характеристик за счет обеспечения компенсации различных термоциклических нагрузок газовой струи, повышение долговечности, уменьшение габаритов.
Для решения поставленной задачи с достижением технического результата в устройстве для гибкого соединения трубопровода системы выпуска выхлопных газов, содержащем сильфон, стенки которого выполнены в виде колец, при этом кольца сопряжены между собой выпуклыми поверхностями и вогнутыми поверхностями, соответственно, ограничитель сильфона, установленный над внешней поверхностью сильфона и выполненный с опорными кольцами, демпфирующий элемент, расположенный вдоль продольной оси по обе стороны от сильфона и упруго связанный с опорными кольцами ограничителя сильфона, согласно изобретению ограничитель сильфона выполнен в виде пластин или проволок, сильфон выполнен из узких гофр и, по меньшей мере, одного широкого гофра, выпуклые поверхности и вогнутые поверхности сильфона выполнены в его продольном сечении в виде полуокружностей, отношение радиуса R выпуклой поверхности широкого гофра к радиусу г выпуклой поверхности узкого гофра выбрано в диапазоне от 1,5 до 2,5, отношение радиуса R1 вогнутой поверхности между широким гофром и узким гофром к радиусу r1 вогнутой поверхности между узкими гофрами - в диапазоне от 1,0 до 2,2, при этом демпфирующие элементы для обеих противоположных сторон сильфона расположены по обе стороны от опорных колец.
Возможны дополнительные варианты выполнения устройства, в которых целесообразно, чтобы:
- внутри сильфона был выполнен цилиндрический экран, который установлен по ходу газов соосно внутри сильфона с зазором, а со стороны входа газов торец цилиндрического экрана был соединен с входным патрубком сильфона;
- демпфирующие элементы были выполнены в виде пружинящих шайб;
- пружинящие шайбы были выполнены тарельчатыми;
- пружинящие шайбы были выполнены в виде пластин, снабженных по периметру окружности прорезями с образованием лепестков, которые поочередно относительно друг друга загнуты в противоположном направлении;
- пружинящие шайбы были выполнены в своем продольном сечении С-образными;
- устройство было снабжено втулками с продольной канавкой и жесткими шайбами, закрепленными по обе стороны на патрубках сильфона, соответственно, а опорные кольца были размещены в продольных канавках между втулками и жесткими шайбами;
- пластины ограничителя сильфона были выполнены в виде ленты, перфорированной продольными прорезями.
Указанные преимущества, а также особенности настоящего изобретения поясняются лучшим вариантом его выполнения со ссылкой на прилагаемые чертежи:
фиг.1 схематично изображает основной вариант выполнения заявленного устройства, четверть сечения конструкции вдоль продольной оси;
фиг.2 - возможные конструкции пружинящих шайб, их собственные продольные сечения;
фиг.3 - внешний вид пружинящей шайбы с лепестками.
Устройство (фиг.1) содержит сильфон 1, стенки которого выполнены в виде колец. Кольца сопряжены между собой выпуклыми поверхностями 2 и вогнутыми поверхностями 3, соответственно. Ограничитель 4 перемещения сильфона установлен над его внешней поверхностью и выполнен с опорными кольцами 5. Демпфирующие элементы 6 расположены вдоль продольной оси по обе стороны от сильфона 1 и упруго связаны с опорными кольцами 5.
Ограничитель 4 сильфона 1 выполнен в виде пластин или проволок. Сильфон 1 выполнен из узких гофр 7 и, по меньшей мере, одного широкого гофра 8. Выпуклые поверхности 2 и вогнутые поверхности 3 сильфона 1 выполнены в его продольном сечении в виде полуокружностей. Отношение радиуса R выпуклой поверхности 2 широкого гофра 8 к радиусу г выпуклой поверхности 2 узкого гофра 7 выбрано в диапазоне от 1,5 до 2,5. Отношение радиуса R1 вогнутой поверхности 3 между широким гофром 8 и узким гофром 7 к радиусу r1 вогнутой поверхности 3 между узкими гофрами 3 выбрано в диапазоне от 1,0 до 2,2. Демпфирующие элементы 6 для обеих противоположных сторон сильфона 1 расположены по обе стороны от опорных колец 5.
Для обеспечения термокомпенсации внутри сильфона 1 может быть выполнен цилиндрический экран 9. Цилиндрический экран 9 установлен по ходу газов соосно внутри сильфона 1 с зазором, а со стороны входа газов торец цилиндрического экрана 9 соединен с входным патрубком 10 сильфона 1.
Демпфирующие элементы 6 выполнены в виде пружинящих шайб. Возможные, но не исчерпывающие конструкции пружинящих шайб показаны на фиг.2, 3.
Пружинящие шайбы могут быть выполнены тарельчатыми. Кроме того, пружинящие шайбы (фиг.3) могут быть выполнены в виде пластин, снабженных по периметру окружности прорезями с образованием лепестков 11, которые поочередно относительно друг друга загнуты в противоположном направлении. Пружинящие шайбы могут быть выполнены в своем продольном сечении С-образными (фиг.2).
Устройство для обеспечения поджатия опорных колец 5 может быть снабжено втулками 12 (фиг.1) с продольной канавкой и жесткими шайбами 13. Втулки 12 и жесткие шайбы 13 закреплены по обе стороны на входном патрубке 10 и выходном патрубке 14 сильфона 1. соответственно. Опорные кольца 5 размещены в продольных канавках между втулками 12 и жесткими шайбами 13.
Кроме того, для упрощения изготовления пластины ограничителя 4 сильфона 1 могут быть выполнены в виде ленты 15 (нижняя часть фиг.1). Лента 15 перфорирована продольными прорезями 16. Концы ленты 15 соединены, например, сваркой с опорными кольцами 5.
Работает устройство (фиг.1) следующим образом.
Введение в конструкцию широкого гофра 8 с указанными размерами позволяет повысить технико-эксплуатационные показатели при работе сильфона 1 в условиях осевой неустойчивости и при наличии внутреннего давления.
Как показали испытания, геометрия узких гофр 7 и широкого гофра 8 изменила характер нагрузки на узкие гофры 7 и в целом на сильфон 1 независимо от длины и диаметра сильфона 1, а также места расположения широкого гофра 8. Увеличилась устойчивость сильфона 1, нагруженного внутренним давлением и осевым усилием. Узкие гофры 7 (фиг.1) стали работать с симметричным распределением нагрузки и с одинаковой величиной хода независимо от других геометрических размеров гофр, их количества и симметрии расположения. Выполнение выпуклых поверхностей 2 и вогнутых поверхностей 3 узких гофр 7 и широких гофр 8 в продольном сечении сильфона 1 в виде полуокружностей позволяет уменьшить концентрацию напряжений в вершинах упомянутых гофр.
Испытания проведены при избыточном давлении и принудительном ходе на механическом стенде. Геометрия широкого гофра 8 (фиг.1) отличается от узких гофр 7, она изменила жесткость и чувствительность сильфона 1. Но самое главное, она изменила характер распределения нагрузки на все узкие гофры 7 и широкий гофр 8, увеличила устойчивость сильфона 1. Узкие гофры 7 слева и справа стали работать с симметричным распределением нагрузки и одинаковой величиной хода. При различных сочетаниях давления и осевой силы (или заданного хода) цикл напряжений распределяется равномерно по всем гофрам 7, 8, уменьшая критические напряжения в отдельных точках и увеличивая время наработки сильфона 1 на отказ. Сильфон 1 приобретает улучшенные эксплуатационные характеристики и становится долговечней.
Отработанные газы и вибрации от двигателя, поступая во входной патрубок 10, воздействуют на цилиндрический экран 9, который является термоциклическим отражателем. Сильфон 1 подвижно связан через демпфирующие элементы 6 и опорные кольца 5 с ограничителем 4. Вибрации через ограничитель 4 передаются на аналогичный узел, расположенный на выходном патрубке 14. Опорные кольца 5 ограничителя 4 поджаты с обеих сторон, что позволяет сильфону свободно удлиняться и расширяться вдоль продольной оси за счет равномерного хода узких гофр 7 и широкого гофра 8. При тангенциальных перегрузках происходит свободное вращение опорного кольца 5, расположенного с одной стороны сильфона 1, относительно другого опорного кольца 5. При радиальном смещении входного патрубка 10 относительно выходного патрубка 14, опорные кольца 5 перемещаются совместно с узкими гофрами 7 и широким гофром 8 сильфона 1, а опорные кольца 5 остаются поджатыми с обеих сторон демпфирующими элементами 6, что не вызывает перекосов опорных колец 5, таких, как при использовании демпфирующих элементов, расположенных только с одной стороны опорного кольца 5.
В то же время при работе устройства не происходит ограничения хода сильфона 1 на растяжение из-за использования проволочной оплетки, поскольку демпфирующие элементы 6 расположены по обе стороны от опорных колец 5. Выполнение ограничителя 4 в виде пластин или проволок позволяет осуществить связь сильфона 1 с внешней средой, что позволяет эффективно рассеивать тепло с его внешней поверхности. Это увеличивает надежность и срок эксплуатации устройства в целом, при этом сильфон 1 функционирует в зависимости от термоциклических нагрузок, как на сжатие, так и на растяжение.
Использование в качестве демпфирующих элементов 6 пружинящих шайб увеличивает ход сильфона 1 в различных направлениях, при этом пружинящие свойства таких шайб сохраняются большее время, чем при применении демпферных подушек из прессованной металлической проволоки. Расположения демпфирующих элементов 6 с обеих сторон опорных колец обеспечивает своеобразную мягкость конструкции в целом и улучшает гашение различных по частоте вибрационных составляющих.
Наиболее успешно заявленное устройство для гибкого соединения трубопровода системы выпуска выхлопных газов промышленно применимо для термических компенсации и компенсации вибраций, передаваемых от двигателя внутреннего сгорания системе выхлопа отработавших газов, и может быть использовано для различных типов двигателей и систем выпуска.
Источники информации
1. Патент Германии 893734, F 16 L 51/02, опубл. 1949 г.
2. Патент Великобритании 1450555, F 16 L 51/00, опубл. 1976 г.
3. Патент Российской Федерации 2133399, F 16 L 27/10, опубл. 1999 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИБКОГО СОЕДИНЕНИЯ ТРУБОПРОВОДА СИСТЕМЫ ВЫПУСКА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ | 2001 |
|
RU2187741C1 |
КОМПЕНСАТОР ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ТРУБОПРОВОДА | 2001 |
|
RU2183297C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2184857C1 |
СИЛЬФОН | 2000 |
|
RU2173804C1 |
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПОДШИПНИКОВ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА | 2001 |
|
RU2180063C1 |
ГЛУШИТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2184856C1 |
ГИДРОПРИВОД ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ | 2001 |
|
RU2183170C1 |
КОМПЕНСАТОР СИСТЕМЫ ВЫХЛОПА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2179643C1 |
КОМПЕНСАТОР СИСТЕМЫ ВЫХЛОПА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ | 2001 |
|
RU2182980C1 |
ДВУХКАНАЛЬНОЕ КОМПЕНСАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ВЫХЛОПА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2179642C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для термических компенсаций и компенсаций вибраций, передаваемых от двигателя внутреннего сгорания системе выхлопа отработавших газов, снижения нагрузок, а также внутренних и внешних шумов. Устройство содержит сильфон, ограничитель хода сильфона и демпфирующие элементы. Ограничитель сильфона выполнен в виде пластин или проволок. Сильфон выполнен из узких гофр и, по меньшей мере, одного широкого гофра. Отношение радиуса R выпуклой поверхности широкого гофра к радиусу r выпуклой поверхности узкого гофра выбрано в диапазоне от 1,5 до 2,5. Отношение радиуса R1 вогнутой поверхности между широким гофром и узким гофром к радиусу r1 вогнутой поверхности между узкими гофрами - в диапазоне от 1,0 до 2,2. Демпфирующие элементы для обеих противоположных сторон сильфона расположены по обе стороны от опорных колец. Технический результат - повышение долговечности и снижение шумовых характеристик. 7 з.п. ф-лы, 3 ил.
ПОДВИЖНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ВЫХЛОПНОГО ТРУБОПРОВОДА | 1998 |
|
RU2133399C1 |
DE 4034055 А1, 16.05.1991 | |||
ЕР 0448769 А1, 02.10.1991 | |||
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАСОСНЫХ ШТАНГ | 2004 |
|
RU2278901C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВИЖНОГО СОЕДИНЕНИЯ ВЫХЛОПНОГО ТРУБОПРОВОДА | 1992 |
|
RU2005895C1 |
Выпускной трубопровод двигателя внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1348540A1 |
Герметичная сильфонная муфта для вибрационной развязки двух участков труб | 1990 |
|
SU1834979A3 |
Авторы
Даты
2002-06-10—Публикация
2001-07-20—Подача