ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА Российский патент 2002 года по МПК F16H57/04 F16H55/16 

Описание патента на изобретение RU2183774C2

Изобретение относится к машиностроению, в частности к передачам в тяговых устройствах локомотивов, и может быть использовано в простых и планетарных силовых узлах энергетических установок.

Известны устройства передач с колесами, зубья которых имеют кольцевые канавки с глубиной не более высоты головки зуба (см. патент 2010145, 1994 г, "Зубчатое колесо''). Такое устройство колеса значительно повышает нагрузочную способность передач, работающих на средних и больших нагрузках. Кольцевые канавки заполняются жидкостным смазочным материалом, что способствует улучшению работоспособности передачи.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому устройству является зубчатая передача, содержащая зубчатые колеса, в венце одного из которых выполнены радиальные прорези малой ширины и полости в каждом зубе для жидкостного смазочного материала (свидетельство 9279, 1998 г, "Зубчатая передача"). В венце колеса выполняют выточку, в которой размешают зубчатый диск с полостью в каждом зубе и каналами для наполнения и расхода смазочного материала. Подвод смазочного материала в рабочую зону зубьев колес позволяет увеличить срок службы передачи.

Однако размещение зубчатого диска в венце колеса уменьшает длину контактных линий зацепления, что снижает нагрузочную способность передачи, а использование каналов одного и того же проходного сечения для наполнения полости жидкостным смазочным материалом и его расхода снижает эффективность смазывания колес, так как полость или не успевает заполниться жидкостью, или жидкость вытекает из полости до зоны зацепления. Это снижает долговечность передачи.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение нагрузочной способности и долговечности передачи.

Поставленная цель достигается тем, что в зубчатой передаче, содержащей зубчатые колеса, в венце одного из которых выполнены радиальные прорези малой ширины и полости в каждом зубе для жидкостного смазочного материала, указанные полости выполнены в виде карманов для жидкостного смазочного материала в венце колеса с прорезями с торцовых поверхностей каждого зуба, радиальные прорези малой ширины сообщаются с полостями карманов, полости карманов закрыты планками с образованием протоков для жидкостного смазочного материала у ножки каждого зуба, а карманы разделены перегородкой с отверстием у головки зуба.

Решение технической задачи поясняется чертежами: фиг.1 - продольный разрез венца колеса с радиальными прорезями и карманами для жидкостного смазочного материала; фиг.2 - вид на зуб с торцовой поверхности колеса; фиг.3 - сечение А-А венца колеса вдоль прорези.

В венце 1 зубчатого колеса выполнены радиальные прорези 2 и 3 малой ширины. С торцовых поверхностей венца 1 в каждом зубе выполнены полости в виде карманов 4 и 5 для жидкостного смазочного материала. Радиальные прорези 2 и 3 сообщаются с полостями карманов 4 и 5. Полости карманов закрыты планками 7 с образованием протоков 8 и 9 для жидкостного смазочного материала у ножки каждого зуба, а карманы разделены перегородкой 6 с отверстием 10 у головки зуба.

Зубчатая передача работает следующим образом. При погружении зубчатого венца 1 полости карманов 4 и 5 через протоки 8 и 9 заполняются жидкостным смазочным материалом. Отверстие 10 в перегородке 6 способствует более полному заполнению полостей карманов 4 и 5 жидкостным смазочным материалом, предотвращая образование воздушных пробок. При вращении колеса под действием центробежных сил жидкостный смазочный материал продавливается через прорези 2 и 3 малой ширины и поступает в зону зацепления. Часть смазочного материала остается в полостях карманов и пополняется при окунании зубчатого венца в жидкостный смазочный материал.

Предложенное техническое решение повышает долговечность зубчатой передачи из-за равномерной подачи жидкостного смазочного материала в рабочую зону зубьев, удерживания жидкостного смазочного материала длительное время в полостях карманов зубьев при утечках его из передачи, а также способствует повышению несущей способности зубчатой передачи из-за распределения нагрузки по всей длине контактных линий зацепления.

Похожие патенты RU2183774C2

название год авторы номер документа
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2001
  • Бородин А.В.
RU2189024C1
РЕЛЬСОСВЕРЛИЛЬНЫЙ ПЕРЕНОСНОЙ СТАНОК ДЛЯ ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЙ 2001
  • Бородин А.В.
RU2210655C2
ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СМАЗЫВАНИЯ МОТОРНО-ОСЕВЫХ ПОДШИПНИКОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ЛОКОМОТИВА 2003
  • Бородин А.В.
  • Тарута Д.В.
RU2255253C1
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК ЛОКОМОТИВА 2003
  • Бородин А.В.
  • Тарута Д.В.
RU2252344C2
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ МОТОРНО-ОСЕВЫХ ПОДШИПНИКОВ ТЕПЛОВОЗА ПРИ ДЕЙСТВИИ УДАРНЫХ НАГРУЗОК 2003
  • Бородин А.В.
  • Исмаилов Ш.К.
  • Тарута Д.В.
  • Ким Ч.Н.
RU2243527C1
СПИРОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА С РОТАПРИНТНОЙ СМАЗКОЙ ЗАЦЕПЛЕНИЯ 2005
  • Анферов Валерий Николаевич
  • Гольдфарб Вениамин Иосифович
  • Ковальков Алексей Александрович
RU2306465C2
СЕПАРАТОР РОЛИКОПОДШИПНИКА БУКСЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2009
  • Бородин Анатолий Васильевич
RU2403464C1
СМАЗЫВАНИЕ ВЕРТИКАЛЬНОГО ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО РЕДУКТОРА 2009
  • Бородин Анатолий Васильевич
  • Вельгодская Татьяна Владимировна
  • Тарута Дмитрий Викторович
RU2403472C1
СПОСОБ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2000
  • Бородин А.В.
RU2178750C2
ТОРЦОВАЯ ЗУБЧАТО-РОЛИКОВАЯ ПЕРЕДАЧА 2003
  • Тупицын А.А.
  • Тупицын А.А.
RU2265765C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 183 774 C2

Реферат патента 2002 года ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к области машиностроения. В венце одного из зубчатых колес зубчатой передачи выполнены радиальные прорези малой ширины. С торцовых поверхностей каждого зуба выполнены карманы для жидкостного смазочного материала. Полости карманов закрыты планками с протоками для жидкостного смазочного материала у ножки каждого зуба. Карманы разделены перегородкой с отверстием у головки зуба. Технический результат - повышение нагрузочной способности и долговечности передачи. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 183 774 C2

Зубчатая передача, содержащая зубчатые колеса, в венце одного из которых выполнены радиальные прорези малой ширины и полости в каждом зубе для жидкостного смазочного материала, отличающаяся тем, что указанные полости выполнены в виде карманов для жидкостного смазочного материала в венце колеса с прорезями с торцовых поверхностей каждого зуба, радиальные прорези малой ширины сообщаются с полостями карманов, полости карманов закрыты планками с образованием протоков для жидкостного смазочного материала у ножки каждого зуба, а карманы разделены перегородкой с отверстием у головки зуба.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2183774C2

ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО 1991
  • Беспалов В.В.
RU2010145C1
Устройство для использования энергии ветра при посредстве приводимых им в колебательное движение деревьев 1928
  • Васильев Ф.В.
SU9279A1
Деформационный шов здания 1984
  • Слепцов Олег Семенович
SU1209792A1
US 3822607, 09.07.1974.

RU 2 183 774 C2

Авторы

Бородин А.В.

Даты

2002-06-20Публикация

2000-05-15Подача