ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СМАЗЫВАНИЯ МОТОРНО-ОСЕВЫХ ПОДШИПНИКОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ЛОКОМОТИВА Российский патент 2005 года по МПК F16C33/10 B61F17/24 

Описание патента на изобретение RU2255253C1

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для циркуляционного смазывания жидким смазочным материалом подшипников скольжения, и может найти применение для смазывания опор скольжения и качения с размещением масляного насоса на детали с вращающимся движением в этих опорах.

Известны устройства для принудительного смазывания подшипника вала редуктора, включающие подпружиненный плунжер, постоянно контактирующий с неподвижной поверхностью, на которой выполнен кулачок, цилиндр плунжера, вращающийся вокруг оси вала смазываемых подшипников, каналы для всасывания жидкого смазочного материала в полость плунжера и нагнетания из полости плунжера к подшипникам вала (см., например, Япония, патент №54-30468, кл. F 16 Н 57/04 от 24.06.75). Пульсирующая подача жидкостного смазочного материала в зону работы подшипника требует точного размещения канала нагнетания, а забивка каналов всасывания и нагнетания продуктами изнашивания может исключить подведение смазочного материала в требуемую зону и нарушить работоспособность подшипникового узла.

Известна принудительная система смазывания моторно-осевых подшипников (МОП) электродвигателя локомотива, представляющая собой замкнутый круг циркуляции жидкого смазочного материала через вкладыши МОП при помощи масляного насоса (см., Тепловозы 2ТЭ10М, 3ТЭ10М: Устройство и работа /С.П. Филонов и др. - М. Транспорт, 1986. С.269-271). Устройство включает две польстерные камеры, маслосборник и насос, соединенные через МОП системой каналов. Насос, установленный на крышке маслосборника, приводится в действие от оси колесной пары через шестерню, выполненную разъемной. На валу насоса установлено зубчатое колесо, которое взаимодействует с шестерней на оси колесной пары. К корпусу насоса прикреплена клапанная коробка, в которой размещены шариковые клапаны для всасывания и нагнетания смазочного материала. При движении локомотива смазочный материал, нагнетаемый насосом по системе каналов, поступает в осевые подшипники, проникает в зазор между шейкой оси колесной пары и вкладышами подшипников, затем по каналам сливается в маслосборник, замыкая круг циркуляции.

Устройство системы смазывания МОП электродвигателя отличается сложностью конструкции. Это, прежде всего, обусловлено установкой насоса на крышке маслосборника, приводом его в действие от оси колесной пары через шестерню, смонтированную на оси колесной пары, необходимостью регулирования зазоров в зацеплении зубчатых колес. Изнашивание вкладышей в процессе эксплуатации нарушает работу зубчатой передачи, что, в свою очередь, ухудшает работу системы смазывания подшипников.

Предлагаемое изобретение направлено на упрощение конструкции устройства смазывания МОП, на повышение эксплуатационной надежности привода насоса системы смазывания, на обеспечение постоянного подведения в зону трения подшипников смазочного материала с требуемым давлением.

Предлагаемое устройство принудительной системы смазывания моторно-осевых подшипников электродвигателя локомотива жидким смазочным материалом, содержащее две польстерные камеры, маслосборник, насос, который приводится в действие от оси колесной пары, клапанную коробку с клапанами, соединенными системой каналов для всасывания и нагнетания смазочного материала с рабочими полостями подшипников, снабжено плунжерным насосом, корпус которого установлен посредством разъемных опор на оси колесной пары, подпружиненный плунжер взаимодействует торцовой поверхностью с кулачком, размещенным на оси колесной пары, при этом ось плунжера перпендикулярна оси колесной пары, а канал нагнетания от клапанной коробки содержит клапан, ограничивающий величину давления смазочного материала.

Решение технической задачи поясняется чертежом, на котором представлена конструктивная схема устройства.

Устройство принудительной системы смазывания моторно-осевых подшипников 1 и 2 на оси 3 содержит плунжерный насос 4 и кулачок 5. Насос 4 включает плунжер 6, клапанную коробку 7 и пружину 8. Корпус насоса 4 связан с осью 3 посредством разъемных опор 9. Конструктивно опоры 9 могут быть выполнены с опорными поверхностями скольжения или качения. Клапанная коробка 7 содержит всасывающий 10 и нагнетательный 11 клапаны. Кулачок 5 для монтажа на ось 3 может быть выполнен разъемным. Система смазывания включает каналы всасывания 12 и нагнетания 13. Канал нагнетания соединен с клапаном 14, ограничивающим величину давления смазочного материала, подаваемого в подшипники.

Перед работой системы смазывания регулируют минимальную величину сжатия пружины 8, например, подкладкой на торцовой поверхности плунжера 6 и максимальную величину давления нагнетания предохранительным клапаном 14.

Устройство работает следующим образом.

При вращении оси 3 кулачок 5 взаимодействует с торцовой поверхностью плунжера 6, при этом плунжер 6 совершает рабочий ход, сжимая пружину 8. Из маслосборника через канал 12 и клапан 10 смазочный материал всасывается в рабочую полость плунжера 6, затем нагнетается через клапан 11 в канал 13 и подается в рабочие полости подшипников 1 и 2. При превышении величины заданного давления в нагнетательных каналах срабатывает предохранительный клапан 14 и смазочный материал стравливается через канал 15 в маслосборник. Нагнетаемый насосом 4 смазочный материал по каналам и зазорам в подшипниках поступает в польстерные камеры и маслосборник.

Таким образом, крепление корпуса насоса посредством опор, размещенных на оси колесной пары, привод насоса от кулачка, которым снабжена ось колесной пары, обеспечивают компактность устройства, удобство его регулирования, а введение клапана, ограничивающего величину давления смазочного материала, способствует повышению эксплуатационной надежности привода насоса в системе принудительного смазывания моторно-осевых подшипников электродвигателя локомотива.

Похожие патенты RU2255253C1

название год авторы номер документа
САМОСМАЗЫВАЮЩАЯСЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 2008
  • Андросов Анатолий Александрович
  • Гребенюк Геннадий Петрович
RU2376516C1
СМАЗЫВАНИЕ ВЕРТИКАЛЬНОГО ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО РЕДУКТОРА 2009
  • Бородин Анатолий Васильевич
  • Вельгодская Татьяна Владимировна
  • Тарута Дмитрий Викторович
RU2403472C1
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК ЛОКОМОТИВА 2003
  • Бородин А.В.
  • Тарута Д.В.
RU2252344C2
Плунжерный насос 1985
  • Горолевич Игорь Евгеньевич
SU1355757A1
Устройство для смазки моторно-осевых подшипников и тяговой передачи локомотива 1978
  • Балабанов Анатолий Дмитриевич
  • Бардышова Людмила Петровна
  • Безбожный Владимир Алексеевич
  • Колесников Валентин Петрович
  • Литвинов Алексей Тимофеевич
SU779135A1
Моторно-осевой блок тягового электродвигателя локомотива 1980
  • Горбунов Андрей Павлович
SU943058A1
ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЛОКОМОТИВА 2003
  • Сливинский Е.В.
  • Зайцев А.А.
  • Бушмин А.А.
RU2255014C1
СПАРЕННАЯ НАСОСНАЯ УСТАНОВКА 2017
  • Лидер Виктор Августович
  • Петров Вадим Николаевич
  • Асылгараева Алия Шарифязновна
RU2686237C2
ТОПЛИВНЫЙ НАСОС 1997
  • Руофф Манфред
  • Рембольд Хельмут
  • Штифель Ханс-Петер
  • Хааг Готтлоб
  • Гмелин Кари
  • Голдшмитт Фолькмар
  • Шмидтпетер Карлхайнц
  • Айнеке Маттиас
  • Мюллер Увэ
RU2185523C2
Плунжерный агрегат 2017
  • Краснов Виктор Гаврилович
  • Дворников Леонид Трофимович
  • Кревер Александра Сергеевна
RU2654560C1

Реферат патента 2005 года ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СМАЗЫВАНИЯ МОТОРНО-ОСЕВЫХ ПОДШИПНИКОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ЛОКОМОТИВА

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для циркуляционного смазывания жидким смазочным материалом подшипников скольжения, и может найти применение для смазывания опор скольжения и качения с размещением масляного насоса на детали с вращающимся движением в этих опорах. Устройство содержит плунжерный насос и кулачок, установленные на оси колесной пары. Насос включает подпружиненный плунжер и клапанную коробку. Корпус насоса связан с осью посредством разъемных опор. Система смазывания включает каналы всасывания и нагнетания, при этом канал нагнетания соединен с клапаном, ограничивающим величину давления смазочного материала, подаваемого в рабочую зону подшипников. Технический результат - обеспечение компактности устройства, повышение эксплуатационной надежности привода насоса в системе принудительного смазывания моторно-осевых подшипников электродвигателя локомотива. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 255 253 C1

Принудительная система смазывания моторно-осевых подшипников электродвигателя локомотива жидким смазочным материалом, включающая две польстерные камеры, маслосборник, насос, который приводится в действие от оси колесный пары, клапанную коробку с клапанами, соединенными системой каналов для всасывания и нагнетания смазочного материала с рабочими полостями подшипников, отличающаяся тем, что снабжена плунжерным насосом, корпус которого установлен посредством разъемных опор на оси колесной пары, подпружиненный плунжер взаимодействует торцовой поверхностью с кулачком, размещенным на оси колесной пары, при этом ось плунжера перпендикулярна оси колесной пары, а канал нагнетания от клапанной коробки содержит клапан, ограничивающий величину давления смазочного материала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2255253C1

Устройство для смазки шейки осиКОлЕСНОй пАРы B MOTOPHO-OCEBOM пОд-шипНиКЕ ТягОВОгО элЕКТРОдВигАТЕлялОКОМОТиВА 1979
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Беленький Александр Давыдович
  • Саидов Кудрат Убайдуллаевич
  • Гибалов Анатолий Иванович
  • Киселев Валентин Иванович
  • Перельман Юрий Зиновьевич
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Литвинов Алексей Тимофеевич
  • Колесников Валентин Петрович
  • Безбожный Владимир Алексеевич
SU852690A1
Способ смазывания букс железнодорожного и сдвижного состава 1934
  • Великовский Д.С.
  • Ефимов А.И.
SU41558A1
US 3704049 А, 28.11.1972
СПОСОБ МОДИФИЦИРОВАНИЯ СПЛАВОВ НА ОСНОВЕ ЗОЛОТА 2012
  • Сидельников Сергей Борисович
  • Довженко Николай Николаевич
  • Лопатина Екатерина Сергеевна
  • Столяров Александр Валентинович
  • Беляев Сергей Владимирович
  • Гайлис Юлия Дмитриевна
  • Лебедева Ольга Сергеевна
RU2507284C1

RU 2 255 253 C1

Авторы

Бородин А.В.

Тарута Д.В.

Даты

2005-06-27Публикация

2003-10-08Подача