Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для циркуляционного смазывания жидким смазочным материалом подшипников скольжения, и может найти применение для смазывания опор скольжения и качения с размещением масляного насоса на детали с вращающимся движением в этих опорах.
Известны устройства для принудительного смазывания подшипника вала редуктора, включающие подпружиненный плунжер, постоянно контактирующий с неподвижной поверхностью, на которой выполнен кулачок, цилиндр плунжера, вращающийся вокруг оси вала смазываемых подшипников, каналы для всасывания жидкого смазочного материала в полость плунжера и нагнетания из полости плунжера к подшипникам вала (см., например, Япония, патент №54-30468, кл. F 16 Н 57/04 от 24.06.75). Пульсирующая подача жидкостного смазочного материала в зону работы подшипника требует точного размещения канала нагнетания, а забивка каналов всасывания и нагнетания продуктами изнашивания может исключить подведение смазочного материала в требуемую зону и нарушить работоспособность подшипникового узла.
Известна принудительная система смазывания моторно-осевых подшипников (МОП) электродвигателя локомотива, представляющая собой замкнутый круг циркуляции жидкого смазочного материала через вкладыши МОП при помощи масляного насоса (см., Тепловозы 2ТЭ10М, 3ТЭ10М: Устройство и работа /С.П. Филонов и др. - М. Транспорт, 1986. С.269-271). Устройство включает две польстерные камеры, маслосборник и насос, соединенные через МОП системой каналов. Насос, установленный на крышке маслосборника, приводится в действие от оси колесной пары через шестерню, выполненную разъемной. На валу насоса установлено зубчатое колесо, которое взаимодействует с шестерней на оси колесной пары. К корпусу насоса прикреплена клапанная коробка, в которой размещены шариковые клапаны для всасывания и нагнетания смазочного материала. При движении локомотива смазочный материал, нагнетаемый насосом по системе каналов, поступает в осевые подшипники, проникает в зазор между шейкой оси колесной пары и вкладышами подшипников, затем по каналам сливается в маслосборник, замыкая круг циркуляции.
Устройство системы смазывания МОП электродвигателя отличается сложностью конструкции. Это, прежде всего, обусловлено установкой насоса на крышке маслосборника, приводом его в действие от оси колесной пары через шестерню, смонтированную на оси колесной пары, необходимостью регулирования зазоров в зацеплении зубчатых колес. Изнашивание вкладышей в процессе эксплуатации нарушает работу зубчатой передачи, что, в свою очередь, ухудшает работу системы смазывания подшипников.
Предлагаемое изобретение направлено на упрощение конструкции устройства смазывания МОП, на повышение эксплуатационной надежности привода насоса системы смазывания, на обеспечение постоянного подведения в зону трения подшипников смазочного материала с требуемым давлением.
Предлагаемое устройство принудительной системы смазывания моторно-осевых подшипников электродвигателя локомотива жидким смазочным материалом, содержащее две польстерные камеры, маслосборник, насос, который приводится в действие от оси колесной пары, клапанную коробку с клапанами, соединенными системой каналов для всасывания и нагнетания смазочного материала с рабочими полостями подшипников, снабжено плунжерным насосом, корпус которого установлен посредством разъемных опор на оси колесной пары, подпружиненный плунжер взаимодействует торцовой поверхностью с кулачком, размещенным на оси колесной пары, при этом ось плунжера перпендикулярна оси колесной пары, а канал нагнетания от клапанной коробки содержит клапан, ограничивающий величину давления смазочного материала.
Решение технической задачи поясняется чертежом, на котором представлена конструктивная схема устройства.
Устройство принудительной системы смазывания моторно-осевых подшипников 1 и 2 на оси 3 содержит плунжерный насос 4 и кулачок 5. Насос 4 включает плунжер 6, клапанную коробку 7 и пружину 8. Корпус насоса 4 связан с осью 3 посредством разъемных опор 9. Конструктивно опоры 9 могут быть выполнены с опорными поверхностями скольжения или качения. Клапанная коробка 7 содержит всасывающий 10 и нагнетательный 11 клапаны. Кулачок 5 для монтажа на ось 3 может быть выполнен разъемным. Система смазывания включает каналы всасывания 12 и нагнетания 13. Канал нагнетания соединен с клапаном 14, ограничивающим величину давления смазочного материала, подаваемого в подшипники.
Перед работой системы смазывания регулируют минимальную величину сжатия пружины 8, например, подкладкой на торцовой поверхности плунжера 6 и максимальную величину давления нагнетания предохранительным клапаном 14.
Устройство работает следующим образом.
При вращении оси 3 кулачок 5 взаимодействует с торцовой поверхностью плунжера 6, при этом плунжер 6 совершает рабочий ход, сжимая пружину 8. Из маслосборника через канал 12 и клапан 10 смазочный материал всасывается в рабочую полость плунжера 6, затем нагнетается через клапан 11 в канал 13 и подается в рабочие полости подшипников 1 и 2. При превышении величины заданного давления в нагнетательных каналах срабатывает предохранительный клапан 14 и смазочный материал стравливается через канал 15 в маслосборник. Нагнетаемый насосом 4 смазочный материал по каналам и зазорам в подшипниках поступает в польстерные камеры и маслосборник.
Таким образом, крепление корпуса насоса посредством опор, размещенных на оси колесной пары, привод насоса от кулачка, которым снабжена ось колесной пары, обеспечивают компактность устройства, удобство его регулирования, а введение клапана, ограничивающего величину давления смазочного материала, способствует повышению эксплуатационной надежности привода насоса в системе принудительного смазывания моторно-осевых подшипников электродвигателя локомотива.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
САМОСМАЗЫВАЮЩАЯСЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2008 |
|
RU2376516C1 |
СМАЗЫВАНИЕ ВЕРТИКАЛЬНОГО ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО РЕДУКТОРА | 2009 |
|
RU2403472C1 |
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК ЛОКОМОТИВА | 2003 |
|
RU2252344C2 |
Плунжерный насос | 1985 |
|
SU1355757A1 |
Устройство для смазки моторно-осевых подшипников и тяговой передачи локомотива | 1978 |
|
SU779135A1 |
Моторно-осевой блок тягового электродвигателя локомотива | 1980 |
|
SU943058A1 |
ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЛОКОМОТИВА | 2003 |
|
RU2255014C1 |
СПАРЕННАЯ НАСОСНАЯ УСТАНОВКА | 2017 |
|
RU2686237C2 |
ТОПЛИВНЫЙ НАСОС | 1997 |
|
RU2185523C2 |
Плунжерный агрегат | 2017 |
|
RU2654560C1 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для циркуляционного смазывания жидким смазочным материалом подшипников скольжения, и может найти применение для смазывания опор скольжения и качения с размещением масляного насоса на детали с вращающимся движением в этих опорах. Устройство содержит плунжерный насос и кулачок, установленные на оси колесной пары. Насос включает подпружиненный плунжер и клапанную коробку. Корпус насоса связан с осью посредством разъемных опор. Система смазывания включает каналы всасывания и нагнетания, при этом канал нагнетания соединен с клапаном, ограничивающим величину давления смазочного материала, подаваемого в рабочую зону подшипников. Технический результат - обеспечение компактности устройства, повышение эксплуатационной надежности привода насоса в системе принудительного смазывания моторно-осевых подшипников электродвигателя локомотива. 1 ил.
Принудительная система смазывания моторно-осевых подшипников электродвигателя локомотива жидким смазочным материалом, включающая две польстерные камеры, маслосборник, насос, который приводится в действие от оси колесный пары, клапанную коробку с клапанами, соединенными системой каналов для всасывания и нагнетания смазочного материала с рабочими полостями подшипников, отличающаяся тем, что снабжена плунжерным насосом, корпус которого установлен посредством разъемных опор на оси колесной пары, подпружиненный плунжер взаимодействует торцовой поверхностью с кулачком, размещенным на оси колесной пары, при этом ось плунжера перпендикулярна оси колесной пары, а канал нагнетания от клапанной коробки содержит клапан, ограничивающий величину давления смазочного материала.
Устройство для смазки шейки осиКОлЕСНОй пАРы B MOTOPHO-OCEBOM пОд-шипНиКЕ ТягОВОгО элЕКТРОдВигАТЕлялОКОМОТиВА | 1979 |
|
SU852690A1 |
Способ смазывания букс железнодорожного и сдвижного состава | 1934 |
|
SU41558A1 |
US 3704049 А, 28.11.1972 | |||
СПОСОБ МОДИФИЦИРОВАНИЯ СПЛАВОВ НА ОСНОВЕ ЗОЛОТА | 2012 |
|
RU2507284C1 |
Авторы
Даты
2005-06-27—Публикация
2003-10-08—Подача