ПНЕВМОКОЛЕСНЫЙ ЭКСКАВАТОР Российский патент 2002 года по МПК E02F9/22 

Описание патента на изобретение RU2184193C2

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к строительным землеройным машинам на пневмоколесном ходу с гидравлическим приводом.

Известен пневмоколесный экскаватор, содержащий силовую установку, рабочее оборудование, гидравлическую систему, механизм передвижения с ходовой тележкой, коробкой передач и механизмом ее переключения, в котором переключение передач осуществляется вручную путем передвижения муфты в двух колесных редукторах (см. Раннев А.В. Одноковшовые экскаваторы. М.: Высшая школа. 1991, экскаватор ЭО-4321Б).

Известна конструкция пневмоколесного экскаватора, содержащая силовую установку, рабочее оборудование, гидравлическую систему, состоящую из силовых насосов, распределителей, гидромоторов, центрального коллектора, гидролиний, силовых трубопроводов, гидролиний сервоуправления с колонками, механизм передвижения, включающий раму, опирающуюся на передний и задний мосты с ведущими колесами, вращение которых осуществляется от механической коробки передач, переключение передач которой осуществляется механизмом переключения с сервоприводом (см. Раннев А.В. Одноковшовые экскаваторы. М.: Высшая школа, 1991, экскаватор ЭО-4321Б, с.117) - прототип.

Существенным недостатком известных вышеописанных конструкций пневмоколесных экскаваторов является ограниченный диапазон тяговых характеристик, определяющий переключение передач, которое должно осуществляться только при полной остановке экскаватора. Однако на практике часто из-за недисциплинированности оператора переключение скоростей производится на ходу экскаватора, что приводит к поломке коробки передач и выходу из строя гидромоторов хода.

Задачей настоящего изобретения является создание конструкции пневмоколесного экскаватора с гидравлическим приводом, свободного от вышеуказанного недостатка, в котором расширен диапазон тяговых характеристик и обеспечено удобство управления.

Это обеспечивается путем плавного регулирования скоростей хода и переключением передач на полном ходу экскаватора.

Для достижения цели изобретения в пневмоколесном экскаваторе, содержащем силовую установку, рабочее оборудование, гидравлическую систему, состоящую из силовых насосов, распределителей, гидромоторов, центрального коллектора, гидролиний силовых трубопроводов, гидролиний сервоуправления с колонками, механизм передвижения с ходовой тележкой, коробкой передач и механизмом ее переключения с сервоприводом, коробка передач механизма передвижения снабжена синхронизатором, а в механизме переключения коробки передач выполнены каналы, соединяющие гидролинию сервоуправления коробкой передач с гидролинией сервоуправления распределителя, при этом соединение потоков гидролиний сервоуправления от колонки сервоуправления и от механизма управления коробкой передач к распределителю осуществляется через клапан И.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 дан общий вид пневмоколесного экскаватора; на фиг.2 - разрез коробки передач привода хода с механизмом ее переключения; на фиг.3 - схема механизма переключения коробки передач; на фиг.4 - гидравлическая схема (без рабочего оборудования).

Пневмоколесный экскаватор содержит полноповоротную платформу 1 с размещенным на ней рабочим оборудованием 2, силовую установку 3, гидравлическую систему, состоящую из силовых насосов 4 распределителя 5, гидромоторов 6, коробки передач 7, гидромотора 8 поворота платформы 1, колонок сервоуправления 9, центрального коллектора 10, гидролиний сервоуправления 11, гидролиний силовых трубопроводов 12 и переключателя скоростей 13, механизм передвижения экскаватора, включающий ходовую тележку 14, коробку передач 7 и механизм ее переключения с сервоприводом 15.

Коробка передач 7 имеет шестерни 16 и 17, постоянно приводимые во вращение гидромоторами 6 привода хода, выходной вал 18, на шлицах которого установлено зубчатое колесо 19, в осевом направлении по наружным шлицам которого посредством вилки 20 соединенной со штоком 21 механизма переключения 15 коробки передач 7 перемещается зубчатая муфта 22. Безударное плавное вхождение в зацепление зубьев муфты 22 с зубьями шестерен 16 или 17 обеспечивается синхронизатором, выполненным из конусной втулки 23, пальцев 24 и фиксаторов 25. В корпусе 26 механизма переключения 15 коробки передач 7 выполнены каналы 27, 28, 29 гидролиний сервоуправления 11. Канал 27 соединен с гидролинией включения I-ой передачи, канал 28 - с гидролинией включения II-ой передачи, канал 29 соединен через центральный коллектор 10 с гидролинией сервоуправления 11 распределителя 5, а именно с гидролинией управления золотника 30 гидромоторов 7 коробки передач 8. Соединение происходит через клапаны И 31 и 32, вторые гидролинии 33 и 34 которых соединены с колонками сервоуправления 9, команд "ход вперед" и "ход назад". В нейтральном положении золотника 30 рабочие отводы силовых трубопроводов 12 гидромоторов 6 коробки передач 7 соединены со сливом.

Выходной канал клапана И соединен с золотником 30 гидролинией сервоуправления 11 распределителя 5.

Работа экскаватора.

В процессе движения экскаватора для переключения передачи оператор выключает колонку сервоуправления 9. Гидролиния сервоуправления 33 или 34 (в зависимости от того, какая колонка была включена: "ход вперед" или "ход назад") соединяется со сливом. Давление жидкости канала 29 перемещает клапан И таким образом, что со стороны канала 29 клапан закрыт, а гидролиния сервоуправления золотником 30 соединится со сливом, и золотник 30 займет нейтральное положение. При этом оба рабочих отвода 12 коробки передач 7 силовых гидромоторов 6 тоже соединятся со сливом. Происходит свободное вращение колес. Экскаватор движется "накатом" за счет инерции прямолинейного движения.

Затем оператор с помощью переключателя скоростей 13 производит переключения передач. В промежуточном положении золотника переключателя скорости 13 канал 29 соединяется со сливом.

При дальнейшем движении золотника переключателя 13 происходит смена каналов напора и слива в гидролиниях сервоуправления переключателя скоростей 13, а также в каналах 27 и 28 механизма переключения 15 коробки передач 7. Так как золотник переключателя 15 выполнен за одно целое со штоком 21, при его движении происходит поворот вилки 20. При этом синхронизатор коробки передач 7 обеспечивает выравнивание скоростей вращения муфты 22 с шестерней 16 или 17, которые в этот момент осуществляют инерционное вращение.

Только после того, как зубчатая муфта 22 полностью войдет в зацепление с зубьями шестерни 16 или 17, канал 29 механизма переключения 15 коробки передач 7 соединится с напорной гидролинией сервоуправления. Жидкость под давлением по каналу 29 через центральный коллектор 10 поступит к клапану И и после включения колонки сервоуправления 9 поступит к золотнику 30, после чего начнется силовое вращение гидромоторов коробки передач 7 от силовых насосов 4.

Таким образом, силовое вращение гидромоторов коробки передач механизма передвижения начинается только после того, как произойдет полное включение I-ой или II-ой передачи.

Заявленная конструкция пневмоколесного экскаватора позволяет плавно регулировать скорости хода, осуществлять переключение передач на полном ходу, без его остановки.

По предложенному техническому решению на ГУП "ПО Уралвагонзаводе" выпущена документация, изготовлена опытная партия экскаваторов, проведены испытания, которые показали высокую эффективность в эксплуатации.

Похожие патенты RU2184193C2

название год авторы номер документа
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД ХОДА ПНЕВМОКОЛЕСНОГО ЭКСКАВАТОРА 2006
  • Григурко Владимир Васильевич
  • Давыдов Александр Евельевич
  • Домнин Владимир Борисович
  • Немытов Михаил Валерьевич
  • Панченко Станислав Федорович
  • Потапов Валерий Александрович
  • Прохоров Андрей Владимирович
  • Сапожков Сергей Сергеевич
  • Яблонских Владимир Николаевич
RU2310046C1
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД ХОДА ПНЕВМОКОЛЕСНОГО ЭКСКАВАТОРА 2004
  • Панченко Станислав Федорович
  • Потапов Валерий Александрович
  • Яблонских Владимир Николаевич
RU2272107C1
ГИДРОСИСТЕМА ПНЕВМОКОЛЕСНОГО ЭКСКАВАТОРА 2009
  • Потапов Валерий Александрович
  • Скоробаев Дмитрий Александрович
  • Яблонских Владимир Николаевич
RU2398076C1
ПНЕВМОКОЛЕСНЫЙ ЭКСКАВАТОР 2004
  • Малых Николай Александрович
  • Андронов Владислав Анатольевич
  • Григурко Владимир Васильевич
  • Давыденков Николай Семенович
  • Калугин Александр Иванович
  • Яблонских Владимир Николаевич
  • Немытов Михаил Валерьевич
  • Панченко Станислав Федорович
  • Белов Сергей Александрович
  • Замураев Владимир Федорович
  • Стреленко Александр Степанович
  • Рыбкин Константин Сергеевич
RU2280736C2
Гидравлический привод пневмоколесного экскаватора 2017
  • Панченко Станислав Федорович
  • Потапов Валерий Александрович
  • Скоробаев Дмитрий Александрович
RU2641049C1
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2000
  • Андронов В.А.
  • Белов Н.А.
  • Григурко В.В.
  • Домнин В.Б.
  • Калугин А.И.
  • Малых Н.А.
  • Папулов В.П.
  • Швалев В.А.
RU2177416C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КРАН 2000
  • Уткин А.Ф.
  • Павлов Н.М.
  • Сальников Ю.В.
  • Трофимов Н.А.
RU2176615C2
СИСТЕМА ДЫМОПУСКА 2000
  • Шебухов Ю.Н.
  • Куракса О.А.
  • Тютюгин Г.Ф.
  • Калугин А.И.
  • Малых Н.А.
  • Андронов В.А.
  • Белов Н.А.
  • Морозова З.М.
RU2199077C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ ГРУЗОПОДЪЕМНОГО КРАНА 1999
  • Киткин В.В.
  • Мишин В.И.
  • Хиневич Г.А.
  • Шуленина Т.Н.
RU2179144C2
ДВИЖИТЕЛЬ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2000
  • Андронов В.А.
  • Белов Н.А.
  • Давыденков Н.С.
  • Домнин В.Б.
  • Кайсаров В.П.
  • Малых Н.А.
  • Яблонских В.Н.
RU2177421C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 184 193 C2

Реферат патента 2002 года ПНЕВМОКОЛЕСНЫЙ ЭКСКАВАТОР

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к строительным землеройным машинам на пневмоколесном ходу с гидравлическим приводом. Задача изобретения - расширение диапазона тяговых характеристик путем переключения передач на полном ходу экскаватора и удобство его управления. Пневмоколесный экскаватор содержит силовую установку, гидравлическую систему, состоящую из силовых насосов, распределителя, гидромоторов, центрального коллектора, гидролиний сервоуправления с колонками, механизм передвижения с ходовой тележкой, коробкой передач и механизмом ее переключения с сервоприводом. Коробка передач механизма переключения имеет синхронизатор. В механизме переключения выполнены каналы, соединяющие гидролинию сервоуправления коробкой передач с гидролинией сервоуправления распределителя. Соединение потоков гидролиний сервоуправления от колонки сервоуправления и от механизма управления коробкой передач к распределителю гидросистемы осуществляется через клапан И. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 184 193 C2

Пневмоколесный экскаватор, содержащий силовую установку, рабочее оборудование, гидравлическую систему, состоящую из силовых насосов, распределителей, гидромоторов, центрального коллектора, гидролиний силовых трубопроводов, гидролиний сервоуправления с колонками, механизм передвижения с ходовой тележкой, коробкой передач и механизмом ее переключения с сервоприводом, отличается тем, что коробка передач механизма передвижения снабжена синхронизатором, а в механизме переключения коробки передач выполнены каналы, соединяющие гидролинию сервоуправления коробкой передач с гидролинией сервоуправления распределителя, при этом соединение потоков гидролиний сервоуправления от колонки сервоуправления и от механизма управления коробкой передач к распределителю осуществляется через клапан И.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2184193C2

РАННЕВ А.В
Одноковшовые экскаваторы
М., Высшая школа, 1991, с.117
Гидропривод фронтального погрузчика 1986
  • Глебов Вадим Дмитриевич
  • Иванова Валентина Михайловна
  • Ветлицын Александр Михайлович
  • Никитина Нина Геннадьевна
SU1583553A1
Гидропривод землеройной машины 1989
  • Домрачев Александр Федорович
  • Лысенко Владимир Сергеевич
  • Богданов Сергей Михайлович
  • Рыбко Александр Владимирович
  • Фурто Геннадий Саввич
  • Хрущев Валерий Николаевич
SU1649048A1
Гидропривод управления землеройной машиной непрерывного действия 1988
  • Мануйлов Валерий Юрьевич
SU1654472A1
Привод передних ведущих колес автогрейдера 1989
  • Обидин Валерий Яковлевич
  • Абаринов Валентин Николаевич
  • Калмыков Вячеслав Николаевич
  • Стесин Александр Борисович
  • Ломихин Юрий Александрович
SU1724823A1
Гидравлический привод хода землеройной машины 1990
  • Николаев Виктор Михайлович
  • Гумеров Кашиф Абдулхаевич
  • Донской Виктор Михайлович
  • Кириллов Геннадий Викторович
  • Куртяков Владимир Иосифович
  • Чиненова Татьяна Георгиевна
  • Юсупов Яхья Саитович
  • Яковлев Виктор Михайлович
SU1802055A1
Двухпоточный гидравлический привод одноковшового экскаватора 1990
  • Лесык Василий Сергеевич
  • Рековец Алексей Михайлович
  • Лысенко Владимир Сергеевич
  • Домрачев Александр Федорович
SU1818425A1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ГУСЕНИЧНОГО ХОДА ГОРНОЙ МАШИНЫ 1999
  • Гюбнер Г.Э.
  • Калашников С.А.
  • Лобанова Т.Б.
RU2152514C1

RU 2 184 193 C2

Авторы

Андронов В.А.

Белов Н.А.

Давыденков Н.С.

Давыдов А.Е.

Кайсаров В.П.

Малых Н.А.

Морозова З.М.

Папулов В.П.

Юринов В.Т.

Яблонских В.Н.

Даты

2002-06-27Публикация

2000-07-20Подача