СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУДОВОГО ИЛИ КОТЕЛЬНОГО ТОПЛИВА Российский патент 2002 года по МПК C10G9/00 C10L1/04 

Описание патента на изобретение RU2185415C1

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения тяжелого нефтяного топлива, предназначенного для использования в судовых или котельных установках.

Известен способ получения тяжелого нефтяного топлива путем термической переработки асфальта при температуре 400-425 градусов Цельсия с выделением термодистиллята и последующим его смешением с остатком деасфальтизации в соотношении от 30:70 до 50:50 (патент СССР N1575560, С 10 L 1/04, 1999 г.).

Недостатком способа является то, что при производстве топлива часто происходит закоксовывание печных труб, вследствие чего снижается межрегенерационный период и производительность.

Известен также способ получения котельного топлива путем термического крекинга смеси гудрона с 25 маc.% тяжелого газойля коксования ("Химия и технология топлив и масел", 1985, 37-38).

Однако получаемый этим способом продукт крайне нестабилен и при хранении из него выпадает осадок.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является способ получения тяжелого нефтяного топлива (судового или котельного), включающий висбрекинг тяжелых нефтяных фракций с последующим смешением полученного крекинг-остатка с деасфальтированными тяжелыми нефтяными фракциями при соотношении 70-99:30-1 соответственно. В отдельных случаях в получаемое таким способом топливо вводят легкие нефтяные фракции (Заявка Японии 60-123554, С 08 L 91/00, 1985 г.).

Данный способ предлагает использование деасфальтированных тяжелых нефтяных фракций, однако в России эти продукты находят более квалифицированное применение, конкретно как сырье для производства смазочных масел и ресурсы его ограничены.

Задачей настоящего изобретения является разработка способа получения судового или котельного топлива, использование которого позволит расширить ассортимент этих топлив и одновременно более квалифицированно использовать остаточные компоненты нефтеперерабатывающих производств.

Для решения поставленной задачи предлагается способ получения судового или котельного топлива путем висбрекинга смеси мазута с гудроном, выделения крекинг-остатка с интервалом выкипания 360oС-КК, который затем смешивают с 1-5 мас.% экстракта селективной очистки масел, до 10 мас.% тяжелого газойля каталитического крекинга, до 2 мас.% остаточного компонента деасфальтизации масел пропаном и 0,5 - 2,5 мас.% слоп-вокса.

Причем смесь мазута с гудроном, подвергаемую висбрекингу, получают путем атмосферной перегонки нефти, 90 мас.% полученного мазута направляют на вакуумную перегонку с получением гудрона, который затем смешивают с 10 мас.% оставшегося мазута.

Отличием предлагаемого технического решения является осуществление висбрекинга смеси мазута с гудроном, смешение выделенного крекинг-остатка с интервалом выкипания 360oС-КК с экстрактом селективной очистки масел, тяжелым газойлем каталитического крекинга, остаточным компонентом деасфальтизации масел пропаном и слоп-воксом в заявленном соотношении.

Предлагаемый способ при использовании его на нефтеперерабатывающих заводах позволит расширить ассортимент вырабатываемых судовых и котельных топлив, более квалифицированно использовать такие остаточные продукты нефтепереработки, как экстракт селективной очистки масел, остаточный компонент деасфальтизации масел пропаном, слоп-вокс. Кроме того, для получения сырья висбрекинга позволит более экономично использовать имеющиеся на заводах установки атмосферной и атмосферно-вакуумной перегонки нефти.

Ниже приведены примеры осуществления предлагаемого способа. Характеристика компонентов, используемых для получения топлив приведена в табл.1.

Пример 1.

Западно-сибирскую нефть, содержание светлых - 44% и плотность 860 кг/м3 подвергают атмосферной перегонке на установке АТ-6 с получением мазута, выкипающего в пределах 350oС-КК, 90 мас.% мазута направляют на блок вакуумной перегонки установок АВТ-1 и АВТ-2, полученный гудрон с началом кипения 490oС смешивают с 10 мас.% мазута и полученную смесь подвергают висбрекингу при температуре 450oС при объемной скорости подачи сырья 100м /час-1, выделяют крекинг-остаток, имеющий интервал выкипания 360oС-КК, который смешивают с 5 мас. % экстракта селективной очистки масел, 10 мас.% тяжелого газойля каталитического крекинга, 2 мас.% остаточного компонента деасфальтизации масел пропаном, 0,5 мас.% слоп-вокса (образец 1).

Пример 2.

Способ осуществляют по примеру 1, но выделенный крекинг-остаток смешивают с 1 мас.% экстракта селективной очистки масел, 5 мас.% тяжелого газойля каталитического крекинга, 1 мас. % остаточного компонента деасфальтизации масел пропаном и 2,5 мас.% слоп-вокса (образец 2).

Показатели качества полученных предлагаемым способом образцов топлив приведены в табл. 2.

Данные, приведенные в табл. 2, показывают, что предлагаемый способ позволяет получать судовое топливо СВС по ТУ 381011314-90 (образец 1) и котельное топливо, соответствующее ГОСТу 10585-75 (образец 2).

Похожие патенты RU2185415C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОТЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2009
  • Князьков Александр Львович
  • Никитин Александр Анатольевич
  • Лагутенко Николай Макарович
  • Карасев Евгений Николаевич
  • Бубнов Максим Александрович
  • Фролов Алексей Иванович
  • Борисанов Дмитрий Владимирович
RU2407775C2
СУДОВОЕ ТОПЛИВО 1999
  • Лядин Н.М.
  • Пронин Н.В.
  • Борисов В.П.
  • Алуева Е.М.
  • Митусова Т.Н.
  • Пугач И.А.
RU2155211C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТЯЖЕЛОГО НЕФТЯНОГО ТОПЛИВА 2008
  • Галиев Ринат Галиевич
  • Бабынин Александр Александрович
  • Тюнин Михаил Иванович
  • Макарова Ирина Юрьевна
  • Гольдштейн Юлий Меерович
  • Ахматдинов Шамиль Темиргалиевич
RU2374298C1
ТОПЛИВО НЕФТЯНОЕ ТЯЖЕЛОЕ 2005
  • Большаков Валентин Филиппович
  • Овчинникова Татьяна Феликсовна
  • Большаков Александр Валентинович
  • Митусова Тамара Никитовна
  • Шинков Сергей Олегович
  • Кузнецова Ирина Михайловна
  • Кузнецов Михаил Георгиевич
  • Сергеева Ольга Рафаэльевна
  • Винокуров Владимир Арнольдович
  • Козлов Валерий Васильевич
  • Вугин Игорь Робертович
RU2297442C2
ТОПЛИВО ПЕЧНОЕ БЫТОВОЕ 1998
  • Кубрин Ю.Г.
  • Лядин Н.М.
  • Тархов В.А.
  • Рабинович Г.Б.
  • Пронин Н.В.
  • Борисов В.П.
  • Кошкин А.В.
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
RU2126439C1
СУДОВОЕ ВЫСОКОВЯЗКОЕ ТОПЛИВО ДЛЯ СРЕДНЕОБОРОТНЫХ И МАЛООБОРОТНЫХ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ (ВАРИАНТЫ) 1995
  • Кондрашева Н.К.
  • Ахметов А.Ф.
  • Рогачев М.К.
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Махов А.Ф.
  • Теляшев Г.Г.
  • Семенов В.М.
  • Салихов Р.Ф.
RU2079542C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОВЯЗКОГО СУДОВОГО ТОПЛИВА 1995
  • Кубрин Ю.Г.
  • Лядин Н.М.
  • Пронин Н.В.
  • Шафранский В.Г.
  • Шпаченко В.А.
  • Жидков Г.А.
  • Кочеткова З.Г.
  • Борисов В.П.
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
  • Большаков В.Ф.
RU2074232C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1998
  • Кубрин Ю.Г.
  • Лядин Н.М.
  • Тархов В.А.
  • Рабинович Г.Б.
  • Пронин Н.В.
  • Борисов В.П.
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
RU2126437C1
СУДОВОЕ ВЫСОКОВЯЗКОЕ ТОПЛИВО 1989
  • Кондрашева Н.К.
  • Гимаев Р.Н.
  • Рогачева О.И.
  • Ахметов С.А.
  • Сюняев З.И.
  • Митусова Т.Н.
  • Пугач И.А.
  • Аренбристер Л.П.
  • Каракуц В.Н.
  • Махов А.Ф.
  • Мальцев А.П.
  • Семенов В.М.
  • Шевченко З.П.
  • Судовиков А.Д.
  • Большаков В.Ф.
  • Дерюгина Л.А.
  • Цветков О.С.
RU1672731C
СУДОВОЕ ВЫСОКОВЯЗКОЕ ТОПЛИВО 2000
  • Котов С.В.
  • Ясиненко В.А.
  • Шабалина Т.Н.
  • Шафранский Е.Л.
  • Олтырев А.Г.
  • Канкаева И.Н.
RU2177979C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 185 415 C1

Реферат патента 2002 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУДОВОГО ИЛИ КОТЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения тяжелого нефтяного топлива, предназначенного для использования в судовых или котельных установках. Способ получения судового или котельного топлива ведут путем висбрекинга смеси мазута с гудроном, выделения крекинг-остатка с интервалом выкипания 360oС - КК, который затем смешивают с 1-5 маc.% экстракта селективной очистки масел, до 10% маc.% тяжелого газойля каталитического крекинга, до 2 мас.% остаточного компонента деасфальтизации масел пропаном и 0,5-2,5 мас.% слоп-вокса. Смесь мазута с гудроном получают путем атмосферной перегонки нефти, 90 мас.% полученного мазута направляют на вакуумную перегонку с получением гудрона, который затем смешивают с 10 мас.% оставшегося мазута. Способ позволяет расширить ассортимент топлив и более квалифицированно использовать остаточные компоненты нефтеперерабатывающих производств. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения RU 2 185 415 C1

1. Способ получения судового или котельного топлива путем висбрекинга тяжелых нефтяных фракций с последующим смешением полученного крекинг-остатка с остаточными продуктами нефтепереработки, отличающийся тем, что висбрекингу подвергают смесь мазута с гудроном и полученный крекинг-остаток с интервалом выкипания 360oС - КК смешивают с 1-5 мас. % экстракта селективной очистки масел, до 10 мас. % тяжелого газойля каталитического крекинга, до 2 мас. % остаточного компонента деасфальтизации масел пропаном и 0,5-2,5 мас. % слоп-вокса. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что смесь мазута с гудроном, подвергаемую висбрекингу, получают путем атмосферной перегонки нефти, 90 мас. % полученного мазута направляют на вакуумную перегонку с получением гудрона, который затем смешивают с 10 маc. % оставшегося мазута.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2185415C1

Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
Способ получения на волокне оливково-зеленой окраски путем образования никелевого лака азокрасителя 1920
  • Ворожцов Н.Н.
SU57A1
АБРОСИМОВ А.А
и др
Углубление переработки нефтяного сырья: висбрекинг остатков
ж
"Химия и технология топлив и масел ", 1998, № 2, с
Способ очищения сернокислого глинозема от железа 1920
  • Збарский Б.И.
SU47A1

RU 2 185 415 C1

Авторы

Мусиенко Г.Г.

Ермаков В.П.

Линов Н.В.

Шалыгин В.П.

Капустин В.М.

Рудяк К.Б.

Даты

2002-07-20Публикация

2001-05-29Подача