Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения тяжелого нефтяного топлива, предназначенного для использования в судовых или котельных установках.
Известен способ получения тяжелого нефтяного топлива путем термической переработки асфальта при температуре 400-425 градусов Цельсия с выделением термодистиллята и последующим его смешением с остатком деасфальтизации в соотношении от 30:70 до 50:50 (патент СССР N1575560, С 10 L 1/04, 1999 г.).
Недостатком способа является то, что при производстве топлива часто происходит закоксовывание печных труб, вследствие чего снижается межрегенерационный период и производительность.
Известен также способ получения котельного топлива путем термического крекинга смеси гудрона с 25 маc.% тяжелого газойля коксования ("Химия и технология топлив и масел", 1985, 37-38).
Однако получаемый этим способом продукт крайне нестабилен и при хранении из него выпадает осадок.
Наиболее близким к заявляемому техническому решению является способ получения тяжелого нефтяного топлива (судового или котельного), включающий висбрекинг тяжелых нефтяных фракций с последующим смешением полученного крекинг-остатка с деасфальтированными тяжелыми нефтяными фракциями при соотношении 70-99:30-1 соответственно. В отдельных случаях в получаемое таким способом топливо вводят легкие нефтяные фракции (Заявка Японии 60-123554, С 08 L 91/00, 1985 г.).
Данный способ предлагает использование деасфальтированных тяжелых нефтяных фракций, однако в России эти продукты находят более квалифицированное применение, конкретно как сырье для производства смазочных масел и ресурсы его ограничены.
Задачей настоящего изобретения является разработка способа получения судового или котельного топлива, использование которого позволит расширить ассортимент этих топлив и одновременно более квалифицированно использовать остаточные компоненты нефтеперерабатывающих производств.
Для решения поставленной задачи предлагается способ получения судового или котельного топлива путем висбрекинга смеси мазута с гудроном, выделения крекинг-остатка с интервалом выкипания 360oС-КК, который затем смешивают с 1-5 мас.% экстракта селективной очистки масел, до 10 мас.% тяжелого газойля каталитического крекинга, до 2 мас.% остаточного компонента деасфальтизации масел пропаном и 0,5 - 2,5 мас.% слоп-вокса.
Причем смесь мазута с гудроном, подвергаемую висбрекингу, получают путем атмосферной перегонки нефти, 90 мас.% полученного мазута направляют на вакуумную перегонку с получением гудрона, который затем смешивают с 10 мас.% оставшегося мазута.
Отличием предлагаемого технического решения является осуществление висбрекинга смеси мазута с гудроном, смешение выделенного крекинг-остатка с интервалом выкипания 360oС-КК с экстрактом селективной очистки масел, тяжелым газойлем каталитического крекинга, остаточным компонентом деасфальтизации масел пропаном и слоп-воксом в заявленном соотношении.
Предлагаемый способ при использовании его на нефтеперерабатывающих заводах позволит расширить ассортимент вырабатываемых судовых и котельных топлив, более квалифицированно использовать такие остаточные продукты нефтепереработки, как экстракт селективной очистки масел, остаточный компонент деасфальтизации масел пропаном, слоп-вокс. Кроме того, для получения сырья висбрекинга позволит более экономично использовать имеющиеся на заводах установки атмосферной и атмосферно-вакуумной перегонки нефти.
Ниже приведены примеры осуществления предлагаемого способа. Характеристика компонентов, используемых для получения топлив приведена в табл.1.
Пример 1.
Западно-сибирскую нефть, содержание светлых - 44% и плотность 860 кг/м3 подвергают атмосферной перегонке на установке АТ-6 с получением мазута, выкипающего в пределах 350oС-КК, 90 мас.% мазута направляют на блок вакуумной перегонки установок АВТ-1 и АВТ-2, полученный гудрон с началом кипения 490oС смешивают с 10 мас.% мазута и полученную смесь подвергают висбрекингу при температуре 450oС при объемной скорости подачи сырья 100м /час-1, выделяют крекинг-остаток, имеющий интервал выкипания 360oС-КК, который смешивают с 5 мас. % экстракта селективной очистки масел, 10 мас.% тяжелого газойля каталитического крекинга, 2 мас.% остаточного компонента деасфальтизации масел пропаном, 0,5 мас.% слоп-вокса (образец 1).
Пример 2.
Способ осуществляют по примеру 1, но выделенный крекинг-остаток смешивают с 1 мас.% экстракта селективной очистки масел, 5 мас.% тяжелого газойля каталитического крекинга, 1 мас. % остаточного компонента деасфальтизации масел пропаном и 2,5 мас.% слоп-вокса (образец 2).
Показатели качества полученных предлагаемым способом образцов топлив приведены в табл. 2.
Данные, приведенные в табл. 2, показывают, что предлагаемый способ позволяет получать судовое топливо СВС по ТУ 381011314-90 (образец 1) и котельное топливо, соответствующее ГОСТу 10585-75 (образец 2).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОТЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2009 |
|
RU2407775C2 |
СУДОВОЕ ТОПЛИВО | 1999 |
|
RU2155211C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТЯЖЕЛОГО НЕФТЯНОГО ТОПЛИВА | 2008 |
|
RU2374298C1 |
ТОПЛИВО НЕФТЯНОЕ ТЯЖЕЛОЕ | 2005 |
|
RU2297442C2 |
ТОПЛИВО ПЕЧНОЕ БЫТОВОЕ | 1998 |
|
RU2126439C1 |
СУДОВОЕ ВЫСОКОВЯЗКОЕ ТОПЛИВО ДЛЯ СРЕДНЕОБОРОТНЫХ И МАЛООБОРОТНЫХ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ (ВАРИАНТЫ) | 1995 |
|
RU2079542C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОВЯЗКОГО СУДОВОГО ТОПЛИВА | 1995 |
|
RU2074232C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 1998 |
|
RU2126437C1 |
СУДОВОЕ ВЫСОКОВЯЗКОЕ ТОПЛИВО | 1989 |
|
RU1672731C |
СУДОВОЕ ВЫСОКОВЯЗКОЕ ТОПЛИВО | 2000 |
|
RU2177979C1 |
Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения тяжелого нефтяного топлива, предназначенного для использования в судовых или котельных установках. Способ получения судового или котельного топлива ведут путем висбрекинга смеси мазута с гудроном, выделения крекинг-остатка с интервалом выкипания 360oС - КК, который затем смешивают с 1-5 маc.% экстракта селективной очистки масел, до 10% маc.% тяжелого газойля каталитического крекинга, до 2 мас.% остаточного компонента деасфальтизации масел пропаном и 0,5-2,5 мас.% слоп-вокса. Смесь мазута с гудроном получают путем атмосферной перегонки нефти, 90 мас.% полученного мазута направляют на вакуумную перегонку с получением гудрона, который затем смешивают с 10 мас.% оставшегося мазута. Способ позволяет расширить ассортимент топлив и более квалифицированно использовать остаточные компоненты нефтеперерабатывающих производств. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Способ получения на волокне оливково-зеленой окраски путем образования никелевого лака азокрасителя | 1920 |
|
SU57A1 |
АБРОСИМОВ А.А | |||
и др | |||
Углубление переработки нефтяного сырья: висбрекинг остатков | |||
ж | |||
"Химия и технология топлив и масел ", 1998, № 2, с | |||
Способ очищения сернокислого глинозема от железа | 1920 |
|
SU47A1 |
Авторы
Даты
2002-07-20—Публикация
2001-05-29—Подача