Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано для надежного перекрытия магистралей и плавного регулирования расхода газов или жидкостей.
Известен клапан высокого давления, содержащий корпус с входным и выходным штуцерами, шпиндель, соединенный с толкателем в виде конуса, седло в виде цилиндрического отверстия, маховик (см., например, /1/).
Его недостатки заключаются в том, что для надежного перекрытия магистралей при высоких давлениях, например более 40 МПа, необходимо прикладывать большие усилия к шпинделю для преодоления давления рабочей среды, действующего на толкатель, и уплотнения рабочих поверхностей толкателя и седла. При этом не обеспечивается плавность регулирования расхода газов или жидкостей.
Известен клапан высокого давления, содержащий корпус с входным и выходным штуцерами, шпиндель, соединенный с толкателем с клинообразной рабочей поверхностью, запорный шаровой орган, контактирующий с рабочими поверхностями толкателя и входного штуцера, маховик (см., например, /2/).
Недостаток данного клапана высокого давления заключается в том, что с увеличением числа срабатываний снижается надежность перекрытия магистрали вследствие неравномерности контакта запорного шарового органа с рабочей поверхностью входного штуцера. Это обусловлено тем, что ось входного штуцера не перпендикулярна плоскости клинообразной рабочей поверхности толкателя, при этом для перекрытия магистрали необходимо прикладывать к шпинделю большие усилия для преодоления давления рабочей среды, действующего на толкатель.
Известен клапан высокого давления, содержащий корпус с входным и выходным штуцерами, шпиндель, соединенный с толкателем с клинообразной рабочей поверхностью, запорный шаровой орган, контактирующий с рабочими поверхностями толкателя и входного штуцера, маховик (см., например, /3/), принятый за прототип. В этом клапане высокого давления ось входного штуцера выполнена под углом 90o к клинообразной рабочей поверхности, что позволяет обеспечить более равномерный контакт запорного шарового органа с рабочей поверхностью входного штуцера.
Его недостаток заключается в том, что для перекрытия магистрали необходимо прикладывать к маховику большие усилия, как и в клапанах высокого давления /1/, /2/, рассмотренных выше.
Результатом настоящего изобретения является снижение усилий, прикладываемых к маховику клапана высокого давления, и, соответственно этому, повышение плавности регулирования расхода.
Указанный результат достигается тем, что клапан высокого давления, содержащий корпус с входным и выходным штуцерами, шпиндель, соединенный с толкателем с клинообразной рабочей поверхностью, запорный шаровой орган, контактирующий с рабочими поверхностями толкателя и входного штуцера, маховик, снабжен установленной с возможностью перемещения по оси входного штуцера подпружиненной обоймой с выполненными в ней каналами для прохождения рабочей среды, внутри которой размещен с возможностью перемещения шаровой запорный орган, при этом в нижней части корпуса выполнено отверстие, сообщенное с атмосферой.
Вариант практической реализации изобретения иллюстрируется чертежом, на котором показан клапан высокого давления в разрезе.
Клапан высокого давления включает корпус 1, входной штуцер 2 с рабочей поверхностью 3, выходной штуцер 4, накидную гайку 5, маховик 6, шпиндель 7, толкатель 8 с клинообразной рабочей поверхностью 9 и прорезью 10, запорный шаровой орган 11, кольцевые уплотнения 12, 13, обойму 14 с каналами 15, пружину 16, отверстие 17 в нижней части корпуса 1.
Клапан высокого давления работает следующим образом.
Для открытия клапана высокого давления (в исходном состоянии он закрыт) вращают маховик 6. Вращательное движение маховика 6 преобразуется в поступательное движение толкателя 8 (не показано), в результате чего последний поднимается вверх. При этом снимаются усилия, приложенные клинообразной поверхностью 9 толкателя 8 к запорному шаровому органу 11. Одновременно с этим обойма 14 с запорным шаровым органом 11 под воздействием пружины 16 перемещается по направлению оси входного штуцера 2 до соприкосновения запорного шарового органа 11 с клинообразной поверхностью 9 толкателя 8. При этом открывается проход для рабочей среды (жидкости или газа).
Рабочая среда протекает через входной штуцер 2, зазор, образованный между его рабочей поверхностью 3 и запорным шаровым органом 11, каналы 15 обоймы 14, прорезь 10 толкателя 8 и выходной штуцер 4. При этом давление рабочей среды на толкатель 8 уравновешивается с помощью кольцевых уплотнений 12, 13. Вследствие этого усилие, прилагаемое к маховику 6 при работе клапана высокого давления, существенно снижается. Пример: при диаметре толкателя 12 мм в случае некомпенсированного давления рабочей среды 40 МПа возникает дополнительное усилие на маховик 500 кг.
Для закрытия клапана высокого давления вращают маховик 6 в обратном направлении, в результате чего толкатель 8 перемещается вниз, а запорный шаровой орган 11 с обоймой 14 - по направлению оси входного штуцера 2 до соприкосновения с рабочей поверхностью 3 входного штуцера 2. При этом пружина 16 сжимается. Воздух, содержащийся в объеме, ограниченном нижней частью корпуса 1 и нижней частью толкателя 8 (до кольцевого уплотнения 13), дренажируется в атмосферу (для исключения компрессии) через отверстие 17 в нижней части корпуса 1.
По сравнению с прототипом, предлагаемый клапан высокого давления позволяет существенно снизить усилия, прилагаемые к маховику, и, соответственно этому, улучшить плавность регулирования расхода рабочей среды, а также повысить надежность и долговечность его работы.
Перечень источников
1. Д.Ф. Гуревич. Расчет и конструирование трубопроводной арматуры. Изд. 4-е, перераб. и доп.-1.: Машиностроение, 1969, с.42,б).
2. Патент РФ 2105915.
3. Патент РФ 2132505.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАПОРНЫЙ КЛАПАН (ВАРИАНТЫ) | 2000 |
|
RU2185558C2 |
ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ КЛАПАН | 2001 |
|
RU2218500C2 |
КЛАПАН | 1997 |
|
RU2132505C1 |
ВЕНТИЛЬ | 1995 |
|
RU2105914C1 |
ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ ВЕНТИЛЬ | 1995 |
|
RU2105915C1 |
ВЕНТИЛЬ | 2000 |
|
RU2190145C2 |
ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ КЛАПАН (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2282086C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ ГАЗОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2193178C2 |
ИЗМЕРИТЕЛЬ ПРИМЕСЕЙ В СЖАТЫХ ГАЗАХ | 2000 |
|
RU2191372C2 |
ГИГРОМЕТР | 2001 |
|
RU2219532C2 |
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для надежного перекрытия магистралей и плавного регулирования расхода газов или жидкостей. Клапан высокого давления содержит корпус с входным и выходным штуцерами. Шпиндель соединен с толкателем с клинообразной рабочей поверхностью. Запорный шаровой орган контактирует с рабочими поверхностями толкателя входного штуцера. Шпиндель связан с маховиком. Клапан снабжен установленной с возможностью перемещения по оси входного штуцера подпружиненной обоймой. В обойме выполнены каналы для прохождения рабочей среды. Внутри обоймы размещен с возможностью перемещения шаровой запорный орган. В нижней части корпуса выполнено отверстие. Последнее сообщено с атмосферой. Изобретение позволяет снизить усилия, прикладываемые к маховику, и повысить плавность регулирования расхода. 1 ил.
Клапан высокого давления, содержащий корпус с входным и выходным штуцерами, шпиндель, соединенный с толкателем с клинообразной рабочей поверхностью, запорный шаровой орган, контактирующий с рабочими поверхностями толкателя и входного штуцера, маховик, отличающийся тем, что он снабжен установленной с возможностью перемещения по оси входного штуцера подпружиненной обоймой с выполненными в ней каналами для прохождения рабочей среды, внутри которой размещен с возможностью перемещения шаровой запорный орган, при этом в нижней части корпуса выполнено отверстие, сообщенное с атмосферой.
КЛАПАН | 1997 |
|
RU2132505C1 |
ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ ВЕНТИЛЬ | 1995 |
|
RU2105915C1 |
Запорное устройство | 1978 |
|
SU694713A1 |
Однокаскадный гидравлический распределитель | 1988 |
|
SU1645697A1 |
US 5901741 A1, 11.05.1999 | |||
СВЧ-НАГРУЗКА | 2010 |
|
RU2438215C1 |
DE 1961248 B, 02.11.1972 | |||
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ | 2009 |
|
RU2423643C2 |
Агрегат для изготовления изделий из древеснойклеевой массы | 1970 |
|
SU496190A1 |
Коробка скоростей | 1927 |
|
SU8702A1 |
Авторы
Даты
2002-07-20—Публикация
2000-04-14—Подача