СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ Российский патент 2002 года по МПК F01P3/02 

Описание патента на изобретение RU2186227C2

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам жидкостного охлаждения тепловых машин преимущественно высокофорсированных двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Известна система жидкостного охлаждения тепловой машины [1]. При этом имеются индивидуальные системы подвода охлаждающей жидкости к каждому цилиндру, допускающие регулирование ее расхода. Конструкция такова, что регулирование высокофорсированных ДВС в условиях эксплуатации невозможно. В связи с этим возникает необходимость заложить в тепловую машину такое распределение потоков охлаждающей жидкости, чтобы все цилиндры независимо от их расположения омывались бы примерно одинаково и условия теплоотдачи в охлаждающую среду у них были бы идентичны.

Известна система жидкостного охлаждения тепловой машины [2]. Система содержит сообщенные между собой полости охлаждения цилиндров, приточный и отводной коллекторы, подсоединенные соответственно к нижней и верхней частям полостей охлаждения, циркуляционный насос, соединенный с приточным коллектором, и охладитель, подключенный к отводному коллектору. В устройстве отводной и приточный коллекторы выполнены в виде труб кусочно-постоянного сечения, первый из которых выполнен с увеличивающимся в направлении к охладителю сечением, а второй - с увеличивающимся в направлении к насосу сечением, причем каждый участок постоянного сечения каждого коллектора связан с полостями охлаждения одного из цилиндров.

Указанное устройство является прототипом заявленному.

Недостатком известных систем жидкостного охлаждения тепловой машины является низкая эффективность водораспределения по секциям блока цилиндров в условиях высоких форсировок, обусловленная постоянством отливки кусочно-постоянных сечений для каждого уровня форсировки (для каждого уровня форсировки тепловой машины требуется изменение габаритных размеров кусочно-постоянной системы, что нерационально).

Предлагаемым изобретением решается задача повышения эффективности условий водораспределения по секциям блока цилиндров в условиях высоких форсировок тепловой машины.

Для получения такого технического результата в предлагаемой системе жидкостного охлаждения тепловой машины, содержащей сообщенные между собой полости охлаждения цилиндров, приточный и отводной коллекторы, подсоединенные соответственно к верхней и нижней частям полости охлаждения и выполненные в виде труб постоянного сечения, каждый участок постоянного сечения каждого коллектора связан с полостями охлаждения одного из цилиндров, циркуляционный насос, соединенный с приточным коллектором, и охладитель, подключенный к отводному коллектору, в приточном коллекторе напротив каждого цилиндра устанавливают индивидуальное дросселирующее устройство в виде грибка с заведомо известным расстоянием от грибка до стенки блока в зависимости от уровня форсировки тепловой машины.

Отличительными признаками предложенного технического решения является то, что в приточном коллекторе напротив каждого цилиндра устанавливают индивидуальное дросселирующее устройство в виде грибка с заведомо известным расстоянием от грибка до стенки блок - картера, в зависимости от уровня форсировки тепловой машины.

На фиг. 1 представлена схема системы жидкостного охлаждения тепловой машины.

Система охлаждения содержит полости 1 охлаждения цилиндров машины, соединенные между собой при помощи отверстий (не показаны) в разделительных стенках 2, приточный и отводной коллекторы 3 и 4, выполненные в виде труб постоянного сечения и присоединенные: первый к напорному патрубку циркуляционного насоса 5 и нижней части полостей охлаждения, а второй - к охладителю 6 и верхней части полостей охлаждения. Отводной коллектор 4 дополнительно присоединен к расширительному баку 7, к нижней части которого подключен всасывающий патрубок циркуляционного насоса 5. Участки постоянного сечения каждого коллектора связаны с полостями охлаждения одного из цилиндров. В приточном коллекторе 3 напротив каждого цилиндра устанавливают индивидуальное дросселирующее устройство в виде грибка 8 с заведомо известным расстоянием А от грибка до стенки блока, в зависимости от уровня форсировки тепловой машины.

Система охлаждения работает следующим образом.

Циркуляционный насос 5 подает жидкость в приточный коллектор 3, из которого она поступает в полости 1 охлаждения цилиндров и далее через отводной коллектор 4 в охладитель 6. Пары жидкости из отводного коллектора отводятся в расширительный бак 7. Выполнение коллекторов 3 и 4 в виде труб постоянного сечения и установка в приточном коллекторе 3 напротив каждого цилиндра индивидуальных дросселирующих устройств в виде грибков 8 с заведомо известным расстоянием А от грибка до стенки блока позволяют повысить эффективность условий водораспределения по секциям блока цилиндров в условиях высоких форсировок тепловой машины.

На фиг. 2 представлена схема установки грибков в поточном коллекторе тепловой машины.

На фиг. 3 показано достижение положительного эффекта на тепловой машине - дизеле 6 ЧН 21/21 производства ЗАО "ВДМ" им. Маминых с применением существующей системы жидкостного охлаждения (график 1) и с предложенным техническим решением (график 2). Сравнение этих графиков показывает, что при применении предложенного технического решения путем установки грибков, повышается эффективность условий водораспределения по секциям блока цилиндров выравниванием температуры охлаждающей жидкости на выходе из секций Tcool.

Таким образом, система охлаждения обеспечивает высокую эффективность охлаждения и может использоваться в системах охлаждения высокофорсированных двигателей внутреннего сгорания.

Источники информации
1. Р.М. Петриченко. Системы жидкостного охлаждения быстроходных двигателей внутреннего сгорания. Л., Машиностроение, 1975, с. 60.

2. Авт. свид. SU 1677354, м.кл. 4 F 01 P 3/20, 3/02, прототип.

Похожие патенты RU2186227C2

название год авторы номер документа
Система жидкостного охлаждения тепловой машины 1988
  • Горбунов Евгений Стефанович
  • Комов Александр Павлович
  • Петриченко Михаил Романович
  • Рагузин Андрей Рэмович
SU1677354A1
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ 1999
  • Разуваев А.В.
  • Игонин А.М.
RU2168642C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ 2000
  • Разуваев А.В.
  • Клюев С.А.
RU2186228C2
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Рагузин А.Р.
  • Горбунов Е.С.
  • Петриченко М.Р.
  • Лотфуллин Р.Л.
  • Галиуллин Р.Г.
RU2101516C1
ФОРКАМЕРА ГАЗОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Бондаренко Б.Г.
  • Клюев С.А.
RU2240429C1
ПАРОВАЯ ВИНТОВАЯ МАШИНА 1997
  • Березин С.Р.
  • Ведайко В.И.
  • Носков А.Н.
  • Щеглов А.Г.
RU2168023C1
СПОСОБ РЕГУЛИРУЕМОГО ОХЛАЖДЕНИЯ МАСЛА И АППАРАТ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТОГО СПОСОБА 1997
  • Белоусов Ю.В.
  • Пахомов И.П.
  • Журавлева И.Н.
  • Кустов П.В.
RU2128802C1
РЕКУПЕРАТИВНЫЙ ОХЛАДИТЕЛЬ 1997
  • Белоусов Ю.В.
  • Журавлева И.Н.
  • Пахомов И.П.
RU2142608C1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЗУБЧАТОГО СТЫКА КРИВОШИПНОЙ ГОЛОВКИ ШАТУНА 2002
  • Косырев С.П.
  • Разуваев А.В.
  • Сорокина Л.А.
RU2219043C1
СПОСОБ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ МАСЛА, РЕКУПЕРАТИВНЫЙ ОХЛАДИТЕЛЬ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТОГО СПОСОБА И КОЛЛЕКТОР ЭТОГО ОХЛАДИТЕЛЯ 1996
  • Белоусов Ю.В.
  • Журавлева И.Н.
  • Пахомов И.П.
  • Усошин В.А.
RU2099650C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 186 227 C2

Реферат патента 2002 года СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к машиностроению а именно к системам жидкостного охлаждения тепловых машин, преимущественно высокофорсированных двигателей внутреннего сгорания. Для получения такого технического результата в предлагаемой системе жидкостного охлаждения тепловой машины, содержащей сообщенные между собой полости охлаждения цилиндров, приточный и отводной коллекторы, подсоединенные соответственно к верхней и нижней частям полости охлаждения и выполненные в виде труб постоянного сечения, каждый участок постоянного сечения каждого коллектора связан с полостями охлаждения одного из цилиндров, а в приточном коллекторе напротив каждого цилиндра устанавливают индивидуальное дросселирующее устройство в виде грибка с заведомо известным расстоянием от грибка до стенки блока в зависимости от уровня форсировки тепловой машины. Изобретение обеспечивает повышения эффективности условий водораспределения по секциям блока цилиндров в условиях высоких форсировок тепловой машины. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 186 227 C2

Система жидкостного охлаждения тепловой машины, содержащая сообщенные между собой полости охлаждения цилиндров, приточный и отводной коллекторы, подсоединенные соответственно к верхней и нижней частям полостей охлаждения и выполненные в виде труб постоянного сечения, причем каждый участок каждого коллектора связан с полостями охлаждения одного из цилиндров, циркуляционный насос, соединенный с приточным коллектором, и охладитель, подключенный к отводному коллектору, отличающаяся тем, что в приточном коллекторе напротив каждого цилиндра устанавливают индивидуальное дросселирующее устройство в виде грибка с заведомо известным расстоянием от грибка до стенки блок-картера в зависимости от уровня форсировки тепловой машины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2186227C2

Система жидкостного охлаждения тепловой машины 1988
  • Горбунов Евгений Стефанович
  • Комов Александр Павлович
  • Петриченко Михаил Романович
  • Рагузин Андрей Рэмович
SU1677354A1
Система охлаждения многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания 1988
  • Балабин Валентин Николаевич
  • Васильев Валерий Николаевич
  • Соин Юрий Васильевич
SU1605004A1
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 0
SU199568A1
US 4370950 А, 01.02.1983
US 4109617 А, 29.08.1978
DE 3715003 А1, 17.11.1988.

RU 2 186 227 C2

Авторы

Разуваев А.В.

Ерыгин В.И.

Косырев С.П.

Даты

2002-07-27Публикация

2000-10-05Подача