Изобретение относится к бытовому оборудованию железнодорожных вагонов поездов дальнего следования, а именно к устройствам для доставки готового к употреблению горячего питания пассажирам по месту их основного размещения согласно купленному билету, и может быть использовано для обслуживания пассажиров других транспортных средств (самолетов, морских и речных судов), а также может быть использовано в медицинских учреждениях и предприятиях общественного питания.
Известен контейнер, содержащий каркас с крышкой и запорным механизмом и укрепленные на вилках колеса со стопорным элементом, два из которых установлены с возможностью поворота. Каждое из поворотных колес связано с каркасом упругим элементом, а стопорный элемент выполнен в виде штыря, закрепленного на вилках поворотных колес, при этом по окружности диска колес выполнены отверстия для прохода штыря, а на крышке закреплены планки с прорезями для размещения в них колес контейнера - авт. св. СССР 635964, кл. А 47 F 1/14, 1978.
К достоинствам известного устройства следует отнести то, что оно позволяет хранить и перевозить различные товары, размещенные, например, на полках, лотках или в ящиках контейнера.
К числу недостатков известного устройства следует отнести неудобства, связанные с транспортировкой контейнера (из-за отсутствия ручек ручного управления), а также его неприспособленность для доставки пассажирам горячего питания.
Также известен сервировочный столик с обогревом - авт. св. СССР 1727781, кл. А 47 В 31/02, 1990. Устройство содержит каркас со столешницами, одна из которых снабжена обогревающим устройством. Последнее выполнено в виде многослойной конструкции, средний слой которой включает композиционный материал с армирующим слоем из углеткани редкого сатинного или полотняного плетения с нанесенным покрытием и связующим. Верхний слой - металлическая обшивка с внешним покрытием. Нижняя обшивка выполнена из низкотеплопроводного материала и отделена от композиционного армированного слоя теплоизолирующим слоем. Весь пакет по контуру заключен в теплоизолированную окантовку с узлами крепления к каркасу столика. Панель обогрева подключается к сети, загорается лампочка, свидетельствующая о работе панели обогрева. Регулятором задается температура нагрева и обеспечивается подогрев пищи.
К числу основных достоинств устройства следует прежде всего отнести его способность сохранять пищу в горячем состоянии неограниченное время.
К числу недостатков известного устройства следует отнести сложность его практической реализации (имеется ввиду сложность реализации узлов обогревательного устройства столешницы), а также необходимость иметь внешний источник электропитания, что существенно ограничивает возможности его применения. Другим недостатком известного устройства является то, что подогрев пищи, размещенной на столешнице с устройством обогрева, осуществляется только тогда, когда устройство обогрева подключено к сети. Следовательно, во время транспортировки сервировочного столика к месту назначения подогрев пищи практически отсутствует.
Наиболее близким аналогом изобретения является известное устройство из книги Андрейчука А.Д. и др. Вагоны-рестораны и купе-буфеты. - М.: Экономика, 1974, с. 121-122, содержащее каркас с днищем и ходовой частью, ящики для хлеба и столовых приборов и ручки для ручного управления.
Известно, что при подаче горячих блюд и/или гарниров пассажирам время между сроком готовности горячего блюда и/или гарнира и моментом его доставки должно быть по возможности минимальным, в противном случае горячее блюдо и/или гарнир остывает и его потребительские качества резко снижаются. Если учесть, что потребитель горячего блюда и/или гарнира может находиться на значительном расстоянии от места его приготовления, то следует признать, что задача сохранения в горячем виде в течение длительного времени горячих блюд и/или гарниров является достаточно сложной и многоплановой.
Задачей изобретения является создание устройства для доставки горячего питания, которое бы сохраняло его в горячем виде в течение длительного времени и обеспечивало:
- высокое качество доставляемых горячих блюд и/или гарниров;
- уменьшение энерго- и трудозатрат;
- увеличение срока сохранения в горячем виде горячих блюд и/или гарниров.
Используемый в устройстве контейнер, корпус и крышка которого выполнены с теплоизоляцией, внутри которого размещены упаковки с горячим питанием, обеспечивает существенное замедление процесса остывания доставляемых потребителям горячих блюд и/или гарниров.
При использовании устройства достигаются следующие технические результаты: уменьшаются потери тепла при доставке горячих блюд и/или гарниров; имеет место упрощение устройства за счет отказа от использования внешних источников электропитания; повышается производительность труда официантов-разносчиков.
Указанные технические результаты обеспечивают возможность поддерживать внутри контейнера в течение определенного времени температурный режим, позволяющий затормозить процесс остывания в нем готовых к употреблению горячих блюд и/или гарниров, доставляемых потребителям. В результате, доставляемые с помощью предлагаемого устройства горячие блюда и/или гарниры, сохраняют свои лучшие пищевые и вкусовые качества вплоть до момента вручения их потребителям.
Отсутствие системы электроподогрева делает практическое использование предлагаемого устройства безопасным для обслуживающего персонала.
Получение технических результатов достигается тем, что устройство включает каркас с днищем и ходовой частью, снабженный ручками для ручного управления, ящики для хлеба и столовых приборов, теплоизолированный корпус со съемной или откидной герметично закрывающейся крышкой, выполненный из материала с низким коэффициентом теплопроводности или из материала с высоким коэффициентом теплопроводности, теплоизоляция которого выполнена из материала с низким коэффициентом теплопроводности, при этом ящики для хлеба и столовых приборов закреплены на каркасе, а теплоизолированный корпус контейнера выполнен съемным либо прикреплен к поверхности днища корпуса и/или к его боковым стойкам.
На фиг.1 изображено устройство для доставки горячего питания; общий вид в аксонометрии, на фиг.2, 3 - устройство для доставки горячего питания, вид спереди и сбоку, на фиг.4 - разрез А-А фиг.2.
Устройство содержит каркас 1, днище каркаса 2, ходовую часть 3, ручки для ручного управления 4, корпус контейнера 5, крышку контейнера 6, теплоизоляцию корпуса контейнера 7, теплоизоляцию крышки контейнера 8, продольные и/или поперечные перегородки 9, крышки для внутренних емкостей контейнера 10, пробки для внутренних емкостей контейнера 11, ограничительные бортики днища каркаса 12, ящик для хлеба 13, ящик для столовых приборов 14.
Основные блоки устройства выполняют следующие функции. Каркас 1 с днищем 2 обеспечивают жесткость конструкции для размещения внутри нее теплоизолированных корпуса контейнера и его крышки. Ходовая часть 3 позволяет без больших усилий перемещать каркас 1 с контейнером с помощью ручек для ручного управления 4 по полу вагона. Корпус контейнера 5 предназначен для размещения в его внутренней емкости упаковок с готовыми к употреблению горячими блюдами и/или гарнирами.
Крышка контейнера 6 предназначена для обеспечения изоляции содержимого контейнера от окружающей среды. Теплоизоляция корпуса контейнера 7 предназначена для уменьшения потерь тепла корпуса контейнера 5 и его содержимого. Теплоизоляция крышки контейнера 8 также предназначена для уменьшения потерь тепла контейнера и его содержимого. Продольные и/или поперечные перегородки 9 контейнера предназначены для образования внутренних емкостей контейнера, а также для повышения устойчивости размещенных в них упаковок с горячим питанием. Крышки для внутренних емкостей контейнера 10 предназначены для уменьшения теплопотерь содержимого контейнера. Пробки для внутренних емкостей 11 также предназначены для уменьшения теплопотерь содержимого контейнера.
Ограничительные бортики днища каркаса 12 предназначены для обеспечения устойчивости размещенного на днище каркаса 2 контейнера с горячим питанием. Ящик для хлеба 13 предназначен для размещения в нем хлеба и/или булки. Ящик для столовых приборов 14 предназначен для размещения в нем вилок, ложек, ножей.
Свежеприготовленное горячее блюдо и/или гарнир в порционированном или непорционированном виде укладывают в посуду (желательно одного типоразмера) и закрывают (по возможности герметично) пробкой и/или крышкой (желательно с плоским верхом). После этого упаковка с готовым к употреблению горячим блюдом и/или гарниром загружается в контейнер.
Внутренняя поверхность контейнера перед загрузкой и/или во время загрузки может подвергаться нагреву.
После того, как контейнер по потребности загружают упаковками с горячим питанием его окончательно закрывают (по возможности герметично). После этого тележка с контейнером перемещается к месту реализации упаковок с горячим питанием, где контейнер открывают и из него извлекают требуемое количество упаковок с горячим питанием.
Теплопроводящий (с высоким коэффициентом теплопроводности) материал корпуса контейнера 5 и его крышки 6 позволяет более или менее равномерно распределять тепло от упаковок с горячим питанием, а также от предварительно нагретой внутренней поверхности контейнера, и создавать внутри контейнера микроклимат, препятствующий быстрому остыванию находящихся в нем упаковок с горячим питанием.
Теплоизоляция корпуса контейнера 7 и теплоизоляция крышки контейнера 8 обеспечивает защиту содержимого контейнера от резких перепадов температуры окружающей среды. Корпус контейнера 5 и теплоизоляция корпуса контейнера 7 могут быть изготовлены неразъемными, но возможен вариант, когда корпус контейнера 5 выполнен съемным.
Крышка контейнера 6 может быть съемной или откидной (на петлях). Кроме того, крышка контейнера 6 может быть плоской. Плоская крышка контейнера 6 дает возможность компактного и устойчивого размещения контейнеров (один на другой) при их совместной транспортировке. Крышка контейнера 6 также может быть герметично закрывающейся.
Внутренняя емкость контейнера с помощью продольных и/или поперечных перегородок 9 может быть разделена на внутренние ячейки (емкости). В контейнере могут быть по необходимости одна, две или более внутренние емкости для упаковок с горячим питанием.
Наличие в контейнере внутренних продольных и/или поперечных перегородок 9 позволяет в образовавшихся внутренних емкостях компактно размещать упакованные и готовые к употреблению горячие блюда и/или гарниры, а также повысить устойчивость упаковок с горячим питанием к резким колебаниям предлагаемого устройства для доставки горячего питания, которые практически неизбежны при его транспортировке к месту назначения.
Размеры, форма, габариты внутренних емкостей контейнера во многом зависят от размера, формы и габаритов посуды, используемой для упаковки готовых к употреблению горячих блюд и/или гарниров.
Габариты внутренних емкостей контейнера должны быть по возможности кратными (с небольшим превышением) габаритам упаковок с горячим питанием, поскольку это дает возможность их рационального и компактного размещения (позволяет максимально полно загрузить контейнер упаковками). При этом продольные и/или поперечные перегородки 9 могут быть выполнены сплошными и/или перфорированными, а также герметично и/или негерметично сочлененными между собой и с внутренней поверхностью контейнера.
Образованные с помощью продольных и/или поперечных перегородок 9 внутренние емкости контейнера могут закрываться пробками 11 и/или крышками 10. Крышки для внутренних емкостей контейнера 10 могут быть съемными (например, завинчивающимися) и/или откидывающимися (например, на петлях).
Наличие пробок 11 и/или крышек для внутренних емкостей 10 контейнера позволяет изолировать находящиеся в них упаковки с горячим питанием от прямого контакта с окружающей средой, который неизбежно возникает при открывании крышки контейнера 6. В предлагаемом же устройстве при обслуживании клиентов следует открывать крышку только той внутренней емкости контейнера, из которой извлекаются упаковки с горячим питанием, которые необходимы клиентам в данный момент. И только после выдачи клиентам (потребителям) последней упаковки с горячим питанием, находящейся в данной внутренней емкости контейнера, следует переходить к следующей закрытой внутренней емкости с упаковками с горячим питанием. Тем самым создается препятствие для одновременного контакта с окружающей средой всех упаковок с горячим питанием, размещенных в контейнере. Это дает возможность воспрепятствовать быстрому остыванию еще невостребованных потребителем упаковок с горячим питанием.
Герметично закрывающиеся пробки 11 и/или крышки 10 для внутренних емкостей контейнера делают помещенные в них упаковки с горячим питанием практически недоступными внешним воздействиям (резким перепадам температур). При необходимости пробки 11 и крышки 10 для внутренних емкостей контейнеров могут быть дополнены герметическими прокладками (на фиг.1, 2, 3 не показаны), которые обеспечивают герметичность закрываемых пробками 11 и/или крышками 10 внутренних емкостей контейнера. Эти прокладки могут быть реализованы, например, из резины.
При необходимости пробки 11 и/или крышки 10 для внутренних емкостей контейнера могут быть выполнены прозрачными, что дает возможность осуществлять визуальный контроль за содержимым внутренних емкостей контейнера в закрытом состоянии. Тем самым появляется возможность избежать ранее неизбежных потерь тепла, связанных с таким контролем, когда для того, чтобы определить степень загрузки той или иной внутренней емкости контейнера необходимо было открывать пробку 11 и/или крышку 10 интересующей внутренней емкости.
Далее в описании приведены возможные варианты практической реализации предлагаемого изобретения.
В предлагаемом устройстве виды материалов, используемых для изготовления корпуса контейнера 5 и крышки контейнера 6, могут быть различными в зависимости от требований, предъявляемых к контейнеру (температурных режимов, которые он должен обеспечивать), а также от времени года, в течение которого он должен эксплуатироваться.
Так, например, корпус контейнера 5 может быть изготовлен из материала с низким коэффициентом теплопроводности (например, из стеклопластика, полиэтилена низкого давления, органического стекла). Кроме того, в некоторых случаях корпус контейнера 5 может быть изготовлен из материала с высоким коэффициентом теплопроводности (например, из алюминия, меди, латуни, бронзы, нержавеющей стали).
Крышка контейнера 6 может быть изготовлена из материала с низким коэффициентом теплопроводности (например, из стеклопластика, полиэтилена низкого давления с наполнителями, органического стекла). В некоторых случаях крышка контейнера 6 может быть реализована также из материала с высоким коэффициентом теплопроводности (например, из алюминия, меди, бронзы, латуни, нержавеющей стали).
Возможен также смешанный вариант, когда, например, корпус контейнера 5 выполнен из материала с высоким коэффициентом теплопроводности, а крышка контейнера 6 выполнена из материала с низким коэффициентом теплопроводности.
Теплоизоляция корпуса контейнера 7 может быть изготовлена, например, из дерева, пробки, кожи, войлока, пропитанных при необходимости раствором жидкого стекла или другими огнестойкими растворами, а также из поливинилхлорида, полиэтилена, стеклопластика, пенопласта.
Теплоизоляция крышки контейнера 8 может быть изготовлена из того же материала, что и теплоизоляция корпуса контейнера 7.
Крышка контейнера 6 может быть выполнена по крайней мере с одной ручкой (например, откидного типа), которая в нерабочем состоянии не должна выступать за пределы наружной поверхности крышки 6. Закрытие крышки 6 может сопровождаться защелкиванием. Если этого недостаточно, то можно использовать типовой механический замок для того, чтобы крышка 6 при транспортировке не раскрывалась.
Герметичность корпуса контейнера 5 с закрытой крышкой 6 может при необходимости обеспечиваться с помощью уплотнительных теплоизолирующих прокладок, размещенных в местах стыка корпуса контейнера 5 и крышки контейнера 6 (на фиг. 1, 2, 3 - не показаны). Такая прокладка может быть выполнена, например, из резины.
Продольные и/или поперечные перегородки 9 внутренней емкости контейнера могут быть выполнены, например, из того же материала, что и корпус контейнера 5. Так, например, если корпус контейнера 5 выполнен из материала с высоким коэффициентом теплопроводности (например, из меди), то и продольные и/или поперечные перегородки 9 могут быть также изготовлены из меди. Если же корпус контейнера 5 изготовлен из материала с низким коэффициентом теплопроводности, например из полиэтилена, то и продольные и/или поперечные перегородки 9 предпочтительно также сделать из полиэтилена. Наибольший положительный эффект в данном случае можно достичь при одновременном изготовлении корпуса контейнера 5 и продольных и/или поперечных перегородок 9 в ходе, например, их совместной отливки в форму или штамповки. В этом случае появляется возможность добиться полной герметичности сочленений поверхностей корпуса контейнера 5 и продольных и/или поперечных перегородок 9, и, следовательно, уменьшить возможные потери тепла. В других случаях для обеспечения герметичности сочленений продольных и/или поперечных перегородок 9 между собой и/или с внутренней поверхностью контейнера можно воспользоваться известными материалами - герметиками.
Образованные продольными и/или поперечными перегородками 9 внутренние емкости могут существенно различаться между собой объемами и габаритами. При этом они могут быть реализованы, например, в виде пространственных фигур с плоским основанием в виде прямоугольника, квадрата, круга, эллипса и т.п. и боковыми стенками, например, перпендикулярными основанию. Внутри одной такой внутренней емкости могут находиться, например, 4 или 8 упаковок с горячим питанием (в зависимости от размера упаковок), уложенных, например, друг на друга в один или два столбика (штабеля).
Внутренние емкости контейнера могут быть реализованы закрывающимися с помощью пробок 11 и/или крышек 10 для внутренних емкостей контейнера. Пробки 11 и крышки 10 для внутренних емкостей контейнера могут быть выполнены герметично закрывающимися. Герметичность внутренних емкостей контейнера может быть обеспечена также за счет использования в местах сочленений крышек 10 и пробок 11 специальных уплотнительных теплоизолирующих прокладок (на фиг.1, 2, 3 не показаны), выполненных, например, из резины.
Пробки 11 и крышки 10 для внутренних емкостей контейнера могут быть выполнены из того же материала, что и корпус контейнера 5 и/или продольные и/или поперечные перегородки 9 контейнера. Но возможны также случаи, когда корпус контейнера 5 выполнен из материала с высоким коэффициентом теплопроводности, например из меди, а в качестве материала для пробок 11 и крышек 10 для внутренних емкостей контейнера используется материал с низким коэффициентом теплопроводности, например полиэтилен.
В качестве прозрачного материала для пробок 11 и крышек 10 для внутренних емкостей контейнера можно использовать, например, органическое или кварцевое стекло.
В зимнее время особенно предпочтительно использовать контейнер для упаковок с горячим питанием с закрывающимися пробками и/или крышками внутренними емкостями (по возможности герметично закрывающимися).
Каркас 1 выполнен в данном устройстве по типу "этажерки", нижняя столешница которой в данном случае выполняет роль днища каркаса 2. Сам каркас 1 может быть реализован из металла (например, из алюминия), дерева, пластика. Днище каркаса 2 может быть также реализовано из металла (например, из алюминия), дерева, пластика. Ручки для ручного управления 4 могут быть реализованы из металла (например, из алюминия), дерева, пластика.
Ограничительные бортики днища каркаса 12 могут быть реализованы из металла (например, из алюминия), дерева, пластика. Ящик для хлеба 13 и ящик для столовых приборов 14 могут быть реализованы из металла (например, из алюминия), дерева, пластика.
Контейнер с упаковками с горячим питанием может крепиться к каркасу 1 и/или к днищу каркаса 2, например, с помощью узлов крепления (болтов, винтов, гаек, заклепок, заглушек, шурупов и т.п.). Узлы крепления не показаны на фиг. 1, 2, 3. Аналогичным образом могут крепиться к каркасу 1 ящик для хлеба 13 и/или ящик для столовых приборов 14.
Ходовая часть 3 предлагаемого устройства может быть реализована, например, в виде четырех колесных опор. Из четырех колес два передних (или два задних) могут быть выполнены с возможностью поворота. Сами колеса могут быть реализованы в виде металлических трубчатых оснований, на которые надеты вилки колес.
Устройство может быть практически реализовано из известных материалов и с помощью известных устройств.
Устройство для доставки горячего питания может быть использовано для доставки готового к употреблению горячего питания пассажирам поездов дальнего следования по месту их основного размещения согласно купленному билету. Изобретение может быть также использовано для обслуживания пассажиров других транспортных средств (самолетов, морских и речных судов), а также в медицинских учреждениях и на предприятиях общественного питания. Изобретение позволяет уменьшить потери тепла при хранении и/или доставке горячего питания, снизить энергозатраты, замедлить процесс остывания доставляемых потребителям горячих блюд и/или гарниров, сохранив тем самым их лучшие пищевые и вкусовые качества. Устройство включает каркас с днищем и ходовой частью, снабжен ручками для ручного управления, имеет теплоизолированный корпус контейнера с теплоизолированной крышкой, а также ящики для хлеба и столовых приборов. 18 з.п. ф-лы, 4 ил.
АНДРЕЙЧУК А.Д | |||
и др | |||
Вагоны-рестораны и купе-буфеты | |||
- М.: Экономика, 1974, с | |||
Ребристый каток | 1922 |
|
SU121A1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ СБРАСЫВАТЕЛЬ К АВТОМАТИЧЕСКИМ ЛИНИЯМ | 0 |
|
SU313635A1 |
GB 306720 A, 28.02.1929 | |||
АМОРТИЗАТОР | 0 |
|
SU323589A1 |
DE 572036 А, 14.06.1929 | |||
ПАТРОН К СТЕКОЛЬНОЙ МАШИНЕ | 0 |
|
SU220437A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫРАВНИВАНИЯ НАТЯЖЕНИЯ ЯКОРНЫХ ТРОСОВ ИЛИ ЦЕПЕЙ | 2013 |
|
RU2524292C1 |
НАГРЕВАТЕЛЬНАЯ ЕМКОСТЬ | 1997 |
|
RU2117440C1 |
Устройство для доваривания и сохранения пищи в горячем состоянии | 1980 |
|
SU936880A1 |
DE 3331679 A1, 28.03.1983 | |||
DE 3635171 А1, 21.04.1988 | |||
СН 674608 А5, 29.06.1990 | |||
ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ И СООТВЕТСТВУЮЩИЙ СПОСОБ | 2018 |
|
RU2752701C2 |
Способ контроля герметичности систем передачи газов | 1979 |
|
SU1004791A1 |
Авторы
Даты
2002-08-10—Публикация
1999-03-25—Подача