Изобретение относится к металлическим конструкциям, преимущественно подкрановым с тяжелым режимом работы кранов (8К, 7К).
За аналог примем способ усиления подкрановых балок, приведенный в учебнике [1, с. 374] . Аналог обладает существенными недостатками. Применяются трудновыполнимые потолочные сварные швы. При этом концентрация напряжений достигает четырех единиц. Не устраняется возможность появления усталостных трещин в местах крепления поперечных ребер жесткости. У верхних концов сварных швов эффективный коэффициент концентрации напряжений также достигает четырех единиц [2, с.140].
Технический результат изобретения - полное восстановление несущей способности и повышение долговечности подкрановой балки.
Технический результат достигнут тем, что для восстановления несущей способности подкрановой балки с усталостными трещинами в верхней зоне стенки демонтируют подкрановую балку.
Срезают верхний пояс балки с частью стенки, поврежденной усталостными трещинами, подготавливают тавр и два швеллера, равноценные по площади сечения отрезанной части балки. Сверлят в полке прокатного тавра и в полках двух швеллеров отверстия, используя отрезанный пояс как шаблон.
Соединяют шпильками прокатный тавр и отрезанный пояс посредством швеллеров, обращенных полками наружу, в замкнутый трубчатый блок, разделенный стенкой прокатного тавра надвое. Приваривают трубчатый блок отрезанным поясом к верхней, неповрежденной части стенки балки непрерывным вогнутым швом с проплавлением на всю толщину стенки.
Шпильки затягиваются с гарантированным натягом. Они аналогичны фрикционным болтам и также обеспечивают сдвигоустойчивость соединения. Приваривают трубчатый блок отрезанным верхним поясом к верхней, не поврежденной части стенки балки непрерывным вогнутым швом с проплавлением на всю толщину стенки.
Сравнение разработанного способа усиления со старым, приведенным в аналоге, показывает следующие его существенные отличия:
часть стенки, поврежденную усталостными трещинами, срезают и удаляют;
отрезанный верхний пояс используют как шаблон;
отрезанный верхний пояс, тавр и швеллеры полками наружу соединяют шпильками в единый трубчатый блок;
полученный трубчатый блок приваривают отрезанным верхним поясом к неповрежденной части стенки балки.
Таким образом, заявленный способ усиления существенно отличается от старого, приведенного в аналоге.
На фиг. 1 показана подкрановая балка с усталостными трещинами в верхней зоне стенки и плоскости отрезания поврежденной усталостными трещинами верхней части балки. На фиг.2 показана восстановленная подкрановая балка и ее разрезы.
Поврежденная подкрановая балка содержит верхний пояс 1, стенку 2, укрепленную промежуточными ребрами 3 и нижний пояс 4. Подкрановая балка снабжена опорными ребрами 5.
Балку демонтируют и отрезают от нее, например, газорезкой верхний пояс 1 и верхнюю поврежденную часть стенки 2 (1/6...1/7 ее высоты).
Заготавливают прокатный тавр 6 и два швеллера 7, равноценные по площади сечения отрезанной части балки. В полке прокатного тавра и в полках швеллеров 7, используя отрезанный верхний пояс 1 как шаблон, сверлят отверстия, и из прокатного тавра 6, швеллеров 7, обращенных полками наружу, собирают посредством шпилек 8 трубчатый замкнутый контур, разделенный стенкой прокатного тавра надвое. Затем в сборочном кондукторе соединяют этот трубчатый блок автоматической сваркой вогнутым швом с проплавлением на всю толщину с неповрежденной частью стенки 2.
Продольный фрезерованный торец стенки прокатного тавра имеет плотный контакт с верхним поясом 1 или даже зазор Δ, закрывающийся при возрастании вертикальной сосредоточенной нагрузки Р от колес крана сверх нормативного значения.
Восстановленная подкрановая балка работает следующим образом. Сосредоточенные воздействия от колес крана: вертикальные Р и горизонтальные Т передаются на мощный трубчатый блок, образуемый прокатным тавром 6, швеллером 7 и верхним поясом 1. Моменты инерции этого блока в сотни раз больше, чем у верхнего пояса поврежденной подкрановой балки, поэтому локальные напряжения при центральном сжатии σу и при кручении σкр незначительны и появление усталостных трещин в подкрановой балке исключено. При восстановлении несущей способности поврежденной подкрановой балки значительно в 1,5...2 раза повышается несущая способность всего сечения.
Экономический эффект возник из-за снижения материалоемкости. Относительно небольшие затраты нового металла обеспечивают полное восстановление работоспособности пришедшей в негодность подкрановой балки и ее работу в зоне неограниченной долговечности [3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беленя Е.И. Металлические конструкции. М.: Стройиздат, 1986.
2. Справочник по кранам: В 2-х томах. T.1. Характеристики материалов и нагрузок. Основы расчета кранов, их приводов и металлических конструкций. Под общ. ред. Гохберга М.М.- М.: Машиностроение, 1988.
3. Нежданов К.К. Совершенствование подкрановых конструкций и методов их расчета: Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. Пенза, 1992.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РЕЛЬСОВЫЙ БЛОК И СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПОДКРАНОВОЙ КОНСТРУКЦИИ | 2000 |
|
RU2213041C2 |
РЕЛЬСОБАЛОЧНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2000 |
|
RU2191155C2 |
РЕЛЬСОБАЛОЧНАЯ КОНСТРУКЦИЯ НЕЖДАНОВЫХ | 1998 |
|
RU2188152C2 |
ПОДКРАНОВО-РЕЛЬСОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 1998 |
|
RU2183186C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ДВУТАВРОВОЙ ПОДКРАНОВОЙ БАЛКИ | 1998 |
|
RU2196099C2 |
РЕШЕТЧАТАЯ ПОДКРАНОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 1997 |
|
RU2142904C1 |
ПОДКРАНОВО-ПОДСТРОПИЛЬНАЯ БАЛКА | 2002 |
|
RU2235674C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОДКРАНОВЫХ БАЛОК С УСТАЛОСТНЫМИ ТРЕЩИНАМИ | 1998 |
|
RU2196721C2 |
МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ПОДКРАНОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 1998 |
|
RU2196097C2 |
ПОДКРАНОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2000 |
|
RU2192383C2 |
Изобретение относится к металлическим конструкциям, преимущественно подкрановым с тяжелым режимом работы кранов (7К-8К). Способ заключается в том, что поврежденную подкрановую балку демонтируют и отрезают от нее, например, газорезкой верхний пояс и верхнюю поврежденную часть стенки. Подготавливают тавр и два швеллера, равноценные по площади сечения отрезанной части балки. Сверлят в полке прокатного тавра и в полках двух швеллеров отверстия, используя отрезанный пояс как шаблон. Соединяют шпильками тавр и отрезанный пояс посредством швеллеров, обращенных полками наружу в замкнутый трубчатый блок, разделенный стенкой тавра надвое. Приваривают трубчатый блок отрезанным поясом к неповрежденной части стенки балки непрерывным вогнутым швом с проплавлением на всю толщину стенки. Торец стенки тавра имеет или плотный контакт с верхним поясом балки, или даже зазор Δ, закрывающийся при возрастании вертикальных сосредоточенных сил Р от каждого из колес крана сверх их нормативного значения. Технический результат изобретения - полное восстановление несущей способности и повышение долговечности подкрановой балки. 2 ил.
Способ восстановления несущей способности подкрановой балки с усталостными трещинами в верхней зоне стенки с использованием дополнительных элементов, отличающийся тем, что подкрановую балку демонтируют, срезают верхний пояс балки, срезают часть стенки, поврежденную усталостными трещинами, подготавливают тавр и два швеллера, равноценные по площади сечения отрезанной части балки, сверлят в полке прокатного тавра и в полках двух швеллеров отверстия, используя отрезанный пояс как шаблон, соединяют шпильками тавр и отрезанный пояс посредством швеллеров, обращенных полками наружу в замкнутый трубчатый блок, разделенный стенкой тавра надвое, приваривают трубчатый блок отрезанным поясом к неповрежденной части стенки балки непрерывным вогнутым швом с проплавлением на всю толщину стенки.
Беленя Е.И | |||
Металлические конструкции | |||
- М.: Стройиздат, 1986, с.374 | |||
СПОСОБ УСИЛЕНИЯ ПОДКРАНОВОГО ПУТИ | 1994 |
|
RU2114045C1 |
УСТРОЙСТВО НЕЖДАНОВЫХ ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ПОДКРАНОВОЙ КОНСТРУКЦИИ | 1993 |
|
RU2067646C1 |
RU 95109255 A1, 27.05.1997 | |||
Способ изготовления металлической подкрановой балки | 1987 |
|
SU1557072A1 |
Авторы
Даты
2002-08-27—Публикация
1998-06-29—Подача