Изобретение относится к области строительства спортивных сооружений, в частности к конструкциям санно-бобслейных трасс с искусственным намораживанием ледового покрытия.
Трассы с искусственным ледовым покрытием, содержащие смонтированный на основании желоб заданной конфигурации, стартовую эстакаду и холодильную установку, предназначенные для последовательных заездов бобслеистов и саночников известны из уровня техники.
Известна санно-бобслейная трасса для скоростного спуска, выполненная из отдельных гибких линейных предварительно напряженных армоцементных элементов, установленных с зазором, в котором размещены трубы для циркуляции хладагента и промежуточный связующий слой из монолитного бетона, а в некоторых случаях из влажного песка, что позволяет снизить стоимость и трудоемкость возведения трассы, отказавшись от большого объема бетонных работ и перенести изготовление элементов трассы в заводские условия (SU, авторское свидетельство 744101, Е 04 Н 3/14, 09.02.78).
Известна санная трасса с искусственным ледовым покрытием "Санкодром" (SU, авторское свидетельство 657829, 10.11.76, А 63 С 19/10), содержащая смонтированный на основании желоб, стартовую эстакаду и холодильную установку, где основание и желоб выполнены секционными, а отдельные секции имеют возможность перемещения поперек трассы, тем самым обеспечивая различные конфигурации желоба, для обеспечения ледового покрытия, каждая секция желоба имеет трубы для хладагента, присоединяемые к холодильной установке. Конструкция трассы дает возможность изменять конфигурацию трассы, например, увеличивая или уменьшая ее сложность в зависимости от уровня соревнований или квалификации спортсменов.
Известны иные различные усовершенствования одинарных санно-бобслейных трасс.
Так, известны способ и устройство для укрытия трассы от атмосферных осадков, включающее гибкий водонепроницаемый материал, размещенный на поверхности сооружения (RU, заявка 94033085, А 63 С 19/12, 09.09.94).
Другая известная трасса дополнительно снабжена теплогидросолнцеотражающим экраном, размещенным не внешней поверхности желоба, прозрачным жестким верхним перекрытием и световым ярко-красного цвета световым каналом, который служит для освещения внутренней поверхности желоба и одновременно является осью траектории для движущихся саней (RU, заявка 94025056, А 63 С 19/10, 04.07.94).
Известны конструкции аттракционов, позволяющие отслеживать местоположение движущихся объектов, в частности известно устройство, содержащее транспортное средство в виде капсулы, движущееся по прямолинейным и криволинейным участкам пути, где установлены датчики, фиксирующие местоположение капсулы при ее движении, а также управляющий блок, обрабатывающий полученную информацию (JP, заявка 2-15230, A 63 G 21/04, 17.08.82).
Известна установка для игры и занятий спортом, содержащая направляющую для скатывания ("Sport and game installation comprising a ridable ramp". Международная заявка WO 80/00221, 10.07.79, A 63 G 21/04). Установка представляет собой трассу свободной конфигурации, расположенную на местности и включающую две выгнутые параллельные направляющие, собранные из отдельных секций, предназначенные для скатывания на роликовых тележках-седлах. Наличие двух параллельных направляющих обеспечивает возможность соревнования между собой двух ездоков, но данная конструкция не предназначена и не может быть использована для санно-бобслейного спорта.
Наиболее близким решением к предлагаемой конструкции является санно-бобслейная трасса с искусственным ледовым покрытием, содержащая смонтированный на фундаментном основании протяженный профильный желоб, днище и борта которого образуют участки конфигурации различной сложности, в которой для поддержания постоянной минусовой температуры ледового покрытия в независимости от климатических условий и перепада температур предлагается выполнять желоб трассы с наружной ограждающей конструкцией, где расположен вентиляционный канал для подачи воздуха с минусовой температурой, который охватывает несущую конструкцию с хладагентом (RU, патент 2029586, А 63 С 19/10, 05.04.91). Однако наличие одного желоба исключает одновременные заезды двух экипажей, что лишает соревнования элементов гонки.
Технической задачей изобретения является создание трассы для проведения соревнований между двумя экипажами саней (бобов) так, чтобы во время соревнования каждый экипаж мог отслеживать перемещение другого экипажа и регулировать свои действия в зависимости от положения в своем желобе.
Поставленная задача достигается тем, что санно-бобслейная трасса с искусственным ледовым покрытием, содержащая смонтированный на фундаментном основании протяженный профильный желоб, днище и борта которого образуют участки конфигурации различной сложности, состыкованный с одной стороны со стартовой эстакадой, имеющей прямолинейный разгонный участок, а с другой, переходящий в финишную прямую; холодильную установку, соединенную с трубами для хладагента, вмонтированными в тело желоба, дополнительно снабжена установленным на фундаментном основании вторым желобом, протяженность которого, измеренная по оси, соответствует протяженности первого желоба, а профиль по всей трассе последовательно повторяет конфигурации участков различной сложности первого желоба; при этом желоба имеют одинаковое количество участков конфигурации различной сложности, некоторые из которых могут иметь зеркальное отображение адекватного по сложности участка; при этом на стартовой эстакаде, в непосредственной близости от первого, размещен параллельный и равный по длине первому второй прямолинейный разгонный участок, состыкованный со вторым желобом, переходящим во вторую финишную прямую, каждая из которых является продолжением только одного желоба, а трубы для хладагента второго желоба соединены с холодильной установкой, являющейся общей для всей трассы; при этом трасса снабжена информационной системой, содержащей дискретно закрепленные по всей длине каждого желоба стационарные датчики, фиксирующие прохождение саней (боба), и связанные с датчиками световые индикаторы.
Предлагаемая конструкция трассы позволит создать спортивный санно-бобслейный комплекс с двумя желобами, протяженность и конфигурация каждого из которых соответствует международному регламенту, что позволит проводить принципиально новые виды соревнований - параллельные заезды, что, в свою очередь, должно значительно повысить зрелищность спортивных мероприятий. Кроме того, наличие двух желобов позволит проводить соревнования по действующему на сегодняшний день международному регламенту, используя один или другой желоб для очередных заездов. Это обстоятельство значительно уменьшает технологические перерывы между заездами и сохраняет темп соревнований по каждому виду. Работа информационной системы также несколько видоизменяется, теперь она предназначена не только передавать показатели заезда на общее табло, но также позволит соревнующимся экипажам отслеживать положение противника. Данные обстоятельства следует считать основной отличительной особенностью и главным потенциальным преимуществом рассматриваемого изобретения.
Существенными признаками заявляемого изобретения являются:
- наличие второго желоба, протяженность которого, измеренная по оси, соответствует протяженности первого желоба, а профиль по всей трассе последовательно повторяет конфигурации участков различной сложности первого желоба;
- наличие второго параллельного и равного по длине первому прямолинейного разгонного участка, соединенного со вторым желобом;
- наличие второй, соединенной со вторым желобом, финишной прямой;
- наличие информационной системы, содержащей дискретно закрепленные по всей длине каждого желоба стационарные датчики;
- наличие системы труб для хладагента второго желоба, соединенной с общей для двух желобов холодильной установкой.
Конструкция предлагаемой сдвоенной санно-бобслейной трассы иллюстрируется чертежами.
На фиг. 1 изображен общий вид конструкции санно-бобслейной трассы.
На фиг. 2 изображено поперечное сечение любого из желобов по фиг. 1.
На фиг. 3 и 4 изображены профили трасс различной конфигурации (римскими цифрами условно обозначены две команды спортсменов).
На фиг. 5 изображена схема соединений трубопроводов с холодильной установкой.
На фиг. 6 изображено однорядное размещение стационарных датчиков и световых индикаторов.
На фиг. 7 изображено двухрядное размещение стационарных датчиков и световых индикаторов.
На фиг. 8 изображен общий вид электронного табло, демонстрирующего движение спортсменов по двум желобам.
Санно-бобслейная трасса с искусственным ледовым покрытием включает два желоба, которые идентичны по длине и числу участков трассы с различными коэффициентами сложности (виражи, наклоны и т.п.) и содержит смонтированный на фундаментном основании 1 (фиг. 1) протяженный профильный желоб 2, днище 3 и борта 4 которого образуют участки 5 различной конфигурации (фиг. 1-4). Профильный желоб 2 состыкован с одной стороны 6 со стартовой эстакадой 7, имеющей прямолинейный разгонный участок 8, а с другой стороны 9 - переходит в финишную площадку 10.
Трасса включает холодильную установку 11 (фиг. 5), соединенную с трубами 12 для хладагента, вмонтированными в тело желоба 2 (фиг. 2), причем трубы 12 для хладагента второго желоба соединены с холодильной установкой 11, являющейся общей для всей трассы.
На фундаментном основании 1 установлен подобный по конструкции с первым желобом 2 второй желоб 13, протяженность которого, измеренная по оси желоба 13, соответствует протяженности первого желоба 2, при этом желоба 2 и 13 имеют одинаковое количество участков 5 различной конфигурации, которые либо повторяют конфигурации друг друга (фиг. 3), либо имеют зеркальное отражение отдельных участков (фиг. 4).
Стартовая эстакада 7 имеет установленный в непосредственной близости и параллельно первому разгонному участку 8 второй прямолинейный разгонный участок 14, равный по длине первому и состыкованный со вторым желобом 13, переходящим в финишную площадку 10.
Финишная площадка 10 разделена на две непересекающиеся финишные прямые 15 и 16, каждая из которых является продолжением только одного желоба.
Трасса имеет оптическую систему информирования об относительном перемещении спортсменов во время движения по трассе (фиг. 6, 7, 8), содержащую дискретно закрепленные в каждом желобе 2 и 13 стационарные датчики 17, фиксирующие прохождение саней (боба) по всей длине каждого желоба и связанные с датчиками 17 световые индикаторы 18, расположенные в зоне видимости как перемещающихся по желобам спортсменов, так и зрителей.
Например, на бортах 4 каждого желоба 2 и 13, в месте, доступном для визуального наблюдения спортсменов и зрителей, может быть выполнен канал 19 с прозрачным защитным покрытием 20, а световые индикаторы 18 размещаются внутри каждого канала 19.
В каждом канале 19 может быть размещено два ряда разноцветных световых индикаторов 18 А и 18 Б (фиг. 7), один из которых (один ряд индикаторов) связан со стационарными датчиками первого желоба 2, а другой ряд индикаторов связан со стационарными датчиками второго желоба 13.
На финишной площадке устанавливается связанное с оптической системой, электронное табло 20 (фиг. 1 и 8), демонстрирующее в течение гонки перемещение каждого экипажа саней (боба) до достижения финиша посредством световой индикации 21 и 22, имитирующей профиль трассы и движение по ней каждого боба как с опережением, так и с опозданием.
В фундаментном основании (фиг. 2) выполнены трубопроводы 23 для отвода хладагента, закольцованные с холодильной установкой 11. Трубопроводы 12 для хладагента установлены в бортах и основаниях каждого желоба, как это изображено в примере по фиг. 2, а трубопроводы 23 для отвода отработавшего хладагента целесообразно вывести из зон охлаждения (борта и днище) в нижнюю часть фундаментного основания.
Принцип соревнований двух команд не требует подробных пояснений и заключается в следующем.
При одновременном старте команд со стартовой эстакады 7 сани или бобы (на чертежах не показаны) движутся по желобам 2 и 13 в сторону финишной площадки 10, которая разделена на два непересекающихся участка 15 и 16 для исключения столкновения саней или бобов при завершении гонки.
Перемещение саней или бобов отслеживается датчиками 17, определяется с помощью световых индикаторов 18 и передается на электронное табло 20, демонстрирующее ход соревнований.
При оснащении желобов двумя рядами разноцветных световых индикаторов, фиг. 7, спортсмены и зрители получают дополнительную возможность следить за взаимным относительным перемещением. Так, если индикаторы красного цвета отслеживают перемещение одной команды, а индикаторы зеленого цвета отслеживают перемещение другой команды, в каждом желобе по борту будут перемещаться с опережением или отставанием две "бегущие" световые дорожки (своя и чужая), и спортсмены, и зрители смогут визуально контролировать ход соревнований.
Протяженность каждого желоба в соответствии с международным регламентом составляет 1200 метров, с перепадом высот 102 метра и поверхностью намораживания льда 9,6 тысяч квадратных метров для двух желобов. Желоба могут быть выполнены как в виде монолитной бесшовной железобетонной конструкции, так и с использованием других современных материалов. Намораживание трассы - искусственное, для чего в районе финиша размещается холодильник, строительный объем которого 10 тыс. куб. м. Для повышения функциональности холодильника и коммерческого потенциала всего комплекса рядом с холодильником может быть размещен хладоцентр объемом 5,0 куб. м, предназначенный для замораживания и хранения сельхозпродукции. Для заливки льда на трассе предусмотрен поливочный водопровод длиной 1,5 км с использованием артезианской воды из скважины. Поверхность намораживания составляет 9,6 тыс. кв. м для двух желобов. Оптимальная температура льда от -2,5 до -6oC. В течение одного соревновательно-тренировочного периода (8 месяцев) осуществляется одна заливка льда. По мере необходимости, для поддержания поверхности льда в нормальном состоянии предполагается дозаливка ледового покрытия.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Санная трасса с искусственным ледовым покрытием "санкодром" | 1976 |
|
SU657829A1 |
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА "БИАТЛОН" | 2015 |
|
RU2614934C2 |
УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ПАССАЖИРСКИХ ПОТОКОВ МЕГАПОЛИСА | 1995 |
|
RU2104363C1 |
Способ адаптационной подготовки российских спортсменов олимпийских зимних видов спорта к соревнованиям в новых климатогеографических условиях Восточной Азии | 2017 |
|
RU2646583C1 |
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ РАЗНОРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ | 2015 |
|
RU2592193C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА В ОБИТАЕМОМ ОТСЕКЕ ПИЛОТИРУЕМОГО КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА | 2007 |
|
RU2361789C2 |
Способ прогностического иерархического управления интеллектуальной транспортной системой при управлении движением колонны на территориях с холодным климатом | 2018 |
|
RU2690143C1 |
БОРТОВАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКИПАЖА И КОГНИТИВНЫЙ ФОРМАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЭТАПЕ "ВЗЛЕТ" МНОГОДВИГАТЕЛЬНОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА | 2013 |
|
RU2550887C2 |
СПОСОБ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕСС-ФОРМЫ ЛИТЬЕВОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2008 |
|
RU2403125C2 |
Препаративная ультрацентрифуга | 1968 |
|
SU500812A1 |
Изобретение относится к области строительства спортивных сооружений, в частности к конструкциям санно-бобслейных трасс с искусственным намораживанием ледового покрытия. Санно-бобслейная трасса содержит смонтированные на фундаментных основаниях два протяженных профильных желоба, днище и борта которых образуют участки конфигурации различной сложности, состыкованные с одной стороны со стартовой эстакадой, имеющей прямолинейные разгонные участки, а с другой, переходящий в финишную площадку, разделенную на две финишные прямые, причем протяженность желобов, измеренная по оси, одинакова, а профиль по всей трассе последовательно повторяет конфигурации участков различной сложности друг друга. Трасса имеет холодильную установку, соединенную с трубами для хладагента, вмонтированными в тело желобов, являющейся общей для всей трассы, и информационную систему об относительном перемещении спортсменов, содержащую дискретно закрепленные по всей длине желобов стационарные датчики, фиксирующие прохождение саней, боба и связанные с датчиками световые индикаторы, расположенные в зоне видимости как зрителей, так и перемещающихся по желобам спортсменов. Трасса обеспечивает проведение принципиально нового вида соревнований - параллельные заезды, а наличие информационной системы позволит соревнующимся экипажам отслеживать положение противника. 1 з. п. ф-лы, 8 ил.
САННО-БОБСЛЕЙНАЯ ТРАССА | 1991 |
|
RU2029586C1 |
Санная трасса с искусственным ледовым покрытием "санкодром" | 1976 |
|
SU657829A1 |
Капельная масленка с постоянным уровнем масла | 0 |
|
SU80A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Система охлаждения искусственной ледяной дорожки | 1973 |
|
SU472660A1 |
Авторы
Даты
2002-09-10—Публикация
2001-10-05—Подача