Изобретение относится к топливам для двигателей с искровым зажиганием. Для двигателей внутреннего сгорания со степенью сжатия 1...8 единиц используется бензин А-76 ( ГОСТ-2084-77), получаемый на базе бензинов каталитического крекинга и риформинга с добавлением тетраэтилсвинца. Для обеспечения заданной детонационной стойкости в компаундирование вовлекаются дорогостоящие высокооктановые нефтяные компоненты. В то же время известно, что в качестве высокооктановых компонентов могут использоваться кислородсодержащие соединения, например, заявка ФРГ 3330165.4, С 10 L 1/18, С 10 L 1/06, 1985; патент ГДР 214386, С 10 L 1/10, 1984; "О-содержащие соединения как компоненты моторного бензина" "Oil and Gas J." 1981,79, 22,77-84; патент США 4392868, С 10 L 1/18,1983.
Наиболее близкой к предлагаемой является композиция бензина для карбюраторных двигателей (патент ГДР 146303 С 10 L 1/18, С 10 L 1/30), состоящая из бензина, метанола и гидрированной фракции производства капролактама. К бензину добавляют 5...30 объемных процентов смеси, содержащей 40... 60% МеОН и 60... 40% гидрированной фракции.
К недостаткам прототипа можно отнести необходимость использования высокотоксичного товарного метанола, малую физическую стойкость композиции к попаданию воды, кроме того, метанол имеет более низкую теплоту сгорания по сравнению с бензином и, следовательно, больший расход топлива.
Целью данного изобретения является расширение ресурсов моторных топлив за счет создания топливной композиции, обладающей детонационной стойкостью, не уступающей бензину А-76, и включающей побочные продукты производства капролактама.
Поставленная цель достигается использованием в качестве карбюраторного топлива композиции, состоящей из 1 ч. бензина (ОЧИ=80), 2 ч. гептановой фракции (ГФ), ОЧИ= 78. ..82, и 1 ч. спиртовой фракции (СФ), ОЧИ=90... 98. Последние представляют собой крупнотоннажные отходы производства капролактама окислением циклогексана, не находящие квалифицированного применения, в то же время обладающие высокими антидетонационными свойствами. Состав СФ и ГФ представлен в табл.1 и 2, а физико-химические свойства топливной композиции - в табл.3.
Данный состав топливной композиции обусловлен следующими соображениями:
- вовлечение всей производимой ГФ;
- вовлечение максимального количества СФ, позволяющего обеспечить требуемый уровень эксплуатационных свойств;
- добавка бензина в количестве, обеспечивающем пусковые качества получаемого топлива.
Предлагаемая топливная композиция близка к теплоте сгорания к бензину, не расслаивается при попадании воды. Топливная композиция отвечает требованиям ГОСТ-2084 на бензин А-76, а также ГОСТ Р 51105-97 на бензин "НОРМАЛЬ-80", допускающим применения в топливе кислородосодержащих добавок.
Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод, что заявляемая композиция отличается от известной введением нового компонента, а именно спиртовой фракции (25 об. %), содержащей преимущественно амиловые спирты и циклогексанон, имеющие высокие теплоты сгорания, заявляемое техническое решение соответствует критерию "новизна".
Анализ известных топливных композиций аналогичного состава (например, патенты ПНР 108990 и 108252) показал, что использование некоторых предлагаемых в заявляемом решении веществ (например, спиртов С4-С5), известно, однако указано их применение для других целей (в качестве присадок или стабилизаторов) и в малых количествах (до 5%), то есть не обеспечивается достижение цели, для которой они используются в заявляемом решении, а именно для значительного расширения топливных ресурсов.
Таким образом, данный состав компонентов придает топливной композиции новые свойства, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого решения критерию "существенные отличия".
Для экспериментальной проверки заявляемой топливной композиции были проведены моторные испытания, которые выявили следующие достоинства полученного топлива: снижение нагарообразования, расширение угла опережения зажигания, обеспечивающего бездетонационное сгорание. Обнаружено также значительное снижение токсичности выхлопных газов. Сравнительные испытания проводились на автомобиле ЗИЛ-130 при различных оборотах коленчатого вала. Результаты испытаний представлены в табл.4.
Использование в составе топливной композиции спиртовой и гептановой фракций, образующихся в качестве побочных продуктов при производстве 1 т капролактама, позволяет получить 10 кг моторного топлива.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЦИКЛОГЕКСАНОНФОРМАЛЬДЕГИДНОЙ СМОЛЫ | 1998 |
|
RU2165941C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЦИКЛОГЕКСАНОНФОРМАЛЬДЕГИДНОЙ СМОЛЫ | 1995 |
|
RU2100380C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1999 |
|
RU2172333C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИНГИБИРУЮЩИХ СОСТАВОВ ДЛЯ ЗАЩИТЫ УГЛЕРОДИСТЫХ СТАЛЕЙ В КИСЛОТНОЙ СРЕДЕ | 2011 |
|
RU2478735C2 |
ЭЛЕКТРОГРАФИЧЕСКИЙ ТОНЕР | 1995 |
|
RU2100836C1 |
ПЛАСТИФИКАТОР ДЛЯ ПОЛИВИНИЛХЛОРИДНЫХ КОМПОЗИЦИЙ | 1999 |
|
RU2171267C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИНГИБИТОРА КОРРОЗИИ СТАЛЕЙ В СОЛЯНО-КИСЛЫХ СРЕДАХ И ИНГИБИТОР КОРРОЗИИ СТАЛЕЙ В СОЛЯНО-КИСЛЫХ СРЕДАХ | 2007 |
|
RU2351691C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ | 2007 |
|
RU2349629C2 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ДОБАВКА К БЕНЗИНУ И ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАЩАЯ | 2001 |
|
RU2194069C2 |
НЕЙТРАЛИЗАТОР СЕРНИСТЫХ СОЕДИНЕНИЙ В НЕФТИ, НЕФТЕПРОМЫСЛОВЫХ СРЕДАХ, ПЛАСТОВЫХ ВОДАХ И БУРОВЫХ РАСТВОРАХ | 2005 |
|
RU2290427C1 |
Изобретение относится к топливам для двигателей с искровым зажиганием. Топливо содержит побочные продукты производства капролактама - спиртовой (СФ) и гептановой (ГФ) фракций. Предлагаемая композиция СФ:ГФ:бензин А-76 = 1:2:1 отвечает требованиям ГОСТ 2084 на бензин и улучшает экологические показатели работы двигателей. 1 з.п. ф-лы, 4 табл.
Способ выделения жирных спиртов из неомыляемых-П | 1957 |
|
SU146303A1 |
US 4356001 А, 26.10.1982 | |||
DE 3116734 А1, 18.11.1982 | |||
ВЫСОКООКТАНОВЫЙ КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЙ КОМПОНЕНТ | 1998 |
|
RU2128209C1 |
Авторы
Даты
2002-09-10—Публикация
1999-03-03—Подача