Изобретение относится к устройствам для вертикального перемещения различных грузов под действием силы тяжести и может быть использовано в судостроении, а также в других отраслях, где целесообразно использование крутонаклонных транспортеров.
Известно устройство для перегрузки штучных грузов с транспортирующего средства (авт. св. СССР 755718), содержащее опору и поворотный под действием груза лоток с механизмом возврата в его исходное положение. Устройство снабжено укрепленным на опоре буфером, выполненным в виде поворотной подпружиненной планки, и неподвижным лотком с возможностью регулирования угла его наклона. Поворотный лоток укреплен на неподвижном лотке шарнирно, а опора установлена с возможностью перемещения на транспортирующем средстве.
Известно тормозное устройство (патент Франции 2627169) на гравитационном роликовом конвейере, регулирующее скорость движения штучных грузов под действием силы тяжести. Устройство содержит тормозной ролик, выступающий над плоскостью транспортирования. Тормоз включается в действие автоматически, когда ролик под действием силы тяжести груза опускается до уровня плоскости транспортирования.
Известен также замедлитель для гравитационного конвейера (патент США 4542815). Замедлитель содержит тормозной элемент, взаимодействующий с перемещаемым объектом, а также пневматически приводимый механизм для перемещения тормозного элемента в положение взаимодействия с перемещаемым объектом и приложения к нему тормозного усилия.
В качестве прототипа выбрано техническое решение по патенту США 4809836 "Замедляющее устройство для транспортера", имеющее транспортер для перемещения предметов и замедляющее устройство. Замедляющее устройство содержит тормозной элемент, а также механизм отклонения, который воздействует на тормозной элемент, изменяя его форму. Тормозной элемент имеет две формы - тормозящую и свободно пропускающую.
Задачей предлагаемого технического решения является обеспечение плавного торможения, без ударов и рывков и регулирование скорости движения грузов на участке торможения в зависимости от их массы, и как следствие, обеспечение сохранности груза.
Основной технический результат, достижение которого обеспечивает решение поставленной задачи - это увеличение коэффициента кромочного трения на участке торможения, что позволяет перемещать по наклонному транспортеру грузы любого веса и с любым соотношением габаритных размеров в пределах размера самого устройства.
Гравитационный транспортер для спуска штучных грузов содержит наклонный желоб, по которому движется груз, и тормозное устройство, состоящее из радиально изогнутой трубы, расположенной на нижнем участке транспортера, и эластичной ленты, размещенной внутри трубы вдоль большего радиуса ее изгиба. Концы ленты выведены за поверхность трубы и закреплены в устройстве натяжения ленты, позволяющем натягивать ленту между крайними точками большего радиуса изгиба трубы.
Материал ленты подбирается с максимально высоким коэффициентом трения. Разогнавшийся по наклонному желобу груз прямоугольной формы, попадая на радиальный участок, испытывает торможение не только за счет изменения направления движения по радиусу, но и за счет возникающего кромочного трения в передней и задней части груза, усиленного коэффициентом трения эластичной ленты. В зависимости от массы спускаемого груза и при недостаточном усилии торможения ленту можно натягивать между зажимами устройства натяжения. При этом резко увеличивается кромочное трение. Для максимального торможения ленту натягивают между зажимами до положения близкого к хорде радиуса трубы. При этом зазор между лентой и верхней (или боковой) поверхностью радиального участка уменьшается, что вызывает поглощение энергии движущегося груза не только за счет кромочного трения о ленту, но и за счет силы трения о верхнюю (боковую) поверхность радиального участка.
На фигуре 1 приведен чертеж первого варианта исполнения транспортера для спуска штучных грузов, направление изгиба тормозного устройства в котором совпадает с наклонной поверхностью желоба.
На фигурах 2 и 3 представлены две проекции чертежа второго варианта исполнения транспортера для спуска штучных грузов, направление изгиба тормозного устройства в котором направлено в сторону от наклонной поверхности желоба.
В первом варианте исполнения транспортер содержит наклонный желоб (1), тормозное устройство (2), радиальный участок которого имеет нижнюю (3) и верхнюю (4) поверхность. Вдоль нижней поверхности (3) уложена лента (5), верхний конец которой пропущен через зазор (6) между концом желоба транспортера и трубой и удерживается зажимом (7), а нижний конец ленты удерживается аналогичным зажимом (8). Груз (9), двигаясь по наклонному желобу (1), попадает на радиальный участок тормозного устройства (2), где продолжает движение по ленте (5), размещенной на нижней поверхности трубы (3).
Торможение происходит следующим образом. Груз (9), попадая на радиальный участок (2), как недеформируемое тело начинает опираться на поверхность скольжения не всей площадью основания, а только передней и задней кромками, что вызывает возникновение так называемого кромочного трения, в несколько раз превышающего обычную силу трения. При этом, если поверхность скольжения выполнена из фрикционного материала, то эффект усиливается. Если возникающего тормозящего усилия недостаточно, то с помощью зажимов длину ленты внутри радиального участка уменьшают, как бы подвешивая ее между крайними точками бокового радиуса трубы. Тормозящий эффект при этом усиливается многократно. Максимальный эффект торможения достигается при натяжении ленты внутри радиального участка до положения, когда зазор между рабочей поверхностью ленты и верхней поверхностью (4) радиального участка становится меньше вертикального габарита груза, а положение ленты при этом приближается к хорде. Если возникает необходимость в уменьшении тормозного эффекта, то нижний конец ленты освобождают от зажима и, увеличивая длину ленты внутри радиального участка, постепенно уменьшают тормозящее усилие.
Второй вариант исполнения применяется, когда финишное место транспортировки груза находиться в стороне от места погрузки. Для этого труба тормозного устройства, в отличие от первого варианта, изогнута в двух плоскостях, что позволяет развернуть груз при спуске в сторону от начального направления.
Процесс торможения во втором варианте аналогичен процессу торможения в первом варианте. Отличие заключается в том, что во втором варианте исполнения в процессе торможения участвует не только нижняя, но и боковые поверхности транспортируемого груза.
Использование: в судостроении, а также в других отраслях, где целесообразно использование крутонаклонных транспортеров. Гравитационный транспортер для спуска штучных грузов содержит желоб, по которому движется груз, и тормозное устройство, состоящее из радиально изогнутой трубы, расположенной на нижнем участке транспортера, и эластичной ленты, размещенной внутри трубы вдоль ее большего диаметра. Концы ленты выведены за поверхность трубы и закреплены в устройстве натяжения ленты, позволяющем натягивать ее между крайними точками большего диаметра трубы. Технический результат: увеличение коэффициента кромочного трения на участке торможения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
US 4809836 А, 07.03.1989 | |||
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ В ЗДАНИЯХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2006432C1 |
КРАНОВАЯ УСТАНОВКА С ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМОЙ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ | 1990 |
|
RU2041854C1 |
SU 755718 A, 28.06.1978 | |||
Устройство для гравитационного перемещения штучных грузов | 1974 |
|
SU505602A1 |
Устройство для перемещения грузов по наклонной поверхности | 1987 |
|
SU1523438A1 |
US 3421609 А, 14.01.1969. |
Авторы
Даты
2002-12-10—Публикация
2001-07-30—Подача