Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам, преобразующим вращательное движение одного звена в прямолинейное движение другого звена.
Известен механизм точного прямолинейного движения звена и точек на нем [смотри справочник А. Ф. Крайнев. Словарь-справочник по механизмам. - М.: Машиностроение, 1987. -183 с.], недостатком которого является наличие направляющей, обеспечивающей точное прямолинейное движение ползуна, но вызывающей при этом реакцию и трение между ползуном и направляющей.
Наиболее близким к изобретению является планетарный механизм, содержащий неподвижное центральное колесо, имеющее внутреннее зацепление с сателлитом, водило [смотри справочник А.Ф. Крайнев. Словарь-справочник по механизмам. - М. : Машиностроение, 1987. -356 с.], недостатком которого является жесткое равенство радиуса сателлита эксцентриситету водила, по причине чего размер сателлита становится малым при малом эксцентриситете водила, что делает схему податливой, а значит, ограничивает ее использование в машинах.
Технический результат - расширение возможности использования механизма в различных машинах.
Это достигается тем, что в отличие от планетарного механизма, имеющего неподвижное центральное колесо с радиусом, равным двум эксцентриситетам водила, и сателлит внутри него с радиусом, равным эксцентриситету водила, предлагаемый механизм дополнительно снабжен замыкающим колесом, колесом, жестко соединенным с водилом, и подвижным центральным колесом, жестко соединенным в блок с центральным колесом, причем радиус центрального колеса меньше радиуса сателлита, сателлит, образующий внутреннее зацепление с центральным колесом и охватывающий центральное колесо, соединен с водилом и имеет радиус, больший эксцентриситета водила, колесо связано через замыкающее колесо с подвижным центральным колесом, а блок центральных колес имеет угловую скорость, равную
при 0<Δ<∞, где Δ=R3-Е или Δ=R1;
Е - эксцентриситет водила;
R1 - радиус центрального колеса;
R3 - радиус сателлита;
W1 - угловая скорость центрального колеса;
W2 - угловая скорость водила.
На фиг. 1-3 подробно рассмотрен вариант соотношения размеров колес, для которого радиус сателлита больше радиуса центрального колеса и эксцентриситета водила, но и меньше двух эксцентриситетов водила. На фиг.4 представлен вариант, для которого радиус сателлита больше радиуса центрального колеса и эксцентриситета водила, но и равный двум эксцентриситетам водила. На фиг.5 представлен вариант, для которого радиус сателлита больше радиуса центрального колеса и эксцентриситета водила, но и больше двух эксцентриситетов водила. Все три представленные варианта имеют однотипную кинематическую схему и единую зависимость угловых скоростей звеньев, при которой создается точное прямолинейное движение точек на сателлите,
На фиг.1 изображен предлагаемый механизм. Он содержит водило, жестко соединенное с колесом, центральное колесо, выполненное подвижным и жестко соединенное с дополнительным колесом, сателлит и замыкающее колесо. На водило 2 осью с эксцентриситетом Е насажен подвижно сателлит 3. Центральное колесо 1 состоит из двух жестко соединенных колес, одно из которых - 1 образует зацепление с сателлитом, расположенным на водиле, другое, дополнительное, - 1' через зацепление с замыкающим колесом 5 и зацепление последнего с колесом 4, жестко соединенным с водилом 2, образует замкнутый контур центрального колеса с сателлитом.
Механизм работает следующим образом: при вращении водила 2 через ось с эксцентриситетом Е приводится в движение сателлит 3. В то же время через колесо 4, жестко соединенное с водилом 2, и замыкающее колесо 5 движение передается дополнительному колесу 1', жестко соединенному с центральным колесом 1. При этом скорость вращения колеса 1 задает сателлиту 3 угловую скорость вращения такой же величины, как у водила, но противоположного направления, при которой на сателлите появляются точки с точным прямолинейным движением, на окружности с радиусом, равным эксцентриситету. Таким образом получен дифференциал, в котором кинематика сателлита зависит от частоты вращения водила и передаточного числа замыкающей ступени.
На фиг.1 приведен план скоростей точек на звеньях механизма, где:
VB - скорость оси вращения сателлита, положение которой определяется эксцентриситетом Е;
VA - скорость точки А, совершающей точное прямолинейное движение;
VC - скорость точки С, направленная для создания мгновенного центра скоростей т.О;
VД - скорость точки контакта колес 4 и 5;
VК - скорость точки контакта колес 5 и 1';
точка О - мгновенный центр скоростей всех точек на сателлите 3.
На фиг. 2 показано, что скорость точки А на сателлите 3 складывается из векторов двух скоростей
VА=VВ+VAB
где VАВ - скорость вращения т.А относительно т.В.
В проекциях на оси X-Y это выражение запишется
VAx=VBx+VABx
VАy=VВy-VАВy
где VAx - проекция скорости VA на ось X;
VВx - проекция скорости VB на ось X;
VABx - проекция скорости VAB на ось X;
VAy - проекция скорости VA на ось Y;
VBy - проекция скорости VB на ось Y;
VАВy - проекция скорости VAB на ось Y.
Точка А будет совершать точное прямолинейное движение в том случае, если VАy=0. Это возможно если VВy=-VABy. Из фиг.2 следует
VВy=W2•E•cosϕ;
-VABy=-W3•E•cosϕ,
таким образом должно выполнятся равенство W3=-W2.
При этом т. А движется со скоростью
VA=VAx=2•E•W2•sinϕ
или VA=W2•OA т.к. ОА=2•E•sinϕ.
Очевидно, что т.О является мгновенным центром скоростей всех точек сателлита.
Для т.С запишем
VС=W3•(2•E+R1)=W3•(2•E+Δ)
или VС=W1•R1=W1•Δ.
Используя условие прямолинейного движения т.А, W3=-W2, получаем требуемую частоту и направление вращения центрального колеса 1
На фиг.3 показаны несколько положений мгновенного центра скоростей т.О и точек А, В, С.
Следовательно, точка А может двигаться точно прямолинейно со скоростью VA при подвижном центральном колесе так же, как и в прототипе.
Изобретение относится к области машиностроения. Дифференциальный механизм содержит водило, жестко соединенное с колесом, подвижное центральное колесо, жестко соединенное с дополнительным колесом, сателлит. Между дополнительным колесом центрального колеса и колесом водила установлено замыкающее колесо. Сателлит образует внутреннее зацепление с центральным колесом. Центральное колесо имеет угловую скорость вращения, при которой скорости вращения сателлита и водила становятся равными, но противоположно направленными, заставляя точки на сателлите, расположенные на радиусе, равном эксцентриситету водила, двигаться точно прямолинейно. Технический результат - расширение возможности использования механизма в различных машинах. 5 ил.
Дифференциальный механизм с кинематическим принципом создания точного прямолинейного движения точки на охватывающем сателлите, содержащий центральное колесо, водило и сателлит, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен замыкающим колесом, колесом, жестко соединенным с водилом, и подвижным центральным колесом, жестко соединенным в блок с центральным колесом, причем радиус центрального колеса меньше радиуса сателлита, сателлит, образующий внутреннее зацепление с центральным колесом и охватывающий центральное колесо, соединен с водилом и имеет радиус, больший эксцентриситета водила, колесо связано через замыкающее колесо с подвижным центральным колесом, а блок центральных колес имеет угловую скорость вращения, равную
при 0<Δ<∞, где Δ= R3-Е или Δ= R1;
Е - эксцентриситет водила;
R1 - радиус центрального колеса;
R3 - радиус сателлита;
W1 - угловая скорость центрального колеса;
W2 - угловая скорость водила,
при которой скорости вращения сателлита и водила становятся равными, но противоположно направленными.
ЗАМКНУТЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ С ТОЧКОЙ ТОЧНОГО ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ | 1994 |
|
RU2125195C1 |
МЕХАНИЗМ ТОЧНОГО ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ ТОЧКИ | 1992 |
|
RU2102644C1 |
КРАЙНЕВ А.Ф | |||
Словарь-справочник по механизмам | |||
- М.: Машиностроение, 1987, 183 с | |||
КРАЙНЕВ А.Ф | |||
Словарь-справочник по механизмам | |||
- М., Машиностроение, 1987 | |||
Приспособление для постепенного включения и выключения фрикционных муфт в самодвижущихся экипажах и т.п. | 1919 |
|
SU356A1 |
Авторы
Даты
2003-01-10—Публикация
1998-05-15—Подача