ЦЕПНАЯ МУФТА Российский патент 2003 года по МПК B21B35/14 F16D1/08 

Описание патента на изобретение RU2197348C2

Изобретение относится к компенсирующим муфтам, преимущественно к муфтам, допускающим передачу больших крутящих моментов при повышенных углах перекоса соединяемых валов, например к муфтам тяжелонагруженных механизмов прокатных станов.

Известна цепная муфта (аналог), включающая две зубчатые полумуфты, в которой в качестве силопередающего элемента используется роликовая цепь /см. П. Ф. Дунаев. Конструирование узлов и деталей машин. М.: Высшая школа, 1978 г., стр.199, 200; рис.13.9).

Недостатком муфты является невозможность передачи повышенных крутящих моментов между валами, соединяемыми при больших углах перекоса (свыше 1o). В этом случае ролики цепи контактируют не по поверхностям впадин между зубьями полумуфт, а по кромкам впадин. Между роликами и кромками возникают большие контактные давления, что вызывает их повышенный износ, увеличение зазоров в соединениях цепи с зубьями на полумуфтах, повышение динамических нагрузок на цепь, ее быстрый выход из строя или аварийное разрушение.

Наиболее близким техническим решением (прототипом) является цепная муфта, включающая две фланцевые зубчатые полумуфты и пластинчатые цепи, звенья которых выполнены в виде наборов пластин, соединенных между собой осями (см. Справочник машиностроителя (в шести томах). Том 4, под редакцией Н. С. Ачеркана. М.: Гос. науч.-техн. из-во машиностроительной л-ры. 1962 г., стр. 182, схема 5).

Применение в этой муфте звеньев цепей, набранных из пластин, улучшает условия контактного взаимодействия зубьев полумуфт со звеньями за счет гибкости цепей и способствует повышению передаваемых муфтой крутящих моментов и углов перекоса соединяемых валов. Однако в прототипе не обеспечивается защита от остаточных деформаций и разрушения осей звеньев цепей при кратковременных перегрузках и пиковых крутящих моментах. Это ограничивает применение цепных муфт в тяжелонагруженных механизмах непрерывного действия, например в трансмиссиях привода роликов рольгангов непрерывных широкополосных станов горячей прокатки.

В известной цепной муфте цепь установлена непосредственно между фланцами полумуфт. Если один из соединяемых валов требует частой замены, например вал ролика рольганга, соединенный с валом двигателя, каждый раз возникает необходимость демонтажа, замены и монтажа новой цепи, а также полумуфты заменяемого вала. Это, во-первых, связано с большой трудоемкостью и длительной остановкой рольганга, во-вторых, снижает надежность муфты, так как нарушается приработанное состояние новой цепи, старой (на двигателе) и новой полумуфты на заменяемом валу. В результате снижается надежность и нагрузочная способность муфты.

Целью настоящего изобретения является повышение надежности и нагрузочной способности цепной муфты.

Поставленная цель достигается тем, что в цепной муфте, включающей две фланцевые полумуфты и связанные с ними пластинчатые цепи, звенья которых выполнены в виде наборов пластин, муфта снабжена двумя кольцевыми дисками, соединенными между собой болтами и расположенными между фланцами полумуфт, пластинчатые цепи установлены между дисками и фланцами, оси, соединяющие звенья цепей, выполнены с хвостовиками различной конструкции, установленными по окружности в соосных отверстиях фланцев и дисков с изменением положения хвостовиков на противоположное на каждом шаге, с одной стороны хвостовики установлены в отверстиях фланцев и дисков по посадке с натягом и закреплены от осевого смещения гайками, с другой стороны на хвостовиках выполнены два кольцевых выступа, между которыми расположено эластичное уплотнительное кольцо, выступы установлены в отверстиях фланцев и дисков с радиальным зазором, на концах хвостовиков с кольцевыми выступами выполнены квадратные головки, а на фланцах закреплены кожухи, герметично закрывающие полости между фланцами и дисками.

Фиг.1. Цепная муфта, ступенчатый разрез по линии А-А на фиг.2.

Фиг.2. Вид по стрелке "Б" на фиг.1.

Цепная муфте включает две фланцевые полумуфты 1, 2 с фланцами 3, 4 и два кольцевых диска 5, 6, соединенные между собой болтами 7 и расположенные между фланцами 3 и 4. Болты 7 выполнены призонными для передачи крутящего момента от одного диска к другому и возможности разъединения соединяемых валов вместе с полумуфтами и связанными с ними дисками.

Между дисками и фланцами установлены пластинчатые цепи 8. Звенья цепей выполнены в виде наборов тонких пластин 9, соединенных между собой осями 10 диаметром d1. Оси выполнены с хвостовиками различной конструкции, установленными по окружности в соосных отверстиях фланцев 3, 4 и дисков 5, 6 с изменением положения хвостовиков на противоположное на каждом шаге расположения отверстий. Хвостовики осей с одной стороны установлены в отверстиях диаметром d2 фланцев и дисков по посадке с натягом, при этом диаметр d2 принят меньше диаметра d1 для надежной фиксации осей от осевого смещения гайками 11 со шплинтами на фланцах и дисках. С другой стороны на хвостовиках выполнены два кольцевых выступа 13, между которыми расположено эластичное уплотнительное кольцо 14. Оси выступами 13 установлены в отверстиях фланцев и дисков с радиальным зазором δ.

На концах хвостовиков с кольцевыми выступами 13 выполнены квадратные головки 15, необходимые для удержания осей 10 от поворота при затягивании гаек 11.

На фланцах 3 и 4 с помощью винтов 16 закреплены кожухи, выполненные в виде проходных крышек 18, установленных на фланцах, на которых по посадке с натягом закреплены цилиндрические обечайки 19. В кольцевых канавках на наружной цилиндрической поверхности дисков установлены уплотнительные шнуры 20, взаимодействующие с внутренней цилиндрической поверхностью обечаек. Благодаря этому герметично закрываются полости В и Г, образующиеся между фланцами и дисками. Эти полости заполняются густой смазкой. Благодаря применению кожухов исключается попадание в полости пыли и грязи и обеспечивается высокая работоспособность и долговечность цепей 8 и осей 10.

При работе муфты под действием крутящего момента оси 10 цепей как консоли упруго прогибаются в поле зазоров δ между отверстиями в дисках и фланцах. Благодаря этому пластины 9 цепей 8 оказываются практически равномерно нагруженными, что повышает нагрузочную способность цепей и муфты при повышенных углах перекоса соединяемых валов. При кратковременных перегрузках и пиковых крутящих моментах зазоры δ выбираются, и оси 10 кольцевыми выступами 13 упираются в стенки отверстий, в которых они расположены во фланцах 3, 4 и дисках 5, 6. В результате этого оси становятся двухопорными, что исключает их остаточную деформацию и разрушение и повышает несущую способность при кратковременных перегрузках и пиковых крутящих моментах. В сочетании с повышением нагрузочной способности цепей это обеспечивает общее повышение несущей способности и надежности цепной муфты в условиях работы с перегрузками и возможности возникновения кратковременных пиковых крутящих моментов. Это особенно важно для устойчивой работы агрегатов непрерывного действия, в частности тяжелых рольгангов непрерывных прокатных станов.

В предлагаемой цепной муфте благодаря использованию дисков 5 и 6, соединенных болтами 7, обеспечивается возможность замены одной из полумуфт с диском, кожухом и соединенным с ней валом без демонтажа цепей. При этом предварительно откручивают винты 16 и отводят кожухи полумуфт для доступа к болтам 7 с гайками. После этого разъединяют диски 5 и 6, открутив болты 7. Это существенно упрощает и сокращает процесс замены одного из соединяемых валов, например вала, выполненного заодно с роликом рольганга прокатного стана, при замене ролика. В этом случае на место вала с изношенным роликом устанавливают вал с новым роликом и собранной на нем полумуфтой и стягивают полумуфты болтами 7. Благодаря такой возможности не нарушается приработанное состояние незаменяемой полумуфты с цепью и исключается отрицательное взаимовлияние различного состояния старой и новой полумуфт на работоспособность муфты в целом, что, в конечном итоге, также способствует повышению надежности и ремонтопригодности муфты.

Таким образом, предлагаемая конструкция цепной муфты обеспечивает достижение поставленной цели изобретения - повышение ее надежности и нагрузочной способности.

Похожие патенты RU2197348C2

название год авторы номер документа
ШПИНДЕЛЬ ПРОКАТНОГО СТАНА 1998
  • Абраменко В.И.
  • Кочи Г.Л.
  • Плахтин В.Д.
  • Соколов А.В.
  • Воробьев В.В.
RU2153404C2
ПРОФИЛЕГИБОЧНЫЙ СТАН 1999
  • Есипов В.Д.
  • Гришенков В.М.
  • Соколов И.В.
  • Смирнов И.И.
RU2166396C2
Муфта для установки датчика 2019
  • Голубев Александр Евгеньевич
  • Зайцев Юрий Витальевич
  • Андрейчиков Игорь Валерьевич
  • Воронов Владимир Иванович
  • Волков Николай Иванович
  • Лесков Андрей Ксенофонтьевич
RU2713536C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШПИНДЕЛЬ ПРИВОДА ВЕРТИКАЛЬНЫХ ВАЛКОВ 2002
  • Плахтин В.Д.
  • Модеев В.Ф.
  • Медведев В.М.
  • Смирнов В.С.
  • Ильин С.В.
RU2222391C2
МУФТА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ ТУРБИН И СПОСОБ ЕЕ СБОРКИ 1996
  • Ларин В.И.
RU2117195C1
Пластинчатая муфта 1978
  • Беляев Анатолий Ильич
  • Ткаченко Владимир Николаевич
  • Халявин Владимир Сергеевич
  • Михайлов Геннадий Иванович
SU769137A1
МУФТА СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ РОТОРОВ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 2005
  • Кошелев Сергей Алексеевич
  • Ермолаев Владимир Владимирович
  • Бакурадзе Михаил Викторович
  • Гудков Николай Николаевич
RU2272189C1
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ПРОКАТНОГО ВАЛКА СО ШПИНДЕЛЕМ 2000
  • Плахтин В.Д.
  • Сошневский Г.Е.
  • Кувшинников О.А.
  • Модеев А.В.
RU2188725C2
ГИБКАЯ МУФТА ДЛЯ ВАЛОВ 2003
  • Бояршинов Михаил Михайлович
  • Рукавицина Любовь Васильевна
  • Трушников Николай Петрович
  • Ясырев Анатолий Александрович
RU2274779C2
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ПРОКАТНОГО ВАЛКА СО ШПИНДЕЛЕМ 1997
  • Плахтин В.Д.
  • Дзарахохов К.З.
  • Модеев В.Ф.
  • Ильин С.В.
  • Тишков В.Я.
RU2110342C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 197 348 C2

Реферат патента 2003 года ЦЕПНАЯ МУФТА

Использование: изобретение относится к компенсирующим муфтам, преимущественно к муфтам, допускающим передачу больших крутящих моментов при повышенных углах перекоса соединяемых валов, например к муфтам тяжелонагруженных механизмов прокатных станов. Сущность: муфта включает две фланцевые полумуфты и расположенные между ними два диска, соединенные между собой призонными болтами. Между дисками и фланцами установлены пластинчатые цепи, звенья которых выполнены из наборов тонких пластин, соединенных между собой осями. Оси выполнены с хвостовиками разной конструкции, установленными в соосных отверстиях фланцев и дисков с изменением положения хвостовиков на противоположное на каждом шаге расположения отверстий. Хвостовики осей с одной стороны установлены во фланцах и дисках по посадке с натягом, а с другой стороны - с радиальным зазором в отверстиях фланцев и дисков. На фланцах закреплены кожухи, герметично закрывающие полости между фланцами и дисками. Изобретение обеспечивает повышение надежности и нагрузочной способности цепной муфты. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 197 348 C2

Цепная муфта, включающая две фланцевые полумуфты и связанные с ними пластинчатые цепи, звенья которых выполнены в виде наборов пластин, соединенных между собой осями, отличающаяся тем, что муфта снабжена двумя кольцевыми дисками, соединенными между собой болтами и расположенными между фланцами полумуфт, пластинчатые цепи установлены между дисками и фланцами, оси, соединяющие звенья цепей, выполнены с хвостовиками разной конструкции, установленными по окружности в соосных отверстиях фланцев и дисков с изменением положения хвостовиков на противоположное на каждом шаге, с одной стороны хвостовики установлены в отверстиях фланцев и дисков по посадке с натягом и закреплены от осевого смещения гайками, с другой стороны на хвостовиках выполнены два кольцевых выступа, между которыми расположено эластичное уплотнительное кольцо, выступы установлены в отверстиях фланцев и дисков с радиальным зазором, на концах хвостовиков с кольцевыми выступами выполнены квадратные головки, а на фланцах закреплены кожухи, герметично закрывающие полости между фланцами и дисками.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2197348C2

Справочник машиностроителя
Под ред
Н.С.Ачеркана
- М.: Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы, 1962, т.4, с
Затвор для дверей холодильных камер 1920
  • Комаров Н.С.
SU182A1
ВАЛКОВАЯ МУФТА ШПИНДЕЛЯ 1993
  • Цуркан Валерий Артемович[Ua]
  • Мазур Валерий Леонидович[Ua]
  • Стариков Анатолий Ильич[Ru]
  • Логинов Владимир Григорьевич[Ru]
  • Ахметзянов Фагим Мунитович[Ru]
  • Бронников Михаил Семенович[Ru]
RU2063277C1
МУФТА 1996
  • Плахтин В.Д.
  • Кольцов В.П.
  • Бобух И.А.
RU2096105C1
УСТРОЙСТВО СОЕДИНЕНИЯ ПРОКАТНОГО ВАЛКА СО ШПИНДЕЛЕМ 1998
  • Степанов А.А.
  • Абраменко В.И.
  • Горелик П.Б.
  • Смирнов В.П.
  • Пинский Г.И.
RU2136417C1
ЗУБЧАТАЯ МУФТА ШПИНДЕЛЯ ПРОКАТНОГО СТАНА 1997
  • Плахтин В.Д.
  • Модеев В.Ф.
  • Ильин С.В.
  • Шишкинский В.И.
  • Соколов А.В.
  • Фришман С.И.
  • Плахотина Г.И.
RU2134169C1

RU 2 197 348 C2

Авторы

Плахтин В.Д.

Модеев В.Ф.

Ильин С.В.

Синев О.В.

Даты

2003-01-27Публикация

2000-10-04Подача