Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам, повышающим кпд гребных винтов (ГВ).
Известны рули с аэродинамическим профилем, установленные за ГВ. Они частично раскручивают поток за ГВ, создавая на руле подъемную силу, одна из проекций которой направлена в сторону упора, создаваемого ГВ [1]. Имея основное назначение - образование поворачивающей силы, рули с симметричным аэродинамическим профилем недостаточно эффективно используют кинематическую энергию закрученного за ГВ потока.
В том же источнике [1] помещена схема установки контрпропеллера, установленного за ГВ, имеющего несколько лопастей с аэродинамическим сечением. Увеличение количества лопастей увеличивает эффективность использования энергии струи, однако не в полной мере использует особенности потока, вызванного работой ГВ.
Известен патент Англии [2], принятый за прототип - судовой движительный комплекс, содержащий ГВ и расположенный за ним на обтекателе контрпропеллер, длина каждой лопасти которого меньше длины лопасти ГВ.
Устройство контрпропеллера прототипа обладает недостатками: на лопастях существуют концевые потери, не в полной мере используется свойство сжатия потока.
С целью повышения эффективности контрпропеллера предлагается его устройство дополнить направляющей насадкой, установленной на окончаниях лопастей, имеющей по наружной поверхности сечение усеченного конуса, а по внутренней - аэродинамический профиль. При этом внутренний диаметр насадки меньше диаметра ГВ. Устройство поясняется чертежом (фиг.1), на котором помещена схема расположения движительного комплекса: корпус судна 1, гребной винт 2, контрпропеллер 3 с лопастями аэродинамического профиля 4, насадкой 5, пером руля 6, кронштейн крепления контрпропеллера к корпусу 7. Крепления лопастей 4 к насадке 5, насадки 5 к кронштейну 7 и кронштейна 7 к корпусу 1 жесткие.
Устройство работает следующим образом. При вращении ГВ образуется закрученный и сжатый поток. При обтекании закрученным потоком лопастей контрпропеллера, имеющих профиль, образуется подъемная сила Q, одна из составляющих которой создает дополнительный упор ΔРкх (фиг.2).
То же происходит и при обтекании насадки за счет потока, обусловленного сжатием (фиг.2) ΔРнх.
Источники информации
1. "Ходкость и управляемость судов" под редакцией В.Г.Павленко, Транспорт, 1991.
2. Патент Англии 2111007, кл. В 63 Н 5/06, 1983.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС | 2003 |
|
RU2254264C2 |
ГРЕБНОЙ ВИНТ С ПОДВИЖНЫМИ ЛОПАСТЯМИ | 1996 |
|
RU2136538C1 |
ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДВОДНОГО АППАРАТА | 2002 |
|
RU2222469C1 |
УСТРОЙСТВО ПЕРЕДАЧИ МОЩНОСТИ ГЛАВНОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ГРЕБНЫЕ ВИНТЫ СУДНА | 1993 |
|
RU2053163C1 |
УСТРОЙСТВО ПЕРЕДАЧИ МОЩНОСТИ ГЛАВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ГРЕБНЫЕ ВИНТЫ СУДНА | 1999 |
|
RU2169103C1 |
СУДОВАЯ ДВИЖИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ТИПА "ПОВОРОТНАЯ КОЛОНКА" | 1996 |
|
RU2115588C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫПРЕССОВКИ ДЕЙДВУДНЫХ ВТУЛОК ГРЕБНЫХ ВАЛОВ | 1995 |
|
RU2097172C1 |
СУДОВАЯ ДВИЖИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ТИПА "ПОВОРОТНАЯ КОЛОНКА" | 1996 |
|
RU2115589C1 |
СЪЕМНИК ДЛЯ ДЕМОНТАЖА ДЕТАЛЕЙ | 2000 |
|
RU2198783C2 |
Комбинированный двигательно-движительный комплекс судна | 2015 |
|
RU2617310C2 |
Изобретение относится к судостроению и касается создания судового движительного комплекса с насадкой на лопастях контрпропеллера. Судовой движительный комплекс содержит гребной винт. За гребным винтом расположен контрпропеллер с несколькими лопастями. На окончаниях вышеупомянутых лопастей установлена направляющая насадка аэродинамического профиля. Внутренний диаметр насадки меньше диаметра гребного винта. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении кпд гребного винта судового движительного комплекса. 2 ил.
Судовой движительный комплекс, содержащий гребной винт и расположенный за ним контрпропеллер с несколькими лопастями, отличающийся тем, что на окончаниях вышеупомянутых лопастей установлена направляющая насадка аэродинамического профиля, при этом внутренний диаметр насадки меньше диаметра гребного винта.
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПОЛИПОВ ЖЕЛУДКА | 1997 |
|
RU2111007C1 |
СПОСОБ ДВИЖЕНИЯ И МАНЕВРИРОВАНИЯ СУДНА И ЛОПАСТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС | 1994 |
|
RU2098316C1 |
DE 3037369 А, 11.03.1982 | |||
Способ хранения рыбного фарша | 1987 |
|
SU1535511A1 |
Авторы
Даты
2003-02-20—Публикация
2000-02-23—Подача