ВНЕШНЯЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА Российский патент 2003 года по МПК B61K7/02 B61K7/20 

Описание патента на изобретение RU2202489C2

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и используется для предотвращения неравномерного износа (ползуна) кругов катания колесных пар при ручном торможении отцепов на сортировочных горках.

Известно использование тормозного башмака, имеющего опорную колодку и полоз с двумя бортами, охватывающими головку рельса, для управления скоростными характеристиками отцепа на сортировочных горках (см. Железнодорожный транспорт: энциклопедия - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - с. 450).

Тормозной эффект башмака основан на замене трения качения колесных пар транспортного средства трением скольжения тормозного башмака по рельсу и второго колеса заторможенной колесной пары по другому рельсу.

Недостатком известной тормозной системы является то, что при скольжении заторможенного колеса по рельсу на круге катания возникает неравномерный износ. Возникновение неравномерного износа требует выбраковки колесной пары.

Скольжение на башмаке называется юзом и зависит от состояния поверхностей трения, нагрузки, скорости и т.д., при этом поверхность контакта неподбашмаченного колеса подбашмаченной пары при длине юза более некоторой критической величины разогревается до температуры, при которой происходит разупрочнение, и, следовательно, повышенный износ металла, в результате чего образуется ползун.

Изобретением решается задача предотвращения образования ползуна путем смены поверхности контакта неподбашмаченного колеса подбашмаченной пары с рельсом за счет его проворачивания до достижения критической величины юза.

Это достигается тем, что внешняя тормозная система подвижного состава, содержащая тормозной башмак, установленный под одно из колес колесной пары, согласно изобретению дополнительно содержит тормозную балку, связанную с шейкой рельса и обеспечивающую фрикционный контакт с боковой поверхностью колеса, достаточный для проворачивания подбашмаченной колесной пары.

Сущность изобретения поясняется графически на фиг.1-2.

Пример 1. На фиг.1 показан пример конструктивного исполнения внешней тормозной системы подвижного состава с противоползунным устройством нажимного типа, состоящей из тормозного башмака, установленного на рельсе 2, на который опирается колесо 3 транспортного средства, и тормозной балки 4, связанной стержнем 5 через упругий элемент 6 с шейкой рельса 7. Нижняя часть тормозной балки представляет ползун 8, опирающийся на направляющую 9, установленную на шпале 10 и связанную основанием рельса 7.

При входе неподбашмаченного колеса 11 подбашмаченной пары в рабочий зазор h тормозной балки возникает между боковой поверхностью колеса и балкой горизонтальная сила F, обеспечивающая фрикционный контакт, достаточный для проворачивания колеса 11, и, следовательно, подбашмаченной пары.

Пример 2. На фиг.2 показан пример конструктивного исполнения внешней тормозной системы подвижного состава с противоползунным устройством статического типа, состоящей из тормозного башмака 1, установленного на рельсе 2, на который опирается колесо 3 транспортного средства и тормозной балки 4 (например, контррельса), связанной стержнем 5 с шейкой рельса 6 неподвижно. Рельсовое полотно при этом наклонено на угол α, например, в сторону подбашмаченного колеса.

При входе неподбашмаченного колеса 7 подбашмаченной пары в рабочий зазор h тормозной балки возникает между боковой поверхностью колеса и балкой горизонтальная сила F, обеспечивающая фрикционный контакт, достаточный для проворачивания колеса 8 и, следовательно, подбашмаченной пары.

Горизонтальная сила F, как видно на фиг.2, возникает вследствие смещения транспортного средства в сторону уклона, под действием собственного веса G.

Похожие патенты RU2202489C2

название год авторы номер документа
ПРОТИВОПОЛЗУННАЯ СИСТЕМА 2006
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Родин Александр Евгеньевич
  • Воронин Владимир Николаевич
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Розман Олег Анатольевич
  • Требин Александр Петрович
RU2354573C2
СИСТЕМА ПРОТИВОПОЛЗУННАЯ 2012
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Костюк Василий Валентинович
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Гнездилов Сергей Владимирович
  • Щепановский Константин Игоревич
  • Мудрецов Дмитрий Александрович
RU2522484C2
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ СОРТИРОВОЧНЫХ ГОРОК 2005
  • Яценко Валерий Георгиевич
  • Безрукавенко Владимир Александрович
  • Белявский Максим Викторович
  • Бочкарев Николай Николаевич
  • Демьянов Александр Анатольевич
  • Демьянов Алексей Александрович
  • Замуков Евгений Александрович
  • Ковыршин Владимир Михайлович
  • Кривошеев Вячеслав Анатольевич
  • Тарасенко Алексей Васильевич
  • Украинцев Михаил Геннадьевич
  • Чернышенко Михаил Яковлевич
RU2321513C2
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СОРТИРОВОЧНЫХ ГОРОК 2007
  • Демьянов Александр Анатольевич
  • Демьянов Алексей Александрович
  • Перфильев Дмитрий Павлович
  • Бачкарев Николай Николаевич
  • Тарасенко Алексей Васильевич
  • Украинцев Михаил Геннадьевич
  • Соседкина Ольга Сергеевна
RU2338657C1
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ ВАГОНОВ НА РУЧНЫХ ТОРМОЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ СОРТИРОВОЧНЫХ ГОРОК 2006
  • Бураков Владимир Алексеевич
  • Бураков Михаил Владимирович
RU2379207C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1995
  • Черемухин Андрей Николаевич
RU2099224C1
СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ ШУМА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РАБОЧИХ ОРГАНОВ ВАГОННЫХ ЗАМЕДЛИТЕЛЕЙ С БОКОВЫМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ КОЛЕС ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ 2016
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Шестаков Михаил Михайлович
  • Корниенко Роман Андреевич
  • Сидельников Александр Сергеевич
RU2674391C2
ГОРОЧНЫЙ ТОРМОЗНОЙ БАШМАК 2008
  • Темников Федор Серафимович
  • Темников Юрий Федорович
  • Рейнгардт Владимир Гарольдович
RU2375227C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТОРМОЗНЫХ ШИН ВАГОННЫХ ЗАМЕДЛИТЕЛЕЙ, УСТАНАВЛИВАЕМЫХ НА ТОРМОЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ СОРТИРОВОЧНЫХ ГОРОК, И ТОРМОЗНАЯ ШИНА ДЛЯ ВАГОННЫХ ЗАМЕДЛИТЕЛЕЙ 2012
  • Клюзко Владимир Анатольевич
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
  • Лапко Николай Петрович
  • Шакина Антонина Владимировна
RU2504493C1
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО КЛАВИШНОГО ТИПА 1994
RU2078000C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 202 489 C2

Реферат патента 2003 года ВНЕШНЯЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано при ручном торможении отцепов на сортировочных горках. Технический результат - предотвращение образования ползуна путем смены поверхности контакта неподбашмаченного колеса подбашмаченной пары с рельсом за счет его проворачивания до достижения критической величины юза. Внешняя тормозная система подвижного состава содержит тормозной башмак, установленный под одно из колес колесной пары, и дополнительно содержит тормозную балку, которая связана с шейкой рельса и обеспечивает фрикционный контакт с боковой поверхностью колеса, достаточный для проворачивания подбашмачной колесной пары. При этом колесная пара в первую очередь взаимодействует с тормозным башмаком, а потом - с тормозной балкой. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 202 489 C2

Внешняя тормозная система подвижного состава, содержащая тормозной башмак, установленный под одно из колес колесной пары, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит тормозную балку, связанную с шейкой рельса и создающую фрикционный контакт с боковой поверхностью второго колеса колесной пары, при этом колесная пара в первую очередь взаимодействует с тормозным башмаком, а потом - с тормозной балкой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2202489C2

Железнодорожный транспорт: энциклопедия./Под редакцией Н.С
Конарева
- М.: Большая Российская энциклопедия, 1995, с.450
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ЛИСТОВЫХ ДЕТАЛЕЙ 0
  • В. А. Шебанов
SU393488A1
Насосная станция 1990
  • Грешнов Владимир Иванович
  • Смолянский Борис Григорьевич
  • Бычков Владимир Егорович
  • Рыбаков Юрий Николаевич
SU1763722A1
Путевое устройство для управления скоростью движения единиц подвижного железнодорожного состава 1985
  • Синюшин Игорь Владимирович
  • Ганжела Леонид Иванович
  • Песенко Николай Васильевич
  • Гарбузов Анатолий Павлович
SU1425121A1
GB 1563198 А, 19.03.1980.

RU 2 202 489 C2

Авторы

Шаповалов В.В.

Демьянов А.А.

Яценко В.Г.

Кривенко А.В.

Дронов В.А.

Украинцев М.Г.

Смирнов И.А.

Демьянов А.А.

Цыцылин А.А.

Даты

2003-04-20Публикация

2000-04-12Подача