ГОРОЧНЫЙ ТОРМОЗНОЙ БАШМАК Российский патент 2009 года по МПК B61K7/16 B61K7/20 B61H7/02 B61H7/10 

Описание патента на изобретение RU2375227C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту.

Наиболее близким к заявленному изобретению по назначению является горочный тормозной башмак по авторскому свидетельству №1655830, М.кл В61К 7/16, опубл. 15.06.91, Бюл. №22. Горочный тормозной башмак содержит колодку с ручкой и полоз. Со стороны опорной поверхности полоза имеются вставки из самосмазывающегося порошкового материала. При наезде колеса на полоз оно упирается в колодку с ручкой, что прекращает его вращение. При этом кинетическая энергия превращается в тепловую энергию, что вызывает сильный нагрев колодки. При этом не проворачивается и второе колесо колесной пары, и оно идет «юзом» по рельсу. В результате возникают повреждения поверхности катания колеса - ползуны, навары, пригары и при браковочных размерах этих повреждений колесная пара изымается из эксплуатации. Ускоренно изнашиваются также рельсы и сам башмак, кроме того, при торможении вагонов этим башмаком не решен вопрос искрообразования, что не допускает возможность применения башмака на разрядных и на наливных вагонах.

Задача изобретения - повышение надежности и долговечности горочных тормозных башмаков и колесных пар при производстве маневровых работ на маневровых горках за счет создания условий для проворачивания колесных пар при торможении.

Поставленная задача решается горочным тормозным башмаком, содержащим упор с ручкой и полоз.

Упор с ручкой и полоз выполнены из антифрикционного материала или другого материала, но тогда имеют на поверхностях наезда колеса антифрикционные накладки, имеющие в паре с материалом колеса низкий коэффициент трения. В нижней части полоза выполнен паз, в котором размещена фрикционная накладка, имеющая в паре с материалом рельса высокий коэффициент трения. В верхней части упора размещена емкость для жидкости с возможностью подачи ее через фитиль на поверхность катания колеса.

Горочный тормозной башмак может быть выполнен из материала, выбранного из ряда: сталь, дюралюминий, сплавы металлов, полимеры, композиты.

Антифрикционные накладки выполнены из материала, выбранного из ряда: металлические сплавы, полимеры, композиты, имеющего в паре с материалом колеса низкий коэффициент трения - 0,01-0,10.

Фрикционная накладка выполнена из ленты «ферадо» или других композитов, имеющих в паре с материалом рельса высокий коэффициент трения - 0,35-0,50.

В емкость для жидкости помещают воду или незамерзающую жидкость.

Новизна изобретения.

- Упор с ручкой и полоз выполнены из антифрикционного материала или другого материала, но тогда имеют на поверхностях наезда колеса антифрикционные накладки, имеющие в паре с материалом колеса низкий коэффициент трения. Антифрикционные накладки выполняют функцию подшипника скольжения, поэтому при наезде колеса на антифрикционные накладки полоза башмака и упора оно продолжает вращаться при продолжении движения вагона в режиме торможения. При этом второе колесо колесной пары не блокируется, что предупреждает повреждение поверхности катания колес. Тот же эффект достигается и при выполнении башмака из антифрикционного материала.

- В нижней части полоза выполнен паз, в котором размещена фрикционная накладка, имеющая в паре с материалом рельса высокий коэффициент трения. Эта накладка выполняет функцию тормоза при перемещении нагруженного башмака по рельсу, что обеспечивает торможение вагона.

- В верхней части упора размещена емкость для жидкости с возможностью подачи ее через фитиль на поверхность катания колеса. Это дополнительно снижает коэффициент трения между колесом и антифрикционными накладками или упором и полозом, если они выполнены из антифрикционного материала.

- Горочный тормозной башмак может быть выполнен из материала, выбранного из ряда: сталь, дюралюминий, сплавы металлов, полимеры, композиты. Это расширяет возможности для изготовления башмаков с заданными свойствами.

- Антифрикционные накладки выполнены из материала, выбранного из ряда: металлические сплавы, полимеры, композиты, имеющего в паре с материалом колеса низкий коэффициент трения - 0,01-0,10. Набор предлагаемых материалов позволяет обеспечить подбор материалов, обеспечивающих нужный коэффициент трения.

- Фрикционная накладка выполнена из ленты «ферадо» или других композитов, имеющих в паре с материалом рельса высокий коэффициент трения - 0,35-0,50. Это также позволяет произвести подбор материалов, обеспечивающих нужный коэффициент трения.

- В емкость для жидкости помещают воду или незамерзающую жидкость, что обеспечивает ее использование в зимнее время.

Совокупность существенных признаков изобретения в доступных нам литературных источниках не найдена, следовательно, изобретение удовлетворяет критерию «новизна».

Использование изобретения позволяет получить новый технический результат, заключающийся в торможении колесной пары и вагона в целом до полной остановки при сохранении проворачивания колес при наезде на башмак, что предотвращает повреждение колес и рельс при маневрах железнодорожного подвижного состава, особенно на маневровых горках железнодорожных станций. Кроме того, башмак не производит искрения и может быть использован при маневровой работе с разрядными и наливными грузами.

На чертеже приведен общий вид установки башмака под колесо вагона.

Устройство содержит полоз 1 с размещенным на нем упором 2 с ручкой 3. Башмак может быть выполнен сборным либо изготовленным литьем сплава или размещением полимеров и композитов в форму с последующим спеканием. Башмак может быть выполнен из материала, выбранного из ряда: сталь, дюралюминий, сплавы металлов, полимеры, композиты. Башмак может быть выполнен из антифрикционного материала. Если башмак выполнен из другого материала, то сверху, на поверхности наезда колеса на полоз 1 и упор 2 помещают антифрикционные накладки 4 и 5, имеющие в паре со сталью колеса низкий коэффициент трения. Антифрикционные накладки выполнены из материала, выбранного из ряда: металлические сплавы, полимеры, композиты, имеющего в паре с материалом колеса низкий коэффициент трения - 0,01-0,10.

Снизу полоза 1 в пазу размещена фрикционная накладка 6, имеющая в паре «рельс-накладка» высокий коэффициент трения. Фрикционная накладка 6 может быть выполнена из ленты «ферадо» или других композитов, имеющих в паре с материалом рельса высокий коэффициент трения - 0,35-0,50.

В верхней части упора 2 размещена емкость 8 для жидкости с возможностью подачи ее через фитиль на поверхность катания колеса 7.

Устройство работает следующим образом. Колесо 7 колесной пары вагона, наезжая на полоз 1 башмака до упора 2, продолжает вращаться на антифрикционных накладках 4 и 5 при продолжении движения вагона. Одновременно полоз 1 башмака с закрепленной снизу фрикционной накладкой 6 производит торможение колесной пары и вагона в целом, т.к. коэффициент трения между фрикционной накладкой 6 и рельсом значительно выше, чем между колесом и антифрикционными накладками 4 и 5 на полозе 1 башмака и упоре 2 соответственно. Башмак не производит искрения и может быть использован при маневровой работе разрядных и наливных грузов. Кроме того, на упоре башмака может быть размещена емкость 8 для воды или незамерзающей жидкости, которая через фитиль попадает между поверхностью катания колеса и антифрикционной поверхностью башмака или накладок 4 и 5, тем самым снижая коэффициент трения.

Башмак может быть использован на железных дорогах любой страны мира.

Похожие патенты RU2375227C1

название год авторы номер документа
БЕЗГРЕБНЕВАЯ БИМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ДЛЯ ЛОКОМОТИВА 2005
  • Темников Федор Серафимович
  • Темников Юрий Федорович
  • Рейнгардт Владимир Гарольдович
RU2308392C2
БИМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА 2005
  • Темников Федор Серафимович
  • Темников Юрий Федорович
  • Рейнгардт Владимир Гарольдович
RU2308391C2
БЕЗГРЕБНЕВАЯ ЛОКОМОТИВНАЯ ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ДЛЯ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ПОДВИЖНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СОСТАВА 2007
  • Темников Федор Серафимович
  • Темников Юрий Федорович
  • Рейнгардт Владимир Гарольдович
RU2337027C1
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ДЛЯ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ПОДВИЖНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СОСТАВА 2007
  • Темников Федор Серафимович
  • Темников Юрий Федорович
  • Рейнгардт Владимир Гарольдович
RU2337260C1
БИМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ВАГОННАЯ ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА 2008
  • Темников Федор Серафимович
  • Темников Юрий Федорович
  • Рейнгардт Владимир Гарольдович
RU2381934C1
БИМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА 2005
  • Темников Федор Серафимович
  • Темников Юрий Федорович
  • Рейнгардт Владимир Гарольдович
RU2298500C2
СЕКЦИОННАЯ БИМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА 2009
  • Темников Федор Серафимович
  • Темников Юрий Федорович
  • Рейнгардт Владимир Гарольдович
RU2413643C1
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ДЛЯ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЛОКОМОТИВНОГО И МОТОВОЗНОГО ПОДВИЖНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СОСТАВА 2007
  • Темников Федор Серафимович
  • Темников Юрий Федорович
  • Рейнгардт Владимир Гарольдович
RU2337026C1
БИМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ГРЕБНЕВАЯ ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ДЛЯ ЛОКОМОТИВОВ И МОТОВОЗОВ 2007
  • Темников Федор Серафимович
  • Темников Юрий Федорович
  • Рейнгардт Владимир Гарольдович
RU2356770C1
ГРЕБНЕВАЯ БИМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА С ГЛУБОКОЙ ГРЕБНЕВОЙ ЧАСТЬЮ 2009
  • Темников Федор Серафимович
  • Темников Юрий Федорович
  • Рейнгардт Владимир Гарольдович
RU2412842C1

Реферат патента 2009 года ГОРОЧНЫЙ ТОРМОЗНОЙ БАШМАК

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Горочный тормозной башмак содержит упор с ручкой и полоз. При этом упор с ручкой и полоз выполнены либо из антифрикционного материала, либо из другого материала, но тогда имеют на поверхностях наезда колеса антифрикционные накладки, имеющие в паре с материалом колеса низкий коэффициент трения. В нижней части полоза выполнен паз, в котором размещена фрикционная накладка, имеющая в паре с материалом рельса высокий коэффициент трения. В верхней части упора размещена емкость для жидкости с возможностью подачи ее через фитиль на поверхность катания колеса. В результате сохраняется проворачивание колес при наезде на башмак, что предотвращает повреждение колес и рельс при маневрах железнодорожного подвижного состава, особенно на маневровых горках железнодорожных станций, кроме того, башмак не производит искрения и может быть использован при маневровой работе с разрядными и наливными грузами. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 375 227 C1

1. Горочный тормозной башмак, содержащий упор с ручкой и полоз, отличающийся тем, что упор с ручкой и полоз выполнены из антифрикционного материала или другого материала, но тогда имеют на поверхностях наезда колеса антифрикционные накладки, имеющие в паре с материалом колеса низкий коэффициент трения, в нижней части полоза выполнен паз, в котором размещена фрикционная накладка, имеющая в паре с материалом рельса высокий коэффициент трения, в верхней части упора размещена емкость для жидкости с возможностью подачи ее через фитиль на поверхность катания колеса.

2. Горочный тормозной башмак по п.1, отличающийся тем, что выполнен из материала, выбранного из ряда: сталь, дюралюминий, сплавы металлов, полимеры, композиты.

3. Горочный тормозной башмак по п.1, отличающийся тем, что антифрикционные накладки выполнены из материала, выбранного из ряда: металлические сплавы, полимеры, композиты, имеющего в паре с материалом колеса низкий коэффициент трения - 0,01-0,10.

4. Горочный тормозной башмак по п.1, отличающийся тем, что фрикционная накладка выполнена из ленты «ферадо» или других композитов, имеющих в паре с материалом рельса высокий коэффициент трения - 0,35-0,50.

5. Горочный тормозной башмак по п.1, отличающийся тем, что в емкость для жидкости помещают воду или незамерзающую жидкость.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2375227C1

Горочный тормозной башмак 1988
  • Школьник Лев Михайлович
  • Шейкин Виктор Потапович
  • Пенькова Галина Ивановна
  • Берент Валентин Янович
  • Демидович Андрей Борисович
  • Астановицкий Александр Леонидович
SU1655830A1
RU 2006138262 A, 10.05.2008
Подвижной мост, расположенный между двумя параллельными подвесными однорельсовыми путями 1928
  • Торгман И.И.
SU24435A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 375 227 C1

Авторы

Темников Федор Серафимович

Темников Юрий Федорович

Рейнгардт Владимир Гарольдович

Даты

2009-12-10Публикация

2008-06-23Подача