ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СОРТИРОВОЧНЫХ ГОРОК Российский патент 2008 года по МПК B61K7/00 

Описание патента на изобретение RU2338657C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и используется для предотвращения неравномерного износа (ползуна) поверхности катания колесных пар при башмачном управлении скоростью отцепов на сортировочных горках. Ползуны значительно сокращают срок службы самих колесных пар, буксовых узлов, верхнего строения пути в целом.

Известно использование тормозного башмака для управления скоростными характеристиками отцепов на сортировочных горках (см. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. - М. 1994, - С.450).

Эффект тормозного башмака основан на замене трения качения колесных пар транспортного средства трением скольжения полоза башмака по рельсу и второго неподбашмаченного колеса по рельсу.

Недостатком известной тормозной системы является то, что при скольжении заторможенного колеса по рельсу на поверхности катания неподбашмаченного колеса возникает неравномерный износ. Возникновение неравномерного износа требует выбраковки колесной пары.

Известна внешняя тормозная система подвижного состава, состоящая из тормозного башмака, установленного под одно из колес колесной пары, и тормозной балки, связанной с шейкой рельса и образующей фрикционный контакт с боковой поверхностью другого колеса за счет того, что рельсовое полотно наклонено на угол α. (Внешняя тормозная система. Патент №2202484 от 20.04.03. Б. №11. Пример 2). Предотвращение образования ползунов достигается путем периодической смены поверхности контакта за счет проворачивания подбашмаченной колесной пары.

Недостатком известной тормозной системы является недостаточно высокий уровень безотказности. Это объясняется тем, что в зону контакта колеса с балкой будут попадать загрязнители, снижающие коэффициент трения и, следовательно, сила трения будет иметь переменное значение. В этом случае возможно проскальзывание колеса относительно балки и тогда колесная пара может не провернуться или провернуться на угол, недостаточный для смены поверхности контакта колеса с рельсом. Избежать попадания загрязнителей, снижающих коэффициент трения, например воды, невозможно и, следовательно, эффект проворачивания колесной пары на башмаке будет иметь случайный характер.

Изобретением решается задача предотвращения образования ползунов путем исключения случайного характера перехода колесной пары от качения к скольжению в случае башмачного торможения при периодическом проворачивании на тормозном башмаке.

Это достигается предлагаемой конструкцией тормозной системы, содержащей связанную с шейкой рельса балку, контактирующую с колесом колесной пары, и тормозной башмак, установленный под другое колесо, согласно изобретению в пазухе рельса со стороны тормозного башмака изнутри колеи установлена накладка, связанная ребром с плитой, закрепленной на шпалах, причем на накладку опирается профильная планка, контактирующая с гребнем колеса, нижний уровень которой расположен ниже, а верхний выше радиальной поверхности гребня, при этом поверхность планки со стороны боковой поверхности головки рельса имеет проточку по всей длине, причем колесная пара сначала контактирует с тормозным башмаком, потом - с балкой и после этого с профильной планкой, при этом зазор между балкой и рельсом определяется из условия.

L-Δ=a>y=δ+x,

где L - ширина профильной планки, Δ - ширина проточки, а - ширина рабочей поверхности профильной планки, δ - зазор между колесом и балкой, х - толщина гребня колеса, y - зазор между головкой рельса и балкой.

Другое отличие состоит в том, что размеры проточки определяются из условия

Δ>е, h>H,

где Δ - ширина проточки, h - глубина проточки, е - смещение полоза башмака относительно боковой поверхности головки рельса, Н - высота боковой поверхности полоза тормозного башмака.

Кроме этого, накладки в пазухе рельса устанавливаются изнутри и снаружи колеи.

Сущность изобретения поясняется графически на фиг.1, 2, 3.

На фиг.1 показан пример конструктивного исполнения тормозной системы подвижного состава, состоящей из балки 1, тормозного башмака 2, профильной планки 3, имеющей проточку 4 и опирающейся на накладку 5, которая вместе с ней связана ребром 6 с плитой 7, установленной на шпалах 8.

На фиг.2 показан пример установки накладки 3, 13 в пазухе рельса 10 с двух сторон.

На фиг.3 показан контакт колеса 9 колесной пары с профильной планкой 3, а также верхний и нижний уровни профильной планки.

Система работает следующим образом. Колесо 9 колесной пары, двигаясь юзом по рельсу 10 на тормозном башмаке 2, входит гребнем колеса на профильную планку 3, в результате чего колесо поднимается над башмаком и пара поворачивается на заданный угол, меняя пятно контакта колеса с рельсом, при этом другое колесо 11 входит в зазор между рельсом 12 и балкой 1. Связь накладки 5 и ребра 6 с плитой 7, установленной на шпалах, препятствует опрокидыванию профильной планки вместе с рельсом во внутрь колеи при воздействии веса вагона. Предусмотренная конструкцией проточка 4 в профильной планке обеспечивает проход полоза башмака независимо от степени изношенности рельса.

Похожие патенты RU2338657C1

название год авторы номер документа
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ СОРТИРОВОЧНЫХ ГОРОК 2005
  • Яценко Валерий Георгиевич
  • Безрукавенко Владимир Александрович
  • Белявский Максим Викторович
  • Бочкарев Николай Николаевич
  • Демьянов Александр Анатольевич
  • Демьянов Алексей Александрович
  • Замуков Евгений Александрович
  • Ковыршин Владимир Михайлович
  • Кривошеев Вячеслав Анатольевич
  • Тарасенко Алексей Васильевич
  • Украинцев Михаил Геннадьевич
  • Чернышенко Михаил Яковлевич
RU2321513C2
ВНЕШНЯЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2000
  • Шаповалов В.В.
  • Демьянов А.А.
  • Яценко В.Г.
  • Кривенко А.В.
  • Дронов В.А.
  • Украинцев М.Г.
  • Смирнов И.А.
  • Демьянов А.А.
  • Цыцылин А.А.
RU2202489C2
ПРОТИВОПОЛЗУННАЯ СИСТЕМА 2006
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Родин Александр Евгеньевич
  • Воронин Владимир Николаевич
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Розман Олег Анатольевич
  • Требин Александр Петрович
RU2354573C2
СИСТЕМА ПРОТИВОПОЛЗУННАЯ 2012
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Костюк Василий Валентинович
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Гнездилов Сергей Владимирович
  • Щепановский Константин Игоревич
  • Мудрецов Дмитрий Александрович
RU2522484C2
СИСТЕМА КОЛЕСО-РЕЛЬС 2012
  • Демьянов Александр Анатольевич
  • Демьянов Алексей Александрович
  • Павлицкий Борис Игоревич
RU2521503C1
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ ВАГОНОВ НА РУЧНЫХ ТОРМОЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ СОРТИРОВОЧНЫХ ГОРОК 2006
  • Бураков Владимир Алексеевич
  • Бураков Михаил Владимирович
RU2379207C2
АКТИВНЫЙ УПОР ТУПИКОВЫЙ 2010
  • Демьянов Александр Анатольевич
  • Демьянов Алексей Александрович
  • Донченко Андрей Владимирович
  • Атаян Георгий Романович
  • Николаев Евгений Вячеславович
RU2418734C1
ТУПИКОВЫЙ УПОР 2012
  • Демьянов Александр Анатольевич
  • Демьянов Алексей Александрович
  • Шапшал Александр Сергеевич
  • Шапшал Сергей Александрович
RU2488543C1
ЗАГРАЖДАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО БАЛОЧНОЕ РЫЧАЖНОЕ ВЕСОВОЕ (ЗУБР ВЕСОВОЙ) 2021
  • Тиссен Виктор Андреевич
  • Чаевский Василий Петрович
  • Сахаров Александр Геннадьевич
  • Коротовских Андрей Анатольевич
RU2757509C1
РЕЛЬСОВЫЙ ПУТЬ ПРЯМОЛИНЕЙНОЙ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 2015
  • Сердечный Александр Семенович
  • Сердечный Алексей Александрович
RU2592178C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 338 657 C1

Реферат патента 2008 года ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СОРТИРОВОЧНЫХ ГОРОК

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к оборудованию сортировочных горок. Тормозная система содержит связанную с шейкой рельса балку, контактирующую с колесом колесной пары, и тормозной башмак, установленный под другое колесо. В пазухе рельса со стороны тормозного башмака изнутри колеи установлена накладка, связанная ребром с плитой, закрепленной на шпалах. На накладку опирается профильная планка, контактирующая с гребнем колеса. Нижний уровень планки расположен ниже, а верхний - выше радиальной поверхности гребня. Поверхность планки со стороны боковой поверхности головки рельса имеет проточку по всей длине. Колесная пара сначала контактирует с тормозным башмаком, потом - с балкой и после этого - с профильной планкой, при этом зазор между балкой и рельсом определяется из условия L-Δ=α>y=δ+x, где Δ - ширина проточки, L - ширина профильной планки, α - ширина рабочей поверхности профильной планки, y - зазор между головкой рельса и балкой, δ - зазор между колесом и балкой, х - толщина гребня колеса. Достигается предотвращение образования ползунов путем исключения случайного характера перехода колесной пары от качения к скольжению в случае башмачного торможения при периодическом проворачивании на тормозном башмаке. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 338 657 C1

1. Тормозная система, содержащая связанную с шейкой рельса балку, контактирующую с колесом колесной пары, и тормозной башмак, установленный под другое колесо, отличающаяся тем, что в пазухе рельса со стороны тормозного башмака изнутри колеи установлена накладка, связанная ребром с плитой, закрепленной на шпалах, причем на накладку опирается профильная планка, контактирующая с гребнем колеса, нижний уровень которой расположен ниже, а верхний - выше радиальной поверхности гребня, при этом поверхность планки со стороны боковой поверхности головки рельса имеет проточку по всей длине, причем колесная пара сначала контактирует с тормозным башмаком, потом - с балкой и после этого - с профильной планкой, при этом зазор между балкой и рельсом определяется из условия

L-Δ=α>y=δ+x,

где Δ - ширина проточки, L - ширина профильной планки, α - ширина рабочей поверхности профильной планки, y - зазор между головкой рельса и балкой, δ - зазор между колесом и балкой, х - толщина гребня колеса.

2. Тормозная система по п.1, отличающаяся тем, что размеры проточки определяются из условия

Δ>е, h>H,

где Δ - ширина проточки, h - глубина проточки, е - смещение полоза башмака относительно боковой поверхности головки рельса, Н - высота боковой поверхности полоза тормозного башмака.

3. Тормозная система по п.1, отличающаяся тем, что в пазухе рельса накладки располагаются изнутри и снаружи колеи.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2338657C1

ВНЕШНЯЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2000
  • Шаповалов В.В.
  • Демьянов А.А.
  • Яценко В.Г.
  • Кривенко А.В.
  • Дронов В.А.
  • Украинцев М.Г.
  • Смирнов И.А.
  • Демьянов А.А.
  • Цыцылин А.А.
RU2202489C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1995
  • Черемухин Андрей Николаевич
RU2099224C1
DE 19818969 C1, 24.06.1999
US 6829998 A, 14.12.2004
US 3877385 A, 15.04.1975.

RU 2 338 657 C1

Авторы

Демьянов Александр Анатольевич

Демьянов Алексей Александрович

Перфильев Дмитрий Павлович

Бачкарев Николай Николаевич

Тарасенко Алексей Васильевич

Украинцев Михаил Геннадьевич

Соседкина Ольга Сергеевна

Даты

2008-11-20Публикация

2007-01-09Подача