СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПУТЕМ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Российский патент 2005 года по МПК A61H1/00 A61K31/195 

Описание патента на изобретение RU2248194C2

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для выявления у детей и подростков предрасположенности к алкоголизму и наркомании и осуществления профилактики алкоголизма и наркомании на основе данных генетического и клинического анализа.

Особой группой риска считаются дети из семей алкоголиков или наркоманов. Клинические генетические исследования проследили историю однояйцовых близнецов, то есть полностью генетически одинаковых людей. В тех случаях, когда близнецы лишались родителей и воспитывались в разных семьях, обнаруживалось, что, несмотря на разные условия жизни либо оба становились алкоголиками, либо оба не становились ими. Это было одним из свидетельств из области классической генетики того, что алкоголизм - наследственное заболевание. В настоящее время показано, что ген, кодирующий D2 рецептор (один из дофаминовых рецепторов мозга), имеет четыре варианта (аллели) - А1, А2, A3 и А4. Если у человека присутствует А1 вариант в гомозиготном состоянии, и он начинает принимать алкоголь, есть большой риск развития алкоголизма. Исследования свидетельствуют о равной наследственной предрасположенности к алкоголизму у мужчин и женщин, риск развития алкоголизма в 60-70% определяется генетическими факторами.

Предрасположенность к наркомании также обусловлена наследственными факторами, но генез ее более сложен. Необходимо, чтобы генотип подходил к условиям существования человека и соответствовал набору поведенческих навыков, обеспечивая адекватное функционирование системы поддержания удовлетворения. Если есть определенные генотипические изменения, которые не позволяют человеку поддерживать свой душевный комфорт методами, общепринятыми в окружающей его культурной среде, то он вынужден девиантными (отличными от общепринятых) формами поведения компенсировать нехватку удовлетворенности. Бывает так, что человек проходит длинный путь до того, как он встретит свой наркотик выбора. Наркотик выбора - это тот наркотик, который интенсивно компенсирует нехватку удовлетворенности по “слабому” звену в цепи системы поддержания душевного комфорта. Именно это обуславливает пристрастие к различным классам наркотических веществ - седативным, стимуляторным, галлюциногенам.

Современные исследования показали, что человек, родившийся от здоровых родителей, тоже может быть подвержен риску развития вредной зависимости. Одним людям, чтобы чувствовать себя счастливым, нужно совсем немного, а другого ничего не радует, и это не причуды характера, а генетическая предрасположенность. Так считает известный ученый и врач, президент Американского Общества человеческой генетики Дэвид Камингс. Проведя исследования на примере десятков тысяч людей, он обнаружил, что существуют такие варианты наследования, когда человеку от рождения очень трудно чувствовать себя счастливым. Специалисты называют это синдромом дефицита удовлетворенности (англ. reward deficiensy syndrome). Существуют внешние признаки данного синдрома, связанные с человеческим поведением, среди них: пристрастие к алкоголю, наркотикам, постоянная тревожность, аутизм, дефицит внимания, навязчивое поведение и мысли, резкие перепады настроения, склонность к депрессии, пристрастие к азартным играм и другие. Риск развития наркомании проявляется тогда, когда унаследованы патологические аллели генов белков, вовлеченных в систему поддержания удовлетворенности, и образ жизни этого человека не предоставляет ему здоровой компенсации дефицита удовлетворенности. Для того чтобы выявить у человека синдром дефицита удовлетворенности, достаточно сделать клинический анализ поведенческих нарушений у детей и подростков. После проведения анализа, в случае выявления данного синдрома, заявляемым изобретением предлагается целый комплекс профилактических мероприятий, которые позволяют перевести человека из группы риска в нормальную категорию. Поскольку заболевание легче предупредить, чем лечить, очень важно проводить работу по профилактике наркомании среди детей и подростков.

Аналогов предлагаемого изобретения не выявлено.

Задачей данного изобретения является обеспечение профилактики алкоголизма и наркомании у детей и подростков здоровыми и естественными средствами.

Поставленная задача решается тем, что способ коррекции поведенческих нарушений у детей и подростков включает анализ клинических проявлений у пациента синдрома дефицита удовлетворенности и компенсацию дефицита удовлетворенности путем выполнения, по меньшей мере, одного комплекса физических упражнений, при этом при наличии у пациента клинических проявлений в виде обсессивно-компульсивных нарушений желательно, чтобы каждый комплекс физических упражнений дополнительно включал упражнения, специфически воздействующие на орган брюшной полости с массажем солнечного и чревных сплетений путем сокращения мышц передней брюшной стенки и мышц верхней и нижней диафрагм дна малого таза, при этом упражнения предпочтительно выполняют в положении сидя при положении грудной клетки, грудной диафрагмы, шеи и головы, обеспечивающем ограничение кровотока по сосудам шеи. Кроме того, во время выполнения физических упражнений дыхание предпочтительно осуществляют через нос с чередованием открытой и закрытой ноздри для вдоха и выдоха с задержкой дыхания на вдохе и с концентрацией внимания, при наличии у пациента клинических проявлений в виде эмоциональных расстройств каждый комплекс физических упражнений включает статические упражнения, оказывающие седативный эффект и основанные на чередовании мышечно-сухожильных растяжений в виде трехступенчатого растяжения с последующей релаксацией, при наличии у пациента клинических проявлений в виде раздражительности и агрессивности каждый комплекс физических упражнений включает глубокое медленное диафрагмальное дыхание с глубокой мышечной релаксацией или чередование гипервентиляции с глубоким диафрагмальным дыханием, предпочтительно в позе лежа плашмя на животе, положив голову на руки, согнутые в локтях и сведенные вместе, при наличии у пациента клинических проявлений в виде гиперактивности каждый комплекс физических упражнений включает динамические упражнения, вызывающие стимуляторный эффект, в сочетании с медленным глубоким дыханием.

Выявление у пациента синдрома дефицита удовлетворенности может осуществляться дополнительно путем генетического анализа по наличию у пациента, по меньшей мере, одного из генов, кодирующих обмен нейромедиаторов и свойства рецепторов, входящих в систему удовлетворения человека.

При наличии у пациента клинических проявлений в виде обсессивно-компульсивных нарушений дополнительно используют биологически активные пищевые добавки L-фенилаланин в сочетании с 5-гидрокситриптофаном, гиперицин и витамин В6.

Кроме того, при наличии у пациента клинических проявлений в виде эмоциональных расстройств дополнительно используют биологически активные пищевые добавки таурин в сочетании с 5-гидрокситриптофаном, гиперицин и витамин В 6.

Кроме того, при наличии у пациента клинических проявлений в виде раздражительности и агрессивности дополнительно используют биологически активные пищевые добавки тирозин, диметиламиноэтанол, лецитин и витамины группы В.

Кроме того, при наличии у пациента клинических проявлений в виде гиперактивности дополнительно используют биологически активные пищевые добавки таурин, в сочетании с 5-гидрокситриптофаном, гипецирин и витамин В 6.

Во всех случаях целесообразно дополнительно выполнять, по меньшей мере, один комплекс медитативных упражнений с сосредоточением мыслей на определенной части своего лица с закрытыми глазами.

В сочетании с комплексом упражнений и с применением биодобавок можно использовать диетическое низкоуглеводное питание по одной из следующих диет: низкоуглеводная диета с животными белками, насыщенная жирами, или вегетарианская диета с преобладанием растительных белков с умеренным содержанием углеводов и большим количеством растительных волокон, или кетогенная диета - белково-жировая с большим количеством жиров с использованием жирных кислот - триглицеридов с длиной цепи не более 12 карбомеров.

В развитии синдрома дефицита удовлетворенности предположительно участвуют около 10 генов, кодирующих обмен нейромедиаторов (синтез, транспорт, обратный захват, распад и т.д.) и свойства рецепторов, входящих в систему удовлетворения человека. В настоящее время доказано непосредственное участие трех генов:

1. ген дофаминового D2 рецептора (вариант А1);

2. ген белка обратного захвата дофамина;

3. ген белка дофамин-β-гидроксилазы.

Генетический анализ

Генетический анализ основан на стандартной полимеразной цепной реакции (ПЦР). ПЦР проводится с ДНК, полученной из биологического материала. Забор материала стандартный, принятый в клинических генетических исследованиях. Экспериментальные и контрольные расходные материалы для данной стандартной реакции специфичны для данного анализа.

Клинический анализ

Синдром дефицита удовлетворенности проявляется в виде девиантных поведений у детей, которые связаны с их индивидуальными навыками компенсации нехватки удовлетворения. Синдром дефицита удовлетворения проявляется поведенческим синдромом дефицита внимания, который имеет несколько подтипов. По описанию D.Amen существует 5 подтипов синдрома дефицита внимания.

1. Сниженная мотивация, преобладание негативных эмоций, нарушение сна и аппетита, социальная изоляция и избегание межличностных контактов. Повышенная или пониженная сексуальность, преобладание негативных мыслей, перепады настроения, депрессивные нарушения.

2. Тревога, нервозность, приступы паники, обусловленность поведения по закрепленному сценарию из прошлого опыта, склонность ожидать самого худшего, неадекватные движения в момент тревоги, избегание конфликтов.

3. Недостаточность внимания, отвлекаемость, компульсивность, тревожность, неорганизованность, сниженная эмоциональность, нарушение восприятия, неспособность к здоровому суждению, замедленная реакция на события.

4. Беспокойство, злопамятность, трудности в ориентации в новой обстановке, навязчивые мысли, застревание на негативных ощущениях, склонность к спорам и противостоянию, отсутствие когнитивной гибкости.

5. Неправильное восприятие, галлюцинации, амнезия, дежа вю, жаме вю, панические атаки, тревожность, периоды рассеянности или смятения, вспышки ярости, склонность к мистицизму.

В предложенном способе мы предлагаем разделить клинические проявления по одному ведущему признаку, что делает классификацию более доступной для практического применения реабилитационных и профилактических методов.

1. Обсессивно-компульсивные нарушения (навязчивость в области поведения и навязчивые мысли).

2. Эмоциональные расстройства - поведение “наоборот”, негативизм, лживость и т.п.

3. Раздражительность и агрессивность.

4. Гиперактивность (стимуляторное).

Различные типы клинических проявлений связаны с нейромедиаторными особенностями регуляции системы удовлетворения. Часть подтипов связана с дефицитом эндогенных стимуляторов в мозге, другие связаны с недостаточностью функциональной активности систем, обеспечивающих седативное удовлетворение. Соответственно в зависимости от биологического паттерна мы выделяем две основные формы синдрома дефицита удовлетворенности: недостаточность стимуляторной функции и недостаточность седативной функции. Соответственно клиническим проявлениям, данным медико-генетического психологического обследования и на основании молекулярного генетического анализа подбирается соответствующая коррекция, которая позволит перевести ребенка из группы риска в нормальную группу. Вместо спонтанно развивающихся компенсаторных навыков, которые могут быть вредными для здоровья и нарушать здоровые внутрисемейные отношения (вредные привычки), мы предлагаем ввести здоровые и культурные навыки компенсации нехватки удовлетворенности, способствующие физическому и психическому здоровью и успешному развитию ребенка или подростка.

Программа коррекции состоит из комплексов специальной оздоровительной гимнастики, специального диетического питания и приема биологически активных пищевых добавок, психологических программ и мероприятий, а также поведенческой терапии.

Пациенты обучаются проведению комплексов упражнений. Физические упражнения, сформированные в комплексы, в сочетании с различными видами дыхания оказывают положительное влияние на эмоционально-аффективную сферу человека. Действие комплексов основано на нормальной физиологии человека. В среднем каждый комплекс состоит из 8-12 упражнений. Выполнение упражнений связано с физической нагрузкой, которая может создавать дискомфортные ощущения у пациента (мышечное утомление, чувство физической усталости) и эмоциональное сопротивление - “не могу”, “не хочу”, “зачем это нужно”). Вне зависимости от наличия дискомфортных ощущений каждое упражнение пациент должен выполнять строго определенное время. Развивающиеся дискомфортные ощущения он должен обязательно преодолевать.

Динамические упражнения содержат комплекс, направленный на нагрузку мышц, нагрузку на суставно-связочный аппарат -“растяжки”, нагрузку на позвоночник, на весь позвоночник или на его отделы (шейный, грудной, поясничный), содержат комплекс, сочетающий мышечные и суставно-связочные виды нагрузки, содержат специфические упражнения, когда пациент встряхивает головой, выполняет различные гримасы, вытягивает губы трубочкой, надувает щеки и т.п. Динамические упражнения в зависимости от их вида пациент выполняет в положении сидя, лежа и стоя. Динамические упражнения основаны на стереотипных повторяющихся и ритмичных движениях. Ритм выполнения движений совпадает с частотой дыхания пациента. По мере утомления, развивающегося в результате выполнения упражнения, частота дыхания пациента увеличивается, и темп выполнения упражнения также должен возрастать синхронно с частотой его дыхания. Основное - это синхронность дыхания и движения пациента.

Статические упражнения пациент выполняет в виде удержания определенных поз. Пациент принимает простую или неудобную позу с ощущением напряжения на определенные для каждой позы группы мышц, а развивающиеся в связи с мышечным напряжением дискомфортные ощущения преодолевает в процессе выполнения данного упражнения. Позу, в зависимости от ее вида, пациент может удерживать в положении сидя, в положении лежа на спине, в положении лежа на животе, в положении с опорой на руках и ногах -“мост”, в положении стоя. Пациент может сочетать позы с удержанием рук или ног в различных положениях.

Динамические и статические упражнения пациент сочетает с определенными видами дыхания, например, дыхание через нос или через рот. Дыхание через нос пациент, в зависимости от вида упражнения, выполняет через одну или через две ноздри. При выполнении дыхательных упражнений пациент может производить медленно глубокое дыхание с заполнением всего объема легких или интенсивное глубокое дыхание: сочетание брюшного и грудного дыхания, или частое поверхностное дыхание с использованием мышц брюшного пресса и мышц малого таза с активным выдохом и пассивным вдохом, дыхание задержкой на вдохе или на выдохе, дробное дыхание с разделением вдоха или выдоха на несколько фаз, или осуществлять вдох через рот и, наоборот, может осуществлять специфические виды дыхания, например дыхание через свернутый язык и т.п.

Такие же дыхательные упражнения могут выполняться самостоятельно, дополнительно к физическим.

Каждый комплекс содержит набор статических и динамических упражнений, выполняемых в определенном порядке. Каждое упражнение выполняется с концентрацией внимания на дыхании или на различных частях тела.

По окончании выполнения упражнения или группы упражнений, в зависимости от степени физической нагрузки, пациент проводит короткую релаксацию. После выполнения полного комплекса упражнений пациент проводит глубокую длительную релаксацию. Релаксацию пациент проводит, лежа на спине, руки располагает вдоль тела, ноги вытягивает параллельно друг другу, глаза закрывает, дыхание производит глубокое медленное через нос, мышцы максимально расслабляет. В период релаксации пациент должен стремиться не фиксировать внимание на мыслях или физических ощущениях.

В зависимости от вида клинических проявлений в комплекс включаются специфические упражнения.

1. Комплексы упражнений, купирующие обсессивно-компульсивные расстройства. Упражнения, специфически воздействующие на органы брюшной полости с “массажем” солнечного и чревных сплетений, за счет сокращения мышц передней брюшной стенки и мышц верхней и нижней диафрагмы дна малого таза. Необходимым условием является специфическое положение грудной клетки, верхней (грудной диафрагмы) и специфическое положение шеи и головы, обеспечивающее частичное ограничение кровотока по сосудам шеи. Дыхание осуществляется через нос с чередованием открытой и закрытой ноздри для вдоха и выдоха, с задержкой дыхания на вдохе и с концентрацией внимания. Упражнение выполняется в положении сидя.

2. Комплексы упражнений, способствующие устранению раздражительности и агрессивности, и комплексы упражнений, тренирующих противосудорожную активность мозга. Методика медленного диафрагмального дыхания с глубокой мышечной релаксацией. Комплексы с чередованием гипервентиляции с глубоким диафрагмальным дыханием в позе лежа плашмя на животе, положив голову на руки, согнутые в локтях и сведенные вместе.

3. Комплексы упражнений, вызывающие стимуляторный (активизирующий) эффект (чувство эйфории), способствующие устранению гиперактивности. Упражнения сочетают с медленным глубоким дыханием.

4. Комплексы упражнений, способствующие устранению эмоциональных расстройств, обеспечивающие развитие чувства удовлетворения по седативному типу. Комплексы упражнений основаны на чередовании мышечно-сухожильных растяжений в манере трехступенчатого растяжения с последующей релаксацией.

5. Комплексы медитативных упражнений. Медитативные упражнения применяются во всех 4-х вариантах комплексов упражнений. Человек сосредотачивается на определенной части своего лица (кончик носа, точка между бровей, середина лба и т.д.) с закрытыми глазами и отслеживает свои мысли, чувства, свое состояние и делает это без перерыва. Если он “соскакивает” с течения мысли, то необходимо мысленно возвратиться к этому моменту и стараться отследить, в какой именно момент это произошло. Необходимо стремиться к непрерывному и спокойному течению мыслей.

Диетическое питание

Устранению синдрома дефицита удовлетворенности при любых клинических проявлениях способствуют следующие диеты:

1. Диета 1-го типа: рыба, мясо, яйца, большое количество жиров с очень небольшим количеством углеводов. Это низкоуглеводная с животными белками и насыщенная жирами.

2. Диета 2-го типа: ограничены белки животного происхождения - вегетарианское питание с преобладанием растительных белков (бобовые) с умеренным содержанием углеводов и с большим количеством пищевых волокон.

3. Кетогенная диета (проводится под наблюдением специалиста): белково-жировая с экстраординарным количеством жиров и использованием жирных кислот (триглицеридов) с длиной цепи не более 12 карбомеров. Специальные пищевые добавки - МСТ (Medium Chain Tryglycerides).

Пищевые добавки

Устранению синдрома дефицита удовлетворенности способствует использование биологически активных добавок. (БАД). В зависимости от типа синдрома, выделенного на основании медико-генетического анализа, предусмотрено применение различных сочетаний БАД на основе аминокислот, являющихся предшественниками нейромедиаторов, и натурального сырья, обладающего психотропным эффектом.

1. Обсессивно-компульсивные нарушения (навязчивость в области поведения и навязчивые мысли). Рекомендуется таурин-аминокислота, производное цистеина, D, L-фенилаланин в сочетании с 5-гидрокситриптофаном и гиперицин (экстракт из зверобоя продырявленного), и витамин В6 (пиридоксин).

2. Эмоциональные расстройства - поведение “наоборот”, негативизм, лживость и т.п. Рекомендуется таурин - аминокислота, производное цистеина, в сочетании с 5-гидрокситриптофаном и гиперицин (экстракт из зверобоя продырявленного), и витамин В6 (пиридоксин).

3. Раздражительность и агрессивность. Рекомендуется тирозин, диметиламиноэтанол (ДМАЕ), лецитин и витамины группы В.

4. Гиперактивность. Рекомендуется таурин - аминокислота, производное цистеина, в сочетании с 5-гидрокситриптофаном и гиперицин (экстракт из зверобоя продырявленного), и витамин В6 (пиридоксин).

Доза подбирается индивидуально от 1/2 капсулы до 16 капсул в сутки каждого препарата.

Примеры клинических случаев

1. Обсессивно-компульсивные нарушения.

Пример 1. Пациент М., 13 лет, жалобы на “застревание” на определенном круге мыслей, отмечает “ритуальные” движения (например, ходит только по белым или только по черным плиткам пола, делает несколько шагов и оборачивается, надо все посчитать, навязчивое нытье и т.д.), трудности в переключении с одного вида работы на другой, трудности запоминания, невнимательность. Отмечается копралалия, которой пациент страдает с детства.

Назначения:

1. Сочетание комплексов упражнений 1-го и 4-го типов.

2. Диета 2-го типа.

3. Таурин (500 мг) 1 капсула 3 раза в день, D-, L-фенилаланин (500 мг) по 2 капсулы 3 раза в день в сочетании с 5-гидрокситриптофаном (50 мг) и гиперицин (экстракт из зверобоя продырявленного) (10 мг), и витамин В 6 по 1 капсуле утром.

Эффект стал отмечать через 6 месяцев от начала лечения. В дальнейшем отмечает значительное улучшение своего состояния: уменьшились навязчивость и “застревание”, улучшилась память, в учебе успевает хорошо. В настоящее время придерживается рекомендаций.

2. Раздражительность и агрессивность.

Пример 2. Пациент 17 лет, лечился в Московском институте психиатрии по поводу панических атак. Достаточно длительное время получал показанную при этом синдроме психотропную терапию (бензодиазепины, антидепрессанты, нейролептики, бета-адреноблокаторы) без эффекта. Жалобы на приступы немотивированного страха, доходящего до состояния паники, сопровождающиеся одышкой, сердцебиением, подъемом АД. Отмечает клаусто- и агорафобию. Кроме приступов паники беспокоит постоянная раздражительность, переходящая в агрессивность. Объективно отмечается учащенное дыхание с гипервентиляционным синдромом, мышечная тетания. Пациент много курит до 25-30 сигарет в день, пьет крепкий чай с большим количеством сахара, очень любит сладкие леденцы.

Назначения:

1. Рекомендовано отказаться от курения, а на первое время резко ограничить количество выкуриваемых сигарет в день. Проведена рациональная психотерапия и гипнотерапия.

2. Таурин 1000 мг в сочетании с 5-гидрокситриптофаном и гиперицин (экстракт из зверобоя продырявленного), и витамин В6 (пиридоксин) по 2 капсулы 3 раза в день.

3. Комплексы упражнений 3-го типа с глубоким медленным диафрагмальным дыханием с глубокой релаксацией. Дыхательная гимнастика: 5 мин релаксация, затем 3 мин гипервентиляция, а затем опять релаксация. Всего поочередно 4 раза релаксация и 3 раза гипервентиляция, упражнения выполняются в быстром темпе.

4. Диета 1-го типа с резким ограничением углеводов.

После двух недель лечения стал отмечать урежение частоты приступов и научился их купировать. Через два месяца приступы прекратились и исчезло чувство тревоги, постепенно исчезли раздражительность и агрессивность. В настоящее время чувствует себя хорошо, придерживается рекомендаций, не курит.

3. Гиперактивность и эмоциональные расстройства.

Пример 3. Мальчик 4-х лет на приеме не усидчив, невнимателен, беспокоен, проявляет бесцельную активность, постоянно досаждает матери своей повышенной активностью, не может сконцентрироваться на вопросах врача. Провоцирует мать его наказывать и получает от этого удовольствие. “Гиперактивный, зловредный ребенок”.

Назначения:

1. Кетогенная диета с последующим переходом на диету 1-го типа.

2. Тирозин 1 капсула 3 раза в день, таурин 500 мг 3 раза в день, лецитин 1 чайная ложка раз в день и витамины группы В.

3. Комплексы упражнений 4-го типа. Динамические упражнения с гипервентиляцией.

Через две недели мать отметила улучшение в поведении ребенка, стал более внимательным, менее зловредным, исчезла гиперактивность. В дальнейшем выполняют рекомендации, ребенок находится под динамическим наблюдением.

Специфичность метода в подборе профилактических мероприятий на основе данных клинического анализа позволяет точно идентифицировать тип нарушения регуляции системы, обеспечивающей поддержание удовлетворенности.

Похожие патенты RU2248194C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И/ИЛИ АЛКОГОЛИЗМА, ИЛИ ЛЕЧЕНИЯ И/ИЛИ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ НАРКОМАНИЕЙ И/ИЛИ АЛКОГОЛИЗМОМ 2001
  • Маршак Я.И.
  • Вороненко П.А.
RU2243757C2
СПОСОБ АНТИДЕПРЕССИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭМОЦИАНАЛЬНО-АФФЕКТИВНУЮ СФЕРУ ЧЕЛОВЕКА И СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С СИНДРОМОМ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И БОЛЬНЫХ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-АФФЕКТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 2001
  • Маршак Я.И.
  • Вороненко П.А.
RU2203015C2
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И/ИЛИ ЛЕЧЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ 2008
  • Русаков Вадим Викторович
  • Аксенова Марина Геннадьевна
  • Вороненко Павел Александрович
RU2402974C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ 1998
  • Сметанкин А.А.
  • Вовк О.Н.
  • Бурмистров А.С.
RU2128944C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АЛКОГОЛИЗМА И/ИЛИ НАРКОМАНИИ 2008
  • Бухановский Александр Олимпиевич
  • Мадорский Владимир Викторович
  • Солдаткин Виктор Александрович
  • Бухановская Ольга Александровна
  • Стрюков Александр Николаевич
RU2389515C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА (ПТСР) 2007
  • Бундало Наталья Леонидовна
RU2328977C2
Способ индивидуальной клинико-психологической реабилитации пациентов с постковидным синдромом 2022
  • Одарущенко Ольга Ивановна
  • Кузюкова Анна Александровна
  • Марченкова Лариса Александровна
  • Рачин Андрей Петрович
  • Фесюн Анатолий Дмитриевич
RU2783330C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ МИГРЕНИ В МЕЖПРИСТУПНОМ ПЕРИОДЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ 2002
  • Григорьева В.Н.
  • Густов А.В.
  • Куликова О.А.
  • Корнилова Л.Е.
RU2218189C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ОЖИРЕНИИ 2017
  • Лобыкина Елена Николаевна
  • Проскурякова Лариса Александровна
  • Стоюнина Дарья Владимировна
  • Маклакова Татьяна Петровна
RU2660509C1
Способ комплексной медико-психологической реабилитации пациентов с использованием биологической обратной связи (БОС) в поздний восстановительный период после острого ишемического инсульта 2021
  • Одарущенко Ольга Ивановна
  • Рачин Андрей Петрович
  • Нувахова Маргарита Борисовна
  • Кузюкова Анна Александровна
RU2772542C1

Реферат патента 2005 года СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПУТЕМ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Изобретение относится к области медицины, а именно к наркологии. Проводят анализ клинических проявлений у пациента с синдромом дефицита удовлетворенности. При наличии клинических проявлений в виде обсессивно-компульсивных нарушений выполняют физические упражнения, воздействующие на органы брюшной полости за счет сокращения мышц передней брюшной стенки и мышц верхней диафрагмы и нижней диафрагмы дна малого таза. При наличии клинических проявлений в виде раздражительности и агрессивности выполняют физические упражнения в виде медленного диафрагмального дыхания с глубокой мышечной релаксацией или чередование гипервентиляции с глубоким диафрагмальным дыханием. При наличии клинических проявлений в виде гиперактивности выполняют физические динамические упражнения, вызывающие активизирующий эффект, в сочетании с медленным глубоким дыханием, а при наличии клинических проявлений в виде эмоциональных расстройств выполняют физические упражнения, вызывающие седативный эффект, основанные на чередовании мышечно-сухожильных растяжений с последующей релаксацией. Дополнительно используют диетическое низкоуглеводное питание по одной из следующих диет: низкоуглеводная диета с животными белками, насыщенная жирами, или вегетарианская диета с преобладанием растительных белков с умеренным содержанием углеводов и большим количеством растительных волокон, или кетогенная диета - белково-жировая с большим количеством жиров с использованием жирных кислот - триглециридов с длиной цепи не более 12 карбомеров. Способ позволяет повысить эффективность профилактики и коррекции, что достигается за счет воздействия на патогенетические процессы зависимости. 10 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 248 194 C2

1. Способ коррекции поведенческих нарушений у детей и подростков, включающий анализ клинических проявлений у пациента синдрома дефицита удовлетворенности, при наличии клинических проявлений в виде обсессивно-компульсивных нарушений выполняют физические упражнения, воздействующие на органы брюшной полости за счет сокращения мышц передней брюшной стенки и мышц верхней диафрагмы и нижней диафрагмы дна малого таза, при наличии клинических проявлений в виде раздражительности и агрессивности выполняют физические упражнения в виде медленного диафрагмального дыхания с глубокой мышечной релаксацией или чередование гипервентиляции с глубоким диафрагмальным дыханием, при наличии клинических проявлений в виде гиперактивности выполняют физические динамические упражнения, вызывающие активизирующий эффект, в сочетании с медленным глубоким дыханием, а при наличии клинических проявлений в виде эмоциональных расстройств выполняют физические упражнения, вызывающие седативный эффект, и основанные на чередовании мышечно-сухожильных растяжений с последующей релаксацией.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при наличии клинических проявлений в виде обсессивно-компульсивных нарушений упражнения выполняют в положении сидя при положении грудной клетки, грудной диафрагмы, шеи и головы, обеспечивающем ограничение кровотока по сосудам шеи.3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что во время выполнения физических упражнений дыхание осуществляют через нос с чередованием открытой и закрытой ноздри для вдоха и выдоха с задержкой дыхания на вдохе и с концентрацией внимания.4. Способ по п.1, отличающийся тем, что при наличии у пациента клинических проявлений в виде обсессивно-компульсивных нарушений используют биологически активные пищевые добавки D-, L-фенилаланин в сочетании с 5-гидрокситриптофаном, гиперицин и витамин В6.5. Способ по п.1, отличающийся тем, что при наличии у пациента клинических проявлений в виде эмоциональных расстройств используют биологически активные пищевые добавки таурин в сочетании с 5-гидрокситриптофаном, гиперицин и витамин В6.6. Способ по п.1, отличающийся тем, что при наличии у пациента клинических проявлений в виде раздражительности и агрессивности физические упражнения выполняют в позе лежа плашмя на животе, положив голову на руки, согнутые в локтях и сведенные вместе.7. Способ по п.1, отличающийся тем, что при наличии у пациента клинических проявлений в виде раздражительности и агрессивности используют биологически активные пищевые добавки тирозин, диметиламиноэтанол, лецитин и витамины группы В.8. Способ по п.1, отличающийся тем, что при наличии у пациента клинических проявлений в виде гиперактивности используют биологически активные пищевые добавки таурин, в сочетании с 5-гидрокситриптофаном, гиперицин и витамин В6.9. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительно выполняют, по меньшей мере, один комплекс медитативных упражнений с сосредоточением мыслей на определенной части своего лица с закрытыми глазами.10. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительно используют диетическое низкоуглеводное питание по одной из следующих диет: низкоуглеводная диета с животными белками, насыщенная жирами, или вегетарианская диета с преобладанием растительных белков с умеренным содержанием углеводов и большим количеством растительных волокон, или кетогенная диета - белково-жировая с большим количеством жиров с использованием жирных кислот - триглециридов с длиной цепи не более 12 карбомеров.11. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительно осуществляют выявление у пациента синдрома дефицита удовлетворенности путем генетического анализа по наличию у пациента, по меньшей мере, одного из генов, кодирующих обмен нейромедиаторов и свойства рецепторов, входящих в систему удовлетворения человека.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2248194C2

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОГО АЛКОГОЛИЗМА 1998
  • Фролов В.В.
RU2161047C2
СПОСОБ В.В.ДОБРОВОЛЬСКОГО ЛЕЧЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ "ДВОЙНОЙ КОД" 1997
  • Добровольский Виктор Васильевич
RU2113243C1
СПОСОБ Н.П. ЗАХАРОВА КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ 1998
  • Захаров Н.П.
RU2155076C2
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С СИНДРОМОМ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ 2000
  • Майоров Л.А.
RU2165774C1
СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ 1992
  • Ермолаев А.Ф.
RU2068256C1
СПОСОБ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ АЛКОГОЛЬНОЙ И НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ 1997
  • Кривцов Сергей Иванович[By]
  • Плавская Анна Леонидовна[By]
RU2089232C1

RU 2 248 194 C2

Авторы

Маршак Я.И.

Вороненко П.А.

Даты

2005-03-20Публикация

2001-07-06Подача