Изобретение относится к области трубопроводной арматуры, а именно к седлам запорного органа арматуры, и может быть использовано в химической, энергетической, нефтедобывающей и других отраслях промышленности, особенно при высоких температурах рабочих сред.
В известном кране шаровом ПТ 39154 (промышленный каталог "Промышленная трубопроводная арматура" часть III ЦНТИ НефтеМАШ, 1990 г., Москва) седло выполнено из политетрафторэтилена. Герметичность в затворе обеспечивается за счет эластичности материала седла, большой точности изготовления седла при этом не требуется.
Недостатком этой конструкции является ограничение по температуре использования политетрафторэтилена. При температурах более +200oС седло неработоспособно из-за расплавления политетрафторэтилена.
Известны седла для шаровых кранов, выполненные из неметаллических материалов (авторское свидетельство СССР 1516701, кл. F 16 K 5/06, 1989). В процессе эксплуатации крана поверхность седла, контактирующая с запорным органом, изнашивается либо деформируется, образуя зазор, сквозь который происходит утечка рабочей среды (негерметично в затворе).
Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является седло шарового крана, содержащее основу, проходное отверстие и уплотнительную поверхность, в котором уплотнение обеспечивается притертыми металлическими поверхностями сферы и уплотнения седла, при этом последнее изготавливается из более мягкого металла, чем шар (патент США 3814182, кл. 166-255 от 4.06.74).
Недостатком такой конструкции являются низкий ресурс работы седла при эксплуатации в жидкой или газообразной среде при высокой температуре с абразивными частицами из-за быстрого износа мягкого уплотнения; необходимость замены всего узла - шара и двух седел (т.к. они притерты друг к другу) при повреждении одной из уплотняемых поверхностей; большая трудоемкость изготовления.
Техническая задача, которая ставилась при разработке данного изобретения, - повышение надежности (герметичности в затворе) и ресурса затвора арматуры трубопроводной при высоких температурах, а также снижение трудоемкости изготовления седла.
Поставленная задача решается за счет того, что седло запорного органа арматуры трубопроводной содержит основу, расположенный со стороны запорного органа уплотнительный слой и проходное отверстие, причем уплотнительный слой содержит металл, который находится в расплавленном состоянии при рабочей температуре использования арматуры и в твердом состоянии при нормальной температуре, и металлическую мембрану, удерживающую расплавленный металл.
На чертеже изображено седло запорного органа трубопроводной арматуры.
Седло запорного органа трубопроводной арматуры содержит основу 1 (форма выполнена, в зависимости от типа арматуры, плоской (б) или сферической (а)), легкоплавкий металл 2 и мембрану 3.
Седло работает следующим образом: при выходе на рабочий режим арматуры трубопроводной легкоплавкий металл 2 расплавляется и за счет объемного расширения мембрана 3 сильнее поджимается к запорному органу арматуры, повышая герметичность в затворе.
Уплотнительный слой седла выполнен из материала, который переходит в расплавленное состояние при высокой рабочей температуре, а мембрана точно облегает поверхность запорного органа арматуры. За счет объемного расширения жидкометаллического слоя силовое воздействие в запорном органе арматуры увеличивается, повышается герметичность и, следовательно, надежность седла.
Мембрана может быть выполнена из коррозионно-стойкой стали или из пружинной стали с покрытием, обеспечивающим ее антифрикционную и коррозионную стойкость.
Герметичность в затворе обеспечивается за счет упругой мембраны и большой точности изготовления при этом не требуется.
Предлагаемое изобретение обеспечивает:
a) работоспособность и высокий ресурс седла затвора арматуры трубопроводной при высокой температуре применением уплотнительного слоя, содержащего металл, который находится в расплавленном состоянии при рабочей температуре использования арматуры и в твердом состоянии - при нормальной температуре, и облегающей запорный орган арматуры упругой мембраной;
b) отказ от использования дорогостоящего оборудования высокой точности при изготовлении седла;
c) снижение уровня протечек до минимума в экстремальных ситуациях при высоких температурах;
d) при выходе из строя одного седла замены запорного органа не требуется;
e) возможность применения седла на конкретную температуру (диапазон температур), при которой обеспечиваются максимальное поджатие и герметичность, путем подбора легкоплавкого металла (температура плавления металла немного ниже температуры рабочей среды).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШАРОВОЙ КРАН | 2000 |
|
RU2179677C1 |
ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЦИСТЕРНЫ | 2001 |
|
RU2185982C1 |
КЛАПАН РЕГУЛИРУЮЩИЙ | 1999 |
|
RU2171938C1 |
ЗАМКОВОЕ УСТРОЙСТВО ЗАТВОРА ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ | 2001 |
|
RU2188979C1 |
СЛИВНОЕ УСТРОЙСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЦИСТЕРНЫ | 2001 |
|
RU2182091C1 |
ЗАДВИЖКА КЛИНОВАЯ | 2003 |
|
RU2223434C1 |
КЛАПАН СИЛЬФОННЫЙ | 2004 |
|
RU2250404C1 |
РЕГУЛИРУЮЩИЙ КЛАПАН | 2001 |
|
RU2189512C1 |
КЛАПАН | 2013 |
|
RU2525994C1 |
КЛАПАН | 2004 |
|
RU2258166C1 |
Изобретение относится к области трубопроводной арматуры и предназначено для использования в качестве седла запорного органа затвора на трубопроводах с высокой температурой рабочей среды, включающей абразивные частицы. Седло запорного органа арматуры содержит основу, расположенный со стороны запорного органа уплотнительный слой и проходное отверстие. Уплотнительный слой содержит металл и металлическую мембрану. Металл находится в расплавленном состоянии при рабочей температуре использования арматуры и в твердом состоянии - при нормальной температуре. Металлическая мембрана удерживает расплавленный металл. Изобретение направлено на повышение надежности и ресурса работы трубопроводной арматуры с седлом предлагаемой конструкции за счет увеличения герметичности затвора при высоких температурах рабочей среды, а также на снижение трудоемкости изготовления седла. 1 ил.
Седло запорного органа арматуры трубопроводной, содержащее основу, расположенный со стороны запорного органа уплотнительный слой и проходное отверстие, отличающееся тем, что уплотнительный слой содержит металл, который находится в расплавленном состоянии при рабочей температуре использования арматуры и в твердом состоянии - при нормальной температуре, и металлическую мембрану, удерживающую расплавленный металл.
US 3814182 A, 04.06.1974 | |||
ФУТЕРОВКА КОРПУСА | 1992 |
|
RU2039920C1 |
US 4457491 А, 03.07.1984 | |||
Устройство для отладки программ | 1987 |
|
SU1425687A1 |
Транзисторный инвертор | 1979 |
|
SU797032A2 |
Реверсивный редуктор для катеров | 1945 |
|
SU69034A1 |
Прибор для очистки паром от сажи дымогарных трубок в паровозных котлах | 1913 |
|
SU95A1 |
Авторы
Даты
2003-06-10—Публикация
2002-06-26—Подача