РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ПОВОРОТНО-ЛОПАСТНОЙ ТУРБИНЫ Российский патент 2003 года по МПК F03B3/14 

Описание патента на изобретение RU2209338C1

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано в гидротурбинах с поворотно-лопастными рабочими колесами.

Известно поворотно-лопастное рабочее колесо (Бронштейн Л.Я. и др. Справочник конструктора гидротурбин. Л.: Машиностроение, 1971, стр. 171), содержащее корпус, лопасти, состоящие из пера и цапфы, механизм поворота лопастей, штифты и гайки, причем рычаги механизма поворота лопастей, установленные на цапфах лопастей, зафиксированы от вращения относительно цапф заходящими одновременно в тело цапфы и тело рычага штифтами, оси которых параллельны осям соответствующих цапф, лопасти зафиксированы в корпусе в осевом направлении, а рычаги зафиксированы от перемещения вдоль соответствующих цапф гайками, навернутыми на резьбовую часть цапф.

Недостатком такого колеса является увеличенный радиальный размер корпуса из-за необходимости размещения фиксирующих гаек, что влечет за собой ухудшение его гидравлических параметров, увеличение металлоемкости гидротурбины. Кроме того, данный способ фиксации лопасти усложняет технологический цикл сборки рабочего колеса.

В основу настоящего изобретения положено конструктивное решение задачи осевой фиксации лопасти в корпусе рабочего колеса путем изменения ориентации фиксирующих штифтов.

Техническим результатом заявляемого изобретения является соединение лопасти поворотно-лопастного рабочего колеса с рычагом, обеспечивающее крепление лопасти в колесе без элементов, увеличивающих размеры корпуса рабочего колеса, что приводит к упрощению конструкции, улучшению массогабаритных показателей и, таким образом, к повышению технологичности изготовления и сборки колеса.

Технический результат достигается в заявляемом рабочем колесе поворотно-лопастной турбины, содержащем корпус, установленные на нем лопасти, каждая из которых состоит из пера и цапфы, и зафиксирована в корпусе от перемещения в направлении оси цапфы, а также механизм поворота лопастей, рычаги которого, установленные на цапфах лопастей, зафиксированы от перемещения вдоль осей цапф, а штифтами, заходящими одновременно в тело цапфы и тело рычага, зафиксированы от проворота вокруг цапф штифты установлены так, что оси штифтов не параллельны осям цапф и смещены от них. В частном случае выполнения рабочего колеса поворотно-лопастной турбины что штифты могут быть установлены так, что их оси перпендикулярны осям цапф и смещены от них. Кроме того, для оптимизации изгибной прочности цапфы в заявляемом рабочем колесе поворотно-лопастной турбины штифты располагают таким образом, что главная ось инерции минимального по площади поперечного сечения цапфы в месте установки штифтов, относительно которой момент инерции сечения максимален, перпендикулярна вектору равнодействующей гидродинамических сил, действующих на лопасть.

Сущность изобретения поясняется далее примером его использования, иллюстрируемом фиг.1 и 2, на которых показаны соответственно продольный и поперечный разрезы рабочего колеса, где:
1. Корпус.

2. Перо.

3. Цапфа.

4. Рычаг механизма поворота лопасти.

5. Штифт.

Рабочее колесо содержит корпус 1, лопасти, состоящие из пера 2 и цапфы 3, механизм поворота лопастей с рычагами 4 и штифты 5. Рычаги 4, установленные на цапфах 3, зафиксированы от вращения вокруг цапф 3 и осевого перемещения относительно цапф 3, а лопасти зафиксированы в корпусе 1 в осевом направлении заходящими одновременно в тело цапфы 3 и тело рычага 4 штифтами 5, оси которых не параллельны осям цапф 3 и смещены от них, а главная ось инерции минимального поперечного сечения А цапфы 3 в месте установки штифтов 5, относительно которой момент инерции сечения максимален, перпендикулярна вектору равнодействующей гидродинамических сил, действующих на лопасть.

При необходимости поворота лопасти рабочего колеса при работе турбины рабочее усилие от рычага 4 механизма поворота лопасти через штифты 5 передается на лопасть, заставляя ее вращаться вокруг оси цапфы 3, а центробежная сила, действующая на лопасть, через штифты 5 передается на рычаг 4 и на корпус 1 рабочего колеса, что обеспечивает осевую фиксацию лопасти относительно корпуса 1.

В отличие от прототипа в заявляемом рабочем колесе отсутствуют гайки осевой фиксации лопасти относительно корпуса, а штифты не параллельны осям соответствующих цапф, что позволяет снизить радиальный размер корпуса колеса, снизить его металлоемкость и упростить сборку рабочего колеса.

Таким образом, в заявляемом изобретении достигнуто повышение технологичности изготовления и сборки и улучшение массогабаритных показателей за счет уменьшения радиального размера корпуса, упрощения конструкции и сборки рабочего колеса.

Похожие патенты RU2209338C1

название год авторы номер документа
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ПОВОРОТНО-ЛОПАСТНОЙ ГИДРОТУРБИНЫ 2006
  • Демьянов Владимир Александрович
  • Иванов Сергей Васильевич
  • Левин Михаил Антонинович
  • Пеклер Константин Владимирович
  • Смирнов Виктор Петрович
RU2336432C2
РОТОР ГИДРОТУРБИНЫ 2001
  • Зайцев А.А.
  • Лагунов С.М.
  • Надежин Г.В.
  • Петров Д.И.
RU2193105C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ГИДРОТУРБИНЫ 2001
  • Панарин Ю.В.
  • Колотыгин В.В.
RU2213880C2
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ПРОПЕЛЛЕРНОЙ ГИДРОТУРБИНЫ 1996
  • Надежин Г.В.
  • Кукушкин Е.А.
  • Астафьев А.В.
RU2127827C1
ПОВОРОТНО-ЛОПАСТНОЕ РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ГИДРОТУРБИНЫ 1996
  • Васильев В.Ф.
  • Ганделев В.А.
  • Гольдфарб А.И.
  • Зюмченко П.С.
  • Мартиросов Г.Г.
  • Миронкин Е.А.
  • Пеклер К.В.
  • Сотников А.А.
  • Черниговский А.А.
  • Шепелев М.И.
RU2094647C1
Поворотно-лопастная гидротурбина 1989
  • Хуцишвили Шота Николаевич
SU1735601A1
СВОБОДНОПОТОЧНАЯ ТУРБИНА 1991
  • Черненко Василий Давыдович
RU2091607C1
ЗАБОЙНАЯ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ КАНАЛОМ СВЯЗИ 2004
  • Ширяев А.А.
  • Ефимов М.А.
  • Беляков Н.В.
  • Макушев В.И.
RU2256794C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ГИДРОТУРБИНЫ ДВОЙНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2004
  • Моргунов Геннадий Михайлович
RU2269026C1
ГИДРОТУРБИНА С ЗАТВОРОМ 2001
  • Гольдфарб А.И.
  • Зайцев А.А.
  • Лагунов С.М.
  • Сабышев А.С.
  • Явиц С.Н.
RU2193104C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 209 338 C1

Реферат патента 2003 года РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ПОВОРОТНО-ЛОПАСТНОЙ ТУРБИНЫ

Рабочее колесо предназначено для использования в гидротурбинах с поворотно-лопастными рабочими колесами. Рабочее колесо содержит корпус, установленные на нем лопасти, каждая из которых состоит из пера и цапфы, и механизм поворота лопастей, рычаги которого установлены на цапфах лопастей. Лопасти зафиксированы в корпусе от перемещения в направлении оси цапфы, а рычаги зафиксированы от проворота вокруг цапф и от перемещения вдоль осей цапф заходящими одновременно в тело цапфы и тело рычага штифтами, оси которых не параллельны осям цапф и смещены от них, а главная ось инерции минимального поперечного сечения цапфы в месте установки штифтов, относительно которой момент инерции сечения максимален, перпендикулярна вектору равнодействующей гидродинамических сил, действующих на лопасть. Конструкция рабочего колеса позволяет повысить технологичность и улучшить массогабаритные показатели за счет уменьшения радиального размера корпуса, упрощения конструкции и сборки рабочего колеса. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 209 338 C1

1. Рабочее колесо поворотно-лопастной турбины, содержащее корпус, установленные на нем лопасти, каждая из которых состоит из пера и цапфы и зафиксирована в корпусе от перемещения в направлении оси цапфы, а также механизм поворота лопастей, рычаги которого, установленные на цапфах лопастей, зафиксированы от перемещения вдоль осей цапф, а штифтами, заходящими одновременно в тело цапфы и тело рычага, зафиксированы от проворота вокруг цапф, отличающееся тем, что штифты установлены так, что оси штифтов не параллельны осям цапф и смещены от них. 2. Рабочее колесо по п.1, отличающееся тем, что штифты установлены так, что их оси перпендикулярны осям цапф и смещены от них. 3. Рабочее колесо по п.1 или 2, отличающееся тем, что штифты расположены таким образом, что главная ось инерции минимального по площади поперечного сечения цапфы в месте установки штифтов, относительно которой момент инерции сечения максимален, перпендикулярна вектору равнодействующей гидродинамических сил, действующих на лопасть.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2209338C1

БРОНШТЕЙН Л.Я
и др
Справочник конструктора гидротурбин
- Л.: Машиностроение, 1971, с.171
ВЕСКРЕСТОВИННЫЙ МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА ЛОПАСТЕЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ГИДРОТУРБИНЫ 0
SU180527A1
Механизм поворота лопастей рабочего колеса гидромашины 1977
  • Вильнер Генрих Азалиевич
  • Беркман Борис Абрамович
SU684152A1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ПРОПЕЛЛЕРНОЙ ГИДРОТУРБИНЫ 1996
  • Надежин Г.В.
  • Кукушкин Е.А.
  • Астафьев А.В.
RU2127827C1
Устройство для сравнения кодов 1983
  • Холодный Михаил Федорович
  • Хлестков Владимир Иванович
  • Ларченко Валерий Юрьевич
  • Близнюк Виктор Дмитриевич
SU1103221A1
DE 4446624 А1, 27.07.1996
Бесколесный шариковый ход для железнодорожных вагонов 1917
  • Латышев И.И.
SU97A1

RU 2 209 338 C1

Авторы

Гинзбург А.Е.

Зайцев А.А.

Даты

2003-07-27Публикация

2001-12-24Подача