РОТОР ГИДРОТУРБИНЫ Российский патент 2002 года по МПК F03B3/06 F03B3/14 

Описание патента на изобретение RU2193105C1

Предлагаемое изобретение относится к гидромашиностроению, а именно к конструкциям поворотно-лопастных гидравлических турбин (далее гидротурбин), и может быть использовано в гидротурбинах, устанавливаемых на ГЭС, эксплуатируемых в условиях изменяющихся величин напоров и расходов.

Известен ротор гидротурбины (Н.Н.Ковалев. Гидротурбины. Л.: Машиностроение, 1971, стр.383), содержащий полый вал и соединенный с ним через фланцы корпус рабочего колеса с поворотными лопастями с механизмом поворота лопастей, включающий в себя крестовину и тягу. Крестовина, жестко связанная с тягой, имеет цилиндрическую поверхность, центрирующую ее относительно тяги, а тяга имеет цилиндрические поверхности, с помощью которых она центрируется относительно колеса. Таким образом, крестовина находится в положении, отцентрированном относительно колеса. В процессе работы механизма поворота лопастей на крестовину действует сила, поворачивающая ее вокруг оси ротора. Для исключения такого поворота на корпусе колеса установлены силовые шпонки.

Недостатком такой конструкции является то, что установка этих шпонок производится по месту при сборке колеса и требует дополнительных пригоночных работ.

Известен также выбранный в качестве прототипа заявленного ротора гидравлической турбины ротор (Н.Н.Ковалев. Гидротурбины. Л.: Машиностроение, 1971, стр.384), содержащий полый вал и соединенный с ним через фланцы корпус рабочего колеса с поворотными лопастями с механизмом поворота лопастей, включающий в себя крестовину и тягу. Крестовина, жестко связанная с тягой, имеет цилиндрическую поверхность, центрирующую ее относительно тяги, а тяга имеет цилиндрические поверхности, с помощью которых он центрируется относительно колеса. Дополнительно крестовина центрируется относительно корпуса колеса специально выполненной цилиндрической поверхностью. Для устранения проворота на корпусе колеса установлены силовые шпонки.

Недостатком такой конструкции является то, что установка этих шпонок производится по месту при сборке колеса и требует дополнительных пригоночных работ. Дополнительное центрирование требует повышенной точности при выполнении центрирующих поверхностей, чтобы избежать заклинивания при перемещении тяги.

В основу настоящего изобретения положено решение задачи создания ротора гидротурбины с новыми кинематическими связями в механизме поворота ротора и новым способом центрирования крестовины, которые обеспечили бы упрощение конструкции ротора.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение технологичности конструкции ротора.

Технический результат достигается в заявляемом роторе гидротурбины, содержащем полый вал, жестко связанный с корпусом рабочего колеса, расположенный внутри корпуса механизм поворота лопастей рабочего колеса, включающий крестовину с цилиндрической поверхностью для центрирования, жестко связанную с проходящей внутри вала тягой привода механизма поворота лопастей и имеющую возможность перемещения вдоль оси вала, и в котором в соответствии с сущностью изобретения крестовина имеет цилиндрическую поверхность для ее центрирования относительно вала, причем тяга и крестовина, в которых выполнены соосные друг относительно друга отверстия равного поперечного сечения, связаны установленным в этих отверстиях фиксирующим элементом, проходящим через выполненный в валу сквозной продольный паз, размеры которого определяют величину продольного перемещения крестовины и исключают ее угловое перемещение.

В заявляемом роторе полый вал может быть выполнен за одно целое с корпусом рабочего колеса, например сварным или литым, что повышает технологичность изготовления гидротурбины.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показан продольный разрез ротора гидротурбины, а на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1.

В корпусе колеса 2 расположены лопасти 3 и механизм их поворота 4 с крестовиной 5. Вал ротора 1 выступает ниже корпуса колеса 2 и по его цилиндрической поверхности 6 в этой зоне перемещается крестовина 5. Внутри вала 1 расположена тяга 7 привода механизма 4 поворота лопастей, в нижней части которой выполнено отверстие. Аналогичное отверстие выполнено на крестовине 5, а в валу 1 выполнен сквозной продольный паз 8. При сборке ротора отверстия в тяге 7 и крестовине 5 совмещают и в них помещают фиксирующий элемент, например штифт 9, жестко связывающий эти детали и проходящий через продольный паз 8 вала 1. Крестовина 5 имеет цилиндрическую поверхность для ее центрирования относительно цилиндрической поверхности 6 вала 1. Для обеспечения работы механизма 4 поворота лопастей тяга 7 с помощью штифта 9 перемещает крестовину 5 вдоль цилиндрической поверхности 6 вала 1. В процессе работы механизма 4 поворота лопастей крестовина 5 стремится повернуться вокруг своей оси, чему препятствует штифт 9, упираясь в стенки продольного паза 8 вала 1. Длина паза 8 вала 1 определяет величину предельного перемещения крестовины 5 за счет ограничения этого перемещения штифтом 9, который будет упираться в края продольного паза 8 вала 1 при крайних положениях крестовины 5.

В отличие от прототипа крестовина центрируется не на тяге, а непосредственно на валу и имеет возможность возвратно-поступательного движения вдоль оси вала в пределах выполненного в нем продольного паза. При этом крестовина связана с тягой привода механизма разворота лопастей посредством штифта. Одновременно штифт ориентирует крестовину относительно вала в угловом направлении и тем самым устраняет необходимость применения специальных силовых шпонок, закрепляемых на корпусе рабочего колеса. Это позволяет по сравнению с прототипом уменьшить трудоемкость изготовления ротора.

В отличие от прототипа не требуется дополнительное центрирование и повышенная точность при выполнении центрирующих поверхностей, чтобы избежать заклинивания механизма при перемещении тяги.

Таким образом, в заявляемом изобретении достигнуто повышение технологичности конструкции ротора за счет того, что нет необходимости в применении силовых шпонок, дополнительного центрирования и не требуется повышенной точности при выполнении центрирующих поверхностей.

Выполнение вала за одно целое с корпусом рабочего колеса, например сварным или литым, позволяет уменьшить диаметральные размеры корпуса за счет исключения из конструкции фланцевого соединения вала и рабочего колеса и размещения крепежных болтов фланцевого соединения, и тем самым уменьшить его металлоемкость и трудоемкость изготовления, а также упростить процесс сборки гидротурбины.

Похожие патенты RU2193105C1

название год авторы номер документа
ЗАБОЙНАЯ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ КАНАЛОМ СВЯЗИ 2004
  • Ширяев А.А.
  • Ефимов М.А.
  • Беляков Н.В.
  • Макушев В.И.
RU2256794C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ПОВОРОТНО-ЛОПАСТНОЙ ТУРБИНЫ 2001
  • Гинзбург А.Е.
  • Зайцев А.А.
RU2209338C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ПРОПЕЛЛЕРНОЙ ГИДРОТУРБИНЫ 1996
  • Надежин Г.В.
  • Кукушкин Е.А.
  • Астафьев А.В.
RU2127827C1
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ВЕНТИЛЯТОР АППАРАТА ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ 2000
  • Билявский А.А.
  • Берестов В.А.
  • Лифанов В.А.
  • Осетров А.П.
RU2183290C2
СТЕНД СБОРКИ ОБТЕКАТЕЛЯ ИЗДЕЛИЯ, ВЕРХНИЙ КОРСЕТ СТЕНДА, НИЖНИЙ КОРСЕТ СТЕНДА, МЕХАНИЗМ ПОПЕРЕЧНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СТЕНДА СБОРКИ ОБТЕКАТЕЛЯ ИЗДЕЛИЯ, МЕХАНИЗМ ПРОВОРОТА СТЕНДА СБОРКИ ОБТЕКАТЕЛЯ ИЗДЕЛИЯ, ПОДЪЕМНЫЙ МЕХАНИЗМ СТЕНДА СБОРКИ ОБТЕКАТЕЛЯ ИЗДЕЛИЯ, ХОДОВАЯ ОПОРНАЯ ТЕЛЕЖКА СТЕНДА СБОРКИ ОБТЕКАТЕЛЯ ИЗДЕЛИЯ, СПОСОБ СБОРКИ ОБТЕКАТЕЛЯ НА СТЕНДЕ 2008
  • Боев Алексей Васильевич
  • Балковой Андрей Леонидович
  • Голубкин Александр Сергеевич
  • Гончар Алексей Григорьевич
  • Иванов Николай Александрович
  • Коломиец Владимир Александрович
  • Родин Леонид Николаевич
  • Самотошин Максим Вячеславович
  • Трофимов Андрей Александрович
  • Шаповалов Руслан Васильевич
  • Шатров Владимир Борисович
RU2392201C1
ПОГРУЖНАЯ МОНОБЛОЧНАЯ МИКРОГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ 2012
  • Загрядцкий Владимир Иванович
  • Загрядцкий Филипп Сергеевич
RU2508467C2
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2009
  • Хамин Иван Никифорович
RU2415780C1
ЗАЖИМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РОТОРА ШЛИФОВАЛЬНОГО ШПИНДЕЛЯ И ДЕТАЛЬ В ВИДЕ ТЕЛА ВРАЩЕНИЯ ДЛЯ ЗАЖИМНОГО УСТРОЙСТВА 2005
  • Химмельсбах Георг
RU2371302C2
ГИДРОМАШИНА 2011
  • Стороженко Сергей Васильевич
  • Стороженко Алексей Сергеевич
  • Стороженко Андрей Сергеевич
RU2478834C2
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С БЕЗЗАЗОРНЫМ КРЕПЛЕНИЕМ РАБОЧЕГО КОЛЕСА И ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ К ВАЛУ РОТОРА И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА 2011
  • Ряховский Олег Анатольевич
  • Обозный Юрий Сергеевич
  • Кушнарев Владимир Иванович
  • Гуськов Александр Михайлович
RU2487272C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 193 105 C1

Реферат патента 2002 года РОТОР ГИДРОТУРБИНЫ

Ротор гидротурбины предназначен для использования в гидротурбинах, устанавливаемых на ГЭС, эксплуатируемых в условиях изменяющихся величин напоров и расходов. В корпусе колеса расположены лопасти и механизм их поворота с крестовиной. Вал ротора выступает ниже корпуса колеса, и по его цилиндрической поверхности в этой зоне перемещается крестовина. Внутри вала расположена тяга привода механизма поворота лопастей, в нижней части которой выполнено отверстие. Аналогичное отверстие выполнено на крестовине, а в валу выполнен сквозной продольный паз. При сборке ротора отверстия в тяге и крестовине совмещают и в них помещают фиксирующий элемент, например штифт, жестко связывающий эти детали и проходящий через продольный паз вала. Крестовина имеет цилиндрическую поверхность для ее центрирования относительно цилиндрической поверхности вала. Для обеспечения работы механизма поворота лопастей тяга с помощью штифта перемещает крестовину вдоль цилиндрической поверхности вала. Конструкция ротора позволяет упростить процесс сборки и не требует повышенной точности при центрировании. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 193 105 C1

1. Ротор гидротурбины, содержащий полый вал, жестко связанный с корпусом рабочего колеса, механизм поворота лопастей рабочего колеса, расположенный внутри его корпуса, который включает крестовину с цилиндрической поверхностью для центрирования, жестко связанную с проходящей внутри вала тягой привода механизма поворота лопастей и имеющую возможность перемещения вдоль оси вала, отличающийся тем, что крестовина имеет цилиндрическую поверхность для ее центрирования относительно вала, причем тяга и крестовина, в которых выполнены соосные относительно друг друга отверстия равного поперечного сечения, связаны установленным в этих отверстиях фиксирующим элементом, проходящим через выполненный в валу сквозной продольный паз, размеры которого определяют величину продольного перемещения крестовины и исключают ее угловое перемещение. 2. Ротор гидротурбины по п. 1, отличающийся тем, что вал выполнен за одно целое с корпусом рабочего колеса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2193105C1

КОВАЛЕВ Н.Н
Гидротурбины
- Л.: Машиностроение, 1971, с.383-384
ПОВОРОТНО-ЛОПАСТНОЕ РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ГИДРОТУРБИНЫ 1996
  • Васильев В.Ф.
  • Ганделев В.А.
  • Гольдфарб А.И.
  • Зюмченко П.С.
  • Мартиросов Г.Г.
  • Миронкин Е.А.
  • Пеклер К.В.
  • Сотников А.А.
  • Черниговский А.А.
  • Шепелев М.И.
RU2094647C1
ШАРНИРНЫЙ УЗЕЛ МЕХАНИЗМА ПОВОРОТА ЛОПАСТЕЙ ГИДРОМАШИНЫ 1994
  • Майоров А.М.
  • Елисеев А.К.
RU2069792C1
US 4639190 А, 27.01.1987
Сублимационная вакуумная сушилка 1983
  • Соколов Виктор Александрович
  • Кассихин Евгений Дмитриевич
SU1124170A1
Аксиально-поршневая гидромашина 1987
  • Соколов Герман Сергеевич
  • Стажков Сергей Михайлович
  • Копаев Сергей Алексеевич
  • Окунь Ирина Михайловна
  • Глущенко Роман Олегович
SU1525300A1

RU 2 193 105 C1

Авторы

Зайцев А.А.

Лагунов С.М.

Надежин Г.В.

Петров Д.И.

Даты

2002-11-20Публикация

2001-10-11Подача