СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2003 года по МПК B60R25/02 G05G5/02 B64D45/00 

Описание патента на изобретение RU2214934C2

Изобретение относится к области обеспечения безопасности воздушного движения судов гражданской авиации и других летательных аппаратов.

Известен способ предотвращения несанкционированного полета летательного аппарата, например самолета, путем вывода его из строя посредством реактивного снаряда, запускаемого с истребителя-перехватчика (см. Боечин И. С индексом "Р"/Техника-молодежи. 2000. 9. С.30-35).

Известен также способ предотвращения несанкционированного полета летательного аппарата посредством его разрушения зенитной ракетой (см. Г. Мерилл. Исследование операций. Пер. с англ. - М.: Изд-во Иностранной литературы. 1959. С. 299-311). Недостатком данного способа, как и выше указанного, является уничтожение летательного аппарата с опасными последствиями для жизни членов экипажа и пассажиров.

Прототипом предлагаемого изобретения выбран наиболее близкий к заявляемому способ предотвращения несанкционированного полета самолета путем перехвата истребителем-перехватчиком (см. Г. Степанов. Разбор полетов / Известия. 3.04.2001. 58 (25896) - 1 с.). В результате повреждения самолет, как правило, совершает вынужденную посадку зачастую на плохо подготовленную полосу.

Недостаток названного способа заключается в том, что существует риск полного разрушения самолета. Кроме того, данный способ мало эффективен в случае физической невозможности членов экипажа управлять самолетом.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является предотвращение несанкционированного передвижения летательного аппарата при условии обеспечения безопасности пассажиров независимо от физического состояния членов экипажа.

При существующей тенденции оснащать пассажирские самолеты навигационными системами (НС) и автоматическими системами управления полетом и посадкой (АСУ) указанная задача решается тем, что, используя способ, осуществляемый путем воздействия на летательный аппарат, его системы или конструкцию, ограничивают его функциональные возможности, в частности, посредством автоматической системы управления полетом и посадкой летательного аппарата, дистанционно переключаемой в автономный режим, переводят летательный аппарат на траекторию полета к аэродрому с последующим выполнением посадки, при этом для обнаружения несанкционированного передвижения летательного аппарата используют средства контроля за воздушным пространством. Автоматическую систему управления полетом и посадкой летательного аппарата в автономный режим переключают с наземного радиопередающего пункта или используют самолет-перехватчик, снабженный радиопередатчиком.

Техническим результатом изобретения является контролируемое изменение траектории полета самолета с последующим выполнением посадки, что позволяет предотвратить несанкционированное передвижение летательного аппарата.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где изображена упрощенная схема, на которой показано взаимное положение самолета, совершающего несанкционированный полет, и истребителя-перехватчика.

На чертеже представлены совершающий несанкционированный полет самолет 1, на борту которого установлен приемник 2, к которому подключены антенна 3, закрытая радиопрозрачным обтекателем 4, и блок 5 переключения АСУ самолета в автономный режим, с которым связан сигнальный фонарь 6; истребитель-перехватчик 7, снабженный передатчиком 8, содержащим передающую антенну. Указанный передатчик расположен в контейнере, установленном на внешней подвеске.

Приемник 2, блок 5 переключения, аппаратура НС и АСУ самолета установлены в отсеках, недоступных для лиц, находящихся на борту самолета 1.

Для осуществления предлагаемого способа в запоминающее устройство вычислителя НС самолета 1 перед вылетом записывают координаты оборудованных для автоматической посадки самолета аэропортов и соответствующие им порядковые номера, а также данные о маршрутах следования к аэропортам. В запоминающее устройство блока 5 переключения записывается идентификационный код данного самолета.

При нормальном полете самолет 1 управляется экипажем. В случае возникновения на борту самолета нештатной ситуации, о чем может быть сообщено по радиосвязи, или изменении курса самолета, зафиксированного службой контроля за воздушным движением, ответственными органами совместно с диспетчерскими службами аэропортов и дежурным по командному пункту (КП) управления тактической авиацией решается вопрос о применении средств противодействия. Если принимается решение о перехвате самолета 1, тогда в воздух поднимается подготовленный истребитель-перехватчик 7. Предварительно в запоминающее устройство процессора передатчика 8 записывают идентификационный код самолета 1, а в случае необходимости номер аэропорта, куда следует направить самолет 1. Указанная информация может перезаписываться или корректироваться с пульта пилота в соответствии с указаниями дежурного по КП. С помощью команд, также передаваемых с КП, осуществляют наведение истребителя-перехватчика 7 на самолет 1. При обнаружении самолета 1 пилот истребителя-перехватчика 7 докладывает об этом на КП и следует за самолетом. Диспетчерскими службами аэропортов совместно с дежурным по КП на основе информации о движении самолета 1 уточняется место посадки самолета и маршрут следования. По команде, переданной с КП, пилот истребителя-перехватчика 7 включает передатчик 8, посредством чего осуществляют передачу закодированного сигнала. Сигнал, принимаемый антенной 3, поступает на вход приемника 2, а затем в блок 5 переключения, где сигнал декодируется и сравнивается с идентификационным кодом самолета. При положительном результате сравнения в блоке 5 формируется команда на переключение АСУ в автономный режим работы и включается сигнальный фонарь 6. Если декодированный сигнал содержит информацию о номере аэропорта, тогда данная информация передается в НС. При отсутствии указанной информации самолет 1 посредством НС будет направлен в ближайший на момент переключения АСУ аэропорт, координаты которого записаны в запоминающем устройстве вычислителя НС. Таким образом переключение АСУ позволяет предотвратить несанкционированное передвижение самолета 1 и направить его к определенному месту посадки. Пилот истребителя-перехватчика 7 контролирует по загоранию сигнального фонаря 6 переключение АСУ в автономный режим работы и докладывает об этом на КП. Самолет 1 следует по заданному маршруту и осуществляет посадку независимо от действий экипажа или посторонних лиц, находящихся в самолете.

Если самолет 1 находится в зоне радиовидимости наземного передающего устройства системы предотвращения несанкционированного полета летательного аппарата, тогда сигнал переключения АСУ в автономный режим работы может быть передан с наземного пункта, на котором установлен соответствующий радиопередатчик. Последовательность работы приборов и систем на борту самолета 1 при этом будет аналогична вышерассмотренной.

Предусмотренное кодирование сигнала исключает случайное вмешательство посторонних лиц в процесс управления самолетом.

Предлагаемый способ может быть применен независимо от ситуации на борту самолета и физического состояния членов экипажа, что является важным преимуществом способа и обеспечивает его высокую эффективность.

Похожие патенты RU2214934C2

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2007
  • Заренков Вячеслав Адамович
  • Заренков Дмитрий Вячеславович
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Койнаш Борис Васильевич
RU2348552C1
СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ РЕЖИМА ПОЛЕТА ВОЗДУШНОГО СУДНА В ЗАПРЕТНОЙ ЗОНЕ 2010
  • Леонов Александр Георгиевич
  • Ефремов Герберт Александрович
  • Зимин Сергей Николаевич
  • Бурганский Аркадий Ильич
  • Большаков Михаил Валентинович
  • Лавренов Александр Николаевич
  • Кулаков Александр Валерьевич
  • Палкин Максим Вячеславович
  • Крамаренко Валентин Васильевич
  • Петухов Роман Андреевич
  • Лавренов Владимир Александрович
RU2445579C2
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2010
  • Заренков Вячеслав Адамович
  • Заренков Дмитрий Вячеславович
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Койнаш Борис Васильевич
RU2446481C2
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ОСОБОЙ СИТУАЦИИ ПРИ РАЗГЕРМЕТИЗАЦИИ КАБИНЫ САМОЛЕТА 2017
  • Полуэктов Сергей Павлович
  • Копылов Александр Александрович
  • Себелев Максим Владимирович
  • Лавров Дмитрий Юрьевич
RU2694954C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ПОСАДКЕ НА НЕЗАПРОГРАММИРОВАННЫЙ АЭРОДРОМ 2013
  • Никулин Александр Степанович
  • Алексеев Алексей Николаевич
  • Бражник Валерий Михайлович
  • Гарбузов Андрей Анатольевич
  • Кавинский Владимир Валентинович
  • Коркишко Юрий Юрьевич
  • Лазарев Евгений Федорович
  • Орехов Михаил Ильич
  • Сухоруков Сергей Яковлевич
RU2546550C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2002
  • Ефремов Г.А.
  • Бурганский А.И.
  • Витер В.В.
  • Зимин С.Н.
  • Ильин И.П.
  • Леонов А.Г.
  • Мартынов В.И.
  • Меркулов В.А.
  • Модестов В.А.
  • Неверов В.П.
  • Артамасов О.Я.
  • Скоробатюк В.В.
  • Филиппов А.И.
  • Хромушкин А.В.
  • Царев В.П.
  • Черяпкин В.С.
  • Червинский Т.И.
RU2228543C2
УСТРОЙСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ 2016
  • Авакян Александр Анушаванович
  • Панкратов Рудольф Викторович
  • Феоктистов Егор Константинович
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Насенков Игорь Георгиевич
RU2619049C1
ЛЕГКИЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ 2004
  • Демченко Олег Федорович
  • Долженков Николай Николаевич
  • Матвеев Андрей Иванович
  • Попович Константин Федорович
  • Гуртовой Аркадий Иосифович
  • Школин Владимир Петрович
  • Кодола Валерий Григорьевич
RU2271305C1
МОДУЛЬНЫЕ САМОЛЕТЫ-ВЕРТОЛЕТЫ ДЛЯ КОРАБЕЛЬНЫХ АВИАЦИОННО-РАКЕТНЫХ СИСТЕМ 2020
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2750586C1
СИСТЕМА КОРАБЕЛЬНАЯ АВИАЦИОННО-РАКЕТНАЯ ПРОТИВОСПУТНИКОВАЯ 2020
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2748043C1

Реферат патента 2003 года СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к области обеспечения безопасности воздушного движения воздушных судов. Способ осуществляют путем включения автоматической системы управления полетом и посадкой аппарата, дистанционно переключаемой в автономный режим с борта самолета-перехватчика. Летательный аппарат переводят на траекторию полета к аэродрому с последующим выполнением посадки. Для обнаружения несанкционированного передвижения аппарата используют средства контроля за воздушным пространством. Изобретение направлено на повышение безопасности пассажиров. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 214 934 C2

1. Способ предотвращения несанкционированного передвижения летательного аппарата, в частности пассажирского самолета, осуществляемый путем воздействия на летательный аппарат, его системы или конструкцию, отличающийся тем, что воздействуют на системы летательного аппарата, используя самолет-перехватчик, который наводят на летательный аппарат, ограничивают функциональные возможности летательного аппарата путем переключения его автоматической системы управления полетом и посадкой в автономный режим с борта указанного самолета-перехватчика, переводят летательный аппарат на траекторию полета к аэродрому с последующим выполнением посадки. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что контролируют переключение автоматической системы управления полетом и посадкой летательного аппарата в автономный режим по загоранию сигнального фонаря, установленного на борту летательного аппарата. 3. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что для обнаружения несанкционированного передвижения летательного аппарата используют средства контроля за воздушным движением. 4. Способ по п. 1, или 2, или 3, отличающийся тем, что переводят летательный аппарат на траекторию полета к аэродрому, местоположение которого задают при осуществлении переключения автоматической системы управления полетом и посадкой летательного аппарата в автономный режим. 5. Способ по п. 1, или 2, или 3, отличающийся тем, что переводят летательный аппарат на траекторию полета к ближайшему аэродрому.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2214934C2

СПОСОБ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ЛЕТЧИКА В ПОЛЕТЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 2000
  • Сухолитко В.А.
RU2170953C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1995
  • Макгонайгл Кевин П.
  • Сайкон Джеймс П.
  • Феррэйро Джон
RU2133210C1
DE 3327076 А, 31.01.1985
S 5226648 А, 20.07.1993.

RU 2 214 934 C2

Авторы

Атнашев А.А.

Атнашев Д.А.

Атнашев А.Б.

Даты

2003-10-27Публикация

2001-12-27Подача