Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в путевом хозяйстве при изготовлении конструктивных элементов верхнего строения железнодорожного пути, а конкретно в конструкции крепления железнодорожных рельсов к железобетонному основанию (шпалам).
В известном скреплении железнодорожного пути, в котором используется металлическая подкладка под рельс (фиг.1), подкладка 1 прикрепляется к железобетонным шпалам 2 двумя закладными стандартными болтами 3, изготовленными по ГОСТ 16017-79. Опорной поверхностью для головок закладных болтов служат стальные закладные шайбы 4, жестко установленные (забетонированные) в железобетонной шпале 2. Используемая в данном устройстве стандартная закладная шайба 4 (ГОСТ 23157-78) выполнена в виде стальной квадратной пластины, в которой пробивается прямоугольное отверстие для вставки закладного болта. В средней части шайбы выполнена сферическая выпуклость для обеспечения прилежания поверхности головки закладного болта и поверхности шайбы. Закладной болт 3 скрепляет подкладку 1 при помощи гайки 5 и двух витковой пружинной шайбы 6 (В.В. Басилов, Н.Л. Чернышев, Справочник инженера-путейца, издательство "Транспорт", М., 1972г., стр.289, рис.16).
Недостатком известной конструкции является отсутствие в закладной шайбе элементов фиксации головки болта от вращения вокруг оси. Для устранения вращения закладного болта при закручивании (откручивании) гайки в бетонной шпале сформированы специальные упоры для головки болта. Однако после затягивания гайки возможность поворота болта в обоих направлениях на небольшой угол сохраняется. При прохождении поезда возникают периодически изменяющиеся нагрузки на узлы скрепления пути, закладной болт испытывает угловые колебания, что приводит к преждевременному откручиванию гайки.
Задачей настоящего изобретения является повышение надежности рельсового скрепления железнодорожного пути на железобетонном основании в условиях переменной нагрузки на рельсы за счет устранения проворачивания закладного болта и обеспечение плотного прилежания сопрягаемых поверхностей головки болта и закладной шайбы.
Для решения поставленной задачи в устройстве для рельсового скрепления железнодорожного пути на железобетонном основании (шпале), содержащем закладную шайбу с отверстием под закладной болт, жестко закрепленную (забетонированную) в упомянутой ж/б шпале, закладной болт с головкой, взаимодействующий с опорной поверхностью закладной шайбы и скрепляющий остальные элементы конструкции с железобетонной шпалой при помощи гайки и пружинной шайбы, согласно изобретению закладная шайба выполнена в виде пространственно изогнутой в двух взаимно перпендикулярных плоскостях пластины седловидной формы так, что опорные поверхности закладной шайбы (пластины), контактирующие с закладным болтом, образуют угол, соответствующий углу уклона опорных поверхностей головки закладного болта, а боковые поверхности закладной шайбы образуют нишу прямоугольной формы для фиксации головки закладного болта, предотвращающую его вращение после установки, затяжки гайки и в процессе эксплуатации.
Для обеспечения оптимального прилежания опорных поверхностей закладной шайбы и головки болта опорные поверхности закладной шайбы выполнены под углом, равным 17-20o.
Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежами, где
- на фиг.1 изображено известное устройство рельсового скрепления;
- на фиг.2 - фрагмент А предлагаемого устройства - седловидная шайба в сборе с закладным болтом;
- на фиг.3 - развертка заготовки пластины с профилированным отверстием под закладной болт;
- на фиг.4 - форма седловидной шайбы в двух проекциях, после выполнения операции пробивки отверстия и гибки пластины в одной плоскости;
- на фиг.5 - окончательная форма закладной седловидной шайбы после гибки пластины в плоскости перпендикулярной первой.
Устройство для раздельного рельсового скрепления пути на железобетонном основании содержит седловидную шайбу 4 с прямоугольным отверстием, забетонированную в железобетонной шпале 2. Через пустотное отверстие, образованное в бетоне, и отверстие в закладной седловидной шайбе вставляется закладной болт 3, поворачивается на 90o и подается назад до прилежания головки болта к поверхности седловидной шайбы. При помощи гайки 5 скрепляются остальные элементы конструкции с железобетонной шпалой 2. При затягивании гайки болт 3 не проворачивается, т.к. его головка плотно зафиксирована боковыми поверхностями шайбы 4. Седловидная шайба, благодаря своей форме, деформируется в пределах сил упругости при сравнительно меньшем усилии затяжки, создавая осевое усилие, обеспечивающее плотное поджатие поверхности закладной шайбы к поверхности головки закладного болта.
Седловидную шайбу изготавливают из стальной полосы толщиной 6 мм. Вначале получают прямоугольную заготовку длиной 104 мм, шириной 80 мм. В заготовке пробивают фигурное отверстие а в виде "бабочки" (фиг.3). Конфигурация отверстия и его размеры определяются формой и размерами головки закладного болта. С помощью операции гибки формируют седловидный профиль (фиг.4), затем производят дополнительную гибкую в направлении, перпендикулярном предыдущему направлению гибки, на угол, соответствующий углу уклона опорных поверхностей головки закладного болта (фиг.5). При этом кромки отверстия разворачиваются так, что проекция отверстия б в направлении оси болта становится прямоугольной, что обеспечивает возможность вставки головки болта при монтаже рельсового пути.
Предлагаемая конструкция рельсового скрепления обладает следующими достоинствами:
- седловидный профиль закладной шайбы обеспечивает надежную фиксацию головки болта, устраняя его вращение при знакопеременных нагрузках на рельсах;
- вследствие хорошего прилежания поверхностей головки закладного болта и закладной шайбы нет утяжки металла по кромке отверстия и соответственно ухода закладного болта относительно шайбы, т.е. нет необходимости подтягивать гайку закладного болта, особенно в начале эксплуатационного периода;
- усилие давления головки болта на седловидную закладную шайбу более равномерно распределяется в толще бетона, что улучшает прочность соединения шайбы с бетоном;
- поверхность закладной седловидной шайбы увеличивается, что также улучшает прочность соединения шайбы с бетоном;
- операция гибки осуществляется в холодном состоянии металла и приемлема для всех сортов стали.
Таким образом, предлагаемое устройство для рельсового скрепления обеспечивает надежность и долговечность железнодорожного пути, снижает затраты на эксплуатацию, ремонт и текущее содержание железнодорожного пути.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ НА ЖЕЛЕЗОБЕТОННОМ ОСНОВАНИИ | 2002 |
|
RU2205258C1 |
ПЛИТА ПУТЕВАЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ТРАМВАЙНЫХ ПУТЕЙ | 2023 |
|
RU2797072C1 |
ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕ ПОДРЕЛЬСОВОЕ ОСНОВАНИЕ И СПОСОБ ЕГО СООРУЖЕНИЯ | 2004 |
|
RU2250279C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КЛЕММЫ РАЗДЕЛЬНОГО РЕЛЬСОВОГО СКРЕПЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ | 2000 |
|
RU2164456C1 |
КЛЕММА РЕЛЬСОВОГО СКРЕПЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2084577C1 |
Устройство для крепления подкладки к шпале | 2022 |
|
RU2815700C1 |
АНКЕР ПРОМЕЖУТОЧНОГО РЕЛЬСОВОГО СКРЕПЛЕНИЯ | 2003 |
|
RU2252289C2 |
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ | 2003 |
|
RU2252288C2 |
Рельсовое скрепление | 2016 |
|
RU2624765C1 |
ПУТЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ | 1997 |
|
RU2112826C1 |
Изобретение относится к общей конструкции верхнего строения пути. Сущность изобретения: устройство содержит закладную шайбу (4) с отверстием под закладной болт, забетонированную в железобетонной шпале (2), закладной болт (3) с головкой, взаимодействующий с опорной поверхностью закладной шайбы и скрепляющий элемент (гайка 5) конструкции с железобетонной шпалой (2). При этом закладная шайба (4) выполнена в виде пространственно изогнутой в двух взаимно перпендикулярных плоскостях пластины седловидной формы так, что опорные поверхности пластины, контактирующие с закладным болтом (3), образуют угол, равный углу уклона опорных поверхностей головки закладного болта (3), а боковые поверхности указанной пластины образуют нишу прямоугольной формы для фиксации головки закладного болта (3). Изобретение направлено на повышение надежности рельсового скрепления. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Рельсовое скрепление для пути на железобетонном основании | 1989 |
|
SU1717681A1 |
Составной пустотообразотель | 1973 |
|
SU477843A2 |
GB 916192, 23.01.1963 | |||
СПОСОБ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ПОЕЗДА ДЛЯ ПОЕЗДА, ВКЛЮЧАЮЩЕГО В СЕБЯ МНОЖЕСТВЕННЫЕ ЛОКОМОТИВЫ С РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ПОДАЧЕЙ МОЩНОСТИ | 2007 |
|
RU2482990C2 |
Авторы
Даты
2003-11-20—Публикация
2001-12-21—Подача