Предлагаемое изобретение относится к устройствам опор турбин газотурбинных двигателей, преимущественно двигателей стационарного типа.
Известна опора турбины газотурбинного двигателя по патенту США 5160251, МКИ F 01 D 25/16, НКИ 415/142, 1992 г., содержащая внутренний корпус турбины с корпусом подшипника, связанный спицами с наружним ободом корпуса турбины.
В известном устройстве посредством длинных силовых спиц осуществлена жесткая силовая связь между внутренним корпусом турбины и наружним корпусом турбины, являющимся также кольцом крепления соплового аппарата.
Недостатком известного устройства является то, что при переходе с одного режима работы двигателя на другой температура элементов наружнего и внутреннего корпусов турбины различна, в связи с чем возникают радиальные деформации этих элементов, которые при их жестком креплении друг с другом приводят к появлению температурных напряжений, приводящих в последствии к разрушению как самих спиц, так и элементов их крепления к корпусам турбины.
Техническим результатом, на получение которого направлено предлагаемое изобретение, является устранение температурных напряжений, возникающих в элементах опоры турбины газотурбинного двигателя на переходных режимах работы двигателя за счет компенсации радиальных деформаций.
Для достижения указанного технического результата опора турбины газотурбинного двигателя, содержащая внутренний корпус турбины с корпусом подшипника, соединенный посредством спиц с наружним ободом корпуса турбины, снабжена установленными на спицах упругими элементами.
Отличительными признаками предлагаемой опоры от известной вышеуказанной является наличие упругих элементов, установленных на спицах.
Наличие этих элементов в конструкции опоры позволяет при различной температуре нагрева наружного и внутреннего корпусов турбины в пределах длины упругих элементов компенсировать смещения одного корпуса турбины относительно другого.
На чертеже изображен общий вид опоры турбины газотурбинного двигателя.
Опора содержит наружный корпус 1 турбины, внутренний корпус 2 турбины с корпусом подшипника и спицы 3, соединяющие корпуса 1 и 2 и проходящие через лопатки соплового аппарата 4. На спицах 3, например, между гайкой 5, закрепляющей спицу 3 на внутреннем корпусе 2, и обечайкой внутреннего корпуса 2 установлен набор упругих элементов 6. Упругие элементы также могут быть установлены на спицах 3 и со стороны наружного корпуса 1 турбины.
Работа опоры осуществляется следующим образом.
В процессе работы двигателя при наборе и сбросе оборотов вращения его ротора происходит изменение температурного состояния соответственно наружного и внутреннего корпусов 1 и 2 турбины. Из-за разницы температур на элементах корпусов 1 и 2 турбины происходит их взаимное радиальное смещение, которое в большей части компенсируется изменением длины упругих элементов 6.
Рассмотрим пример, в котором наружный корпус 1 будет более нагретым по сравнению с внутренним корпусом 2. В этом случае диаметр наружного корпуса 1 будет увеличиваться быстрее, чем диаметр внутреннего корпуса 2, и спица 3, связывающая эти два корпуса, будет тянуться за корпусом 1, увлекая за собой корпус 2. При этом корпус 2 будет препятствовать данному процессу, в результате чего спица 3 через гайку 5 начнет воздействовать на упругие элементы 6, которые начнут сжиматься, компенсируя тем самым радиальные деформации корпусов 1 и 2. Сама спица 3 также начнет в некоторой степени вытягиваться, однако, величина напряжений, возникающих при этом в ней, останется в пределах допустимых.
В случае, когда внутренний контур 2 более нагрет по сравнению с корпусом 1, корпус 2 начнет расширяться, стараясь при этом уменьшить натяжение спиц 3 между корпусами 1 и 2. Упругие элементы 6, растягиваясь, препятствуют этому процессу и позволяют спице 3 находиться в расчетном состоянии.
Наличие в конструкции упругих элементов 6 позволяет также компенсировать и осевые перемещения наружного и внутреннего корпусов 1 и 2 относительно друг друга. Это возможно из-за того, что спицы 3 в месте установки на них упругих элементов 6 жестко не зафиксированы на корпусе 2.
Натяжение спиц 3 в конструкции выбирается таким образом, чтобы любой температурный градиент между внутренним и внешним корпусами 1 и 2 не приводил к расслаблению стыка спиц 3 с этими корпусами.
Изобретение позволяет при различной температуре на корпусах турбины не создавать температурные напряжения на элементах опоры, что повышает надежность работы опоры.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОПОРА ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2375596C1 |
ОПОРА ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2006 |
|
RU2326251C1 |
ОПОРА РОТОРА ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2241842C1 |
Сопловый аппарат турбины низкого давления (ТНД) газотурбинного двигателя (ГТД) (варианты) и лопатка соплового аппарата ТНД (варианты) | 2018 |
|
RU2691203C1 |
ОПОРА ТУРБИНЫ ТУРБОМАШИНЫ | 2019 |
|
RU2724074C1 |
ОХЛАЖДАЕМАЯ ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2196896C1 |
ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА | 2013 |
|
RU2525371C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2002 |
|
RU2241840C2 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2204043C2 |
ОПОРА ТУРБИНЫ | 2013 |
|
RU2525383C1 |
Изобретение относится к устройствам опор турбин газотурбинных двигателей. Опора турбины газотурбинного двигателя содержит внутренний корпус турбины с корпусом подшипника, соединенный с наружним ободом корпуса турбины посредством проходящих внутри лопаток соплового аппарата полых спиц с установленными на них упругими элементами. Изобретение позволяет при различной температуре на наружном и внутреннем корпусах турбины значительно уменьшить температурные напряжения на элементах опоры, что повышает надежность работы опоры. 1 ил.
Опора турбины газотурбинного двигателя, содержащая внутренний корпус турбины с корпусом подшипника, соединенный посредством спиц с наружным ободом корпуса турбины, отличающаяся тем, что она снабжена установленными на спицах упругими элементами.
US 5160251 А, 03.11.1992 | |||
УПРУГАЯ ОПОРА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1992 |
|
RU2035596C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА | 1997 |
|
RU2130561C1 |
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1996 |
|
RU2121082C1 |
ОДНОВАЛЬНАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА | 2000 |
|
RU2179647C2 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА | 1999 |
|
RU2157514C1 |
Авторы
Даты
2003-12-20—Публикация
2002-05-30—Подача