Лопасть рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины Российский патент 2003 года по МПК F03B3/12 

Описание патента на изобретение RU2219368C1

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано при создании радиально-осевых гидротурбин.

Известна лопасть рабочего колеса гидромашины (патент US 340120) слегка искривленной формы, имеющая входную и выходную кромки, и прикрепленная верхней и нижней торцовыми поверхностями к верхнему и нижнему дискам рабочего колеса. Недостатком указанной конструкции является несоответствие геометрии входного элемента лопасти натекающему потоку, что приводит к обтеканию лопасти с большой неравномерностью скорости жидкости и соответственно с большими потерями энергии. Кроме того, указанная лопасть обладает низкими кавитационными характеристиками, что является следствием неоптимальности течения жидкости между лопастями рабочего колеса.

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является лопасть рабочего колеса по патенту US 147351, имеющая входную и выходную кромки, и прикрепленная верхней и нижней торцовыми поверхностями к криволинейным поверхностям ступицы и обода. Недостатком указанной конструкции является большая неравномерность течения жидкости, выходящей с рабочего колеса, что приводит к значительным потерям энергии в выходном элементе гидромашины и соответственно снижению общей эффективности ее работы.

Техническим результатом заявляемого изобретения является создание формы лопасти рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины, согласованной с набегающим потоком жидкости и обеспечивающей равномерное течение жидкости выходящей с рабочего колеса. Улучшение условий обтекания лопасти приводит к повышению КПД и улучшению кавитационных характеристик гидротурбины.

В данном изобретении решается задача улучшения условий обтекания лопасти путем создания ее новой формы, характеризующейся новыми соотношениями параметров.

Технический результат достигается тем, что лопасть рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины, имеющая криволинейную форму, содержащая входную и выходную кромки и присоединяемая торцовыми поверхностями к ободу и ступице, имеет входную кромку, выполненную прямолинейной, параллельной оси вращения рабочего колеса, причем в декартовой системе координат, ось Z которой совпадает с осью вращения рабочего колеса, а ось Х лежит в меридиональной плоскости, содержащей выходную кромку лопасти, координаты средней линии х', у' и толщины d' лопасти в плоскости сечения, пересекающей координатную плоскость XOZ по оси Х и расположенной под углом 68° к плоскости XOZ, определяются соотношениями:

x'/D1 = 0,188+0,1433(y'/D1) +1,3206(y'/D1)2;

d'/D1 = 0,0045+0,0626(у'/7D1) + 0,7235(y'/D1)2-2,451(y'/D1)3;

координаты средней линии х', у' и толщины d' лопасти в плоскости сечения, проходящей через точку (0; 0; 0,085D1), пересекающей координатную плоскость XOZ по прямой, параллельной оси X и расположенной под углом 62° к плоскости XOZ, определяются соотношениями:

x'/D1 = 0,243-0,1594(y'/D1) +1,584(y'/D1)2;

d'/D1 = 0,0053+0,0678(y'/D1) +0,5826 (y'/D1)2-2,0013(y'/D1)3;

координаты средней линии х', у' и толщины d' лопасти в плоскости сечения, проходящей через точку (0; 0; 0,175D1), пересекающей координатную плоскость XOZ по прямой, параллельной оси X и расположенной под углом 55° к плоскости XOZ, определяются соотношениями:

x'/D1 = 0,349-0,6003(y'/D1) +1,4409 (y'/D1)2+1,0113(y'/D1)з;

d'/D1 = 0,0071+0,0562 (y'/D1) +0,4965(y'/D1)2-1,5670(y'/D1)з,

где D1 - номинальный диаметр рабочего колеса;

х', у' - координаты средней линии сечения в координатной плоскости сечения X'OY', причем ось X' параллельна оси Х и проходит через выходную кромку лопасти, ось Y' соответствует линии пересечения координатной плоскости YOZ и плоскости, секущей лопасть.

Сущность настоящего изобретения иллюстрируется чертежами, на которых показаны:

на фиг.1 - вид лопасти рабочего колеса в проекции на координатную плоскость YOZ декартовой системы координат, ось Z которой совпадает с осью вращения рабочего колеса, а ось Х лежит в меридиональной плоскости, содержащей выходную кромку лопасти, и положение плоскостей, секущих лопасть; на фиг.2 - вид лопасти в плане, т.е. в проекции на координатную плоскость XOY; на фиг.3 - вид вдоль нормали на плоскость сечения В - В.

Лопасть рабочего колеса радиально - осевой гидротурбины по изобретению имеет криволинейную форму, содержит прямолинейную входную кромку 4 и выходную кромку 5 и присоединяется торцовыми поверхностями 6 и 7 к ободу и ступице. Заявляемые соотношения параметров, характеризующие форму лопасти, получены в результате выполнения большого объема расчетных исследований по отработке соответствия входного элемента лопасти набегающему потоку и созданию формы лопасти, обеспечивающей равномерное течение жидкости за рабочим колесом, которое позволяет свести к минимуму потери энергии в выходном элементе гидротурбины.

Форма лопасти задана набором профилей, соответствующих пересечению тела лопасти наклонными плоскостями, показанными на фиг.1. Профиль каждого сечения в соответствии с фиг. 3 задан координатами х', у' средней линии 8 и диаметрами d' окружностей, вписанных в профиль. Плоскости сечений 1, 2 и 3 (фиг.1) заданы координатами zi (i = 1, 2, 3) точки пересечения плоскости с осью Z и углами α1 между плоскостью и координатной плоскостью XOZ. Координаты средних линий и толщины сечений лопасти задаются следующими соотношениями:

Сечение 1:

где D1 - номинальный диаметр рабочего колеса;

х', у' - координаты средней линии сечения в координатной плоскости сечения X'OY', причем ось X' параллельна оси Х и проходит через выходную кромку лопасти, ось Y' соответствует линии пересечения координатной плоскости YOZ и плоскости, секущей лопасть (фиг.1).

Нами проведены сравнительные исследования проточной части гидротурбины диаметром D1=lм с заявляемой формой лопасти и проточной части гидротурбины близкой быстроходности [1, стр.23] на режиме, соответствующем коэффициенту быстроходности ns=115. В результате применения проточной части с заявляемой формой лопасти КПД гидротурбины повышается с 89% до 92%.

Таким образом, использование данного изобретения приводит к увеличению выработки электроэнергии за счет повышения КПД.

Литература

1. Справочник по гидротурбинам, под ред. Н.Н. Ковалева. Л., Машиностроение, 1984 г.

Похожие патенты RU2219368C1

название год авторы номер документа
Способ нарезания резьбы фрезерованием на станках с ЧПУ 1986
  • Нестеров Владимир Яковлевич
  • Демичев Владимир Александрович
SU1389954A1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ И ОСЕВЫХ СМЕЩЕНИЙ ТОРЦОВ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ТУРБИНЫ 2013
  • Кутейникова Марина Михайловна
  • Райков Борис Константинович
  • Секисов Юрий Николаевич
  • Скобелев Олег Петрович
RU2556297C2
УСТРОЙСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ НА ИСТОЧНИК ЗВУКА 2003
  • Гончаров Эдуард Георгиевич
  • Кошевая Галина Даниловна
  • Мартинсон Борис Мартинович
  • Миалович Григорий Константинович
  • Мусин Лев Фёдорович
  • Черкашин Борис Александрович
  • Яковлев Виктор Александрович
RU2276795C2
Рабочее колесо радиально-осевой гидротурбины 1973
  • Аносов Ф.В.
  • Гущин М.В.
  • Ивлев А.Г.
  • Коровин А.Н.
  • Кузминский С.С.
  • Малышев В.М.
  • Матятин Н.Д.
  • Писанов Б.Н.
  • Пылев И.М.
SU714851A1
ЛОПАТОЧНЫЙ АППАРАТ РАБОЧЕГО КОЛЕСА РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ГИДРОТУРБИНЫ 2006
  • Сотников Анатолий Александрович
  • Демьянов Владимир Александрович
  • Пылев Игорь Михайлович
  • Степанов Валентин Николаевич
  • Ригин Валерий Евгеньевич
RU2321766C2
Радиально-осевая гидротурбина и способ её изготовления 2020
  • Кушнарев Владимир Иванович
  • Кушнарев Иван Владимирович
  • Обозный Юрий Сергеевич
RU2757242C1
БЕСКОНТАКТНЫЙ ТРЕХКООРДИНАТНЫЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ 2000
  • Горелик С.Л.
  • Дукаревич Ю.Е.
  • Дукаревич М.Ю.
RU2191348C2
УСТРОЙСТВО ВВОДА ЛАЗЕРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ В ВОЛОКНО 2006
  • Юркин Александр Владимирович
RU2325676C2
Оптико-электронный датчик углового рассогласования 1987
  • Шавырин Игорь Борисович
  • Лабуть Андрей Авенирович
  • Никошин Владимир Витальевич
  • Маказьянц Олег Евгеньевич
SU1569531A1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТРЕХМЕРНЫХ КООРДИНАТ 1991
  • Леонович Э.Н.
RU2015565C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 219 368 C1

Реферат патента 2003 года Лопасть рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины

Конструкция лопасти рабочего колеса может быть использована при создании радиально-осевых гидротурбин. Лопасть рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины, имеющая криволинейную форму, содержит входную и выходную кромки, присоединена торцовыми поверхностями к ободу и ступице, имеет входную кромку, выполненную прямолинейной, параллельной оси вращения рабочего колеса, причем в декартовой системе координат, ось Z которой совпадает с осью вращения рабочего колеса, а ось Х лежит в меридиональной плоскости, содержащей выходную кромку лопасти, координаты средней линии х', у' и толщины d' лопасти в плоскости сечения, пересекающей координатную плоскость XOZ по оси Х и расположенной под углом 68° к плоскости XOZ, определяются соотношениями:

координаты средней линии х', у' и толщины d' лопасти в плоскости сечения, проходящей через точку (0; 0; 0,085 D1), пересекающей координатную плоскость XOZ по прямой, параллельной оси X, и расположенной под углом 62° к плоскости XOZ, определяются соотношениями:

координаты средней линии х', у' и толщины d' лопасти в плоскости сечения, проходящей через точку (0; 0; 0,175 D1), пересекающей координатную плоскость XOZ по прямой, параллельной оси X, и расположенной под углом 55° к плоскости XOZ, определяются соотношениями:

где D1 - номинальный диаметр рабочего колеса,

x', у' - координаты средней линии сечения в координатной плоскости сечения X'OY', причем ось X' параллельна оси Х и проходит через выходную кромку лопасти, ось Y' соответствует линии пересечения координатной плоскости YOZ и плоскости, секущей лопасть. Конструкция лопасти позволяет повысить КПД турбины и улучшить ее кавитационные характеристики. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 219 368 C1

Лопасть рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины, имеющая криволинейную форму, содержащая входную и выходную кромки и присоединяемая торцовыми поверхностями к ободу и ступице, отличающаяся тем, что входная кромка выполнена прямолинейной, параллельной оси вращения рабочего колеса, причем в декартовой системе координат, ось Z которой совпадает с осью вращения рабочего колеса, а ось Х лежит в меридиональной плоскости, содержащей выходную кромку лопасти, координаты средней линии х', у' и толщины а' лопасти в плоскости сечения, пересекающей координатную плоскость XOZ по оси Х и расположенной под углом 68° к плоскости XOZ, определяются соотношениями

координаты средней линии х', у' и толщины а' лопасти в плоскости сечения, проходящей через точку (0; 0; 0,085 D1), пересекающей координатную плоскость XOZ по прямой, параллельной оси X, и расположенной под углом 62° к плоскости XOZ, определяются соотношениями

координаты средней линии х', у' и толщины d' лопасти в плоскости сечения, проходящей через точку (0; 0; 0,175D1), пересекающей координатную плоскость XOZ по прямой, параллельной оси X, и расположенной под углом 55° к плоскости XOZ, определяются соотношениями

где D1 - номинальный диаметр рабочего колеса;

х', у' - координаты средней линии сечения в координатной плоскости сечения X'OY',

причем ось X' параллельна оси Х и проходит через выходную кромку лопасти, ось Y' соответствует линии пересечения координатной плоскости YOZ и плоскости, секущей лопасть.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2219368C1

Способ изучения микроструктуры металлов и сплавов при испытании плоских образцов в процессе растяжения с различными скоростями 1960
  • Перцовский Н.З.
  • Лозинский М.Г.
SU147351A1

RU 2 219 368 C1

Авторы

Гольдфарб А.И.

Помысов А.А.

Сабышев А.С.

Топаж Г.И.

Тупицын В.А.

Явиц С.Н.

Даты

2003-12-20Публикация

2003-02-04Подача