Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к кузовам крытых вагонов бункерного типа для перевозки сыпучих грузов, таких как минеральные удобрения, зерно и т.д.
Известен кузов крытого вагона-хоппера, включающий раму, боковые стены, торцовые стены и крышу с загрузочными люками (см., например, Отраслевой каталог "Вагоны СССР", М., ЦНИИТЭИтяжмаш, 1989 г., стр.55).
Недостатком известного кузова является высокое положение центра тяжести в порожнем состоянии (что связано с выполнением боковых стен плоскими и наличием тяжелых боковых обвязок, связывающих крышу и стены), следствием чего является низкая устойчивость вагона, особенно при вписывании в кривые участки пути.
Известен также взятый за прототип кузов крытого вагона-хоппера, включающий раму, боковые стены криволинейной формы, торцовые стены и крышу с загрузочными люками (см. , например, патент США 4598646. МПК В 61 D 7/02, 17/08. 1985 г.).
Недостатком этого кузова является невозможность увеличения полезного объема путем выполнения вагона в габарите 1-Т, т.к. при увеличении в соответствии с этим габаритом высоты кузова верхняя его часть не может быть вписана в габарит из-за наличия широкой крыши.
Кроме того, при увеличении высоты кузова его центр тяжести в порожнем состоянии поднимется, что приведет (как у аналога) к потере устойчивости вагона при вписывании в кривые участки пути.
Известный кузов также достаточно сложен в изготовлении, т.к. боковые стены представляют собой в поперечном сечении криволинейную поверхность, имеющую три различных радиуса кривизны.
Изобретение решает задачу увеличения полезного объема кузова при вписывании его в габарит 1-Т с одновременным снижением его центра тяжести, а также упрощение технологии изготовления.
Для решения этой задачи в кузове крытого вагона-хоппера, включающем раму, боковые стены криволинейной формы, торцовые стены и крышу с загрузочными люками, боковые стены выполнены заодно с крышей, например, по дуге окружности и расположены в нижней части кузова на расстоянии, равном ширине рамы.
Техническим преимуществом заявляемого кузова является повышение его полезного объема, а значит, и грузоподъемности благодаря выполнению боковых стен заодно с крышей по дуге окружности, что позволило увеличить высоту кузова и максимально использовать возможности габарита 1-Т.
"Каплевидная" форма поперечного сечения кузова позволяет оптимально использовать его полезный объем, а значит, дополнительно увеличить грузоподъемность вагона, т.к. угол наклона (скругление) боковой стены в верхней части кузова практически соответствует углу естественного откоса засыпаемого груза (в частности, минеральных удобрений), благодаря чему после загрузки вагона пустоты в районе загрузочных люков сводятся к минимуму.
Кроме того, благодаря "каплевидной" форме снижается центр тяжести кузова как в порожнем, так и в груженом состоянии, что улучшает его прочностные и динамические ( в частности, устойчивость) характеристики, а также повышается безопасность обслуживания вагона, т.к. появляется возможность расположить горизонтальные мостки для обслуживания загрузочных люков не на крыше вагона, а на более низком уровне, и верхняя часть кузова при этом будет являться дополнительной опорой.
Конструктивные особенности заявляемого кузова позволяют упростить технологию его изготовления.
Изобретение поясняется чертежом ( в верхней части кузова тонкой линией дана поверхность засыпаемого груза).
Заявляемый кузов вагона-хоппера имеет раму 1, боковые стены 2, выполненные заодно с кривей по дуге окружности, и торцовые стены.
Расстояние между стенами 2 в верхней части кузова определяется шириной загрузочных люков 3. Ширина рамы 1 определяет расстояние между стенами в нижней части кузова.
Форма верхней части кузова соответствует форме верхней части габарита 1-Т и максимально приближена к углу естественного откоса для минеральных удобрений, величина которого больше, чем у аналогичных грузов меньшего удельного веса.
Для увеличения полезного объема кузова при перевозке груза меньшего удельного веса и сохранения при этом положения центра тяжести боковые стены могут быть выполнены с перегибом в средней части на минимальной высоте в соответствии с возможностями габарита 1-Т.
После загрузки вагона минеральными удобрениями сверху образуется горка, стороны которой почти соответствуют дуге окружности боковых стен. В результате оседания груза при перевозке под крышкой люка образуется незагруженное пространство, которое является минимально возможным для крытых вагонов бункерного типа габарита 1-Т.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОДУЛЬНЫЙ ХОППЕР-ВАГОН | 2003 |
|
RU2220861C1 |
ЧЕТЫРЕХОСНЫЙ ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ХОППЕР И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗ КРЫТОГО ХОППЕРА | 2004 |
|
RU2273576C2 |
Вагон-хоппер бункерного типа | 2020 |
|
RU2742359C1 |
ХОППЕР-ВАГОН | 2000 |
|
RU2161103C1 |
ВАГОН-ХОППЕР | 2006 |
|
RU2321512C1 |
Вагон-хоппер | 2021 |
|
RU2766484C1 |
Вагон крытый | 2019 |
|
RU2729916C1 |
ХОППЕР-ВАГОН | 2003 |
|
RU2246415C2 |
Механизм блокировки пульта управления разгрузочными люками бункерного вагона | 1991 |
|
SU1772023A1 |
ХОППЕР-ВАГОН | 2002 |
|
RU2215663C1 |
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к кузовам крытых вагонов бункерного типа. Кузов крытого вагона-хоппера включает раму 1, боковые стены 2 криволинейной формы, торцовые стены и крышу с загрузочными люками 3. Боковые стены выполнены заодно с крышей по дуге окружности и расположены в нижней части кузова на расстоянии, равном ширине рамы. Изобретение увеличивает полезный объем кузова и упрощает технологию изготовления. 1 ил.
Кузов крытого вагона-хоппера, включающий раму, боковые стены криволинейной формы, торцовые стены и крышу с загрузочными люками, отличающийся тем, что боковые стены выполнены заодно с крышей по дуге окружности и расположены в нижней части кузова на расстоянии, равном ширине рамы.
US 3543692 А, 01.12.1970 | |||
КУЗЬМИЧ Л.Д | |||
и др | |||
Обзорная информация | |||
Грузовые вагоны зарубежных стран, 5-73-22 | |||
- М., 1973, с | |||
Аппарат для испытания прессованных хлебопекарных дрожжей | 1921 |
|
SU117A1 |
US 4941411 A, 17.07.1990. |
Авторы
Даты
2004-01-10—Публикация
2001-08-09—Подача