Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам опирания кузова рельсовых транспортных средств на тележки.
В рельсовых транспортных средствах известны пятниковые узлы, состоящие из пятника, соединенного с кузовом вагона, подпятника, смонтированного на балке тележки, промежуточного элемента, расположенного между пятником и подпятником, и центрального стержня-шкворня, пропущенного через все детали пятникового узла.
Известен пятниковый узел вагона (авт. св. СССР № 1425118, В 61 F), содержащий укрепленный на раме вагона пятник, расположенный на раме тележки плоский подпятник с кольцевым буртом и размещенный между ними цилиндрический вкладыш, выполненный в виде пластины с расположенными в центральной части и по периферии кольцевыми ребрами жесткости уменьшающейся толщины, причем нижняя опорная поверхность пластины выполнена по периферии с коническим скосом.
Известен также пятниковый узел рельсового транспортного средства, содержащий пятник с опорным выступом и подпятник с кольцевым буртом (авт. св. СССР № 1449422, В 61 F), в которых выполнены цилиндрические углубления, сопряженные со сферическими углублениями соответственно в их верхней и нижней частях, в которые входит шкворень, выполненный в виде усеченного шара.
Наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сущности является принятый в качестве прототипа узел соединения кузова с тележкой ж/д транспортного средства (авт. св. СССР № 1184727, В 21 F), в котором пята кузова и подпятник надрессорной балки тележки сопряжены с промежуточным элементом, при этом одно из указанных сопряжении выполнено по коническим поверхностям, а другое - по расположенным поперек транспортного средства цилиндрическим поверхностям и примыкающим к ним со стороны боковин тележки коническим поверхностям.
Такое выполнение узла позволяет повысить надежность соединения кузова с тележкой путем обеспечения беззазорного контакта при взаимном перемещении кузова и тележки, но не обеспечивает неразъемности их соединения в нештатных ситуациях.
Для выполнения требования неразъемности кузова с тележками в нештатных ситуациях дополнительно к указанным узлам устанавливают с двух сторон фиксирующие устройства, состоящие из двух проушин, скобы и пронизывающего их горизонтального стержня.
При этом не исключена утрата условий взаимозаменяемости тележек и усложнена их подкатка и выкатка под кузовом.
Задачей заявляемого изобретения является повышение эксплуатационной надежности и долговечности за счет обеспечения неразъемности кузова с тележками в нештатных ситуациях при сохранении взаимозаменямости тележек и условий их подкатки и выкатки под кузовом.
Для решения поставленной задачи подпятник выполнен с наружным кольцевым буртом, на который посредством внутренних проточек установлены два скреплямых болтами или осью и откидным болтом полукольца, внутренний кольцевой выступ которых размещен в канавке пяты, расположенной в основании его опорной сферической поверхности.
Решение данной задачи достигается также тем, что шкворень выполнен в виде трубы, неподвижно соединенной с тележкой соосно с подпятником.
На чертеже изображен пятниковый узел, разрез по оси симметрии.
Пятниковый узел состоит из пяты 1, закрепленной на кузове 2 транспортного средства, подпятника 3 и трубы 4, установленных неподвижно на раме тележки 5 по ее центральной оси, двух полуколец 6 и износостойкой прокладки 7.
Подпятник 3 имеет внутреннюю опорную сферичесую поверхность 8 и наружный кольцевой бурт 9, на который посредством внутренних проточек (канавок) 15, соразмерных кольцевому бурту 9, установлены полукольца 6, скрепленные в единое кольцо болтами или осью 10 и откидным болтом 11.
Пята 1 представляет собой плиту с выступающей вниз опорной сферической поверхностью 12 и кольцевой канавкой 13 в ее основании, в которую входит внутренний бурт 14 полуколец 6 с зазором, достаточным для разворота кузова относительно тележек на регламентированную величину.
Прокладка 7 является сменяемым элементом конструкции и предназначена для предотвращения износа сферических поверхностей 8 и 12.
Труба 4 выполняет роль шкворня и предназначена для предварительной ориентации пяты 1 с подпятником 3 при подкатке тележки под кузов.
Устройство работает следующим образом.
Для сборки пятникового узла кузов 2 приподнимается, тележка 5 с предварительно собранными и уложенными на ее плоскость вокруг подпятника 3 полукольцами 6 подкатывается под него до совпадения трубы 4 с отверстием в пяте 1. При опускании кузова 2 происходит окончательное центрирование пяты 1 с подпятником 3 сферическими поверхностями. Полукольца 6 внутренними канавками 15 устанавливаются на бурт 9 подпятника 3 и сжимаются откидным болтом 11, обеспечивая неразъемность узла и соответственно кузова с тележкой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЯТНИКОВЫЙ УЗЕЛ ОПОРЫ КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ ГРУЗОВОГО ВАГОНА | 2004 |
|
RU2279368C1 |
ПЯТНИКОВЫЙ УЗЕЛ ОПОРЫ КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ ГРУЗОВОГО ВАГОНА | 2011 |
|
RU2465161C1 |
ПЯТНИКОВЫЙ УЗЕЛ ОПОРЫ КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ ГРУЗОВОГО ВАГОНА | 2011 |
|
RU2466892C1 |
Сочленение тележки с кузовом железнодорожного транспортного средства | 1986 |
|
SU1414693A1 |
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РАМЫ ТЕЛЕЖКИ РЕЛЬСОВОГО ЭКИПАЖА С КУЗОВОМ | 1995 |
|
RU2090405C1 |
Устройство связи кузова с тележкой рельсового транспортного средства | 1989 |
|
SU1678679A1 |
ПЯТНИК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2015 |
|
RU2613113C1 |
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ КУЗОВА ГРУЗОВОГО ВАГОНА С ТЕЛЕЖКОЙ | 2019 |
|
RU2722047C1 |
Пятниковый узел | 1989 |
|
SU1726857A1 |
Узел сочленения кузова грузового вагона с тележкой | 2023 |
|
RU2813223C1 |
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам опирания кузова рельсовых транспортных средств на тележки. Пятниковый узел рельсового транспортного средства содержит сферические пяту кузова и подпятник, между которыми располагается износостойкая прокладка, а также шкворень. Подпятник выполнен с наружным кольцевым буртом, на который посредством внутренних проточек установлены два скрепляемых болтами или осью и откидным болтом полукольца. Внутренний кольцевой выступ полуколец размещен в канавке пяты, расположенной в основании ее опорной сферической поверхности. Шкворень выполнен в виде трубы, неподвижно соединенной с тележкой соосно с подпятником. Технический результат, достигаемый при использовании устройства, заключается в повышении эксплуатационной надежности и долговечности узла. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Узел соединения кузова с тележкой железнодорожного транспортного средства | 1984 |
|
SU1184727A1 |
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РАМЫ ТЕЛЕЖКИ РЕЛЬСОВОГО ЭКИПАЖА С КУЗОВОМ | 1995 |
|
RU2090405C1 |
US 4565134, 21.01.1986 | |||
УЗЕЛ ОПОРЫ КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2127682C1 |
Авторы
Даты
2004-05-10—Публикация
2001-12-07—Подача