МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА ПОГОНА АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ Российский патент 2004 года по МПК F41A27/20 

Описание патента на изобретение RU2232966C1

Изобретение относится к боевым машинам, вооружение которых установлено в поворотных башнях, и может найти применение в механизмах поворота погона артиллерийских установок.

Известен механизм поворота, содержащий заключенный в корпус редуктор, кинематически связанный с вращающейся частью машины (Трансмиссия танка. PzKw VI Tiger Ausf.H; http://alexfiles99.narod.ru/transmission/tvi_tiger/transmission_pzkw_vi_ausf_h.htm).

Недостаток - сложность конструкции механизма поворота.

Известен механизм поворота, содержащий кинематически связанный с зубчатым венцом погона цилиндрический зубчатый редуктор (патент 2068536, F 41 А 27/06, 27/20, опубл. 27.10.96).

Погон представляет собой большой радиально-упорный подшипник, который является опорой вращающей части артиллерийской установки, несущей на себе качающую часть с автоматическим блоком автоматов. Артиллерийские установки, особенно установки с эксцентричным расположением качающей части, испытывают при стрельбе опрокидывающий момент, поэтому погон испытывает невыгодные по жесткости виды нагружения, что приводит к резким колебаниям контактных напряжений в последней кинематической паре зацепления редуктора с погоном.

Резкие колебания контактных напряжений в паре зацепления ректора с погоном приводят к снижению жесткости зубьев погона, а в итоге снижают точность стрельбы.

Задачей заявляемого технического решения является уменьшение контактных напряжений в последней кинематической паре зацепления редуктора с погоном за счет усовершенствования механизма поворота погона без увеличения трудоемкости его конструкции.

Техническое решение достигается тем, что в механизме поворота погона артиллерийской установки, содержащем редуктор, имеющий связанную с зубчатым венцом погона кинематическую цепь зубчатых пар цилиндрических шестерен, кинематическая цепь выполнена по двухпоточной схеме с единым силовым зацеплением двух потоков с зубчатым венцом погона и снабжена двумя идентичными косозубыми шестернями, установленными на валу, общем для двух потоков, при этом обе шестерни выполнены с противоположно равными углами наклона зубьев, а вал установлен с возможностью осевого перемещения.

На фиг.1 представлен общий вид редуктора погона артиллерийской установки;

на фиг.2 - вид А-А фиг.1;

на фиг.3 - кинематическая схема механизма поворота;

на фиг.4 - вал-шестерня;

на фиг.5 - косозубая шестерня.

Механизм поворота содержит заключенный в корпус 1 цилиндрический редуктор, который предназначен для передачи вращения от электродвигателя 2 (фиг.2) на зубчатый венец погона 3.

Редуктор выполнен 3-ступенчатым, с продольным расположением валов зацепляющихся пар цилиндрических зубчатых колес и шестерен по двухпоточной схеме.

Двухпоточная схема редуктора включает вал 4, связывающий два боковых потока кинематической цепи зубчатых пар цилиндрических колес с коренными шестернями 5(Z9) и 6(Z’9), имеющих внутреннее зацепление с зубчатым венцом (Z10) погона (фиг.3).

Электродвигатель (ЭД) соединен с входным вала 7 редуктора полумуфтой 8. Шестерня 9 (Z3) входного вала находится в зацеплении через шестерню (Z5) электромагнитной тормозной муфты (Т.м.) 10 (условно показано на фиг.3), предназначенной для удержания вращения погона при неработающем электродвигателе, с зубчатым колесом 11 (Z6), установленным на общем вале. Одновременно с этим же колесом находится в зацеплении шестерня 12 ручного привода 13 (Р.п.).

Шестерня 14 (Z’7) общего вала находится в зацеплении с зубчатым колесом 15 промежуточного вала 16 одного из бокового потока, шестерня 17 которого зацеплена с зубчатым колесом 18 (Z’8), установленным на выходном вале 20, несущем коренную шестерню 5.

На общем валу установлена еще одна шестерня 21 (Z7), идентичная шестерне 14 и которая находится в зацеплении с зубчатым колесом 22 промежуточного вала 23 второго бокового потока, шестерня 24 которого зацеплена с зубчатым колесом 25 (Z8), идентичным зубчатому колесу 18 и установленным на втором выходном валу 26, несущим вторую коренную шестерню 6.

Шестерни 14 и 21 выполнены косозубыми с одним и тем же углом наклона зубьев, но противоположного направления.

Вал 4 имеет возможность перемещаться в осевом направлении в подшипниках 27 и нагружен пружиной 28.

Основной поток мощности от электродвигателя 2 через зубчатое колесо 11 подается на вал 4, который, вращаясь, передает потоки мощности через пары зубчатых зацеплений (Z7-Z8) в одну сторону и (Z’7-Z’8) в другую сторону на коренные шестерни 5 и 6, которые будут иметь одностороннее вращение. Погон входит в поворот, получая единое силовое зацепление с шестернями. Ввиду разностороннего направления угла наклона зубьев шестерен 14 и 21 зубчатые колеса 15 и 22 будут разворачиваться в противоположные стороны, вал 4 при этом будет перемещаться по подшипникам 14 вдоль оси, благодаря чему при вращении во всех зубчатых парах будет выбираться боковой зазор.

В случае неисправности механизма поворота предусмотрена возможность поворота с использованием ручного привода 13. При вращении механиком вала ручного привода начинает взаимодействовать зубчатая пара шестерня 12 - зубчатое колесо 11, которая передает поток мощности через вал 4 на выходные валы 20 и 26.

Данная двухпоточная схема механизма поворота погона артиллерийской установки позволяет во время стрельбы снизить резкие скачки контактных напряжений в последней кинематической паре зацепления коренная шестерня - погон, что способствует усилению жесткости ее опоры и, как следствие, повышению качества стрельбы.

Похожие патенты RU2232966C1

название год авторы номер документа
ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ БАШНИ 2014
  • Орленко Владимир Васильевич
  • Леонов Николай Александрович
  • Карпенко Андрей Борисович
  • Антипов Иван Вячеславович
  • Короп Василий Яковлевич
RU2547669C1
ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ БАШНИ 2018
  • Мухин Александр Валентинович
  • Леонов Николай Александрович
  • Карпенко Андрей Борисович
  • Антипов Иван Вячеславович
RU2678397C1
ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ БАШНИ 2018
  • Мухин Александр Валентинович
  • Леонов Николай Александрович
  • Карпенко Андрей Борисович
  • Антипов Иван Вячеславович
RU2789364C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШЕСТЕРЕН И КОНТРОЛЯ СБОРКИ ИЗ НИХ МНОГОПОТОЧНЫХ ВЕРТОЛЕТНЫХ РЕДУКТОРОВ 2002
  • Семикопенко Н.А.
  • Загрышев А.Д.
  • Тененбойм М.Л.
  • Стряпунин Н.С.
RU2236341C1
МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Шипунов А.Г.
  • Образумов В.И.
  • Кисляк В.А.
  • Кравчук В.З.
RU2225549C2
ПРИВОД ВРАЩАЮЩЕГОСЯ КОНВЕЙЕРА АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ 1999
  • Шипунов А.Г.
  • Березин С.М.
  • Швец Л.М.
  • Буренков Н.Н.
RU2172457C2
ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАРИАТОРА 1991
  • Корнилов С.Н.
RU2022182C1
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕДУКТОР ТУРБОВИНТОВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Шеховцева Евгения Владимировна
  • Никифоров Владимир Анатольевич
RU2532089C1
СТАН ПРОДОЛЬНОЙ ПРОКАТКИ ПРОФИЛЕЙ ПЕРИОДИЧЕСКОГО СЕЧЕНИЯ 1991
  • Серман Б.А.
  • Иванов И.М.
  • Кудрявцев А.Н.
  • Фомина Л.Л.
  • Ковтушенко А.А.
  • Лагутин С.А.
RU2009742C1
Привод перемещений рабочих органов металлорежущих станков 1988
  • Ладыженский Давид Исаакович
  • Рашковский Юлий Шоелевич
  • Штейнберг Григорий Израйлевич
SU1618966A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 232 966 C1

Реферат патента 2004 года МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА ПОГОНА АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ

Изобретение относится к боевым машинам, в частности к механизмам поворота погона артиллерийских установок. Сущность изобретения заключается в том, что механизм поворота погона содержит зубчатый редуктор, связанный с зубчатым венцом погона. Кинематическая передача редуктора выполнена по двухпоточной схеме с единым силовым зацеплением двух потоков с зубчатым венцом погона. Указанная передача снабжена двумя идентичными косозубыми шестернями, которые установлены на общем для двух потоков валу. Обе шестерни выполнены с противоположно равными углами наклона зубьев, а вал установлен с возможностью осевого перемещения. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 232 966 C1

Механизм поворота погона артиллерийской установки, содержащий редуктор, имеющий связанную с зубчатым венцом погона кинематическую цепь зубчатых пар цилиндрических шестерен, отличающийся тем, что кинематическая цепь выполнена по двухпоточной схеме с единым силовым зацеплением двух потоков с зубчатым венцом погона и снабжена двумя идентичными косозубыми шестернями, установленными на валу, общем для двух потоков, при этом обе шестерни выполнены с противоположно равными углами наклона зубьев, а вал установлен с возможностью осевого перемещения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2232966C1

МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА БАШНИ 1993
  • Кузнецов А.К.
  • Апанасевич Г.Г.
  • Баженов Ю.И.
  • Шниткин Ю.В.
  • Колесников Н.С.
RU2068536C1
ФОРТИФИКАЦИОННАЯ УСТАНОВКА 1992
  • Алтунин В.И.
  • Иванов В.Н.
  • Сердюков В.А.
  • Заговеньев В.Н.
  • Попов Ф.В.
  • Романов С.А.
  • Хохлов В.И.
  • Чуркин А.А.
  • Райлян А.А.
RU2079092C1
МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА БАШНИ 1992
  • Кузнецов А.К.
  • Апанасевич Г.Г.
  • Баженов Ю.И.
  • Шниткин Ю.В.
  • Синицын А.Н.
RU2054154C1
БРОНИРОВАННАЯ РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННАЯ МАШИНА 1996
  • Марченко В.Я.
  • Ненашев Н.В.
RU2133941C1
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ГИПОКСИЧЕСКИХ И ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У НОВОРОЖДЕННЫХ 2003
  • Слюсарь Т.А.
  • Яковлев Н.А.
  • Каргаполов А.В.
  • Костюкова Т.Л.
RU2249823C1
Прибор для промывания газов 1922
  • Блаженнов И.В.
SU20A1
ВОЗДЕЙСТВИЕ КАЛЬЦИЙФОСФАТНЫМ КОМПЛЕКСОМ НА ЗУБНОЙ КАРИЕС 2007
  • Танкреди Дорис
  • Минг Динг
  • Винсент Джек В.
RU2437646C2
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ 2009
  • Мертвищев Евгений Михайлович
RU2421362C2
СИСТЕМА СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Джонсон Клиффорд Е.
  • Леперс Йоахим
  • Вейсиф Сеймер П.
RU2507451C2

RU 2 232 966 C1

Авторы

Зинин Г.Н.

Новосельцев А.В.

Чибисова М.В.

Даты

2004-07-20Публикация

2003-03-11Подача