Изобретение относится к области цветной металлургии, а именно - к производству фасонных отливок из сплава на основе алюминия системы A-Si-Cu-Mg, применяемых в качестве базовых (корпусных) деталей агрегатов управления топливной системой в авиационной и автомобильной промышленности.
Известен сплав на основе алюминия, содержащий, мас.%:
Кремний 6,5-7,5
Магний 0,55-0,60
Титан 0,10-0,20
Алюминий Остальное
[Registration Recоrd of Aluminum Association Alloy Designations and Chemical Composition Limits for Aluminum Alloys in the Form of Casting and Ingot. The Aluminum Association, Inc. 900 19th Street N.W. Washington. D.C. 200078 Revised. September 1, 1987 Supersedes July, 1985].
Известен сплав на основе алюминия, содержащий, мас.%:
Никель 3,0-6,5
Скандий 0,2-0,8
Цирконий 0,05-0,15
Алюминий Остальное
[Патент РФ №2001144].
Известен сплав на основе алюминия, содержащий, мас.%:
Кремний 5,0-13,0
Медь 1,2-3,5
Магний 0,3-1,5
Титан 0,10-0,30
Бериллий 0,001-0,1
Хром 0,015-0,05
Скандий 0,01-0,2
Стронций 0,015-0,05
Алюминий Остальное
[Патент РФ №2082806].
Недостатками известных сплавов-аналогов являются невысокие механические свойства (до 300 МПа), что не позволяет использовать их в деталях агрегатов управления топливной системой.
Наиболее близким по составу и назначению к предлагаемому сплаву является литейный сплав на основе алюминия следующего состава, мас.%:
Кремний 8,5-15,0
Медь 0,5-5,5
Магний 0,1-1,0
Титан 0,10-0,70
по крайней мере один металл, выбранный из группы, содержащей:
Цирконий 0,01-0,5
Никель 0,01-1,0
Ванадий 0,01-0,5
Хром 0,01-0,5
Сурьма 0,01-0,4
Алюминий Остальное
[Патент РФ №1836476].
Недостатками сплава-прототипа являются невысокие литейные свойства: горячеломкость, жидкотекучесть, линейная усадка. Значительная часть фасонных отливок из сплава-прототипа имеет литейный брак, в основном горячие трещины, незаливы, концентрированные рыхлоты, что приводит к окончательному браку продукции.
Технической задачей предлагаемого изобретения является создание сплава на основе алюминия и изделий из него, обладающих улучшенными литейными свойствами: повышенной жидкотекучестью, уменьшенными горячеломкостью и линейной усадкой, что позволяет снизить брак литья фасонных отливок для агрегато-, самолето- и автомобилестроения.
Поставленная техническая задача достигается тем, что предложен сплав на основе алюминия, содержащий кремний, медь, магний, титан, цирконий, сурьму, который дополнительно содержит скандий, неодим и кальций при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Кремний 5,0-10,0
Медь 2,0-5,0
Магний 0,3-0,7
Титан 0,05-0,4
Цирконий 0,01-0,3
Сурьма 0,2-0,4
Скандий 0,05-0,6
Неодим 0,1-0,3
Кальций 0,3-2,0
Алюминий Остальное
и изделие, выполненное из него.
Авторами установлено, что скандий (переходный металл), неодим, (из группы лантаноидов) и сурьма образуют с алюминием и кремнием так называемые “дисперсоиды”. Ультрадисперсные частицы этих элементов в заданном количестве и приведенном выше соотношении других компонентов обеспечивают упрочнение твердого раствора после закалки и искусственного старения и, следовательно, приводит к достижению оптимального соотношения предела прочности и пластичности.
Кальций в казанных пределах и заявленном соотношении компонентов в предлагаемом сплаве повышает его литейные свойства.
Пример осуществления.
Сплав готовили в электрических печах сопротивления в графитово-шамотных тиглях.
Литьем в металлические формы отливали заготовки, из которых вытачивали стандартные образцы ⊘12 мм для определения механических свойств при комнатной температуре, а также фасонные отливки (корпусы). Образцы испытывали в закаленном и искусственно состаренном состоянии по режиму: нагрев 540°С - 10 ч, закалка в воде 20°С и искусственное старение при 175°С - 6 ч, охлаждение на воздухе.
В табл. 1 приведен химический состав предлагаемого сплава и сплава-прототипа, в табл. 2 - значения механических и литейных свойств.
На основании экспериментальных данных можно сделать следующие выводы: предлагаемый сплав на основе алюминия имеет более высокие литейные свойства (жидкотекучесть повысилась на 5%, горячеломкость (по технологической пробе появлялась трещина при ширине кольца 5 мм) снизилась в 2,5 раза, линейная усадка снизилась на 25%) при высоких значениях механических свойств.
Фасонные отливки (корпуса) прошли контроль качества. Брака по литью не обнаружено.
Таким образом, применение предлагаемого сплава на основе алюминия в изделиях агрегато-, самолето- и автомобилестроения в качестве базовых (корпусных) деталей агрегатов управления топливной системой позволит снизить вес изделий на 15%, увеличить ресурс в 4 раза, а также ликвидировать брак по качеству литья.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛИТЕЙНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО | 2014 |
|
RU2563416C1 |
ЛИТЕЙНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 2011 |
|
RU2447174C1 |
Высокотеплопроводный алюминиевый литейный сплав | 2024 |
|
RU2822530C1 |
СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 1993 |
|
RU2057198C1 |
ВЫСОКОПРОЧНЫЙ АЛЮМИНИЕВЫЙ ЛИТЕЙНЫЙ СПЛАВ | 2014 |
|
RU2558807C1 |
ЛИТЕЙНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 2009 |
|
RU2415193C1 |
Высокопрочный литейный алюминиевый сплав | 2020 |
|
RU2754418C1 |
ЛИТЕЙНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 1992 |
|
RU2030477C1 |
Коррозионностойкий литейный алюминиевый сплав | 2017 |
|
RU2672653C1 |
Алюминиево-кальциевый сплав | 2022 |
|
RU2790117C1 |
Изобретение относится к области цветной металлургии, а именно к производству фасонных отливок из сплава на основе алюминия системы Al-Si-Cu-Mg, применяемых в качестве базовых деталей агрегатов управления топливной системой в авиационной и автомобильной промышленности. Предложены сплав и изделие, выполненное из него, содержащие следующие компоненты, мас.%: кремний 5,0-10,0, медь 2,0-5,0, магний 0,3-0,7, титан 0,05-0,4, цирконий 0,01-0,3, сурьма 0,2-0,4, скандий 0,05-0,6, неодим 0,1-0,3, кальций 0,3-2,0, алюминий - остальное. Техническим результатом изобретения является создание сплава на основе алюминия и изделий из него, обладающих улучшенными литейными свойствами: повышенной жидкотекучестью, уменьшенными горячеломкостью и линейной усадкой. 2 н.з.п. ф-лы, 2 табл.
Кремний 5,0-10,0
Медь 2,0-5,0
Магний 0,3-0,7
Титан 0,05-0,4
Цирконий 0,01-0,3
Сурьма 0,2-0,4
Скандий 0,05-0,6
Неодим 0,1-0,3
Кальций 0,3-2,0
Алюминий Остальное
Кремний 5,0-10,0
Медь 2,0-5,0
Магний 0,3-0,7
Титан 0,05-0,4
Цирконий 0,01-0,3
Сурьма 0,2-0,4
Скандий 0,05-0,6
Неодим 0,1-0,3
Кальций 0,3-2,0
Алюминий Остальное
Литейный сплав на основе алюминия | 1992 |
|
SU1836476A3 |
Авторы
Даты
2004-09-27—Публикация
2003-04-29—Подача