Изобретение относится к диагностике психофизиологических возможностей учащихся и может быть использовано для определения индивидуальных психофизиологических возможностей учащихся с оценкой эффективности работы педагога, а также для научных исследований.
В учебных заведениях оценка индивидуальных возможностей учащегося в основном определяется с помощью оценок на контрольных, зачетах и экзаменах, но эта система имеет недостаток в том, что сравнение успеваемости в начале или в конце учебного года, например, стоит одинаковая оценка отлично, а с помощью одинаковой оценки не охарактеризовать динамику развития психофизиологических индивидуальных возможностей учащихся. Известен способ психофизиологического исследования, с помощью которого можно выявить динамику динамики развития индивидуальных психофизиологических возможностей учащихся, в котором предусматривается предъявление стимулов с регистрацией электроэнцефалограммы [1], но данный способ требует аппаратурного обеспечения и практически очень сложно применить в учебных заведениях. Имеется более простой способ определения уровней эмоционального напряжения, в котором с помощью повышения точности определяют электрическое сопротивление кожи [2], но данный подход имеет недостатки в том, что не выявляет динамики развития индивидуальных психофизиологических возможностей учащихся.
Прототипом заявленного изобретения является способ определения целеустремленности [3], в котором ребенку предъявляют задачу на непрерывное приближение объекта при непрерывном воздействии на управляющий орган, замеряют общее время решения задачи и полезное время, определяют их отношение и при соотношении 0,7-1,0 ребенка признают целеустремленным, при этом регистрируют частоту сердечных сокращений и по этим данным оценивают целеустремленность. Положительное в таком подходе то, что определяют индивидуальные психофизиологические особенности ребенка особенно в детских дошкольных учреждениях, а недостаток - невозможность применения в динамике образовательного процесса в учебных заведениях.
Задача настоящего изобретения - определение динамики развития индивидуальных психофизиологических возможностей учащихся.
Согласно изобретению поставленная задача достигается тем, что определение динамики развития индивидуальных психофизиологических возможностей учащихся проводится в разное время путем решения задач различной сложности с регистрацией до и после теста психофизиологических показателей, при этом время и оценку рассчитывают в процентах от максимального времени и максимальной оценки, затем делают комплексную оценку теста по отношению оценки в процентах ко времени в процентах, эффективность комплексной оценки улучшается с увеличением показателя, при этом если выполнение теста происходит при одинаковых психофизиологических затратах или с уменьшением психофизиологических затрат организма, то реакцию считают положительной, а при повышении психофизиологических затрат организма - отрицательной.
Предлагаемый способ выполняется следующим образом. До теста допускают только здоровых учащихся, а тех кто после болезни и при обострении хронических заболеваний, до такого контроля не допускаются. Перед началом теста у учащегося определяют скорость реакции, это может быть таблица переменных чисел, при отыскание чисел с "переключением" или любой другой психофизиологический тест, при этом замеряют частоту сердечных сокращений, артериальное давление по методику Короткова и так далее. После проведения контроля дают тест в виде различных задач по нарастающей сложности, при этом каждая задача с возможностью решения несколькими вариантами, учащийся выбирает вариант самый сложный по шкале сложности для него и решает столькими способами, сколькими он сможет решить. При этом учитель засекает время, за которое успевает выполнить задание учащийся. После окончания решения задания у ученика измеряют психофизиологические показатели, идентичные тем, что до начала теста. Далее оценка происходит следующим образом. Сначала рассчитывают процент сложности. Так, например, дано 5 задач, при этом каждую задачу можно решить 3 вариантами, при этом учитывают 5 категорий сложности от 1 до 5. Если учащийся правильно решил 5 задачу всеми тремя вариантами то получает 15 баллов из 15, т.е. 100%; если решил 2 задачу 2 вариантами то получает 4 балла из 15, т.е. 26,6% от возможных. Если учащийся в конце года получил 80% а в начале 20% то получаем прирост его результата на 60%. Время, затраченное на решение задачи, считают в процентах от максимального, например урока - 45 минут. Так если учащийся решил за 5 минут, то в процентном отношении это 11,1% затраченного времени.
Таким же путем сравнивают и данные по времени и оценке в конце четверти или года. При этом смотрят, что лучше развивается на данных уроках: память или логическое мышление. Так за память берем время на решение задач, а за логическое мышление оценку в процентах. Если оценка увеличивается, время уменьшается на решение задачи, то это положительный результат. При этом надо отметить, что в каждом случае можно сравнить, что эффективнее работает у учащегося память или логическое мышление, сравнивая проценты оценки от максимальной и время от максимального.
Затем делают комплексную оценку теста: оценку в процентах делим на время в процентах, эффективность показателя улучшается с ростом комплексного показателя, максимальный результат - 100 единиц. Комплексная оценка необходима для определения эффективности работы класса и для сравнения в динамике у каждого ученика индивидуальных возможностей.
Далее оцениваем психофизиологические затраты организма на такую работу: если частота сердечных сокращений, артериальное давление, реакции центральной нервной системы в динамике теста будут без изменения или с уменьшением затрат, то реакцию на тест считают положительной и наоборот. А если реакция в динамике года или учебной четверти, в конце года или четверти по сравнению с началом года или началом четверти будет протекать с одинаковыми или меньшими психофизиологическими затратами, то результат работы считается положительным, так как учащийся хорошо научен и легко использует свои психофизиологические возможности организма.
Пример конкретного выполнения. Учащийся А. в начале учебной четверти из 5 задач по нарастающей сложности с тремя возможными вариантами решения задач правильно решил 3 задачу 2 вариантами за 15 минут урока. В процентном отношении оценка 40%. Время, затраченное на решение задачи от максимального времени (от времени урока 45 минут), 33%. Комплексная оценка 1,21. Психофизиологические данные перед проведением теста на отыскание чисел с переключением затрачено 35 с, а после теста 45 с; частота сердечных сокращений до теста 65 уд./мин, а после теста - 85 уд./мин; артериальное давление 120/85 мм рт.ст., а после теста 130/90 мм рт.ст.
В конце учебной четверти из 5 таких же задач по нарастающей сложности с тремя возможными вариантами решения задач правильно решил по 4 задачу 2 вариантами за 10 минут урока. В процентном отношении оценка 53%. Время, затраченное на решение задачи от максимального времени (от времени урока 45 минут), 22%. Комплексная оценка 2,4. Психофизиологические данные перед проведением теста на отыскание чисел с переключением затрачено 35 с, а после теста 40 с; частота сердечных сокращений до теста 72 уд./мин, а после теста 71 уд./мин; артериальное давление 125/85 мм рт.ст., а после теста 120/85 мм рт.ст.
Заключение: в начале учебной четверти у учащегося А при решении задачи более эффективно включалась память, при этом психофизиологические затраты на решение задачи имели отрицательную реакцию. В конце учебной четверти у учащегося А при решении задачи более эффективно включалась память с более высоким знанием предмета, при этом психофизиологические затраты на решение задачи имели положительную реакцию. А в динамике учебной четверти индивидуальные возможности проявились в улучшении знания предмета с более эффективным использованием памяти, со снижением психофизиологических затрат на идентичную работу относительно начала четверти. Заключение по работе педагога: относительно учащегося А. педагог добился высоких результатов усвоения предмета с высокой адаптированностыо к данному предмету, что проявляется в снижении психофизиологических затрат на решение задачи повышенной сложности по предмету.
Пример конкретного выполнения. Учащийся Б. в начале учебной четверти из 5 задач по нарастающей сложности с тремя возможными вариантами решения задач решил по 2 задачу 3 вариантами за 20 минут урока. В процентном отношении оценка 40%. Время, затраченное на решение задачи от максимального времени (от времени урока 45 минут), 44,4%. Комплексная оценка 0,9. Психофизиологические данные: перед проведением теста на отыскание чисел с переключением затрачено 38 с, а после теста 42 с; частота сердечных сокращений до теста 68 уд./мин, а после теста 75 уд./мин; артериальное давление 115/80 мм рт.ст., а после теста 120/80 мм рт.ст. В конце учебной четверти из 5 таких же задач по нарастающей сложности с тремя возможными вариантами решения задач решил по 4 задачу 1 вариантом за 23 минуты урока. В процентном отношении оценка 26,6%. Время, затраченное на решение задачи от максимального времени (от времени урока 45 минут), 51,1%. Комплексная оценка 0,52. Психофизиологические данные: перед проведением теста на отыскание чисел с переключением затрачено 34 с, а после теста 48 с; частота сердечных сокращений до теста 67 уд./мин, а после теста 87 уд./мин; артериальное давление 115/80 мм рт.ст., а после теста 125/90 мм рт.ст.
Заключение: в начале учебной четверти у учащегося Б. при решении задачи более эффективно включалась память, при этом психофизиологические затраты на решение задачи имели отрицательную реакцию. В конце учебной четверти у учащегося Б. при решении задачи более эффективно включалась память с более высоким знанием предмета, при этом психофизиологические затраты на решение задачи имели более отрицательную реакцию относительно начала четверти. А в динамике учебной четверти индивидуальные возможности проявились в ухудшении знания предмета с менее эффективной реакции памяти и мышления, при этом с высокими психофизиологическими затратами на идентичную работу, относительно начала четверти. Заключение по работе педагога: относительно учащегося Б. педагог не добился положительных результатов усвоения предмета, при этом адаптированность к данному предмету учащегося является очень низкой, что проявляется в отсутствии положительной реакции за счет высоких психофизиологических затрат на решение задачи по предмету.
Источники информации
1. А.с. СССР N 1454389, МКИ А 61 В 5/16.
2. А.с. СССР N 1338845, МКИ А 61 В 5/16.
3. А.с. СССР N 1410948, МКИ А 61 В 5/16.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ | 2009 |
|
RU2405449C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩЕГОСЯ (ВАРИАНТЫ) | 2016 |
|
RU2630600C2 |
СПОСОБ РЕГУЛЯЦИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА | 2000 |
|
RU2219827C2 |
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА ТИПА "ГИДРОАЭРОБИКА" | 2002 |
|
RU2232615C2 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА | 2014 |
|
RU2564072C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ | 2004 |
|
RU2319445C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩЕГОСЯ ПРИ КОМПЬЮТЕРНОМ ТЕСТИРОВАНИИ | 2007 |
|
RU2341183C1 |
Способ оценки адаптивных возможностей детей к воздействию учебно-образовательной нагрузки | 2022 |
|
RU2801608C1 |
Способ оценки вероятности формирования у школьников сколиоза, связанного с сочетанным комплексным воздействием таких факторов окружающей среды, как марганец и свинец, современного образовательного процесса, питания и образа жизни | 2021 |
|
RU2767925C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ | 1993 |
|
RU2089101C1 |
Изобретение относится к диагностике психофизиологических возможностей учащихся и может быть использовано для определения индивидуальных психофизиологических возможностей учащихся, а также для научных исследований. В разное время учащемуся предлагают решить несколько задач разной степени сложности. До и после теста регистрируют психофизиологические показатели. Время и оценку рассчитывают в процентах от максимального времени и максимальной оценки. Затем делают комплексную оценку теста по отношению оценки в процентах ко времени в процентах. Эффективность комплексной оценки улучшается с увеличением показателя. При этом если выполнение теста происходит при одинаковых психофизиологических затратах или с уменьшением психофизиологических затрат организма, то реакцию считают положительной, а при повышении психофизиологических затрат организма - отрицательной. Способ позволяет определить динамику развития индивидуальных психофизиологических возможностей учащихся.
Способ определения динамики развития индивидуальных психофизиологических возможностей учащихся, включающий общее время решения задачи, отведенное время, регистрацию частоты сердечных сокращений, отличающийся тем, что в разное время предлагают решить учащемуся несколько задач разной степени сложности, при этом до и после теста регистрируют психофизиологические показатели, а время и оценку рассчитывают в процентах от максимального времени и максимальной оценки, затем делают комплексную оценку теста по отношению оценки в процентах ко времени в процентах, эффективность комплексной оценки улучшается с увеличением показателя, при этом, если выполнение теста происходит при одинаковых психофизиологических затратах или с уменьшением психофизиологических затрат организма, то реакцию считают положительной, а при повышении психофизиологических затрат организма - отрицательной.
Способ определения целеустремленности | 1985 |
|
SU1410948A1 |
Приспособление для разжигания горелки кухни типа "примус" | 1928 |
|
SU20603A1 |
Способ определения уровня эмоционального напряжения | 1981 |
|
SU1338845A1 |
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ БЕЗАРТИКУЛЯЦИОННОГО ЧТЕНИЯ | 1997 |
|
RU2109347C1 |
Авторы
Даты
2004-11-10—Публикация
2000-11-08—Подача