Изобретение относится к конструкции электрооборудования транспортных средств и может быть использовано как система управления несколькими электрическими устройствами в автомобиле.
Из литературы [1] известна система управления электроблокировкой замков дверей автомобиля ВАЗ-2110. Система предназначена для одновременной блокировки замков всех дверей при запирании ключом снаружи замка левой передней двери (двери водителя), а также при нажатии на кнопку блокировки замка левой передней двери. Этой же кнопкой можно разблокировать замки всех дверей изнутри автомобиля. При отпирании снаружи ключом замка левой передней двери все замки также разблокируются. Возможно индивидуальное разблокирование задних дверей и правой передней двери собственными кнопками блокировки. Тяги блокировки замков приводятся моторедукторами, установленными в каждой двери. Каждый моторедуктор объединяет в себе электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов и редуктор с зацеплением шестерня-рейка. Моторедуктор левой передней двери имеет встроенный переключатель, контакты которого коммутируются при перемещении кнопки блокировки замка или при повороте ключом цилиндра замка двери. Через замкнутые контакты переключателя подается сигнал на электронный блок управления и он включает все моторедукторы. Моторедукторы тягами поворачивают рычаги блокировки замков и замки блокируются или разблокируются. В блоке управления находится инерционный выключатель, срабатывающий при ударе движущегося автомобиля о препятствие, по сигналу выключателя замки разблокируются. Там же [1] описана установка на автомобиле ВАЗ-2110 электрического привода замка багажника, а на автомобилях ВАЗ-2111, ВАЗ-2112 - электрического привода двери задка. Система питания электропривода замка багажника автономна, кнопка выключателя электропривода установлена на панели приборов. При нажатии на кнопку включается моторедуктор, который тягой поворачивает рычаг блокировки замка и отпирает замок.
Система управления указателями поворота в указанных автомобилях также работает независимо от других цепей и управляется собственными выключателями [2]. В число независимо включаемых электрических цепей входят также цепь звукового сигнала, цепь лампы плафона освещения салона, цепь лампы плафона освещения багажника, цепь обогревателя заднего стекла, каждая из которых коммутируется собственным выключателем [3].
Описанные цепи, помимо общего источника питания, независимы друг от друга, функционально обособлены и управление ими осуществляется от отдельных коммутационных элементов.
Наиболее близким по технической сущности является решение, известное из заявки ФРГ №3913266 (публ. 25.10.90 г.), в которой описана система управления несколькими электрическими устройствами автомобиля. Потребители электроэнергии в автомобиле включаются и выключаются выключателями, расположенными отдельно от них, через электронный блок управления и кабельную разводку, причем электронный блок управления обрабатывает сигналы, поступающие от выключателей, преобразуя их в сигналы включения соответствующих потребителей. Выключатели расположены в цепях входа блока управления, выходы которого соединены кабелями с потребителями. Блок управления содержит логические элементы и преобразует входные сигналы в выходные по программе, заложенной в ее памяти.
Однако описанная система управления потребителями электроэнергии не имеет возможности включения потребителей помимо блока управления, что приводит к полному отказу системы в случае отказа или сбоя в программе блока управления.
Задачей изобретения является создание системы управления несколькими электрическими устройствами в автомобиле, где по крайней мере часть устройств подключена как через блок управления, так и через исполнительный коммутационный элемент.
Указанная задача в системе управления электрическими устройствами автомобиля (СУ ЭУА), включающей в себя блок управления, с которым электрически соединены датчики, задающие и исполнительные устройства системы электроблокировки замков дверей и системы тревожной сигнализации, решается тем, что блок управления СУ ЭУА электрически соединен с блоком управления автомобильной противоугонной системы (АПС), в состав датчиков включены нагревательный провод обогревателя заднего стекла, выключатель подкапотной лампы и выключатели сигнализаторов закрытых дверей, в состав задающих устройств введены выключатель блокировки и разблокировки замков дверей и антенна приема внешнего радиосигнала дистанционного управления, а в качестве исполнительных устройств использованы, по меньшей мере, лампы указателей поворотов правого и левого бортов, управляющая обмотка реле включения звукового сигнала и электродвигатели системы электроблокировки замков дверей, при этом к линиям электрического соединения блока управления СУ ЭУА с лампами указателей поворотов правого и левого бортов и нагревательным проводом обогревателя заднего стекла подключены цепи релейного включения, управляемые соответствующими выключателями, а к линии электрического соединения блока управления СУ ЭУА с управляющей обмоткой реле включения звукового сигнала подключена цепь выключателя звукового сигнала.
Блок управления СУ ЭУА может быть электрически соединен с электродвигателем электроблокировки замка двери задка и с выключателем сигнализатора закрытой двери задка, при этом к линии электрического соединения выключателя сигнализатора и блока управления подключена цепь лампы плафона освещения багажника.
В частном случае блок управления СУ ЭУА через блок управления АПС электрически соединен с лампой плафона освещения салона.
Блок управления АПС, как правило, соединен с блоком управления СУ ЭУА по W-линии передачи сигнала.
Блок управления СУ ЭУА предпочтительно соединен с источником сигнала включения зажигания.
В состав датчиков СУ ЭУА может быть включен датчик объема салона.
Антенна приема внешнего радиосигнала дистанционного управления выполнена преимущественно встроенной в блок управления СУ ЭУА.
Блок управления СУ ЭУА может быть электрически соединен с блоком управления надувной подушкой безопасности (НПБ).
Приведенная совокупность признаков в сравнении с известным уровнем техники позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения условию “новизна”. В то же время совокупность отличительных признаков, приводящая к решению поставленной задачи, явным образом не следует из уровня техники, поэтому заявляемое техническое решение соответствует условию “изобретательский уровень”.
Изобретение поясняется чертежом, на котором показана система управления электрическими устройствами автомобиля.
Система управления электрическими устройствами автомобиля (СУ ЭУА) включает в себя блок 1 управления, с которым электрически соединены датчики, задающие и исполнительные устройства системы электроблокировки замков дверей и системы тревожной сигнализации. Блок 1 управления СУ ЭУА электрически соединен с блоком 2 управления автомобильной противоугонной системы (АПС), а также может быть соединен с блоком 3 управления надувной подушкой безопасности (НПБ). В состав датчиков включены нагревательный провод 4 обогревателя заднего стекла, выключатель 5 подкапотной лампы 6 и выключатели 7, 8 сигнализаторов закрытых дверей. В состав задающих устройств введены выключатель 9 блокировки и разблокировки замков дверей и антенна 10 приема внешнего радиосигнала дистанционного управления, выполненная предпочтительно встроенной в блок 1 управления СУ ЭУА. В качестве исполнительных устройств использованы лампы 11 указателей поворотов правого и левого бортов, управляющая обмотка 12 реле 13 включения звукового сигнала 14 и электродвигатели 15 системы электроблокировки замков дверей. К линиям электрического соединения блока 1 управления СУ ЭУА с лампами 11 указателей поворотов правого и левого бортов и нагревательным проводом 4 обогревателя заднего стекла подключены цепи релейного включения, управляемые соответствующими выключателями, а к линии электрического соединения блока 1 управления СУ ЭУА с управляющей обмоткой 12 реле 13 включения звукового сигнала 14 подключена цепь выключателя 16 звукового сигнала 14. Блок 1 управления СУ ЭУА дополнительно может быть электрически соединен с электродвигателем электроблокировки замка двери задка и с выключателем сигнализатора закрытой двери задка, при этом к линии электрического соединения выключателя сигнализатора и блока 1 управления подключена цепь лампы 17 плафона освещения багажника.
В частном случае исполнения блок 1 управления СУ ЭУА через блок 2 управления АПС электрически соединен с лампой 18 плафона освещения салона. Одно из соединений блока 2 управления АПС с блоком 1 управления СУ ЭУА может осуществляться по W-линии передачи сигнала, блок 1 управления СУ ЭУА, как правило, соединен с источником сигнала системы зажигания "Кл.15". В состав датчиков СУ ЭУА в качестве дополнительного датчика может быть включен датчик объема салона.
Рассматриваемая система управления электрическими устройствами автомобиля предназначена для управления блокировкой и разблокировкой дверей автомобиля, а также включения и выключения тревожной сигнализации. Изменение режимов функционирования электрических устройств осуществляется пользователем вручную внутри автомобиля непосредственно через бортовые коммутационные приборы или снаружи через пульт дистанционного управления (ПДУ).
Блокировка замков осуществляется моторедукторами, установленными в каждой двери. Каждый моторедуктор объединяет в себе, как правило, электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов и редуктор, например, с зацеплением шестерня-рейка. Моторедукторы тягами воздействуют на рычаги блокировки замков и замки блокируются или разблокируются.
Блокировка замков дверей осуществляется тремя способами.
1. Изнутри салона при нажатии клавиши выключателя 9 в положение блокировки или кнопки блокировки замка. При нажатии клавиши выключателя 9 или кнопки блокировки в двери водителя блокируются одновременно все двери, в том числе и дверь задка. Моторедуктор левой передней двери (двери водителя) имеет встроенный переключатель, контакты которого коммутируются при перемещении кнопки блокировки замка или при повороте ключом цилиндра замка двери. Через замкнутые контакты переключателя подается сигнал на блок 1 управления и он включает все моторедукторы. При нажатии кнопки блокировки на остальных дверях блокируется только соответствующая дверь.
2. Снаружи автомобиля ключом. При повороте ключа в замке двери водителя в направлении запирания блокируются одновременно замки всех дверей, в том числе и дверь задка. При повороте ключа в замке двери переднего пассажира или двери задка происходит блокировка замка только соответствующей двери.
3. Дистанционно от ПДУ. При нажатии кнопки “Блокировка” на ПДУ соответствующий сигнал поступает через антенну 10 приема внешнего радиосигнала дистанционного управления на блок 1 управления, который включает все моторедукторы и блокирует замки всех дверей. Блокировка от ПДУ возможна только при выключенном зажигании.
Разблокировка замков дверей осуществляется следующими способами.
1. Изнутри салона при нажатии клавиши выключателя 9 в положение разблокировки. При этом сигнал поступает в блок 1 управления, который включает все электродвигатели моторедукторов, разблокирующие одновременно замки всех дверей, в том числе и двери задка. При поднятии кнопки разблокировки на какой-либо двери разблокируется замок только соответствующей двери.
2. Снаружи автомобиля ключом. При повороте ключа в замке любой двери в направлении отпирания разблокируется замок только соответствующей двери.
3. Дистанционно от ПДУ. При нажатии кнопки “Разблокировка” на ПДУ соответствующий сигнал поступает через антенну 10 приема внешнего радиосигнала дистанционного управления на блок 1 управления, который включает моторедуктор и разблокирует замок двери водителя. Если нажать кнопку “Разблокировка” на ПДУ второй раз при разблокированном замке двери водителя, то разблокируются одновременно замки всех остальных дверей.
Аварийная разблокировка всех замков дверей может происходить также при поступлении аварийного сигнала от блока 3 управления НПБ, если он подключен к блоку 1 управления СУ ЭУА.
Режим тревожной сигнализации включается или выключается одновременно с блокировкой или разблокировкой замков дверей от ПДУ. Находящаяся в состоянии “Включено” тревожная сигнализация включает сигнал тревоги в случае открывания любой двери, открывания капота, разбивания или снятия заднего стекла, включения зажигания, поступления сигнала от датчика объема салона.
Режим сигнализации отключается также в случае, если зажигание включается штатным ключом. Наличие такого ключа опознает АПС и передает по W-линии передачи сигнала кодовую команду на блок 1 управления СУ ЭУА для отключения тревожной сигнализации
Литература
1. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112. М.: Ливр, 1998, с.129.
2. Там же, с.122, 123.
3. Там же, с.104. 105.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БЛОК УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОБЛОКИРОВКИ ЗАМКОВ ДВЕРЕЙ | 1992 |
|
RU2067657C1 |
ШТАТНАЯ СИСТЕМА АВТОСИГНАЛИЗАЦИИ С ВИДЕОРЕГИСТРАТОРОМ И АВТОМОБИЛЬ С УКАЗАННОЙ СИСТЕМОЙ | 2012 |
|
RU2493983C2 |
БЛОК УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОБЛОКИРОВКИ ЗАМКОВ ДВЕРЕЙ | 1992 |
|
RU2067658C1 |
СИНХРОНИЗИРОВАННЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ДОСТУП К ЗАЩИЩЕННОМУ ОТДЕЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2016 |
|
RU2708996C2 |
РУЧКА ДВЕРИ АВТОМОБИЛЯ СО ВСТРОЕННЫМ ДАТЧИКОМ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И СНЯТИЯ С ОХРАНЫ И СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ОХРАНЫ | 2021 |
|
RU2782043C1 |
ПРОТИВОУГОННЫЙ КОМПЛЕКС | 2007 |
|
RU2349471C2 |
ЗАМОК ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ | 2003 |
|
RU2247204C1 |
ОХРАННО-ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С АВТОЗАПУСКОМ ДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2219081C1 |
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2011575C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕМ | 1996 |
|
RU2100228C1 |
Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств. Система управления электрическими устройствами автомобиля (СУ ЭУА) включает в себя блок управления, с которым соединены датчики, задающие и исполнительные устройства системы электроблокировки замков дверей и системы тревожной сигнализации. Блок управления СУ ЭУА соединен с блоком управления автомобильной противоугонной системы. Датчиками являются нагревательный провод обогревателя заднего стекла, выключатель подкапотной лампы и выключатели сигнализаторов закрытых дверей. В состав задающих устройств введены выключатель блокировки и разблокировки замков дверей и антенна приема внешнего радиосигнала дистанционного управления. В качестве исполнительных устройств использованы лампы указателей поворотов правого и левого бортов, управляющая обмотка реле включения звукового сигнала и электродвигатели системы электроблокировки замков дверей. К линиям соединения блока управления СУ ЭУА с лампами указателей поворота правого и левого бортов и нагревательным проводом обогревателя заднего стекла подключены цепи релейного включения, управляемые соответствующими выключателями. К линии соединения блока управления СУ ЭУА с управляющей обмоткой реле включения звукового сигнала подключена цепь выключателя звукового сигнала. Предложенная СУ ЭУА обладает расширенными функциональными возможностями и позволяет включать потребители помимо блока управления СУ ЭУА. 7 з.п. ф-лы, 1 ил.
DE 3913266 Al, 25.10.1990 | |||
Устройство для управления включением потребителей энергии транспортного средства | 1981 |
|
SU1081031A1 |
УСТРОЙСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ И/ИЛИ ОТКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОПОТРЕБИТЕЛЯ В АВТОМОБИЛЕ | 1997 |
|
RU2104181C1 |
Устройство для модулирования | 1932 |
|
SU30322A1 |
Антенный ввод для подводных лодок | 1929 |
|
SU30325A1 |
Авторы
Даты
2004-12-20—Публикация
2003-04-30—Подача