ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА Российский патент 2005 года по МПК B60K17/16 

Описание патента на изобретение RU2247038C2

Заявляемое изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к системе смазки главной передачи ведущего моста автомобиля.

Известна конструкция главной передачи заднего моста, когда происходит большее изнашивание переднего подшипника ведущей шестерни, чем заднего. (З.Яскевич. Ведущие мосты. М.: Машиностроение. 1985. - С.50-51, фиг.2. 40).

Подшипники ведущей шестерни смазываются следующим образом: при вращении ведомой шестерни масло захватывается ею и центробежной силой забрасывается на стенки картера. При этом масло собирается в пространстве между обоими подшипниками ведущей шестерни, проходит непосредственно через подшипники и возвращается в масляную ванну; масло сливается в масляную ванну от заднего подшипника непосредственно, а от переднего - через отверстие для отвода масла.

Недостатком данной конструкции главной передачи является то, что происходит большее изнашивание переднего подшипника, чем заднего. Это можно объяснить недостаточностью смазки при определенных частотах вращения и дорожных подъемах.

Известна главная передача, содержащая картер с маслом для смазывания деталей разбрызгиванием, внутри которого на подшипниковых опорах установлены ведущая коническая шестерня, ведомая коническая шестерня с дифференциалом, а также два маслосборных канала для подачи масла к подшипниковым опорам. (А.с. №1229082 “Редуктор моста транспортного средства”. МПК В 60 К 17/16, приоритет 13.07.84, публикация 07.05.86 г.).

Недостатком данной конструкции является непропорциональное распределение масла между двумя подшипниками, при этом передний подшипник находится в худших условиях смазки, чем задний. При низких температурах окружающей среды, когда доступ загустевшего масла затруднен, и при движении автомобиля после длительной стоянки, передний подшипник долгое время работает без смазки.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является конструкция главной передачи ведущего моста транспортного средства (А.с. №1445990. “Ведущий мост транспортного средства”. МПК В 60 К 17/16, приоритет 16.02.87 г., публикация 23.06.90 г.).

Главная передача транспортного средства содержит картер с масляным резервуаром и двумя маслосборными карманами, ведущее и ведомое зубчатые колеса, ведущее из которых расположено на валу, установленном на переднем и заднем подшипниках, наружные обоймы которых запрессованы в стакане подшипников. Отверстия для подвода и отвода масла выполнены в картере и стакане подшипников. Для слива масла во фланце стакана выполнено маслоотводящее отверстие.

Подшипники ведущей шестерни смазываются следующим образом:

Ведомая шестерня забрасывает смазочную жидкость из масляного резервуара картера в маслосборный карман, из которого она через маслоподводящее отверстие направляется в пространство между передним и задним подшипниками ведущей шестерни. Так как в корпусе это единственное радиальное отверстие, то смазочная жидкость направляется только к подшипникам. Под действием силы тяжести большая часть масла поступает к заднему подшипнику, а меньшая - к переднему подшипнику.

Через задний подшипник смазочная жидкость сливается обратно в резервуар картера, а через передний подшипник попадает в полость между крышкой и фланцем стакана главной передачи, откуда через маслоотводящее отверстие сливается обратно в резервуар картера.

Недостатком данной конструкции является непропорциональное распределение масла между двумя подшипниками, при этом передний подшипник находится в худших условиях смазки, чем задний, особенно при установке ведущего моста с разворотом приводного фланца к верху, и, следовательно, невысокие сроки службы главной передачи из-за неэффективной смазки переднего подшипника.

Технический результат заявляемой конструкции главной передачи заключается в повышении эффективности смазки подшипников ведущей шестерни, то есть создании устойчивой на всех режимах движения транспортного средства смазки подшипников ведущей шестерни.

Задачей заявляемого изобретения является увеличение срока службы главной передачи.

Поставленная задача достигается тем, что в главной передаче, содержащей картер с масляным резервуаром, размещенную в нем ведомую коническую шестерню и ведущую коническую шестерню с передним и задним коническими подшипниками, наружные обоймы которых запрессованы в стакане подшипников, и маслосборный карман, причем в картере и стакане подшипников выполнены отверстия для подвода и отвода масла, согласно изобретению в стакане между подшипниками установлен маслоотражатель тарельчатой формы с отверстием в центральной части, при этом диаметр отверстия маслоотражателя меньше внутреннего диаметра наружной обоймы переднего подшипника.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности “новизна”.

Предложенное техническое решение промышленно применимо, так как может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно соответствует условию патентоспособности “промышленная применимость”.

Сопоставительный анализ отличительных признаков изобретения с признаками, известными из уровня техники, показал, что маслоотражатель заявленной формы и с определенным диаметром отверстия для достижения указанного технического результата ранее не применялся. Диаметр отверстия маслоотражателя должен быть меньше внутреннего диаметра наружной обоймы переднего подшипника или другими словами этот диаметр отверстия маслоотражателя должен соответствовать верхнему уровню масла в маслосборной полости. При этом создается определенный запас масла за счет перепада между диаметром отверстия маслоотражателя и внутренним диаметром наружной обоймы переднего подшипника, и чем больше эта разность, тем лучше условия смазки переднего подшипника.

Это позволяет сделать вывод о соответствии технического решения условию патентоспособности “изобретательский уровень”.

На фиг.1 изображена главная передача с отверстиями для подвода и отвода масла, условно развернутыми до плоскости чертежа.

На фиг.2 изображен разрез А-А на фиг.1.

Главная передача содержит картер 1 с масляным резервуаром, в котором установлен стакан 2 подшипников и ведомая шестерня 3. В стакане 2 установлена ведущая шестерня 4 на переднем 5 и заднем 6 конических подшипниках. Между подшипниками 5 и 6 в стакане 2 запрессован маслоотражатель 7, который представляет собой шайбу тарельчатой формы с отверстием в центральной части.

Для обеспечения эффективной смазки переднего подшипника диаметр этого отверстия должен быть меньше, чем внутренний диаметр наружной обоймы переднего подшипника 5.

В конструкции главной передачи предусмотрены маслосборный карман 8, отверстия для подвода 9 и отвода 10 масла, связанные между собой маслосборной полостью 11 и полостью 12. Маслосборный карман 8 в стакане 2 служит для накопления масла от разбрызгивания ведомой шестерней 3. Масло 13 заливается в масляный резервуар картера 1

Смазка подшипников ведущей шестерни главной передачи осуществляется следующим образом.

При вращении ведомая шестерня 3 захватывает масло 13 из масляного резервуара картера 1 и забрасывает его в маслосборный карман 8. Оттуда масло по отверстию для подвода масла 9 попадает в маслосборную полость 11 между подшипниками 5 и 6, где находится маслоотражатель 7, и полость начинает заполняться маслом. Когда уровень масла превышает внутренний диаметр наружной обоймы переднего подшипника 5, масло переливается в полость 12, смазывая передний подшипник 5. При этом маслоотражатель 7 препятствует попаданию масла к заднему подшипнику 6. Из полости 12 по отверстию для отвода масла 10 масло возвращается в масляный резервуар картера 1.

При дальнейшем увеличении количества масла в маслосборной полости 11 его уровень превышает диаметр отверстия в маслоотражателе 7 и масло через него поступает к заднему подшипнику 6.

При стоянке автомобиля маслоотражатель препятствует перетеканию масла из маслосборной полости 11 в картер 1 главной передачи, улучшая тем самым условия смазки переднего подшипника 5 в самом начале движения автомобиля.

Таким образом, введение в конструкцию главной передачи автомобиля маслоотражателя 7 позволяет улучшить условия смазки переднего подшипника 5, не ухудшая при этом условий смазки заднего подшипника 6.

Похожие патенты RU2247038C2

название год авторы номер документа
УГЛОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 2004
  • Солдатенков Александр Васильевич
  • Гологуш Анатолий Адамович
RU2281862C2
Ведущий мост транспортного средства 1987
  • Коршунов Георгий Валериевич
  • Краснов Аркадий Сергеевич
  • Крестовников Георгий Александрович
SU1445990A1
ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА МОСТА 2006
  • Корсаков Владимир Владимирович
  • Захарик Андрей Михайлович
  • Захарик Александр Михайлович
  • Романюк Владимир Владимирович
RU2321504C1
МЕЖКОЛЕСНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2017
  • Логунов Юрий Михайлович
RU2673211C1
Проходной ведущий мост транспортного средства 1982
  • Александров Евгений Борисович
  • Зайцев Владимир Петрович
  • Таболин Владимир Владимирович
  • Трофимов Станислав Алексеевич
  • Ястребов Дмитрий Лаврентьевич
SU1017525A1
РЕДУКТОР СРЕДНЕГО МОСТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Корсаков Владимир Владимирович
  • Захарик Андрей Михайлович
  • Захарик Александр Михайлович
  • Романюк Владимир Владимирович
RU2397389C2
ПРОХОДНАЯ ГИПОИДНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА 2007
  • Логунов Юрий Михайлович
RU2345910C1
Ведущий мост колесного транспортного средства 1971
  • Александров Евгений Борисович
  • Осипян Айрапет Вартанович
  • Жбанников Сергей Иванович
  • Абрамович Владимир Викторович
  • Кузнецов Борис Константинович
  • Смирнов Алексей Константинович
  • Старков Василий Дмитриевич
  • Коршунов Георгий Валерьевич
  • Будищев Владимир Яковлевич
  • Зайцев Владимир Петрович
  • Харламов Анатолий Федорович
  • Мутовкина Галина Александровна
SU515671A1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Грабовский А.А.
RU2146010C1
ПРОХОДНАЯ ГИПОИДНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА 2007
  • Логунов Юрий Михайлович
RU2353530C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 247 038 C2

Реферат патента 2005 года ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Главная передача содержит картер с масляным резервуаром, размещенную в нем ведомую коническую шестерню и ведущую коническую шестерню с передним и задним коническими подшипниками, наружные обоймы которых запрессованы в стакане подшипников, и маслосборный карман. Причем в картере и стакане подшипников выполнены отверстия для подвода и отвода масла. В стакане между подшипниками установлен маслоотражатель тарельчатой формы с отверстием в центральной части, при этом диаметр отверстия маслоотражателя меньше внутреннего диаметра наружной обоймы переднего подшипника. В результате повышается эффективность смазки подшипников ведущей шестерни главной передачи. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 247 038 C2

Главная передача, содержащая картер с масляным резервуаром, размещенную в нем ведомую коническую шестерню и ведущую коническую шестерню с передним и задним коническими подшипниками, наружные обоймы которых запрессованы в стакане подшипников, и маслосборный карман, причем в картере и стакане подшипников выполнены отверстия для подвода и отвода масла, отличающаяся тем, что в стакане между подшипниками установлен маслоотражатель тарельчатой формы с отверстием в центральной части, при этом диаметр отверстия маслоотражателя меньше внутреннего диаметра наружной обоймы переднего подшипника.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2247038C2

Ведущий мост транспортного средства 1987
  • Коршунов Георгий Валериевич
  • Краснов Аркадий Сергеевич
  • Крестовников Георгий Александрович
SU1445990A1
Редуктор моста транспортного средства 1984
  • Глебов Владимир Николаевич
  • Заславский Отто Яковлевич
  • Шиленко Фаина Федоровна
  • Шкирич Борис Николаевич
SU1229082A1
З.ЯСКЕВИЧ, “Ведущие мосты”, М., Машиностроение, 1985 г., с.50, 51
Способ регулировки карбюраторов двигателей внутреннего горения 1938
  • Болотинский В.Н.
SU56626A1

RU 2 247 038 C2

Авторы

Корсаков Владимир Владимирович

Захарик Андрей Михайлович

Ракомсин Александр Петрович

Гаухштейн Иосиф Самуилович

Гологуш Анатолий Адамович

Ярошевич Виктор Александрович

Захарик Александр Михайлович

Даты

2005-02-27Публикация

2003-01-17Подача