Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при экспериментальном исследовании прямозубых цилиндрических передач.
В зубьях зубчатых колес при их движении с ускорениями (например, при ударном взаимодействии) возникают динамические нагрузки. Расчет внутренних силовых факторов и напряжений оказывается в этом случае сложным в связи с необходимостью учета сил инерции, геометрических параметров зубьев колес и механических свойств материалов при высоких скоростях нагружения. Поэтому для проверки прочности зубьев колес и виброакустической активности зубчатых передач применяют экспериментальные методы исследования, в процессе которых необходимо определять параметры возникающих ударных нагрузок на зубья.
Известны способы экспериментального исследования ударных процессов в прямозубых цилиндрических передачах, основанные на тензометрии зубьев при работе специально изготовленных зубчатых редукторов (Петрусевич А.И., Генкин М.Д., Гринкевич В.К. Динамические нагрузки в зубчатых передачах с прямозубыми колесами. - М: Изд-во СССР, 1956, с.45). Недостатком их является большая трудоемкость, а иногда и невозможность варьирования в необходимых пределах факторами, оказывающими непосредственное влияние на основные параметры ударной нагрузки. Такими факторами являются приведенные массы и жесткости соударяемых тел, формы контактирующих поверхностей и начальная скорость соударения.
Наиболее близким к предлагаемому является экспериментально-теоретический способ исследования ударных процессов, включающий определение начальной скорости соударения по углу предварительного отклонения от вертикали поворотной траверсы (баллистического маятника), шарнирно соединенной с корпусом и взаимодействующей при опускании с молотом, шарнирно соединенным с корпусом и передающим ударную нагрузку на деформируемый материал, закрепленный на неподвижной наковальне (Инженерные методы исследования ударных процессов. /А.Г.Батуев, Ю.В.Голубков, А.К.Ефремов, А.А.Федосов. - М.: Машиностроение, 1977, с.24-28, рис.3).
Недостатком этого способа является то, что он не обеспечивает действия ударной нагрузки на зуб колеса по линии зацепления в соответствии с основным законом зубчатого зацепления.
Задачей настоящего изобретения является обеспечение действия ударной нагрузки на зуб колеса исследуемой цилиндрической зубчатой передачи по линии зацепления в соответствии с законом зубчатого зацепления.
Поставленная задача достигается тем, что в способе экспериментального исследования ударных процессов в прямозубых цилиндрических передачах, включающем определение начальной скорости соударения по предварительному отклонению от вертикали поворотной траверсы, шарнирно соединенной с корпусом, на котором жестко закреплен деформируемый материал, отличительным от прототипа признаком является то, что при вертикальном положении поворотной траверсы на одной вертикали расположены ось вращения поворотной траверсы, ось зубчатого колеса-ударника, жестко закрепленного на подвижном конце поворотной траверсы, и ось зубчатого колеса-наковальни, жестко соединенного с корпусом, а боковые поверхности зубьев при вертикальном положении поворотной траверсы контактируют в полосе зацепления зубчатой передачи, кроме этих двух контактирующих зубьев зубья колес, препятствующие отклонению поворотной траверсы от вертикали, срезаны, расстояние между центрами зубчатого колеса-ударника и зубчатого колеса-наковальни равно межосевому расстоянию исследуемой зубчатой передачи и начальная скорость V0 соударения зубьев колес определяется по формуле
где l - длина прямой, соединяющей положение точки бокового профиля зуба зубчатого колеса-ударника в полосе зацепления и положение этой же точки при отклонении поворотной траверсы от вертикали, м;
g - ускорение свободного падения, м/с2;
L - расстояние от оси поворота поворотной траверсы до точки полюса зацепления зубчатого колеса-ударника и зубчатого колеса-наковальни, м.
На чертеже представлена схема реализации способа исследования ударных процессов в прямозубых цилиндрических передачах.
Перед проведением экспериментальных исследований ударных процессов поворотную траверсу 1, шарнирно соединенную с корпусом 2, устанавливают вертикально. При этом на одной вертикали расположены ось А вращения поворотной траверсы 1, ось В одного зубчатого колеса-ударника 3, жестко закрепленного на конце поворотной траверсы 1, и ось С другого зубчатого колеса-наковальни 4, жестко соединенного с корпусом 2. Расстояние между центрами В и С зубчатых колес 3 и 4 равно межосевому расстоянию исследуемой зубчатой передачи.
Зубчатое колесо-ударник 3 закреплено на конце поворотной траверсы 1 и зубчатое колесо-наковальня 4 закреплено на корпусе 2 так, что при вертикальном положении поворотной траверсы 1 боковые поверхности зубьев колес 3 и 4 контактируют в полосе зацепления W зубчатой передачи. Кроме этих двух контактирующих зубьев зубья колес 3 и 4, препятствующие отклонению поворотной траверсы 1 от вертикали, срезаны.
На торцевых поверхностях зубьев колес 3 и 4, участвующих в соударении при экспериментальных исследованиях, закрепляют первичные преобразователи-тензометры, а на боковых поверхностях этих же зубьев, не участвующих в соударении, закрепляют виброакселерометры.
При эксперименте поворотную траверсу 1 вместе с жестко закрепленным на ее поворотном конце зубчатым колесом-ударником 3 отклоняют от вертикали на угол ϕ.
Поворотная траверса 1 как баллистический маятник при опускании в исходное (вертикальное) положение зубом зубчатого колеса-ударника 3 передает ударную нагрузку на зуб зубчатого колеса-наковальни 4 в точке полюса W исследуемой зубчатой передачи 3-4. При этом усилие от зуба колеса-ударника 3 передается в точке полюса зубчатой передачи W на зуб колеса-наковальни 4 по общей нормали к боковым профилям зубьев, то есть по линии зацепления исследуемой зубчатой передачи.
Начальную (окружную) скорость соударения зубьев определяют по предварительному отклонению от вертикали поворотной траверсы 1. При проведении экспериментов угол ϕ поворота траверсы 1 измерять неудобно. Более просто и точно можно измерять расстояние WD. Массой поворотной траверсы 1 и сопротивлением воздуха пренебрегаем.
Определим начальную скорость V0 соударения зубьев с помощью закона сохранения и превращения потенциальной энергии в кинетическую энергию
где m - масса зубчатого колеса-ударника 3;
h - высота подъема точки бокового профиля зуба колеса-ударника 3 из положения W на начальной окружности колеса до положения Д при повороте траверсы 1 на угол ϕ;
g - ускорение свободного падения; g=9,81 м/с2;
V0 - начальная (окружная) скорость зубчатого колеса-ударника 3 в точке W полюса зацепления зубьев колес 3 и 4.
Высота h может быть найдена из выражения
где L - расстояние от оси А поворота поворотной траверсы 1 до точки W полюса зацепления зубчатых колес 3 и 4.
Подставляя (2) в (1), после преобразований получим
Обозначим l - длина прямой WД, соединяющей положение точки бокового профиля зуба зубчатого колеса-ударника 3 в полосе зацепления W и положение этой же точки Д при отклонении поворотной траверсы от вертикали на угол ϕ.
Из равнобедренного треугольника AWA
Используя формулу (4), представляем выражение (3) в форме, удобной для использования при экспериментальных исследованиях ударных процессов в прямозубых цилиндрических передачах
При экспериментах изменением значения параметра l, отклонения поворотной траверсы 1 от вертикали, изменяют значение начальной скорости V0 соударения зубьев зубчатых колес 3 и 4.
Заявляемый способ экспериментального исследования ударных процессов в зубчатых цилиндрических передачах позволяет в отличие от прототипа воссоздавать ударную нагрузку на зубья колес по нормали к боковым поверхностям зубьев в соответствии с основным законом зубчатого зацепления. Способ позволяет исследовать ударные процессы в зубчатых цилиндрических передачах с различными значениями приведенных радиусов кривизны боковых поверхностей зубьев в точке их контакта, с различной жесткостью зубьев. Для этого проводят исследования для зубчатых передач с различным значением модуля и соответственно с различными материалами и термической обработкой зубьев колес.
При регистрации и спектральном анализе свободных колебаний, возбуждаемых ударным импульсом, способ позволяет определять динамические характеристики механической колебательной системы вал - зубчатое колесо.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОСОЗУБАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2224154C1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА М.Н.ЗЯТЬКОВА И Н.М.ЗЯТЬКОВА | 1993 |
|
RU2102641C1 |
УДАРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ | 2012 |
|
RU2596551C2 |
СПОСОБ ХРУСТАЛЕВА Е.Н. ПОВЫШЕНИЯ КОНТАКТНОЙ И ИЗГИБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЭВОЛЬВЕНТНОГО ЗУБЧАТОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ И ЭВОЛЬВЕНТНОЕ ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2018 |
|
RU2703094C2 |
УСТРОЙСТВО ПОДАЧИ УГОЛЬНОГО КОМБАЙНА | 1995 |
|
RU2086762C1 |
Прямозубая цилиндрическая передача | 1987 |
|
SU1413332A1 |
ВИНТОВАЯ СТЯЖКА-РАСПОРКА | 1990 |
|
RU2011633C1 |
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ЭВОЛЬВЕНТНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1997 |
|
RU2128303C1 |
Цилиндрическая зубчатая передача | 1981 |
|
SU992863A1 |
СПОСОБ И ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛОСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2010 |
|
RU2542040C2 |
Изобретение относится к испытательной технике. Сущность: определяют начальную скорость соударения по предварительному отклонению от вертикали поворотной траверсы. При вертикальном положении поворотной траверсы на одной вертикали расположены ось вращения поворотной траверсы, ось зубчатого колеса-ударника, жестко закрепленного на подвижном конце поворотной траверсы, и ось зубчатого колеса-наковальни, жестко соединенного с корпусом, а боковые поверхности зубьев колес при вертикальном положении поворотной траверсы контактируют в полосе зацепления зубчатой передачи, кроме этих двух контактирующих зубьев зубья колес, препятствующие отклонению поворотной траверсы от вертикали, срезаны, расстояние между центрами зубчатого колеса-ударника и зубчатого колеса-наковальни равно межосевому расстоянию исследуемой зубчатой передачи и начальная скорость соударения зубьев колес определяется по заданной формуле. На торцевых поверхностях зубьев колес, участвующих в зацеплении, закрепляют первичные преобразователи-тензометры, а на боковых поверхностях этих же зубьев, не участвующих в соударении, закрепляют виброакселерометры, с помощью которых регистрируют и проводят спектральный анализ свободных колебаний, возбуждаемых ударным импульсом, и определяют динамические характеристики механической колебательной системы. Технический результат: повышение достоверности испытаний. 1 ил.
Способ экспериментального исследования ударных процессов в прямозубых цилиндрических передачах, включающий определение начальной скорости соударения по предварительному отклонению от вертикали поворотной траверсы, шарнирно соединенной с корпусом, на котором жестко закреплен деформируемый материал, отличающийся тем, что при вертикальном положении поворотной траверсы на одной вертикали расположены: ось вращения поворотной траверсы, ось зубчатого колеса-ударника, жестко закрепленного на подвижном конце поворотной траверсы, и ось зубчатого колеса-наковальни, жестко соединенного с корпусом, а боковые поверхности зубьев колес при вертикальном положении поворотной траверсы контактируют в полосе зацепления зубчатой передачи, кроме этих двух контактирующих зубьев зубья колес, препятствующие отклонению поворотной траверсы от вертикали, срезаны, расстояние между центрами зубчатого колеса-ударника и зубчатого колеса-наковальни равно межосевому расстоянию исследуемой зубчатой передачи и начальная скорость V0 соударения зубьев колес определяется по формуле , м/с, где l - длина прямой, соединяющей положение точки бокового профиля зуба зубчатого колеса-ударника в полюсе зацепления и положение этой же точки при отклонении поворотной траверсы от вертикали, м; g - ускорение свободного падения, м/с2; L - расстояние от оси поворота поворотной траверсы до точки полюса зацепления зубчатого колеса-ударника и зубчатого колеса-наковальни, м; причем на торцевых поверхностях зубьев колес, участвующих в зацеплении, закрепляют первичные преобразователи-тензометры, а на боковых поверхностях этих же зубьев, не участвующих в соударении, закрепляют виброакселерометры, с помощью которых регистрируют и проводят спектральный анализ свободных колебаний, возбуждаемых ударным импульсом, и определяют динамические характеристики механической колебательной системы.
Устройство для исследования характеристик зацепления цилиндрических зубчатых передач | 1980 |
|
SU877322A1 |
ПРЯМОЗУБАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК | 0 |
|
SU364857A1 |
RU 95104751 A1, 27.11.1996 | |||
Способ прогноза удароопасности горных пород | 1984 |
|
SU1224411A1 |
Авторы
Даты
2005-03-10—Публикация
2003-08-12—Подача