СТАЛЬ Российский патент 2005 года по МПК C22C38/44 C22C38/50 

Описание патента на изобретение RU2248408C2

Изобретение относится к металлургической промышленности, в частности к составу стали на основе хром-никель-молибдена, и может быть использовано в железнодорожном и городском транспорте для изготовления элементов железнодорожных и трамвайных путей.

Известна сталь для изготовления мест пересечений в железнодорожном и трамвайном транспорте - 13 Мn супер специальная - на основе железа, включающая следующие компоненты, мас.%: 0,60-0,90 углерода, 12,50-16,50 марганца, 1,80-2,20 молибдена, не более 0,60 кремния, не более 0,05 фосфора, не более 0,03 серы. Указанная сталь сложно обрабатывается, плохо сваривается, при восстановлении изношенных частей наплавкой имеет низкое качество поверхности, а также склонна к образованию внутренних дефектов, которые не обнаруживаются ультразвуком.

Для аналогичных целей известно применение стали UIC 900А, включающей, помимо железа, мас.%: 0,60-0,80 углерода, 0,10-0,50 марганца, 0,80-1,30 кремния, не более 0,04 фосфора, не более 0,04 серы; стали 75 VK, включающей, помимо железа, мас.%: 0,45-0,65 углерода, 0,75-1,45 марганца, 0,10-0,50 кремния, не более 0,05 фосфора, не более 0,05 серы; сталей 85 и 95 VK, включающих, помимо железа, 0,60-0,80 углерода, 0,75-1,40 марганца, 0,10-0,50 кремния, не более 0,04 фосфора, не более 0,04 серы. Однако указанные стали обладают низким пределом текучести, недостаточной твердостью, имеют низкое сопротивление ударным и усталостным нагрузкам, что приводит к их быстрому износу и развитию трещин и, как следствие, к недостаточному сроку службы в качестве элементов пути в железнодорожном и трамвайном транспорте.

Наиболее близким техническим решением является сталь, содержащая мас.%: не более 0,20 углерода, 0,40-0,70 марганца, не более 0,80 кремния, 1,50-2,00 хрома, 0,40-0,80 молибдена. 2,75-3,90 никеля, не более 0,80 ванадия, не более 0,02 фосфора, не более 0,02 серы, не более 0,10 вольфрама, не более 0,50 меди (Wegst C.W. “Stahlschlussel” 1986. Издательство “Stahlschlussel Wegst GmbH”, Marbach, DE XP002160857, поз.114). Однако для изготовления элементов пути для железнодорожного и городского транспорта, например места пересечения рельсов (крестовина), указанная сталь не подходит, поскольку не обеспечивает достаточного срока службы изделия из-за склонности к образованию трещин в зоне сварки с рельсом из углеродистой стали при воздействии переменных механических нагрузок.

Задачей изобретения является увеличение срока эксплуатации изделий из предложенной стали за счет повышения износостойкости мест их соединения с элементами из других сталей, а также уменьшение склонности стали к трещинообразованию при переменных нагрузках в соединении с элементами из углеродистой стали.

Указанный технический результат достигается тем, что сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, хром, молибден, никель, вольфрам, фосфор, серу и железо, согласно предложенному изобретению дополнительно содержит титан и алюминий при следующем соотношении компонентов, мас.%:

углерод 0,07-0,15

марганец 0,50-1,20

кремний не более 0,50

хром 1,20-2,00

молибден 0,40-0,70

никель 2,50-3,50

ванадий не более 0,13

фосфор не более 0,015

сера не более 0,015

титан не более 0,05

алюминий не более 0,045

железо остальное

Указанная сталь обладает следующими техническими характеристиками: предел прочности - 950-1300 МПа, предел текучести σ0,2 - 750-915 МПа, ударная вязкость при 20°С - не менее 20 Дж/см2, твердость по Бринеллю - 290-420 НВ, пластичность (А5)- не менее 10%.

Изобретение может быть проиллюстрировано следующим примером 1. Из предложенной стали было изготовлено изделие - место пересечения трамвайных рельсов (крестовина), которое было сварено стандартным способом сварки с рельсами из углеродистой стали. Состав стали был выбран следующим, мас.%: углерод - 0,14, марганец - 0,80, кремний - 0,34, хром - 1,76, молибден - 0,471, никель - 2,63, ванадий - 0,087, фосфор - 0,014, сера - 0,009. титан - 0,045, алюминий - 0,042, железо - остальное. Указанная сталь имела следующие служебные характеристики: предел прочности - 1147 МПа, предел текучести σ0,2 - 915 МПа, ударная вязкость при 20°С - 26 Дж/см2, твердость по Бринеллю - 338 НВ, пластичность (А5) 14,8%. После года эксплуатации в натурных условиях место контакта между сталью с составом, указанным выше, и рельсом из углеродистой стали осталось без изменения: отсутствовал износ стали в месте контакта с рельсом и не требовалось проведения ремонта или замены элементов соединения. Исследования ультразвуком показали отсутствие трещин в стали. Сравнительные лабораторные испытания образцов из стали указанного выше состава и стали по наиболее близкому аналогу показали преимущество стали по изобретению. Образцы сварных швов стали по изобретению показали отсутствие износа, в то время как образцы из стали по наиболее близкому аналогу при аналогичных условиях испытаний показали потерю 0,8% массы. Испытания на трещиностойкость при переменной нагрузке показали появление трещин у образцов из стали по ближайшему аналогу через 1,3·104 циклов и отсутствие трещин на образцах стали по изобретению.

Технические характеристики стали различного состава представлены в таблице 1.

Таблица 1Состав стали (в мас.%) и ее характеристикиВариант 1Вариант 2Вариант 3углерод0,120,120,12марганец0,700,670,73кремний0,400,410,27хром1,831,791,81молибден0,4280,4430,43никель2,702,762,74ванадий0,0940,0960,084титан0,0470,0310,037алюминий0,0450,0400,039фосфор0,0130,0080,010сера0,0120,0070,007Предел прочности, МПа107710901079Предел текучести σ0,2, МПа881865906Твердость по Бринеллю, НВ347345347Пластичность (А5), %13,615,212.6

Изделия, выполненные из предложенной стали, могут с успехом быть использованы для железнодорожных и трамвайных путей и обеспечить увеличение скорости движения транспорта вследствие отсутствия дестабилизирующего влияния износа появления трещин.

Похожие патенты RU2248408C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ВЫСОКОПРОЧНОЙ ЛИСТОВОЙ СТАЛИ 2015
  • Салганик Виктор Матвеевич
  • Полецков Павел Петрович
  • Гущина Марина Сергеевна
RU2593810C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА СВЕРХВЫСОКОПРОЧНОЙ ЛИСТОВОЙ СТАЛИ 2014
  • Чукин Михаил Витальевич
  • Салганик Виктор Матвеевич
  • Полецков Павел Петрович
  • Гущина Марина Сергеевна
RU2583229C9
СТАЛЬ 2000
  • Исаков М.Г.
  • Синельников В.А.
  • Тэлль В.В.
  • Филиппов Г.А.
  • Яблонский А.Э.
  • Исакаев М.-Э.Х.
RU2186146C1
Способ производства листов толщиной 2-20 мм из высокопрочной износостойкой стали (варианты) 2020
  • Яковлева Полина Сергеевна
  • Балашов Сергей Александрович
RU2765047C1
СТАЛЬ ХЛАДОСТОЙКАЯ СВАРИВАЕМАЯ 2007
  • Лужанский Илья Борисович
  • Анисимов Виктор Петрович
  • Панченко Игорь Владимирович
RU2340698C1
ПАРА ТРЕНИЯ, СОДЕРЖАЩАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РЕЛЬС И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО, ВЫПОЛНЕННЫЕ ИЗ СТАЛИ 2007
  • Райков Юрий Николаевич
  • Булыгин Юрий Серафимович
  • Дружинина Татьяна Ивановна
RU2369790C2
РЕЛЬСОВАЯ НИТКА 2003
  • Бомер Серж
  • Мюгг Филипп
RU2294999C2
СТАЛЬ 1992
  • Шадхин Б.М.
  • Якубенко В.И.
  • Сидоров Л.В.
  • Грибов Л.Г.
  • Павлов И.Н.
  • Луцков В.С.
  • Двухглавов В.А.
  • Берштейн Л.И.
  • Щербаков В.Ю.
  • Пейрик Х.И.
  • Косарев Л.Н.
  • Гудков В.С.
RU2040580C1
ВЫСОКОПРОЧНАЯ КОРРОЗИОННО-СТОЙКАЯ СТАЛЬ 2012
  • Дегтярев Александр Федорович
  • Дуб Алексей Владимирович
  • Скоробогатых Владимир Николаевич
  • Шепилов Николай Борисович
RU2493285C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2002
  • Ворожищев В.И.
  • Черняк С.С.
  • Девяткин Ю.Д.
  • Шур Е.А.
  • Козырев Н.А.
  • Дементьев В.П.
  • Могильный В.В.
RU2224041C2

Реферат патента 2005 года СТАЛЬ

Изобретение относится к металлургии, в частности к составу стали, которая может быть использована, специально, для изготовления крестовин - мест пересечения железнодорожных и трамвайных рельсов. Заявленная сталь содержит компоненты в следующем соотношении, в мас.%: углерод 0,07-0,15; марганец 0,50-1,20; кремний не более 0,50; хром 1,2-2,00; молибден 0,40-0,70; никель 2,50-3,50; ванадий не более 0,13; фосфор не более 0,015; сера не более 0,015; титан не более 0,05; алюминий не более 0,045; железо - остальное. Техническим результатом изобретения является увеличение срока эксплуатации элементов рельсового пути за счет повышения износостойкости крестовин, то есть мест пересечения рельсов, в том числе мест соединения с элементами из углеродистой стали, а также уменьшение склонности к трещинообразованию при переменных нагрузках. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 248 408 C2

Сталь для изготовления крестовин мест пересечения железнодорожных и трамвайных рельсов, содержащая углерод, марганец, кремний, хром, молибден, никель, ванадий, фосфор, серу, титан и железо, отличающаяся тем, что она содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%:

углерод 0,07-0,15

марганец 0,50-1,20

кремний не более 0,50

хром 1,2-2,00

молибден 0,40-0,70

никель 2,50-3,50

ванадий не более 0,13

фосфор не более 0,015

сера не более 0,015

титан не более 0,05

алюминий не более 0,045

железо - остальное.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2248408C2

Свариваемая сталь для крупных поковок 1974
  • Зорев Николай Николаевич
  • Астафьев Анатолий Александрович
  • Борисов Игорь Александрович
  • Сонина Мария Вениаминовна
  • Рощин Максим Борисович
  • Черных Виктор Васильевич
  • Покатаев Сергей Васильевич
  • Ерегин Лев Павлович
  • Кондрашов Аркадий Иванович
  • Малай Александр Евстафьевич
SU515827A1
Сталь 1981
  • Малинов Леонид Соломонович
  • Гинзбург Соломон Коппелевич
  • Фирсова Анна Григорьевна
  • Киселев Вадим Дмитриевич
  • Коротич Ирина Константиновна
  • Орлов Евгений Дмитриевич
SU1062300A1
Штамповая сталь 1982
  • Дудецкая Лариса Романовна
  • Суходрев Эдуард Шепович
  • Ткачева Валентина Александровна
  • Арефьева Ольга Николаевна
  • Понкратин Евгений Иванович
  • Крохотин Владимир Леонидович
SU1032039A1
Загрузочный люк камер коксовой печи 1960
  • Андрианов Е.Г.
  • Бондаренко И.П.
  • Васильченко В.С.
  • Габай Л.И.
  • Дамаскин В.Н.
  • Моргунов В.Н.
SU136004A1
НООТРОПНОЕ СРЕДСТВО "НООТОБРИЛ" В ФОРМЕ РАСТВОРА ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ 2002
  • Жаров О.В.
  • Новиков С.В.
  • Устинова Т.А.
RU2224514C2

RU 2 248 408 C2

Авторы

Зборил Йозеф

Хесцко Эдуард

Даты

2005-03-20Публикация

2000-11-14Подача