СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОРРОЗИОННОЙ СТОЙКОСТИ КОЛЕСНЫХ ПАР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА Российский патент 2005 года по МПК B60B17/00 C23F11/00 

Описание патента на изобретение RU2249506C2

Изобретение относится к способам защиты от коррозии поверхностей металлических объектов и, в частности, к коррозионной стойкости колесных пар подвижного состава железнодорожного транспорта.

Известен способ повышения коррозионной стойкости колесных пар подвижного состава, включающий подготовку поверхностей оси и дисков колесных пар и нанесения на них коррозионностойкой краски (1).

Однако применяемые краски не защищают колесную пару от коррозии на период эксплуатации 1-3 года. Кроме того, в процессе эксплуатации на ней осаждаются продукты коррозии толщиной 1-2 мм, что затрудняет выполнение дефектоскопического контроля колесной пары. Продукты коррозии и краска настолько прочно приклеиваются к подложке, что для их удаления созданы специальные моечные машины. Однако мойка не позволяет удалить коррозионные отложения и, тем более, краску. Их удаляют вручную.

Известен способ ремонта колесных пар, включающий дефектоскопическую подготовку поверхностей колесной пары, состоящую из очистки ее путем мойки или механическим путем, дефектоскопический контроль и выполнение операции покраски, повышающую коррозионную стойкость колесной пары (2).

Однако технология очистки требует капитальных и больших эксплуатационных затрат, связанных с расходом электроэнергии, соды, тепла. И качество дефектоскопического контроля плохое.

Предлагаемый способ повышения коррозионной стойкости колесных пар подвижного состава заключается в том, что подготовку поверхностей оси и дисков колесных пар, состоящую из операции их очистки и операции защиты поверхностей от коррозии, совмещают, выполняя операцию очистки и коррозионной защиты однотоеменно.

Также отличие в том, что гранулы водяного льда получают путем распыления воды в массе жидкого азота, и одновременно с очисткой за счет струйно-абразивного эффекта осуществляют коррозионную защиту жидким азотом, находящимся на поверхности гранул водяного льда.

Отличие также в том, что сжатым воздухом создают вакуум и за счет вакуума эжектируют гранулы водяного льда одновременно с жидким азотом, и полученную смесь гранул с жидким азотом подают на поверхности колесной пары.

Также отличие в том, что удаляемые продукты коррозии и краски собирают беспылевым способом, или в специальный коллектор, а жидкий азот испаряется в атмосферу.

Опыт 1. В депо снятую с пассажирского вагона колесную пару без мойки подвергают струйной очистке, одновременно проведя азотирование жидким азотом наружной поверхности. Воду распыляют в массе жидкого азота с получением гранул размером 3-5 мм. Полученные таким образом гранулы засыпали в расходный бункер емкостью 60 л. Из бункера гранулы за счет глубокого эжектирования (вакуума) воздухом высокого давления подавали в разгонно-эжекторное устройство (РЭУ).

На выходе из РЭУ получали поток воздуха с гранулами и направляли его на ось колесной пары и последовательно на поверхности ее дисков.

Давление воздуха составляло 5 атм. Расход гранул на одну колесную пару составил 30 кг, расход азота 15 литров.

После обработки в течение 6 минут без перерыва пара была подвергнута дефектоскопическому контролю, т.е. одновременно с очисткой достигли требования инструкции.

Указанное резко сокращает набор оборудования для ремонта колесной пары. Раньше мойка велась в течение 15-20 минут, затем велась очистка вручную поверхности оси колесной пары 5-10 минут, затем ожидали 6-8 часов (период охлаждения пары) для проведения дефектоскопического контроля.

Производительность цехов ремонта колесных пар за счет внедрения указанного способа повысится в 5 раз, снижаются затраты на краску и на выполнение операции окраски, а защита от коррозии достигнута путем воздействия жидкого азота на поверхности колесной пары.

На основе данного способа создается полуавтоматический комплекс струйной подготовки колесных пар при ремонте в депо отрасли.

Опыт 2. Повторили обработку как в п.1, дополнительно подавая жидкий азот струей, перемещаемой непосредственно за соплом РЭУ. Расход гранул льда тот же, расход азота составил 25 литров на одну колесную пару.

Источники, принятые во внимание

1. Справочник железнодорожника. - М., 1950.

2. Технологический процесс ремонта колесных пар. - М., ВНИИЖТ, 1975.

Похожие патенты RU2249506C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТИ КОЛЕСНЫХ ПАР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2009
  • Полянский Сергей Николаевич
  • Тачальский Игорь Олегович
RU2398690C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ И РЕЗЬБ ТРУБ НЕФТЯНОГО СОРТАМЕНТА 2002
  • Гоголев Ю.С.
  • Седачев Ю.В.
  • Барадулин А.В.
  • Левин Ю.А.
  • Шкамбарный А.Г.
  • Перепелица А.Н.
RU2247609C2
СПОСОБ ХИМИКО-ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СТАЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ 2011
  • Богданова Наталья Васильевна
  • Кочергин Александр Семёнович
  • Евграфов Евгений Михайлович
RU2478137C2
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ СНЕЖНЫХ МАСС, А ТАКЖЕ ДРУГИХ НАРОСТОВ ИЛИ МАСЛОГРЯЗЕВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ С ПОДВАГОННОЙ ЧАСТИ ПАССАЖИРСКОГО ИЛИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2005
  • Новиков Василий Васильевич
  • Перепелица Александр Николаевич
  • Макаров Леонид Николаевич
RU2314945C2
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ПОКРЫТИЯ НА ВНУТРЕННИЕ ПОВЕРХНОСТИ РЕЗЕРВУАРА ИЛИ ТРУБОПРОВОДА (ВАРИАНТЫ) 1993
  • Алнестад Лейф Инге[No]
RU2110608C1
СПОСОБ ИОННОГО АЗОТИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ ЛЕГИРОВАННЫХ СТАЛЕЙ 2020
  • Петрова Лариса Георгиевна
  • Александров Владимир Алексеевич
  • Сергеева Александра Сергеевна
  • Вдовин Виктор Максимович
  • Демин Петр Евгеньевич
  • Брежнев Андрей Александрович
RU2760309C1
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ МНОГОСЛОЙНОГО ПОКРЫТИЯ НА МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ 2002
  • Падеров А.Н.
  • Векслер Ю.Г.
RU2228387C2
ГРУНТОВОЧНЫЙ СОСТАВ ДЛЯ ЗАЩИТЫ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ОТ КОРРОЗИИ 2009
  • Юркина Лилия Петровна
  • Пастухов Валерий Павлович
  • Лубнин Александр Аркадьевич
  • Галяутдинова Айгуль Салаватовна
RU2430130C2
СПОСОБ АБРАЗИВНО-СТРУЙНОЙ ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ МЕТАЛЛОВ 2010
  • Бобренко Андрей Владимирович
  • Солопов Андрей Николаевич
RU2463152C2
Способ нанесения коррозионностойкого покрытия на поверхность стальной лопатки паровой турбины 2018
  • Качалин Геннадий Викторович
  • Медников Алексей Феликсович
  • Медведев Константин Сергеевич
  • Сидоров Сергей Васильевич
RU2690385C1

Реферат патента 2005 года СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОРРОЗИОННОЙ СТОЙКОСТИ КОЛЕСНЫХ ПАР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Способ повышения коррозионной стойкости колесных пар подвижного состава включает очистку колесной пары струйным методом и защиту очищенных поверхностей от коррозии, совмещенную с операцией очистки. Причем очистку ведут гранулами водяного или сухого льда, а защиту от коррозии выполняют путем подачи на поверхности колесной пары жидкого азота, достигая азотированного слоя. В результате повышается производительность антикоррозионной обработки колесных пар.

Формула изобретения RU 2 249 506 C2

Способ повышения коррозионной стойкости колесных пар подвижного состава, включающий очистку колесной пары струйным методом и защиту очищенных поверхностей от коррозии, отличающийся тем, что операции очистки и защиты от коррозии совмещают, при этом очистку ведут гранулами льда, которые получают путем распыления воды в массе жидкого азота, а посредством сжатого воздуха и создаваемого им вакуума в разгонно-эжекторном устройстве эжектируют полученные гранулы водяного льда одновременно с жидким азотом и полученную смесь подают на поверхность колесной пары, достигая азотированного слоя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2249506C2

Технологический процесс ремонта колесных пар
- М.: ВНИИЖТ, 1975
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ АМОРФНОГО ФОСФАТИРОВАНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 1998
  • Позин Л.М.
  • Фомина Е.А.
  • Майорова А.В.
  • Михайлов В.И.
RU2143012C1
СЕПАРАТОР ДЛЯ РАЗДЕЛЕНИЯ СЫПУЧИХ МАТЕРИАЛОВ ПО УПРУГИМ СВОЙСТВАМ 2000
  • Анискин В.И.
  • Дринча В.М.
  • Стрелков А.А.
  • Зубаилов И.Г.
RU2165316C1
РАСТВОР ДЛЯ ОДНОВРЕМЕННОГО ТРАВЛЕНИЯ И ОБЕЗЖИРИВАНИЯ МЕТАЛЛОВ 1994
  • Алексеев В.А.
  • Животовская В.П.
  • Карпова Л.В.
  • Касютич М.Д.
  • Молохина Л.А.
  • Рябикова Г.А.
  • Филин С.А.
RU2061101C1
МОЮЩИЙ ИНГИБИРОВАННЫЙ РАСТВОР ДЛЯ ОЧИСТКИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 1999
  • Кравцов Е.Е.
  • Григорьева В.Г.
  • Кондратенко Т.С.
  • Лоскутова Т.В.
  • Самедов М.И.
RU2158290C1
US 5047095 А, 10.09.1991
US 3765923 А, 16.09.1973.

RU 2 249 506 C2

Авторы

Олейников А.М.

Барадулин А.В.

Черкашин Ю.М.

Иванов С.Г.

Чижов В.А.

Булавинов В.В.

Перепелица А.Н.

Седачев Ю.В.

Емельянов А.Д.

Даты

2005-04-10Публикация

2002-07-19Подача