Изобретение относится к области самолетостроения, а именно к ремонту агрегатов летательного аппарата, содержащих сотовый заполнитель, например киля подбалочного.
Известен способ ремонта киля подбалочного («Руководство по ремонту. Самолет Т-10С и Т-10П», книга 7, Б.А.Скидан, С.С.Петрова и др., введен по бюл. №117.1.0.1112.5 Ml0-0670 БР 24.04.2001 г., с.433-435), включающий обнаружение зон скопления влаги в сотовом заполнителе, сверление в зоне скопления влаги отверстий диаметром 3,8 мм, шагом 20÷40 мм, продувку сухим воздухом, просушку в сушильной камере при температуре 60°С до полного удаления влаги. Однако предлагаемый режим не обеспечивает выпаривание влаги и полное удаление влаги из сотового заполнителя.
Известен способ ремонта агрегатов с сотовым заполнителем («Руководство по ремонту. Самолет Т-10С и Т-10П», книга 7, Б.А.Скидан, С.С.Петрова и др., введен по бюл. №117.1.0.1112.5 М10-0670 БР 24.04.2001 г., с.433-435), включающий обнаружение влаги по рентгеновским снимкам и удаление влаги путем сверления в зоне скопления влаги отверстий диаметром 3,8 мм в шахматном порядке шагом 20÷40 мм, продувку сухим воздухом, установку на поверхности обшивки герможгута и вакуумного мешка, создание разрежения в вакуумном мешке, нагрев агрегата до 60°С, охлаждение, отключение от вакуума, контроль наличия влаги. Недостатком известного метода является то, что при нагреве агрегата до 80°С и выдерживании его даже в течение 60 часов не обеспечивается выпаривание влаги. Использование вакуумного мешка в отдельной зоне дефекта также является неэффективным, т.е. происходит травление воздуха по имеющемуся крепежу агрегата из-за негерметичности подбалочного киля в районе бортовой нервюры. В процессе эксплуатации летательного аппарата оставшаяся влага приводит к деформации сотового заполнителя. Недостатком метода является отсутствие метода и способа контроля наличия влаги в сотовом заполнителе.
Задачей изобретения является обнаружение и удаление влаги из агрегатов с сотовым заполнителем без механических повреждений обшивок и сотового заполнителя.
Для решения указанной задачи в способе ремонта сотовых агрегатов, включающем удаление влаги путем сверления отверстий диаметром 3,8 мм шагом 20÷40 мм, продувку сухим воздухом, вакуумирование, нагрев, выдержку и охлаждение, ничем не обеспеченный контроль наличия влаги, в отличие от прототипа проводят следующие технологические операции. Обнаружение влаги в сотоблоках производят с использованием рентгена, что позволяет точно определить ее местонахождение. Вакуумный мешок устанавливают не на отдельный участок, а на всю поверхность агрегата, что обеспечивает удаление влаги со всех участков сотоблоков за один проход. Эффект удаления влаги усиливается за счет увеличения температуры выпаривания до (95±5)°С и выдержкой при этой температуре под разрежением, равным (0,6±0,1) кгс/см2. Режим установлен опытным путем. При температуре меньше (95±5)°С и давлении меньше (0,6±0,1) кгс/см2 выпаривание влаги не происходит, даже если увеличить время выпаривания до 60 часов. При увеличении давления свыше 0,7 кгс/см2 происходит деформация обшивок агрегата от дренажных сот.
Данный способ не приводит к увеличению энергозатрат по сравнению с прототипом, т.к. в прототипе режим выпаривания влаги неэффективен, что приводит к многократному повторению процесса выпаривания влаги.
Предложенный метод обнаружения влаги с применением рентгенконтроля является стопроцентным. В прототипе нет метода и способа контроля наличия влаги в сотовом заполнителе, т.к. не указан шифр предложенного прибора и способ его применения.
Изобретение поясняется графическими материалами, где на фиг.1 представлена схема удаления влаги из агрегатов с сотовым заполнителем, на фиг.2 дан общий вид киля подбалочного, подлежащего ремонту.
Схема содержит камеру нагрева 1 со столом 2, вакуумный мешок 3, термопару 4, установленную на поверхность агрегата (киля подбалочного), вакуумную систему 5 для создания разрежения, дренажный слой из сотового заполнителя 6, обрабатываемый агрегат 7 с зонами скопления влаги 8 и отверстиями в зоне скопления влаги 9.
Агрегат 7 (например, киль подбалочный) предварительно помещают в рентген-установку для определения зон скопления влаги 8 в сотовом заполнителе. Для этого используется рентген-лаборатория предприятия. Затем агрегат перемещают на стол 2. В обнаруженных зонах скопления влаги сверлят отверстия 9 диаметром 3,8 мм в шахматном порядке с шагом 20÷40 мм, удаляют стружку пылесосом, подключают термопару 4, укладывают дренаж 6, оклеивают агрегат по периметру вакуумным мешком 3 и помещают в камеру нагрева 1. Закрывают камеру нагрева (термостат), включают вакуумную систему 5 и создают в камере разрежение в пределах (0,6±0,1) кгс/см2; нагревают агрегат до температуры (95±5)°С (рабочая температура клеевых пленок ВК-36, ВКВ-3, применяемых в сотовых агрегатах, составляет 150°С). Агрегат выдерживают в камере (8±0,5) часов, затем, не отключая вакуумную систему 5, агрегат охлаждают до 40°С, отключают вакуумную систему и нагрев. Выкатывают агрегат из камеры нагрева 1, снимают вакуумный мешок 3 и дренаж 6. После удаления влаги производится контрольный рентген-контроль. Отверстия диаметром 3,8 мм заполняют клеем ВК-9 при устранении отслоений сотового заполнителя от обшивок по серийной технологии.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ изготовления композитной формообразующей оснастки для формования изделий из полимерных композиционных материалов | 2019 |
|
RU2720312C1 |
Способ ремонта крупногабаритных сотовых негерметичных конструкций из композиционных материалов | 2023 |
|
RU2815201C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МНОГОСЛОЙНОЙ ПАНЕЛИ | 2006 |
|
RU2317210C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРЕХСЛОЙНОЙ ПАНЕЛИ | 2005 |
|
RU2286290C1 |
СПОСОБ УСТАНОВКИ ТЕПЛОВЫХ ТРУБ В ТРЕХСЛОЙНЫХ ПАНЕЛЯХ | 2013 |
|
RU2547743C2 |
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ НЕПРОКЛЕЯ КОЛЛЕКТОРА ТРЕХСЛОЙНОЙ ПАНЕЛИ С СОТОВЫМ ЗАПОЛНИТЕЛЕМ | 2013 |
|
RU2571130C2 |
СПОСОБ РЕМОНТА ВЫСОКОНАГРУЖЕННЫХ ТРЕХСЛОЙНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 1992 |
|
RU2039655C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СОТОВЫХ ТРЁХСЛОЙНЫХ ПАНЕЛЕЙ СЛОЖНОЙ КРИВИЗНЫ | 2018 |
|
RU2680571C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ТРЕХСЛОЙНЫХ ПАНЕЛЕЙ | 2013 |
|
RU2547735C2 |
Способ соединения обшивок с сотовым заполнителем | 1973 |
|
SU455986A1 |
Изобретение относится к области средств для чистки, в частности агрегатов летательного аппарата с сотовым заполнителем. Способ характеризуется обнаружением влаги с использованием рентгена и операциями по удалению влаги. В зоне скопления влаги сверлят отверстия диаметром 3,5 мм и шагом 20÷40 мм. Агрегат по периметру оклеивают вакуумным мешком и перемещают в камеру нагрева. В вакуумном мешке создают давление, равное (0,6±0,1) кгс/см2, поднимают температуру агрегата до (95±5)°С и выдерживают (8±0,5) час. Затем агрегат охлаждают до 40°С, снижают давление, выкатывают из камеры нагрева и снимают вакуумный мешок. Технический результат - обнаружение и удаление влаги из агрегатов с сотовым заполнителем без механических повреждений обшивок и сотового заполнителя. 2 ил.
Способ обнаружения и удаления влаги из агрегатов с сотовым заполнителем, включающий обнаружение влаги в сотовом заполнителе, удаление влаги из сотового заполнителя путем сверления в зоне скопления влаги отверстий диаметром 3,5 мм и шагом 20÷40 мм, вакуумирования зон скопления влаги с нагревом, выдержкой и охлаждением агрегата, контроль наличия влаги в сотовом заполнителе, отличающийся тем, что обнаружение влаги в сотовом заполнителе и контроль влаги в сотовом заполнителе производят с использованием рентгена, удаление влаги из сотового заполнителя осуществляют путем вакуумирования агрегата в вакуумном мешке, причем в вакуумном мешке создают давление, равное (0,6±0,1) кгс/см2, поднимают температуру агрегата до (95±5)°С, выдерживают (8±0,5) ч под давлением, охлаждают до 40°С, снимают давление.
Б.А.СКИДАН И ДР | |||
Руководство по ремонту | |||
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
СПОСОБ ГЕРМЕТИЗАЦИИ СОТОВОГО АГРЕГАТА | 1999 |
|
RU2159724C1 |
US 3019342 A, 30.01.1962. |
Авторы
Даты
2005-08-20—Публикация
2003-12-24—Подача