Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии и педиатрии, и может быть использовано для коррекции состояния человека с нарушениями функций, вызванных расстройством центральной нервной системы, особенно людей с различными формами детского церебрального паралича и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Известны различные способы коррекции состояния человека. Например, способ коррекции состояния человека с детским церебральным параличом посредством массажа и лечебной физкультуры (заявка RU 2098073, А 61 Н 39/04, 1997).
Известен также способ коррекции состояния человека с нарушениями функций, вызванных расстройством центральной нервной системы, включающий проведение двигательных и развивающих упражнений, направленных на восстановление задержанных рефлексов, двигательных функций, речи и интеллектуальной деятельности с использованием воды в качестве функционального объекта (патент РФ № 2040922, 1993).
Наиболее близким аналогом является способ коррекции состояния человека с нарушением функций, в частности детским церебральным параличом, включающий проведение двигательных и развивающих упражнений в виде лечебной физкультуры, массажа, сеансов педагогов-дефектологов, обеспечивающих развитие задержанных рефлексов, двигательных функций речи, интеллекта, с использованием различного рода функциональных объектов - специальных колясок, мячей и других приспособлений. (Бадалян Л.О. Невропатология. М., 2000, с.345-347).
Недостатком указанного способа является дискретность и сложность воздействия на пациента, применение сложного специального оборудования, сложных гимнастических методов, а также применение специальных медицинских препаратов,
Целью заявленного способа является упрощение способа путем объединения нескольких разрозненных упражнений в один игровой и приближенный к реальным условиям жизни.
Поставленная цель достигается тем, что в способе коррекции состояния человека с нарушениями функций, вызванных расстройством центральной нервной системы, включающем проведение двигательных и развивающих упражнений, направленных на восстановление задержанных рефлексов, двигательных функций, речи и интеллектуальной деятельности с использованием функционального объекта, в качестве объекта используют собаку-компаньона, а также предметы для ее дрессировки и испытаний, при этом стимулируют активное воздействие человека на объект путем подачи команд жестами и/или словами.
Поставленная цель достигается еще и тем, что упражнения проводят в течение 10-15 сеансов длительностью по 20-30 мин с повторением в течение года.
Поставленная цель достигается также тем, что собаку одновременно используют в качестве активной опоры для рук и выполнения разгибательных движений мышц спины.
Поставленная цель достигается также тем, что физические и речевые нагрузки двигательных и развивающих упражнений на последующих сеансах постепенно увеличивают, и человека стимулируют на активное выполнение подаваемых им команд и повторение за собакой движений, развивающих ориентированный рефлекс и зрительно-моторные реакции.
Поставленная цель достигается также тем, что человека предварительно адаптируют к собаке, осуществляя тактильный и голосовой контакт.
Отличительные признаки заявляемого изобретения не выявлены в других технических решениях при изучении данной и смежных областей и не следуют явным образом из уровня техники, и, следовательно, предлагаемое изобретение является новым и соответствует изобретательскому уровню.
Далее суть изобретения поясним на примерах.
Первый сеанс коррекции направлен на адаптацию человека с нарушениями функций, вызванных расстройством центральной нервной системы, к собаке-компаньону, которую кинологи предварительно готовят для такой работы. При адаптации кинолог близко подводит собаку к человеку, поглаживает собаку сам и просит погладить ее пациента, назвать ее или берет руку пациента и гладит его рукой собаку.
В тех случаях, когда пациент до этого имел длительные контакты с другими собаками, то адаптацию не проводят. Описанный сеанс в этом случае пропускают и переходят к следующим. В качестве функционального объекта можно также использовать подобный собаке-компаньону механический робот.
На последующих сеансах последовательно пациент выполняет упражнения по отработке и подаче собаке команд общего назначения: «ко мне», «сидеть», «лежать», «стоять», «место», «голос» и т.д.
Затем после усвоения указанных команд также последовательно пациент выполняет упражнения по отработке и подаче собаке команд специального назначения: «хоп», «вперед», «тоннель», «змейка», «шина» и т.д. для преодоления предметов - препятствий, которые обычно используют в испытаниях типа «аджилити». К таким препятствиям относятся: барьеры, виадук или стенка, стол, бум, качели, А-рама (горка), слалом, тоннель жесткий, тоннель мягкий, колесо, прыжок в длину. Количество разных препятствий, осваиваемых пациентом, зависит от степени задержки развития и возраста и колеблется от 3-х до 11-ти.
При этом для понуждения собаки, кроме традиционных жестов и голосовых команд, используются такие предметы-аксессуары, как поводок, ошейник, игрушки, лакомство и т.п.
Для увеличения нагрузки пациент кроме сопровождения своей собаки-компаньона сам в режиме параллельного соревнования воспроизводит вместе с ней отдельные команды, которые он подает. Например, преодоление препятствий: барьер и мягкий тоннель. Для увеличения нагрузки пациент обучается управлять собакой на полосе препятствий с приемлемым для него количеством и набором.
После установления доверительного контакта с собакой пациент использует ее в качестве активной опоры для рук и выполнения разгибательных движений мышц спины.
Цикл корректировки состоит из 10-15 сеансов длительностью по 20-30 мин. Для надежного закрепления положительных результатов циклы повторяют в течение года.
Взаимодействие с живым легко управляемым организмом повышает интерес к таким игровым упражнениям, а также социальную значимость пациента в его собственных глазах.
Комплексное воздействие в совокупности с миролюбивыми и коммуникабельными собаками после каждого очередного сеанса дает активизацию двигательной и познавательной деятельности пациента.
Корректирующее воздействие выражается в улучшении физиологического и психологического состояния пациента. Улучшается речь и координация движений, развивается подвижность суставов за счет мышечного напряжения. Повышается эмоциональная активность пациента. Улучшается настроение.
Тактильная коммуникация помимо голосового контакта является решающей при взаимодействии пациента с нарушенными функциями с собакой; в этом заключается один из терапевтических эффектов проводимого сеанса коррекции.
Пример 1. Пациент С. - 5 лет. Диагноз - детский церебральный паралич (спастическая диплегия, задержка психоречевого развития). Пациенту проведено комплексное обследование. В невротическом статусе выявляется повышение мышечного тонуса по пирамидному типу в большей степени в нижних конечностях. Мышечная сила в руках снижена до 4-х баллов, в ногах - до 3-х баллов. Движения в конечностях ограничены из-за сгибательных контрактур локтевых и коленных суставах. Произносит только два слова.
После проведения коррекции состояния пациента по заявленному способу с использованием 3-х препятствий (колесо, тоннели жесткий и мягкий) речь стала диартричной, стал произносить больше слов, улучшилась познавательная функция, появилась возможность произносить короткие предложения, снизился мышечный тонус в конечностях, увеличился объем движения во всех суставах конечностей, стал самостоятельно стоять, сидит с более выпрямленной спиной, окрепли мышцы живота и спины. Нарушений в состоянии больного не отмечено.
Пример 2. Пациент Р. - 7 лет. Диагноз - детский церебральный паралич (спастическая диплегия, задержка психоречевого развития). В невротическом статусе выявляется повышение мышечного тонуса по пирамидному типу, в большей степени в нижних конечностях мышечная сила снижена в руках до 4-х баллов, в ногах - до 3-х баллов. Движения в конечностях ограничены из-за сгибательных конрактур локтевых и коленных суставах. Произносит только четыре слова.
Проведенные занятия по заявленному способу с использованием 4-х препятствий (колесо, тоннели жесткий и мягкий и барьеры) привели к улучшению состояния пациента, что проявилось в большей заинтересованности к окружающему, улучшению понимания обращенной речи, стал понимать простые инструкции, снизился мышечный тонус в конечностях, увеличился объем движения в них, уменьшились контрактуры в локтевых и коленных суставах, стал хорошо ходить с поддержкой. Нарушений в состоянии больного не отмечено.
Пример 3. Пациент К. - 18 лет. Диагноз - поражение опорно-двигательного аппарата (спастическая диплегия, задержка психоречевого развития). В невротическом статусе выявляется повышение мышечного тонуса по пирамидному типу, в большей степени в нижних конечностях, мышечная сила в руках снижена до 4-х баллов, в ногах - до 3-х баллов. Движения в конечностях ограничены из-за сгибательных конрактур локтевых и коленных суставах.
Проведенные занятия по заявленному способу с использованием 5-ти препятствий (колесо, тоннели жесткий и мягкий, слалом и барьеры) привели к улучшению состояния больного, что проявилось в большей заинтересованности к окружающему. Улучшился психо-эмоциональный фон, снизился мышечный тонус в конечностях, увеличился объем движения в них, уменьшились контрактуры в локтевых и коленных суставах, стал хорошо ходить с поддержкой. Нарушений в состоянии больного не отмечено.
Пример 4. Пациент К. - 12 лет. Диагноз - гиперактивность. Высокая утомляемость, трудности с концентрацией внимания, повышенная физическая активность и, как следствие, перевозбуждение нервной системы, неустойчивый ночной сон. Трудности в координации движения, повышенный мышечный тонус и внутричерепное давление.
Проведенные занятия по заявленному способу с использованием 11-ти препятствий (кроме А-рамы) привели к улучшению состояния пациента, что проявилось в большей заинтересованности к окружающему, улучшению понимания обращенной речи, стал понимать усложненные инструкции, снизился мышечный тонус в конечностях, наблюдается способность к планированию деятельности, улучшилась концентрация внимания, на 30% повысилась успеваемость в школе, стабилизировался ночной сон. Нарушений в состоянии пациента не отмечено.
Использование заявленного способа позволяет одновременно воздействовать на разные полушария мозга. Помимо улучшения моторной активности конечностей способ позволяет активизировать когнитивные процессы у пациента, улучшать речь, память, корректировать остроту зрения. Этот способ высокоэффективен, отличается простотой, не требует сложного специального оборудования и может быть использован в комплексном лечении людей с нарушениями функций, вызванных расстройством центральной нервной системы, в частности с детским церебральным параличом и гиперактивностью в различной степени выраженности двигательных расстройств.
Заявленный способ апробирован у пациентов, пораженных церебральным параличом и гиперактивностью, в тесном сотрудничестве врачей, психологов, педагогов, родителей и кинологов с собакой на базе Кинологического центра "Ордынцы" и может широко применяться без значительной перестройки имеющихся кинологических и реабилитационных центров.
Изобретение относится к медицине, в частности к реабилитации, и может быть использовано для коррекции состояния человека с нарушениями функций, вызванных растройством центральной нервной системы. Способ включает проведение двигательных и развивающих упражнений с собакой-компаньоном, направленных на восстановление задержанных рефлексов, двигательных функций, речи и интеллектуальной деятельности с использованием предметов для дрессировки и испытаний. При этом стимулируют активное воздействие человека на собаку-компаньона путем подачи команд жестами и/или словами, выполнение подаваемых им команд и повторение за собакой движений, развивающих ориентированный рефлекс и зрительно-моторные реакции. Упражнения проводят в течение 10-15 сеансов длительностью по 20-30 минут с повторением в течение года. Способ позволяет упростить процесс реабилитации путем объединения разрозненных упражнений в игровой и приближенный к реальным условиям жизни комплекс. 3 з.п. ф-лы.
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕРВНОЙ, МЫШЕЧНОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ БОЛЬНЫХ С НАРУШЕНИЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 1998 |
|
RU2179009C2 |
Программа "Лечебная кинология", {on-line, http://www.ordinci.ru/programs.php}, размещено на сайте 15.06.2003 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Псарня Буденного | |||
Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации | |||
М.: Медицина, 1995, с.123-138 | |||
Физическая реабилитация детей с нарушениями функций |
Авторы
Даты
2005-09-20—Публикация
2004-04-26—Подача