СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА Российский патент 2005 года по МПК A61B8/00 

Описание патента на изобретение RU2264788C2

Изобретение относится к области обучающей техники и направлено на развитие потенциальных возможностей человека, в частности его творческих способностей; способностей быстрочтения и восприятия информации, интуиции, сверхчувственного восприятия, физического оздоровления человека.

Развитие творческих способностей человека в этой связи - частный аспект общей задачи гармонизации личности и самосовершенствования человека.

Одно из традиционных направлений развития творческих возможностей человека - развивающие игры. Эти игры, как правило, носят коллективный характер, а условия игры таковы, что требуют от участников проявления тех или иных качеств, требующих присутствия творческого начала. К их числу, в частности, относятся спортивные и иные подвижные игры. Отдельную группу составляют настольные игры, где число участников ограничено 2-3 партнерами, а их правила более разнообразны и сложны и требуют в большинстве случаев интеллектуальных усилий.

Роднит все эти игры то, что они осуществляются под контролем органа зрения.

Самостоятельную категорию развивающих игр составляют так называемые деловые игры, когда группа участников, выполняющих ролевые функции, решает какие-либо ситуационные задачи, требующие логического осмысления и творческого подхода.

Прогресс науки и техники, в частности компьютерных технологий, привел к разработке и широкому использованию компьютерных игр, когда партнером становится компьютер. В этом случае игровая ситуация разворачивается на ограниченном в пространстве рабочем поле, и ее развитие контролируется органом зрения. Правила таких игр могут отличаться большим разнообразием, а успех достигается за счет тренировки органов чувств или развития интеллектуальных способностей игрока.

Необходимо отметить, что компьютерные игры имеют в первую очередь развлекательную основу, а имеющее место развитие определенных способностей игрока не является прямой и главной целью игры.

Особенно наглядно это проявляется, например в компьютерных вариантах карточных игр. Повышение мастерства игрока происходит лишь за счет накопления им практического опыта, исправления ранее допускаемых ошибок при систематическом обращении к игре. Эпизодические упражнения не могут иметь серьезного развивающего эффекта и служат лишь развлекательным моментом.

По этой причине правила таких игр не содержат каких-либо рекомендаций по совершенствованию тех или иных возможностей игрока, а сами игры в лучшем случае имеют 2-3 уровня сложности.

Целью настоящего изобретения является повышение эффективности развития творческих способностей человека, основанное на активизации его органов чувств и/или интеллекта.

Поставленная цель достигается в результате того, что обучаемому предлагают выполнение серий повторяющихся, нарастающих по сложности учебных упражнений, направленных на активизацию деятельности его органов чувств и/или интеллекта, которые состоят в состязательном с партнером, функции которого выполняет компьютер, решении ситуационных задач, моделируемых в ограниченном в пространстве рабочем поле, при этом обучаемый формирует согласованный с партнером образ рабочего поля мысленно, удерживает этот образ и поставленную ситуационную задачу в течение всего времени выполнения упражнения в памяти, а компьютер одновременно контролирует правильность решения задачи.

Технический результат, достигаемый в результате использования изобретения, состоит в объективизации оценки успешности решения поставленной задачи.

Существо предложенного способа состоит в следующем.

Предложенный способ развития творческих способностей человека предполагает состязательное взаимодействие обучаемого с партнером, функции которого выполняет компьютер, осуществляемое в диалоговом режиме и направленное на решение логических ситуационных задач.

Взаимодействие, направленное на решение предлагаемых задач, связано с необходимостью выполнения серии психофизиологических упражнений, активизирующих деятельность органов чувств и/или интеллекта.

Решение этих задач осуществляется в пределах ограниченного в пространстве рабочего поля, разделенного на зоны. Конфигурация и размеры рабочего поля согласовываются предварительно. Как правило, смысл этих ситуационных задач состоит в перемещениях в пределах рабочего поля маркера, осуществляемых по согласованным заранее правилам.

Главной отличительной особенностью предлагаемого способа является то, что рабочее поле не выводится на дисплей компьютера, и обучаемый в процессе выполнения всего задания должен удерживать в памяти образ этого рабочего поля.

В зависимости от того, какое качество обучаемого, составляющее его творческий потенциал, стремятся развить, устанавливают ситуационную задачу и правила ее решения.

Если, например, ставится задача развить зрительную память и пространственное воображение пациента, то ситуационная задача может сводиться к последовательным перемещениям в пределах рабочего поля некоего предмета - маркера, а ошибкой считается выход маркера за пределы рабочего поля.

В простейшем случае рабочее поле может представлять собой квадрат, разделенный на 9 равных зон, в произвольной зоне которого находится какой-либо маркер.

Обучаемый и компьютер поочередно и последовательно могут произвольно условно перемещать маркер по рабочему полю вверх, вниз, вправо или влево.

Правила перемещения маркера могут быть самыми разными: маркер может перемещаться на одно или несколько полей, ему можно разрешить перемещаться по диагонали и пр.

Обучаемый осуществляет перемещения маркера мысленно и указывает на перемещения маркера, вводя в компьютер условные символы, например, стрелки соответствующего направления.

О соответствующих перемещениях маркера, выполненных компьютером, также сообщается условными символами, высвечиваемыми на дисплее компьютера.

При этом на дисплее компьютера рабочее поле не воспроизводится, и ранее сделанные перемещения маркера не обозначаются.

Вывод маркера за пределы рабочего поля считается ошибкой.

В том случае, когда обучаемый при данных условиях выполнения упражнения достиг способности прочно удерживать в памяти рабочее поле и четко контролировать перемещения маркера, следует усложнить ситуационную задачу, например, изменив конфигурацию рабочего поля, его размеры, правила перемещения маркера и т.п.

Такие усложнения поставленной задачи производят тогда, когда обучаемый устойчиво перестает делать ошибки при выполнении предыдущего упражнения.

Безошибочность выполнения упражнения при данных условиях выполнения поставленной ситуационной задачи свидетельствует об определенном уровне зрительной памяти и пространственного воображения обучаемого. Уменьшение числа ошибок, совершаемых в процессе выполнения серий усложненных упражнений, свидетельствует о совершенствовании этих способностей обучаемого.

Если ставится задача развития зрения или слуха у обучаемого, например в части повышения способности органов зрения и слуха к дифференциации частотных сигналов, то предыдущая ситуационная задача корректируется таким образом, что о собственных перемещениях маркера компьютер сообщает посредством световых или звуковых сигналов.

Например, о перемещении маркера компьютером вправо будет сообщено появлением на дисплее красного квадрата, о перемещении влево - квадрата желтого цвета, о перемещении вверх - квадрата синего цвета, а о перемещении вниз - квадрата зеленого цвета.

Аналогичным образом о направлении перемещения маркера компьютером обучаемому может сообщаться подаваемыми компьютером оговоренными звуковыми сигналами определенных частот, амплитуд и тембров.

Отсутствие за разумный период времени ошибок со стороны обучаемого свидетельствуют о том, что при данной конфигурации и размерах рабочего поля обучаемый четко удерживает в памяти зрительный образ и хорошо ориентируется в пространстве, а также о том, что при данных частотных характеристиках сигналов компьютера дифференцирующая способность органа зрения или слуха достаточна для безошибочной оценки ситуации.

Тогда ситуационная задача последовательно усложняется за счет сближения частотных характеристик сигналов компьютера, обозначающих разные, например противоположные, направления перемещения маркера компьютером.

Переходя от одной серии упражнений к другой, все более сложной, обучаемый тренирует и совершенствует способность органов зрения и слуха дифференцировать частотные сигналы, одновременно развивая память на световые и звуковые сигналы.

В том случае, если обучаемый не смог правильно дифференцировать частотные световые или звуковые сигналы компьютера, то, следовательно, он не сможет правильно определить направление сделанного перемещения маркера компьютером, утратит контроль за истинным положением маркера и совершит ошибку.

Если ставится задача развить у обучаемого интуитивные способности, то ситуационная задача может состоять в необходимости предвидения перемещений маркера, совершаемых компьютером.

В простейшем случае компьютер дискретными шагами условно перемещает свой маркер по заранее согласованным правилам через рабочее поле оговоренной конфигурации и размеров, ограниченное в пространстве и разделенное на зоны, стремясь преодолеть его, а обучаемый стремится обнаружить местоположение маркера в рабочем поле.

Например, компьютер перемещает маркер, находящийся вне рабочего поля, на 1, 2 или 3 зоны рабочего поля, не сообщая о характере сделанного перемещения обучаемому. Обучаемый, в свою очередь, старается мысленно поместить свой воображаемый первый маркер в ту зону, где он ожидает нахождения маркера компьютера, и сообщает координаты своего маркера.

Изображение рабочего поля на дисплей компьютера не выводится, а о сделанных перемещениях своего маркера компьютер сообщает, например, появлением надписи "Ход сделан".

Если первая попытка обучаемого поместить свой маркер в зону нахождения маркера компьютера неудачна, то компьютер перемещает свой маркер из той зоны, где он находится, еще на 1,2 или n шагов вперед, не сообщая обучаемому о характере сделанных перемещений. Обучаемый делает еще одну попытку определить местонахождение маркера партнера, помещая свой второй воображаемый маркер в зону ожидаемого нахождения маркера компьютера.

Такие последовательные перемещения маркеров повторяются до попадания маркера обучаемого в зону нахождения маркера компьютера, до исчерпания у обучаемого согласованного количества маркеров или до выхода маркера компьютера за пределы рабочего поля.

В этих случаях компьютер выводит на дисплей изображение рабочего поля со всеми траекториями перемещений.

Главное принципиальное требование к программе перемещения собственного маркера компьютера - случайный выбор его перемещений при каждом ходе, т.е. отсутствие какой-либо постоянной тактики и стратегии, которые могут быть разгаданы или рассчитаны обучаемым.

Поскольку перемещения маркера, осуществляемые компьютером, произвольны и не подчиняются какой-либо системе, то вычислить возможное положение этого маркера логическим путем невозможно. Однако в процессе многократного выполнения подобных упражнений обучаемый приобретает способность с большей частотой определять местоположение маркера, перемещаемого компьютером. Это явление трудно объяснить иным, чем развитием у обучаемого интуитивных способностей.

Для развития у обучаемого других способностей, составляющих его творческий потенциал, может быть сформировано рабочее поле иного характера и установлены соответствующие специфические правила выполнения упражнений, направленных на решение ставящихся ситуационных задач.

Характерной чертой всех вариантов осуществления предложенного способа является то, что образ рабочего поля, в котором обучаемым выполняются соответствующие упражнения, формируется и удерживается им в памяти, а также то, что обучаемому предлагаются серии упражнений, условия выполнения которых постепенно усложняются. При этом усложнение правил выполнения упражнений идет в направлении, требующем необходимости активизации тех способностей обучаемого, которые требуют развития.

Предложенный способ дает возможность объективизировать оценку прогресса в развитии творческих способностей обучаемого, так как позволяет количественно судить о снижении числа ошибок по мере выполнения им серий специальных упражнений.

Похожие патенты RU2264788C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ КОРРЕКЦИИ АЛЕКСИТИМИИ И УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СПОРТСМЕНОВ 2009
  • Кутишенко Анна Валерьевна
  • Шадрина Ирина Владимировна
RU2429025C2
Способ развития эмоционального интеллекта ребенка 2016
  • Шиманская Виктория Александровна
RU2634635C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2021
  • Сухинин Михаил Вячеславович
  • Крайсман Жанна Викторовна
  • Лопаков Кирилл Владимирович
  • Петрова Анна Валерьевна
  • Пивоваров Александр Иванович
  • Суркова Елена Германовна
  • Тарасова Ирина Валерьевна
  • Федянина Анна Юрьевна
RU2769620C1
Учебный класс радиосвязи и телеграфной азбуки 2020
  • Карасик Наталия Яковлевна
  • Фалеев Сергей Павлович
RU2763923C2
СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА 2000
  • Гмыра С.Н.
  • Никитина Т.Б.
RU2178315C1
Интерактивный способ логопедической коррекции и профилактики речевых нарушений 2021
  • Андреев Дмитрий Олегович
  • Григорьев Игорь Ильич
RU2788132C1
КОМПЛЕКСНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ЗА СЧЕТ ВЫСВОБОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗМА 2019
  • Лукин Геннадий Николаевич
RU2730979C1
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА 1998
  • Шанина Г.Е.
RU2139025C1
СПОСОБ ПОСТАНОВКИ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА, СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕЗОНАНСНОМУ ПЕНИЮ, СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПОСОБНОСТИ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА К ФОРМИРОВАНИЮ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РЕЗОНАНСНОМУ ПЕНИЮ И ПОСТАНОВКИ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА 2006
  • Максимов Николай Иванович
RU2389080C9
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ 2008
  • Гидзинская Людмила Борисовна
RU2402821C2

Реферат патента 2005 года СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Изобретение относится к области медицины. Способ характеризуется тем, что обучаемому предлагают выполнение серий нарастающих по сложности учебных упражнений, направленных на активизацию его органов чувств и/или интеллекта, которые состоят в состязательном с партнером, функции которого выполняет компьютер, решении ситуационных задач, моделируемых в ограниченном в пространстве рабочем поле, при этом обучаемый формирует согласованный с партнером образ рабочего поля мысленно, удерживает этот образ и поставленную ситуационную задачу в течение всего времени выполнения упражнения в памяти, а компьютер одновременно контролирует правильность решения задачи. Изобретение позволяет повысить эффективность развития творческих способностей человека, основываясь на активизации его органов чувств.

Формула изобретения RU 2 264 788 C2

Способ развития творческих способностей человека, характеризующийся тем, что обучаемому предлагают выполнение серий нарастающих по сложности учебных упражнений, направленных на активизацию его органов чувств и/или интеллекта, которые состоят в состязательном с партнером, функции которого выполняет компьютер, решении ситуационных задач, моделируемых в ограниченном в пространстве рабочем поле, при этом обучаемый формирует согласованный с партнером образ рабочего поля мысленно, удерживает этот образ и поставленную ситуационную задачу в течение всего времени выполнения упражнения в памяти, а компьютер одновременно контролирует правильность решения задачи.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2264788C2

СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Яновская Н.Н.
RU2178204C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ИЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЛЕТНОГО И/ИЛИ ДИСПЕТЧЕРСКОГО СОСТАВА ВЕДЕНИЮ РАДИОПЕРЕГОВОРОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 1999
  • Климова Т.Б.
RU2175783C2
СПОСОБ НАПРАВЛЕННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА 1998
  • Кислов С.Н.
RU2196613C2
СПОСОБ КАРАЧАРОВОЙ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ 1995
  • Карачарова Л.М.
RU2065758C1
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА 1998
  • Шанина Г.Е.
RU2139025C1

RU 2 264 788 C2

Авторы

Рейнин Г.Р.

Даты

2005-11-27Публикация

2003-09-10Подача