Изобретение относится к области триботехнического материаловедения и смазке твердых тел, в частности к узлам, деталям машин и механизмов, работающих в условиях сухого, граничного и жидкостного трения, предназначенных для торцевых уплотнительных колец, подшипников скольжения и порошковых втулок тормозной рычажной передачи для локомотивов, вагонов, цистерн подвижного состава железных дорог и метрополитена.
Известно большое количество антифрикционных металлических, в том числе порошковых, материалов на основе меди, алюминия, железа и т.д. [1, 2, 3].
Эти материалы работоспособны в узлах трения или сравнительно невысоких температурах и удельных давлениях. При повышении температуры или нарушениях жидкостного трения работоспособность их резко ухудшается, что сопровождается увеличением коэффициента трения, схватыванием с материалом контртела и разрушением узла трения.
Повышения работоспособности и трибологических свойств узлов трения возможно достичь применением порошковых композиций на основе железа. Такие материалы, работающие как антифрикционные, самосмазывающиеся, взамен бронз, чугунов, низколегированных сталей, алюминиевых сплавов, применяются в порошковых втулках тормозной рычажной передачи для локомотивов, вагонов, цистерн и другого подвижного состава, железных дорог и метрополитена.
При этом должна быть обеспечена работоспособность втулок при:
- удельной нагрузке от 2500 до 10000 кН/см2,
- скорости скольжения от 0,1 до 4,0 м/сек,
- знакопеременной нагрузке от 25000 до 10000 кН, при скорости скольжения 0,02 м/сек,
- коэффициенте трения не более 0,1.
В процессе разработки предлагаемого изобретения было исследовано 20 композиций порошковых материалов на железной основе, содержащих до 30% молибдена, а также 5 композиций на основе порошковой меди с содержанием до 30% свинца и 10% олова.
Задачей настоящего изобретения является создание антифрикционного порошкового материала, обладающего свойствами, содержащего минимум или не содержащего дорогих, дефицитных, токсичных компонентов, не загрязняющих окружающую среду и не опасных для здоровья населения. Материал также должен обеспечивать безотходное массовое производство заготовок и деталей.
Решение этих проблем - создание антифрикционного порошкового материала на железной основе - достигается выбором соотношения таких компонентов, как медь, углерод, никель, сера, при следующем соотношении компонентов, мас.%: медь 0,3-3,0; углерод 0,04-3,0; никель 0,1-3,0; сера 0,5-2,0; железо остальное.
Наиболее лучшие результаты достигаются, если антифрикционный порошковый материал дополнительно содержит порошок молибдена или дисульфида молибдена в количестве 0,07-5,0 мас.%.
Указанные ингредиенты обеспечивают стабильные прочностные характеристики, износостойкость, малый коэффициент трения, отсутствие задиров и схватывания с материалом контртела в условиях граничной смазки или в отсутствие оной как в производстве, так и в условиях эксплуатации.
Основой предлагаемого антифрикционного материала является железо, входящее в состав порошков производства Российской Федерации марок:
ПЖРВ 2.200.24...30;
ПЖРВ 3.200.24...30;
ПЖРВ 4.200.24...30;
ПЖВ 2.160.24...30,
ПЖВ 3.160.24...30;
ПЖВ 4.160.24...30;
ПЖВ 5.160.24...30;
а также импортного производства фирм «Хоганес» - Швеция, «Манесманн» - Германия и других марок NC. 100.24, ANC 100.29 и смесей, готовых к прессованию.
Для обеспечения стабильных прочных характеристик, трибологических свойств антифрикционного порошкового материала на железной основе как в процессе безотходного массового производства, так и при эксплуатации он содержит медь, углерод, никель, серу компонентов, мас.%:
Медь 0,3-3,0
Углерод 0,04-3,0
Никель 0,1-3,0
Сера 0,2-2,0
Кроме того, материал дополнительно содержит порошок молибдена или дисульфида молибдена (MOS2) в количестве 0,07-5 мас.%.
Для получения порошкового антифрикционного материала на железной основе используют:
- порошок меди, восстановленный и распыленный марок ПМС-1, ПМС-2, ПМР, ПМР-1, ПМА, ПМС-К, ПМС-Н;
- порошок графита марок ГК-1, ГК-2, ГК-3;
- порошок никеля марок ПНК-ОТ1, ПНК-ОТ2, ПНК-УТЗ, ПНЭ-1;
- порошок серы молотой;
- порошок молибденовый;
- порошок дисульфида молибдена марок ДМИ-1, ДМИ-7;
- концентрат молибдена марок КМФ-1, КМФ-2, КМФ-3, КМФ-4, КМФ-5.
Полученную смесь прессуют при температуре окружающей среды и давлении от 4 до 7 т/см2. Брикеты загружают в печь с защитной атмосферой и температурой 1000...1200°С.
Вышеприведенное соотношение компонентов и технологический процесс изготовления порошковых деталей из антифрикционного материала на железной основе с введением меди, углерода, никеля, серы, молибдена или дисульфида молибдена позволяет получить временное сопротивление материала при растяжении не менее 196 МПа (20 кг/мм2), твердость не менее 90 НВ, пористость не более 20%, при микроструктуре - перлит, сульфиды, графит и поры (допускается феррит до 40%, цементит до 15%).
Микроструктура материала и его механические свойства обеспечивают работоспособность деталей (втулки тормозной рычажной передачи для локомотивов, вагонов, цистерн и другого подвижного состава железных дорог и метрополитена) в условиях самосмазывания при:
- удельных нагрузках от 2500 до 10000 кН/см2
- скоростях скольжения от 0,01 до 4,0 м/сек
- знакопеременных нагрузках от 25000 до 100000 кН при скорости скольжения 0,02 м/сек.
При этом коэффициент трения не превышает 0,08.
Использование втулок из порошка снижает уровень шума, возможность схватывания материалов пары трения и обеспечивает надежность и долговечность состава в широком диапазоне нагрузок и скоростей.
Источники информации
1. Шпагин А.И. Антифрикционные сплавы. М., Металлургиздат, 1956.
2. Н.М.Рудницкий. Материалы автотранспортных подшипников скольжения. М., Машиностроение, 1965.
3. Н.А.Буше. Подшипниковые сплавы для подвижного состава. М., Транспорт, 1967.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПЕЧЕННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ | 2013 |
|
RU2543121C2 |
ТОРМОЗНАЯ ШИНА ВАГОННОГО ЗАМЕДЛИТЕЛЯ И ПОРОШКОВЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА ДЛЯ ФРИКЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТОРМОЗНОЙ ШИНЫ | 2014 |
|
RU2554032C1 |
ПОРОШКОВЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ МЕДИ | 2009 |
|
RU2395602C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ | 1998 |
|
RU2128801C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ПОРОШКОВОЙ МЕДИ | 2014 |
|
RU2576740C1 |
СОЕДИНЕНИЕ СТРЕЛОЧНОЙ ГАРНИТУРЫ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВТУЛКИ СОЕДИНЕНИЯ | 2005 |
|
RU2400328C2 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТ УЗЛА ТРЕНИЯ | 2001 |
|
RU2201431C2 |
Металлокомпозитный фрикционный сплав на основе железа | 2016 |
|
RU2644488C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЕЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА | 1994 |
|
RU2068021C1 |
СПЕЧЕННЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА | 1995 |
|
RU2101380C1 |
Антифрикционный порошковый материал предназначен для торцевых уплотнительных колец, подшипников скольжения и порошковых втулок тормозной рычажной передачи для локомотивов, вагонов, цистерн подвижного состава железных дорог и метрополитена. Антифрикционный порошковый материал на железной основе содержит медь, углерод, никель, серу при следующем соотношении компонентов, мас.%: медь 0,3-3; углерод 0,04-3; никель 0,1-3; сера 0,2-2; железо остальное. Кроме того, антифрикционный порошковый материал может дополнительно содержать порошок молибдена или дисульфида молибдена в количестве 0,07-5,0 мас.%. Технический результат - использование втулок из порошка снижает уровень шума, возможность схватывания материалов пары трения и обеспечивает надежность и долговечность состава в широком диапазоне нагрузок и скоростей. 1 з.п. ф-лы.
Порошковый антифрикционный материал на основе железа | 1989 |
|
SU1671724A1 |
Антифрикционный порошковый материал на основе железа | 1989 |
|
SU1638196A1 |
ПОРОШКОВЫЙ КОРРОЗИОННО-СТОЙКИЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА | 1999 |
|
RU2170281C2 |
US 6245718 А, 06.12.2001 | |||
Вращающаяся печь | 1983 |
|
SU1158833A1 |
Авторы
Даты
2006-01-20—Публикация
2005-02-03—Подача