АНТИФРИКЦИОННЫЙ ПОРОШКОВЫЙ МАТЕРИАЛ Российский патент 2006 года по МПК F16N15/00 C22C33/02 

Описание патента на изобретение RU2268440C1

Изобретение относится к области триботехнического материаловедения и смазке твердых тел, в частности к узлам, деталям машин и механизмов, работающих в условиях сухого, граничного и жидкостного трения, предназначенных для торцевых уплотнительных колец, подшипников скольжения и порошковых втулок тормозной рычажной передачи для локомотивов, вагонов, цистерн подвижного состава железных дорог и метрополитена.

Известно большое количество антифрикционных металлических, в том числе порошковых, материалов на основе меди, алюминия, железа и т.д. [1, 2, 3].

Эти материалы работоспособны в узлах трения или сравнительно невысоких температурах и удельных давлениях. При повышении температуры или нарушениях жидкостного трения работоспособность их резко ухудшается, что сопровождается увеличением коэффициента трения, схватыванием с материалом контртела и разрушением узла трения.

Повышения работоспособности и трибологических свойств узлов трения возможно достичь применением порошковых композиций на основе железа. Такие материалы, работающие как антифрикционные, самосмазывающиеся, взамен бронз, чугунов, низколегированных сталей, алюминиевых сплавов, применяются в порошковых втулках тормозной рычажной передачи для локомотивов, вагонов, цистерн и другого подвижного состава, железных дорог и метрополитена.

При этом должна быть обеспечена работоспособность втулок при:

- удельной нагрузке от 2500 до 10000 кН/см2,

- скорости скольжения от 0,1 до 4,0 м/сек,

- знакопеременной нагрузке от 25000 до 10000 кН, при скорости скольжения 0,02 м/сек,

- коэффициенте трения не более 0,1.

В процессе разработки предлагаемого изобретения было исследовано 20 композиций порошковых материалов на железной основе, содержащих до 30% молибдена, а также 5 композиций на основе порошковой меди с содержанием до 30% свинца и 10% олова.

Задачей настоящего изобретения является создание антифрикционного порошкового материала, обладающего свойствами, содержащего минимум или не содержащего дорогих, дефицитных, токсичных компонентов, не загрязняющих окружающую среду и не опасных для здоровья населения. Материал также должен обеспечивать безотходное массовое производство заготовок и деталей.

Решение этих проблем - создание антифрикционного порошкового материала на железной основе - достигается выбором соотношения таких компонентов, как медь, углерод, никель, сера, при следующем соотношении компонентов, мас.%: медь 0,3-3,0; углерод 0,04-3,0; никель 0,1-3,0; сера 0,5-2,0; железо остальное.

Наиболее лучшие результаты достигаются, если антифрикционный порошковый материал дополнительно содержит порошок молибдена или дисульфида молибдена в количестве 0,07-5,0 мас.%.

Указанные ингредиенты обеспечивают стабильные прочностные характеристики, износостойкость, малый коэффициент трения, отсутствие задиров и схватывания с материалом контртела в условиях граничной смазки или в отсутствие оной как в производстве, так и в условиях эксплуатации.

Основой предлагаемого антифрикционного материала является железо, входящее в состав порошков производства Российской Федерации марок:

ПЖРВ 2.200.24...30;

ПЖРВ 3.200.24...30;

ПЖРВ 4.200.24...30;

ПЖВ 2.160.24...30,

ПЖВ 3.160.24...30;

ПЖВ 4.160.24...30;

ПЖВ 5.160.24...30;

а также импортного производства фирм «Хоганес» - Швеция, «Манесманн» - Германия и других марок NC. 100.24, ANC 100.29 и смесей, готовых к прессованию.

Для обеспечения стабильных прочных характеристик, трибологических свойств антифрикционного порошкового материала на железной основе как в процессе безотходного массового производства, так и при эксплуатации он содержит медь, углерод, никель, серу компонентов, мас.%:

Медь 0,3-3,0

Углерод 0,04-3,0

Никель 0,1-3,0

Сера 0,2-2,0

Кроме того, материал дополнительно содержит порошок молибдена или дисульфида молибдена (MOS2) в количестве 0,07-5 мас.%.

Для получения порошкового антифрикционного материала на железной основе используют:

- порошок меди, восстановленный и распыленный марок ПМС-1, ПМС-2, ПМР, ПМР-1, ПМА, ПМС-К, ПМС-Н;

- порошок графита марок ГК-1, ГК-2, ГК-3;

- порошок никеля марок ПНК-ОТ1, ПНК-ОТ2, ПНК-УТЗ, ПНЭ-1;

- порошок серы молотой;

- порошок молибденовый;

- порошок дисульфида молибдена марок ДМИ-1, ДМИ-7;

- концентрат молибдена марок КМФ-1, КМФ-2, КМФ-3, КМФ-4, КМФ-5.

Полученную смесь прессуют при температуре окружающей среды и давлении от 4 до 7 т/см2. Брикеты загружают в печь с защитной атмосферой и температурой 1000...1200°С.

Вышеприведенное соотношение компонентов и технологический процесс изготовления порошковых деталей из антифрикционного материала на железной основе с введением меди, углерода, никеля, серы, молибдена или дисульфида молибдена позволяет получить временное сопротивление материала при растяжении не менее 196 МПа (20 кг/мм2), твердость не менее 90 НВ, пористость не более 20%, при микроструктуре - перлит, сульфиды, графит и поры (допускается феррит до 40%, цементит до 15%).

Микроструктура материала и его механические свойства обеспечивают работоспособность деталей (втулки тормозной рычажной передачи для локомотивов, вагонов, цистерн и другого подвижного состава железных дорог и метрополитена) в условиях самосмазывания при:

- удельных нагрузках от 2500 до 10000 кН/см2

- скоростях скольжения от 0,01 до 4,0 м/сек

- знакопеременных нагрузках от 25000 до 100000 кН при скорости скольжения 0,02 м/сек.

При этом коэффициент трения не превышает 0,08.

Использование втулок из порошка снижает уровень шума, возможность схватывания материалов пары трения и обеспечивает надежность и долговечность состава в широком диапазоне нагрузок и скоростей.

Источники информации

1. Шпагин А.И. Антифрикционные сплавы. М., Металлургиздат, 1956.

2. Н.М.Рудницкий. Материалы автотранспортных подшипников скольжения. М., Машиностроение, 1965.

3. Н.А.Буше. Подшипниковые сплавы для подвижного состава. М., Транспорт, 1967.

Похожие патенты RU2268440C1

название год авторы номер документа
СПЕЧЕННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ 2013
  • Абинов Анатолий Георгиевич
  • Войнов Кирилл Николаевич
  • Калинин Юрий Григорьевич
  • Краутман Константин Рудольфович
  • Парсегов Сергей Владимирович
  • Пономарёв Андрей Николаевич
RU2543121C2
ТОРМОЗНАЯ ШИНА ВАГОННОГО ЗАМЕДЛИТЕЛЯ И ПОРОШКОВЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА ДЛЯ ФРИКЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТОРМОЗНОЙ ШИНЫ 2014
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Штанов Олег Викторович
  • Паладин Николай Михайлович
  • Флянтикова Татьяна Евгеньевна
RU2554032C1
ПОРОШКОВЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ МЕДИ 2009
  • Годлевский Владимир Александрович
  • Манерцев Андрей Александрович
  • Замятина Надежда Ивановна
  • Бойцова Вера Вячеславовна
RU2395602C1
АНТИФРИКЦИОННЫЙ УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ 1998
  • Рассадин Ю.А.
  • Жулин А.Н.
  • Шмаков А.И.
  • Буковский А.А.
RU2128801C1
АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ПОРОШКОВОЙ МЕДИ 2014
  • Шалунов Евгений Петрович
  • Смирнов Валентин Михайлович
  • Урянский Илья Павлович
RU2576740C1
СОЕДИНЕНИЕ СТРЕЛОЧНОЙ ГАРНИТУРЫ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВТУЛКИ СОЕДИНЕНИЯ 2005
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Минаков Евгений Юрьевич
  • Штанов Олег Викторович
  • Васин Валерий Викторович
  • Емельянов Евгений Николаевич
RU2400328C2
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТ УЗЛА ТРЕНИЯ 2001
  • Романов Сергей Михайлович
  • Романов Дмитрий Сергеевич
RU2201431C2
Металлокомпозитный фрикционный сплав на основе железа 2016
  • Габец Александр Валерьевич
RU2644488C1
АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЕЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА 1994
  • Федоров Андрей Владимирович
  • Гончаров Виктор Георгиевич
  • Муравьев Василий Илларионович
  • Мельничук Александр Федорович
RU2068021C1
СПЕЧЕННЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА 1995
  • Колубаев А.В.
  • Кочепасов И.И.
  • Кузьмиченко В.М.
  • Сизова О.В.
  • Тарасов С.Ю.
  • Фадин В.В.
RU2101380C1

Реферат патента 2006 года АНТИФРИКЦИОННЫЙ ПОРОШКОВЫЙ МАТЕРИАЛ

Антифрикционный порошковый материал предназначен для торцевых уплотнительных колец, подшипников скольжения и порошковых втулок тормозной рычажной передачи для локомотивов, вагонов, цистерн подвижного состава железных дорог и метрополитена. Антифрикционный порошковый материал на железной основе содержит медь, углерод, никель, серу при следующем соотношении компонентов, мас.%: медь 0,3-3; углерод 0,04-3; никель 0,1-3; сера 0,2-2; железо остальное. Кроме того, антифрикционный порошковый материал может дополнительно содержать порошок молибдена или дисульфида молибдена в количестве 0,07-5,0 мас.%. Технический результат - использование втулок из порошка снижает уровень шума, возможность схватывания материалов пары трения и обеспечивает надежность и долговечность состава в широком диапазоне нагрузок и скоростей. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 268 440 C1

1. Антифрикционный порошковый материал на железной основе, отличающийся тем, что содержит медь, углерод, никель, серу при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Медь0,3-3Углерод0,04-3Никель0,1-3Сера0,2-2ЖелезоОстальное

2. Антифрикционный порошковый материал по п.1, отличающийся тем, что дополнительно содержит порошок молибдена или дисульфида молибдена в количестве 0,07-5,0 мас.%.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2268440C1

Порошковый антифрикционный материал на основе железа 1989
  • Гилевич Игорь Борисович
  • Макаров Владимир Карпович
SU1671724A1
Антифрикционный порошковый материал на основе железа 1989
  • Залазинский Георгий Георгиевич
  • Щенникова Татьяна Леонидовна
  • Пумпянская Тамара Ароновна
  • Соколова Наталья Ивановна
  • Трофимов Владимир Иванович
  • Никитенко Михаил Иванович
  • Осипов Вадим Вениаминович
SU1638196A1
ПОРОШКОВЫЙ КОРРОЗИОННО-СТОЙКИЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА 1999
  • Бошин С.Н.
  • Гусев В.А.
  • Бошин С.В.
  • Шорохов С.А.
RU2170281C2
US 6245718 А, 06.12.2001
Вращающаяся печь 1983
  • Миловидов Борис Андреевич
SU1158833A1

RU 2 268 440 C1

Авторы

Жулин Анатолий Николаевич

Гай Андрей Владимирович

Рассадин Михаил Юрьевич

Даты

2006-01-20Публикация

2005-02-03Подача