СПОСОБ ДЕМОНТАЖА ДЕТАЛИ ТИПА ШЕСТЕРНИ Российский патент 2006 года по МПК B23P19/27 

Описание патента на изобретение RU2269403C1

Изобретение относится к области машиностроения, в частности для облегчения разборки запрессованных изделий, и может быть использовано в ремонтном производстве при невозможности демонтажа "приваренных трением" деталей из труднодоступных мест.

Известен способ демонтажа детали типа шестерни с вала, включающий захват детали и приложение осевого усилия (см. а.с. СССР №544531, кл. В 23 Р 19/02, опубл. в бюл. №4 за 1977 год).

Известен также способ демонтажа детали типа шестерни с вала, включающий захват детали и приложение осевого усилия посредством тяг, связанных с противоположного относительно демонтируемой детали конца плитой, и, например, гидроцилиндра, шток которого взаимодействует с торцом вала (см. а.с. СССР №210763, кл. В 23 Р 19/027, опубл. 04.06.1968).

Однако известные способы демонтажа не позволяют снять деталь типа шестерни с вала, если за нее нет возможности зацепиться (находится в труднодоступном месте), и она так прочно сидит на валу (сварка трением), что имеющиеся на ней технологические отверстия для съема (демонтажа) не обеспечивают по прочности усилия съемника.

В основу заявляемого изобретения положена техническая задача: создать способ демонтажа детали типа шестерни, который позволил бы осуществить разборку запрессованных, "приваренных трением" деталей из труднодоступных мест.

Техническим результатом заявляемого изобретения является расширение технологических возможностей путем обеспечения увеличения осевого усилия съема.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе демонтажа детали типа шестерни с вала, включающем захват детали и приложение осевого усилия посредством тяг, связанных с противоположного относительно демонтируемой детали конца плитой, и, например, гидроцилиндра, шток которого взаимодействует с торцом вала, используют, по меньшей мере, две тяги, каждая из которых из которых выполнена с эксцентричной канавкой и оснащена закладным элементом в виде серповидной в поперечном сечении полувтулки, тяги устанавливают в отверстия демонтируемой детали с возможностью зацепления уступом, образованным эксцентричной канавкой, с недоступной торцовой поверхностью демонтируемой детали, между стенкой отверстия демонтируемой детали и каждой тягой размещают серповидную в поперечном сечении полувтулку, а гидроцилиндр упирают в плиту, при этом выдерживают соотношения:

D1≤D2, b≥H, e=h,

где D1 - наружный диаметр тяги;

D2 - диаметр отверстия демонтируемой детали;

b - ширина эксцентричной канавки;

Н - толщина демонтируемой детали;

е - эксцентриситет канавки относительно оси тяги;

h - максимальная толщина серповидной полувтулки.

Кроме того, при демонтаже шестерни с отверстиями, предназначенными, например, для облегчения, тяги и закладные элементы могут быть установлены в упомянутые отверстия.

На фиг.1 представлен схемно-конструктивный вариант реализации предлагаемого способа; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1.

Способ осуществляется следующим образом.

Шестерня 1 прочно сидит на валу 2. Технологические отверстия для демонтажа на ступице шестерни 1 не обеспечивают необходимого для ее съема усилия. Демонтаж шестерни 1 с вала 2 осуществляют заявляемым способом, который включает захват демонтируемой шестерни 1 и приложение осевого усилия. Осевое усилие прикладывают посредством тяг 3, связанных с противоположного относительно демонтируемой шестерни 1 конца плитой 4, и гидроцилиндра 5, шток 6 которого взаимодействует с торцом вала 2. Способ предусматривает использование, по меньшей мере, двух тяг 3. Каждую тягу 3 выполняют с эксцентричной канавкой 7 и оснащают закладным элементом 8 в виде серповидной в поперечном сечении полувтулки. Тяги 3 устанавливают в отверстия 9 демонтируемой шестерни 1 с возможностью зацепления уступом, образованным эксцентричной канавкой 7, с недоступной торцовой поверхностью 10 демонтируемой шестерни 1. Между стенкой отверстия 9 демонтируемой шестерни 1 и каждой тягой 3 размещают серповидную в поперечном сечении полувтулку 8. Гидроцилиндр 5 упирают в плиту 4. При этом выдерживают соотношения: D1≤D2, b≥H, e=h, где D1 - наружный диаметр тяги; D2 - диаметр отверстия демонтируемой шестерни; b - ширина эксцентричной канавки; Н - толщина демонтируемой шестерни; е - эксцентриситет канавки относительно оси тяги; h - максимальная толщина серповидной полувтулки.

Причем при демонтаже шестерни 1 с отверстиями 9, предназначенными для облегчения, тяги 3 и закладные элементы 8 устанавливают в упомянутые отверстия 9.

Пример. Способ был апробирован на автоматической линии продольного роспуска рулонной стали фирмы "Soenen", Бельгия, где в узле "Наматывающее устройство" шестерня, приводящая вал этого устройства в действие через бесшпоночное соединение и расположенная в нише станины, не поддалась демонтажу с целью замены подшипников вала. Демонтировать шестерню вместе с валом оказалось конструктивно невозможным. Тяги с резьбой М36, завернутые в технологические отверстия на ступице шестерни, при достижении усилия съема 60 т разрушились. Причиной явилось ослабление бесшпоночного соединения, проворот шестерни относительно вала и, как результат, сварка трением шестерни и вала. Для достижения осевого усилия, превышающего усилие сварки трением, были использованы тяги ⊘64 мм, которые были заведены в отверстия ⊘65 мм диска шестерни. Расстояние в нише от диска до стенки станины 20 мм оказалось достаточным, чтобы зацепиться тягами за недоступную торцовую поверхность диска шестерни через отверстия ⊘65 мм диска. Расстояние от зубчатого венца шестерни до станины в нише составило 3 мм. В четыре отверстия диска шестерни установили четыре тяги с четырьмя серповидными полувтулками. Все тяги с противоположного конца были связаны общей плитой, в которую был оперт гидроцилиндр, шток которого, взаимодействуя с торцом вала, при подаче гидравлического давления надавил на вал, и при достижении осевого усилия примерно 150 т произошел сдвиг шестерни относительно вала. При разборке четко просматривался приваренный участок шириной 10 мм и длиной 175 мм, который вырвало с посадочной поверхности шестерни и который остался на валу.

Таким образом, заявляемый способ демонтажа позволяет разбирать запрессованные изделия при невозможности демонтажа "приваренных трением" деталей из труднодоступных мест, что расширяет его технологические возможности путем обеспечения увеличения осевого усилия съема.

Похожие патенты RU2269403C1

название год авторы номер документа
Безрезьбовое соединение 1988
  • Шамазов Ирек Каримович
SU1539403A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСЕВОЙ ФИКСАЦИИ 1991
  • Леменков В.Я.
RU2021549C1
Съемник гидравлический для демонтажа наружных или внутренних втулок балансиров из корпуса, выполненных по прессовой посадке 2015
  • Петрованов Сергей Николаевич
  • Катренко Евгений Сергеевич
  • Алабут Владимир Георгиевич
RU2606687C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СТУПИЦЫ С ФЛАНЦЕМ 1997
  • Богатырев Сергей Аркадьевич
  • Демченко Юрий Алексеевич
  • Колетурин Евгений Федорович
  • Купин Иван Васильевич
  • Рудник Феликс Яковлевич
  • Серебряков Владимир Петрович
RU2115532C1
ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 1999
  • Белоусов Н.И.
RU2162548C1
Съемник 1983
  • Филатов Владимир Сергеевич
SU1105302A1
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ СЪЕМНИК 1996
  • Мясников Б.Н.
  • Ларионов Ю.В.
RU2130376C1
Съемник 1988
  • Довгалев Николай Владимирович
SU1597264A1
Гидравлический съемник 1983
  • Ларионов Юрий Валентинович
  • Киров Александр Васильевич
SU1088925A1
Профилегибочный стан 1981
  • Тришевский Игорь Стефанович
  • Игнатенко Анатолий Павлович
  • Юрченко Анатолий Борисович
  • Босый Владимир Николаевич
  • Руденко Анатолий Александрович
  • Хейфец Григорий Рувимович
  • Булгаков Евгений Григорьевич
SU988407A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 269 403 C1

Реферат патента 2006 года СПОСОБ ДЕМОНТАЖА ДЕТАЛИ ТИПА ШЕСТЕРНИ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для демонтажа запрессованных изделий с вала. Способ включает захват демонтируемой детали и приложение осевого усилия посредством по меньшей мере двух тяг и, например, гидроцилиндра. Шток гидроцилиндра взаимодействует с торцом вала. Тяги связаны с противоположного относительно демонтируемой детали конца плитой. Каждая из тяг выполнена с эксцентричной канавкой. Тяги устанавливают в отверстия демонтируемой детали с возможностью зацепления уступом, образованным эксцентричной канавкой. Между стенкой отверстия демонтируемой детали и каждой тягой размещают серповидную в поперечном сечении полувтулку. Гидроцилиндр упирают в плиту, при этом выдерживают соотношение: D1≤D2, b≥H, e=h, где D1 - наружный диаметр тяги; D2 - диаметр отверстия демонтируемой детали; b - ширина эксцентричной канавки; Н - толщина демонтируемой детали; е - эксцентриситет канавки относительно оси тяги; h - максимальная толщина серповидной полувтулки. В результате обеспечивается расширение технологических возможностей. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 269 403 C1

1. Способ демонтажа детали типа шестерни с вала, включающий захват детали и приложение осевого усилия посредством тяг, связанных с противоположного относительно демонтируемой детали конца плитой, и, например, гидроцилиндра, шток которого взаимодействует с торцом вала, отличающийся тем, что используют, по меньшей мере, две тяги, каждая из которых выполнена с эксцентричной канавкой и оснащена закладным элементом в виде серповидной в поперечном сечении полувтулки, тяги устанавливают в отверстия демонтируемой детали с возможностью зацепления уступом, образованным эксцентричной канавкой, с недоступной торцевой поверхностью демонтируемой детали, между стенкой отверстия демонтируемой детали и каждой тягой размещают серповидную в поперечном сечении полувтулку, а гидроцилиндр упирают в плиту, при этом выдерживают соотношения

D1≤D2, b≥H, e=h,

где D1 - наружный диаметр тяги;

D2 - диаметр отверстия демонтируемой детали;

b - ширина эксцентричной канавки;

Н - толщина демонтируемой детали;

е - эксцентриситет канавки относительно оси тяги;

h - максимальная толщина серповидной полувтулки.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при демонтаже шестерни с отверстиями, предназначенными, например, для облегчения, тяги и закладные элементы устанавливают в упомянутые отверстия.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2269403C1

ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ СЪЕМНИК 0
SU210763A1
Устройство для демонтажа прессовых соединений 1981
  • Дюжник Сергей Федорович
  • Ганжа Виктор Никитович
  • Недайборщ Анатолий Михайлович
SU979072A1
Способ монтажа и демонтажа ступиц колес 1975
  • Михайлов Михаил Никифорович
  • Моргун Станислав Михайлович
SU544531A1
Съемник для деталей 1981
  • Шмаков Владимир Анисифорович
  • Арбатский Александр Александрович
SU963791A1
US 3748718 A, 31.07.1973
US 3739452 A, 19.06.1973.

RU 2 269 403 C1

Авторы

Коломенский Лев Николаевич

Даты

2006-02-10Публикация

2004-09-14Подача